Основание Каффы. В византийской хронике Никифора Григоры основание Каффы приурочено к 1226 году. Однако французский историк М. Балар считает эту дату маловероятной и обращает внимание на следующие факты: к 1268 году генуэзцы утверждаются в Пере (квартал Константинополя); первое упоминание об аспрах - монетах, которыми расплачивались в Каффе, - относится к 1276 году.
Каффа могла быть основана между 1268 и 1275 годами, причём более вероятен 1275 год (нотариус Федерико Пьяцалунга, работавший в Солдайе в 1274 году, не упоминает о Каффе Фактория начинает довольно быстро расти. В 1281 году впервые упоминается её консул - глава городского управления. После 1285 года упоминание Каффы в нотариальных генуэзских актах становится частым.
На раннем этапе. В документах конца 13-го века генуэзского нотариуса Ламберто ди Самбучетто Каффа предстаёт небольшим городом, обнесённым рвом и валом с деревянным частоколом и делящимся на кварталы (контрадо), в которых мирно сосуществовали представители различных народов (так, один дом делили между собой грек Никитас Тана и сириец Михаил, епископ Солдайи и генуэзец Лучино дель Орто).
Из поражения 1308 года были сделаны надлежащие выводы. В 1313 году в Генуе создаётся коллегия для управления делами торговых поселений в Северном Причерноморье. В 1316 году принимается план восстановления Каффы, предусматривавший строительство каменной крепости и разделение города на две зоны: территорию, окружённую крепостной стеной - цитадель, и территорию за её пределами, но входившую в границы города. При этом запрещалось застраивать то пространство в городе, которое прилегало к дороге на Солхат.
Территория внутри крепости разделялась на участки, предназначавшиеся для продажи гражданам Генуи, на них хозяева строили дома. Участки за крепостными стенами предполагалось сдавать в аренду под застройку представителям иных этнических общин, за что они должны были вносить арендную плату в городскую казну. Население города было многонациональным, и городские власти, видимо, на случай конфликта решили отделить каменными стенами крепости колонистов из Западной Европы от представителей восточных общин.
Генуэзцы и выходцы из Западной Европы не составляли большинства населений Каффы, но именно они доминировали в торговой и политической жизни колонии. Второй этнический массив - греки. Они прибывали в Каффу из Константинополя, южно-причерноморских городов (Трапезунда, Синопы) и крымских селений. Сферой их деятельности являлись ремесло и внутренняя торговля. Ко второй половине 15 века значительную часть городского населения составляли армяне - переселенцы из Великой Армении, Киликии, Золотой Орды. Их роль была велика в городском ремесле и возведении каменных строений.
Жившие в основном на западной городской окраине татары и турки занимались ремеслом. В Каффе сидел представитель золотоордынского хана - тудун. Другие менее значительные этнические группы представлены иудеями (раввинистами и караимами), сирийцами, грузинами, русскими, черкесами, болгарами. В первой половине 14-го века население города росло за счёт новых переселенцев. Началось освоение территории к югу и западу от крепости. Городская территория подразделялась на кварталы, которые группировались вокруг культовых построек и имели ярко выраженную этническую доминанту - латинскую, греческую, армянскую, еврейскую, тюркскую.
Резиденция консула, капелла генуэзцев, церковь св. Франциска, больница св. Иоанна - основные общественные здания того времени. В 1308 году, после осады города войсками золотоордынского хана Тохты, Каффу оставили её жители. После смерти Тохты, 9 августа 1312 года коммуна Генуи отправила посольство к его преемнику - хану Узбеку, и оно смогло добиться разрешения на восстановление города. В дальнейшем генуэзские официальные лица поддерживали мирные отношения с правителями Золотой Орды.
С известной долей осторожности топографию Каффы в первой половине 14-го века можно представить следующим образом. Кварталы цитадели имели чёткую планировку и единое архитектурное решение. Основные улицы начинались у крепостных ворот. Постройки занимали вершину Карантинного холма, северо-западный и северо-восточный (приморский) его склоны, а также ровное пространство на северо-западе от холма.
