(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Кладоискательство в Крыму

Кладоискательство в Крыму как вид туризма.
Правовое регулирование поиска кладов и исторических артефактов вообще в разных странах мира существенно отличается. Сразу коротко скажем, что археология как легальная (в составе археологических экспедиций), так и «чёрная» нелегальная имееи дело с охраняемыми зарегистрированными объектами. Охрана в реале есть только у археологических заповедников, а скажем курганы только обозначены охранными знаками и как правило разбитыми. В любом случае из сферы любительского кладоискательства исключаются памятники истории и культуры, археологические объекты, в том числе все курганы, кладбища, могилы, места массовых казней и боёв.

Помимо объектов археологического туризма и военно– поисковых экспедиций, требующих специального разрешения и квалифицированного состава участников, в Крыму самые широкие возможности и для любительского кладоискательства. Прежде всего в этом обзоре, речь пойдёт о таких находках как, монетки, колечки, металлические пуговицы, пули, воинские знаки различая, но история Крыма знает множество примеров обнаружения настоящих кладов.



В силу своего особого положения на пересечении многих мировых империй, население Крыма уже издревле было приучено к внезапным вторжениям врагов. Традиции устройства кладов развивались тысячелетиями в святилищах и жилищах, в трудно доступных горных тайниках и стенах крепостей. Значительная часть древних и даже до революционных населенных пунктов (особенно небольшие хутора и усадьбы в горных долинах) покинуты жителями, а от домов мало что осталось, точнее их почти не видно, также как и постоялые дворы (караван- сараи, хане) ханского Крыма. Заброшенные селения можно лишь вычислить по ряду признаков на местности и по картам 19 в.

Клад, найденный случайным образом, например при сносе старого строения (а «старый город» Симферополя ещё сохраняет постройки 15 – 17 веков) положено сдать государству. Ценность клада определяется экспертами, а нашедшему выплачивается денежное вознаграждение в размере 25 процентов от оценочной стоимости, естественно в национальных денежных единицах, а не монетами из клада.

Однако цель данного обзора – любительское кладоискательство на туристических маршрутах, скажем честно: мы тут больше будем давать советы не о том как заработать, а как потратить деньги, чтобы найти какую то мелочь, имеющую лишь ценность сувениров.

В настоящее время для путешествий кладоискателей в Крыму, доступны самые разнообразные способы передвижения. Мы рекомендуем, прежде чем покупать джип или верховую лошадь, испытать на себе реальные особенности разного стиля передвижения в режиме проката и обучения. Большинство турбаз горного Крыма предоставляют своим клиентам обучающие маршруты горного пешеходного туризма ( с навыками скалолазания и посещением необорудованных пещер), верховой езды на лошадях и осликах (кстати ослик во многом удобнее и чтоб лучше видеть сокровища, и чтоб побольше их навьючить), на горных велосипедах (МТВ), на вне дорожных автомобилях, багги и квадроциклах.

Основное снаряжение кладоискателя это метало детектор и шанцевый инструмент универсального характера для устройства лагеря в горах и путешествий на вне дорожной технике. Для без моторного передвижения инструмент надо подбирать полегче и компактней, а для джипа можно позволить себе большие тяжелые и крепкие лопаты, кирки, мотыги, опары, пилы.

Метало детекторы, вероятно, лучше заказывать через интернет, модели металлоискателей и фирмы производителей обсуждаются на интернет форумах кладоискателей и археологов (кстати, приглашаем к сотрудничеству знатоков!). Это же в полной мере относиться и к приборам спутниковой навигации GPS.

Особенности планирования маршрутов для поиска кладов в Крыму
Горный велосипед (МТВ), на наш взгляд самый естественный способ передвижения как для поиска древних деревень и заброшенных постоялых дворов, так и для мониторинга отложений селевых потоков, конусов выноса в балках. Даже вдоль бетонных набережных ЮБК или песчаных пляжей Западного побережья велосипед позволяет двигаться с необходимым снаряжением на удобной для осмотра скорости.

Ещё раз напомним, что в любительском поиске кладов, процесс важнее, чем результат. Суточный пробег можно планировать в 30 – 80 км. Маршруты только радикальные, но в летнее время есть смысл ночевать на пляжах Западного побережья , чтобы прогуляться в доль свежих отложений песочка с колечками-серёжками-цепочками на восходе солнца. Летние штормы на западе Крыма обычно после обеда и легко снимают с расслабившихся отдыхающих ювелирные украшения.

