Керченский пролив был свидетелем многих исторических событий, решавших судьбы народов и государств. На его берегах тысячелетие существовала и расцветала эллинская культура, погибшая под ударами гуннов, переправившихся в Крым через Керченский пролив с таманского побережья около 370 г. н. э. Через Керченский пролив возвращался князь Игорь в 941 г. после неудачного похода на Константинополь. На берегах Керченского пролива в X в. было основано Тмутараканское русское удельное княжество, а Керчь под именем Корчева в это время уже упоминается в древнейших русских летописях.
В XIII в. в проливе появились венецианцы и генуэзцы. Их пиратские корабли шныряли по всему Азовскому морю. Генуэзцев в проливе сменили в XV в. турки. Запорожские казаки в течение ста лет не оставляли в покое берега Чёрного моря и не раз появлялись в Керченском проливе.
В 1699 г. впервые через Керченский пролив прошел русский 46-пушечный военный корабль "Крепость", направляясь в Константинополь, а на Керченском рейде встала на якорь русская эскадра под командованием Петра I. В войну 1768—1774 гг. Керчь была занята войсками В. М. Долгорукова при помощи флота, крейсировавшего в проливе, а в 1790 г. адмирал Ф. Ф. Ушаков разгромил в Керченском проливе крупный турецкий флот, состоявший из 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 других судов.
В 1820 г. через Керченский пролив с полуострова Тамань на небольшом парусном судёнышке проследовал в Крым великий поэт А. С. Пушкин со своими друзьями Раевскими. В Крымскую войну в фарватере пролива были затоплены суда, груженные камнем, и заминированные. Эти мероприятия не могли предотвратить продвижение неприятельского флота. Неприятельские суда, появившись у Камыш-Буруна, высадили десант, захватили и разграбили Керчь.
Керченский пролив неоднократно был свидетелем подвигов моряков. В 1918 г. через Керченский пролив прошел военный корабль "Аю-Даг" из Севастополя с революционными матросами на борту. Моряки приняли деятельное участие в установлении советской власти в Керчи. В Великую Отечественную войну Керченский пролив стал ареной замечательных подвигов советского народа и его сынов — отважных моряков Черноморского флота.
В бурную декабрьскую тёмную ночь 1941 г., когда в проливе проносился сильный шторм и яростные волны приступом шли на побережье, занятое врагом, к Керченскому проливу подошли военные корабли Черноморского флота; подавив огнем своих пушек береговые батареи противника, они высадили в нескольких пунктах десанты. Выполнив своё задание, десантники после многих дней боев покинули керченский берег.
В ночь под 1 ноября 1943 г., после разгрома немцев на Северном Кавказе, корабли с десантными войсками, оставив таманский берег, подошли к Эльтигену южнее Камыш-Бурунского залива. Спустя некоторое время через пролив прошли суда с отрядами советских войск, на долю которых и выпала честь освобождения города Керчи, имеющего столь интересное прошлое. Это случилось 11 апреля 1944 г.
Керченский мост история
Идея строительства моста через Керченский пролив появилась задолго до того, как Украина и Россия стали отдельными государствами. В 1944-м один из таких проектов даже удалось воплотить в жизнь. Но всего три месяца спустя эта воплощенная мечта рухнула в прямом смысле слова.
О возможности сооружения моста через Керченский пролив впервые всерьез задумались англичане. В начале ХХ века вслед за успешным строительством Индоевропейского телеграфа британское правительство вознамерилось проложить по этому же маршруту — от Англии до Индии через Крым и Керченский пролив — железную дорогу. Но до реализации проекта дело не дошло — возникли проблемы с финансированием.
В 1903-м идеей строительства моста заинтересовался Николай II. К работе были подключены лучшие российские инженеры, но осуществлению планов помешала Первая мировая война. Следующая попытка была осуществлена уже в советский период, в 30-х. Планировалось проложить железную дорогу с юга Украины — от Херсона через Крым, по мосту через Керченский пролив и затем вдоль всего Черноморского побережья Кавказа до Поти. Отечественные заводы не могли справиться с выпуском всех необходимых для строительства гигантского моста деталей, поэтому их заказали в Германии. Но вскоре началась Вторая мировая война, и за строительство взялся Гитлер.