Улицы на вершине и склонах холма были спланированы в соответствии с его рельефом. Равнинный участок покрывала сеть прямых продольных и поперечных улиц. Роль архитектурной доминанты на этом участке выполнял дворец коммуны генуэзских граждан Каффы и прилегающая к нему площадь. В городе за стенами цитадели кварталы имели иррегулярную планировку.
Впрочем, беспорядочная сеть их улиц была связана с воротами цитадели и незастроенным пространством у дороги на Солхат. Регулярная застройка цитадели и хаотичная застройка за её пределами, по всей вероятности, - следствие воплощения в жизнь плана восстановления города 1316 года, предусматривавшего отделение генуэзцев от представителей других общин городского населения.
Около 1389 года завершилось строительство крепостных сооружений внешнего оборонительного кольца, обращённых в сторону суши, о чём свидетельствует закладная плита так называемой башни св. Константина. Площадь вновь укреплённой городской территории выросла в восемь раз и составила около 82 гектаров.
Строительство новой оборонительной стены изменяет внешний облик города. Теперь он состоит из трёх частей. Цивитас - собственно город, городские кварталы, располагавшиеся внутри цитадели (так, по-видимому, обозначали первые городские кварталы, которые стали ядром нового растущего города, или, как бы мы сегодня сказали, историческим центром. И в наши дни не редкость услышать: "были в городе", "ходили в город", что означает визит горожан в центр города).
Бурги - городские кварталы, находившиеся в пределах внешнего оборонительного кольца. Антибурги - территория жилой застройки за пределами крепостных стен. Эта схема, сложившаяся к концу 14-го столетия, просуществовала вплоть до присоединения Крыма к России.
Несколько изменился облик "бурга". Незастроенное пространство по направлению в Солхат со временем со всех сторон оказалось окружённым жилыми домами и превратилось в центральную рыночную площадь. Она имела прямоугольную форму, занимала территорию в 4,6 гектара и начиналась сразу от северо-западной оборонительной стены цитадели.
Общая площадь городских предместий - антибургов - составляла 43,4 гектара. Застройка кварталов антибургов (как и бургов) складывалась стихийно, что было связано и с особенностями рельефа местности, и с постоянным притоком нового населения, заселявшего свободные территории, но нельзя сбрасывать со счетов и факт воплощения в жизнь норм плана восстановления города (генуэзская администрация не заботилась о правильной планировке городских окраин). Антибург также складывался под влиянием дорог на Солхат, Судак, Боспор, вдоль которых и расположились его первые кварталы.
За пределами крепостных стен городской пейзаж дополняли два армянских монастыря, пять армянских церквей и греческая церковь, располагавшиеся на северо-восточном и восточном склонах холма Митридат, а также на северо-западном склоне гористого мыса св. Ильи. До наших дней сохранил свою планировку участок улицы протяжённостью около 160 метров от армянской церкви св. Архангелов Гавриила и Михаила до храма Св. Сергия.
К 70-м годам 18-го века, то есть ко времени прихода русских войск, общая площадь территории Каффы составляла 125,4 гектара. Внутренняя жизнь города подчинялась довольно строгому распорядку. Жители должны были придерживаться определённых правил, например, закрывать ворота и двери домов и гасить свет в 9 часов вечера (зимой - в 8 часов), после ударов колокола, соблюдать чистоту улиц и прочее.
Крепостные сооружения Каффы
Крепость во времена генуэзцев состояла из цитадели, насчитывавшей 16 башен, шесть ворот, две калитки и 15 куртин (куртина - участок стены); внешнего оборонительного кольца, включавшего 34 башни, пять ворот и 34 куртины; внешней оборонительной линии с 24 барбаканами (барбакан - округлый выступ во внешнюю сторону на стыках куртины, под башнями либо возле ворот), четырьмя воротами, 27 куртинами и крепостным рвом.
Первый период крепостного строительства приходится на время от возникновения колонии в 70-х годах 13-го века до 1380 года, когда город был сожжён и разрушен ордынцами. По свидетельству византийского историка Никифора Григоры, первоначально Каффа была окружена рвом и земляным валом с деревянным палисадом. Второй период - 1316-1382 годы. В 1316 году, после возвращения генуэзской коммуны в Каффу, принимается план восстановления города. В 1340-1352 годах возводится каменная крепость.
Цитадель охватывала всю площадь современного Карантинного холма, а также пространство южнее холма у моря. Общая длина крепостных стен составила около 1440 м, средняя высота стен - 13 м, башен - 20 м. Площадь территории, защищённой стенами, - 11,3 га. В крепостной стене имелись две калитки, расположенные в куртинах восточного и приморского фасадов. Количество куртин - 15. Средняя протяжённость семи куртин западного фасада - около 31 метра, трёх куртин восточного фасада - около 92 м, двух куртин юго-восточного фасада - около 275 м, трёх куртин морского фасада - около 172 м.
Очевидно, строители считали западный участок наиболее опасным и усилили его более основательно (на это косвенно указывает и запрет застраивать пространство вдоль дороги на Солхат - мера, скорее всего, необходимая для облегчения защиты от золотоордынских нападений). Расстояние между башнями увеличивается на восточном участке, где целесообразно было максимально использовать крутой рельеф Карантинного холма, который обеспечивал обороняющимся преимущество при обстреле противника. Слабее всего был укреплён приморский участок. Возможно, здесь колониальная администрация больше рассчитывала на военный флот, чем на фортификационные сооружения.
Нам известны названия семи башен (Бизаньо, св. Антония, Криско, Стагнонум, Клемента 6-го, Станталис, св. Марии), восьми ворот (Бизаньо, Криско, св. Антония, Стагнонум, св. Николая, св. Георгия, св. Андрея, Армянские) и четырёх надвратных башен (Бизаньо, Христа, св. Антония, Стагнонум). Башни использовались не только для военных нужд. Так, на башне Христа, находились городские часы (сторожа звонили, возвещая об открытии и закрытии городских ворот), в башне Станталис хранилось оружие, в башне св. Антония располагался архив, в башне Стагнонум концентрировались общественные запасы зерна. До наших дней от цитадели уцелели две башни, ворота, калитка и несколько куртин.
Во второй половине 14-го века укрепляется городская территория площадью около 82 га. Внешнее крепостное кольцо длиной около 5240 м (с учётом 600 м берегового участка цитадели) защищало приморскую часть города и опоясывало город со стороны суши. Средняя высота стен - 10 м, башен - 17,5 м. Общее число куртин - 34, башен - 34. Лучше всего был укреплён западный участок (наиболее опасное место при нападениях татар), где башни удалены друг от друга в среднем на 108 м.
Жители Каффы сочли нужным сильнее укрепить ещё и приморский участок: здесь среднее расстояние между башнями составило 116 м, а на отдельных участках - 56 м. Это, на наш взгляд, свидетельствует об увеличении военной опасности городу, связанной с активными действиями турецкого морского флота. Слабее всего был укреплён юго-восточный участок внешнего оборонительного кольца, где расстояние между башнями составляло в среднем 160 м. До наших дней от внешнего оборонительного кольца сохранились две башни и четыре куртины.
Третий период строительства - 1383-1475 годы. Сооружение третьей крепостной линии (протяжённостью 3200 м) и рва было направлено на усиление внешнего оборонительного кольца. Средняя высота её стен - 5 м. Количество барбаканов - 24. До наших дней от крепостных объектов этой линии уцелели два барбакана и три куртины. Ров строился одновременно с крепостной линией. Его ширина на отдельных участках колеблется от 11 до 19 м, глубина - от 4 до 7 м. Таким образом, к 1475 году, ко времени захвата турецкими войсками, город имел мощнейшие фортификационные укрепления.
Культовые постройки. Месторасположение средневековых культовых зданий - один из недостаточно изученных вопросов истории Каффы. Между тем их локализация позволяет выявить, как рос город, в какое время и какое население заселяло те или иные его районы, как они благоустраивались. Очевидно, что в Каффе доминировали христианские храмы трёх основных конфессиональных массивов - католического, православного (византийского) и армянского. Были также два иудаистских храма и одна мечеть.