Немецкий проект, так же, как и британский, предполагал сооружение трансконтинентальной железной дороги: из Мюнхена через Керченский пролив в Индию. Весной 1943-го началась непосредственная подготовка к строительству, по плану мост должен был быть полностью закончен к августу 1944-го. Но из-за изменения положения на фронте эти работы вскоре были полностью прекращены.
Впрочем, соединить два берега немцам все же удалось, и дорогу через Керченский пролив они построили. Только не железную, а канатную. Летом и осенью 1943-го с ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза.
Перед отступлением немецкие войска почти полностью разрушили это сооружение. Но как только Тамань была освобождена, а в восточной части Крыма высажен десант, советские инженеры вновь занялись соединением двух берегов Керченского пролива. Для восстановления дороги было использовано оборудование с одной из действовавших в то время промышленных канатных дорог в Грузии. Хотя на само деле канатную дорогу через пролив нужно было не столько восстанавливать, сколько строить заново. И строительство это было не из легких: море постоянно штормило, строительные плоты раскачивало так, что солдаты привязывались к ним веревками, чтобы их не смыло волной. Однажды плот с людьми унесло в Азовское море. Их искали несколько дней, спасли полуживых. Чтобы защитить людей от неприятельского огня, вдоль стройки курсировали катера и с наветренной стороны ставили дымовые завесы. Дым разъедал глаза, мешал работать, но иного выхода не было.
В феврале 1944-го канатная переправа над Керченским проливом снова начала действовать. Протяженность ее была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Правда, суточная производительность советской дороги составляла только 300 тонн, но все же несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки грузов на крымский берег.
После освобождения Крыма керченской канаткой не пользовались. Вновь вспомнили оней осенью 1944-го, когда советские войска овладели северо-восточными склонами Карпат. Канатную дорогу было приказано демонтировать и установить на одном из труднодоступных перевалов. Но пока канатку разобрали и доставили в Карпаты, надобность в ней уже отпала: наступающие войска к тому времени ушли далеко вперед.
Немецкие войска использовали канатные дороги везде, где была хотя бы временная необходимость. Их разворачивали там, где воинские грузы было невозможно или нецелесообразно доставлять при помощи вьючных животных или носильщиков. Крупные канатные дороги были смонтированы немецкими войсками не только в Крыму, но и на Кавказе (в районе Марухского перевала), в Мурманской области.
При освобождении Крыма на берегу Керченского пролива обнаружили большие запасы металлоконструкций и оборудования, завезенного немцами и оставленного при отступлении. Грех было не воспользоваться таким богатством — приняли решение начать строительство железнодорожного моста через пролив, запланированное еще до войны. Этот мост был крайне нужен наступающей армии, поэтому строители спешили. Первая свая была забита 24 апреля 1944 г., а 3 ноября 1944-го по мосту уже прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. Принимавшая объект комиссия отметила, что «коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки». Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение 116 ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 года. Однако уложиться в эти сроки не удалось, и произошла катастрофа.
В необычно морозную зиму 1944–1945 годов в Азовском море образовался очень толстый слой льда. В феврале наступило резкое потепление, и ледяные поля двинулись в Черное море, прямо на мост. Льдины обстреливали из орудий с берега, бомбили с самолетов, забрасывали с опор моста толовыми пакетами — все было напрасно. Под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты. Это произошло 18 февраля 1945 года — мост продержался лишь немногим более трех месяцев. Как ни странно, но в этом случае Сталин никаких репрессивных мер не принял. По легенде, советский диктатор сказал: «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват». После окончания войны рассматривался вопрос о строительстве на месте рухнувшего моста нового. Замнаркома путей сообщения Гоциридзе, представляя проект Сталину, в качестве последнего аргумента заявил: «Это, товарищ Сталин, будет царь-мост», на что тот ответил: «Царя мы свергли в 1917 году». И вместо моста была построена паромная переправа.
Рухнувший мост демонтировали, а в 1954 г. была открыта паромная переправа длинной 2,5 мили.