Католические церкви. В конце 13-го - начале 14-го века Каффа становится одним из крупных миссионерских центров пропаганды римской церкви на Востоке. В 1318 году в ней учреждается кафедра новой католической епархии, границы которой простирались от Варны в Болгарии до Сарая на Волге и от северного побережья Чёрного моря до южных границ русских княжеств. А в 1431 году генуэзский посол Бенедетто Негроно, отправленный к папскому престолу, получает задание добиться "возведения епископа Каффы в сан архиепископа, учитывая значимость города".
К 1475 году в городе было два монастыря (францисканский и доминиканский) и 29 католических церквей: Девы Марии, Христа, Креста, святых Агнессы, Доминика, Николая, Франциска, Марии Магдалины, Георгия, Лаврентия, Анны, Михаила, Иоанна, Екатерины, Антония, Марии (на базаре), Доминика, Георгия (во дворце коммуны), Даниила, Иерихона, Ангела, Лазаря, Симона, Квирика, Апостолов Петра и Павла, Якова, Клары, Марии Венценосной, Себастиана. Большая часть церквей находилась в цитадели, другие размещались в районе центральной рыночной площади с прилегающими к ней кварталами и на главной приморской улице города. Ни одна из них не сохранилась до нашего времени.
Греческие церкви. С конца 14-го века большую часть населений города составляли греки. Поначалу Каффа входила в Сугдейскую митрополию, в 1464 года в ней был образован собственный церковный округ, независимый от Сугдеи. К 1546 году относится первое упоминание о Каффской епархии, во главе которой стоял митрополит. В 1678 году происходит соединение Каффской и Готской митрополий в единую - Готско-Каффийскую.
В письменных источниках 80-х годов 14-го века упоминаются десять греческих храмов: святых Апостолов, Димитрия (радом с ним располагался центр греческой общины), Феодора, Анастасии, Варвары, Акиндина, Кириака, Параскевы, Василия, Никиты. Есть сведения ещё о двух церквях: святого Николая и святого Георгия. Большая часть церквей была возведена в 14-ом веке. Располагались они компактными группами в центральной части главной приморской улицы, в северо-западном и юго-восточном районах города. Одна находилась за пределами внешней оборонительной линии. До наших дней уцелели три греческих храма: Введения во храм Пресвятой Богоматери, святого Георгия и святого Димитрия.
Падение Каффы
К концу 14-го века город достиг наивысшего расцвета, играл ведущую роль в торговой и политической жизни Черноморского региона. Но с захватом турками Константинополя в 1453 году генуэзские корабли с большими трудностями и всё реже стали добираться до Лигурии (округ Генуи). Начался постепенный спад городской жизни, повлёкший за собой уменьшение населения. В ноябре 1453 года коммуна Генуи за сумму 5,5 тысяч ливров передала свои владения в Северном Причерноморье банку св. Георгия в Генуе.
В 1454 году турецкие корабли подошли к Каффе, но генуэзцам удалось избежать военного столкновения в обмен на признание зависимости от османского султана и выплату ему ежегодной дани. Но уже в 1475 году армия и флот султана Мехмета II под руководством великого везиря Гедик Ахмед Паши и и при поддержке татар захватывают Каффу и все генуэзские владения на Крымском полуострове.
Турки просидят в Каффе ни много ни мало – 300 лет. Конечно же, сами по себе даты не обладают свойством наглядности. Интересно соотнести время, о котором идет речь, с известными в истории вехами. Генуэзская Каффа закатилась как раз перед эпохой Великих географических открытий. Каффа пала, когда Магеллан еще не родился, а двадцатичетырехлетний Христофор Колумб отбыл из родной Генуи в Португалию в качестве скромного агента торгового дома Негро и Чентурионе.
Лишь через 23 года после взятия Каффы турками Васко да Гамма откроет морской путь в Индию. В далекую Индию, где, оказывается, побывал уже другой европеец Афанасий Никитин, русский купец из Твери, а по призванию – исследователь и путешественник, чье имя тоже связано с Каффой. В 1472 году, всего за три года до нападения турок, возвращаясь на родину через Трапезунд Афанасий Никитин остановился в генуэзской Каффе на русском подворье.