Квадроциклы – дорогой, стильный и удивительный способ передвижения. Особенности мягких шин и «умной» подвески, позволяют ехать по горному лесу, яйле, степи или пляжу быстрее, чем на джипе. При этом осматриваться можно пассажиру во все стороны, а водителю подъезжать в плотную куда угодно. Можно очень быстро доставлять команду на места поисков удалённых от базы на 20 – 50 км. и очень медленно и тчательно прочёсывать места поиска кладов. Хотя лафетные квадроциклы позволяют с собой брать множество оборудования, маршруты только радиальные. Квадроциклы нуждаются в ежедневном техобслуживании, а их любители в комфортном отдыхе. При планировании маршрутов важно. Что движение квадроциклов по асфальту не допустимо.

Внедорожные автомобили джипы, можно рекомендовать для любительских экспедиций с линейными маршрутами. В авто караване вне дорожников, все автомобили должны иметь примерно равные ходовые возможности, лучше конечно, автомобили одной или близких марок, чтобы иметь общий фонд запасных частей и принадлежностей. Рекомендуем совместить в экспедиции просторные много местные джипе с трёх дверными (обязательно наличие лебёдки). Весьма полезно, например, для поездки за пределы лагеря за продуктами вести с собой 2-3 горных велосипеда.

Караван джипов, даже если планируются ночёвки только на турбазах, или частном секторе, нужно оснастить для комфортных автономных палаточных лагерей. В Крыму, по крайней мере, три обширных района можно рекомендовать для любительских кладоискательских маршрутов именно на джипах:

А) Тарханкут. Многие деревни здесь были брошены ещё из за военных действий 18 века, а затем при выселении ногаев в 19, некоторые сёла перенесены из зоны бомбометаний полигона уже в советское время.

Б) Керченский полуостров, особенно Каларалская степь (Багировский авиа полигон), также интересны окрестности Кыз – аумского маяка и мыса Такыл. Ещё раз напомним речь идёт о туризме и отдыхе, гарантируются приключения, красивейшие места, например «карманные пляжи» на побережье Азовского и чёрного моря. А сами клады вовсе не обязательны.

На Керченском полуострове огромное количество брошенных сёл: 13 поселений колонистов из итальянской Генуи (1475- 1918), поселения керченских ногаев.

В) Присивашье (Джанкойский, Советский, Нижнегорский районы). Помимо частых набегов Донских казаков и калмыков, уничтожавших деревни в 18 веке, в период коллективизации в 1930-х годах здесь прошло укрупнение украинских колхозов, многие деревни и хуторв были запаханы.

В Степном Крыму главный строительный материал для домов и сараев – калыб, саман, сырцовый кирпич из глины, навоза и соломы. Так что трактора могли превращать деревни в поля. О визуальных признаках исчезнувших деревень напишем отдельно.

Маршруты верхом на лошадях и осликах хороши романтикой и киногеничностью. Верховой мониторинг, вполне можно рекомендовать для осмотра конуса выноса в балках и долинах предгорья Крыма (Севастопольский, Бахчисарайский, Симферопольский, Белогорский, Кировский районы) и земли Коктебеля, а также холмы и балки капселя, Меганома, Солнечной долины, Судак, Алушта.

Однако не советуем одновременно осваивать и азы верховой езды, и начало кладоискательства. Только уверенные навыки, дают возможность перейти к поисковым экспедициям.

Способ передвижения пешком в поисках кладов, является основным и особенно имеет смысл на горных и прибрежных вьючных тропах. Зоны требующие особого внимания на таких маршрутах – это родники, и особенно чашме (фонтаны), а также колодцы, прежде всего древние, обозначенные на старых картах.

Собственно главная поисковая работа при всех транспортных средствах происходит пешком. Обследование пляжей в большинстве случаев возможно на обыкновенных автомобилях по асфальтному шоссе и даже с помощью не дорогих рейсовых автобусов. Весь западный берег хорошо обеспечен общественным автотранспортом от станции Северная до пгт Черноморское, а в летнее время очень даже хорошо.

Что касается ЮБК, то проблемы с транспортом нет круглый год, но золотой сезон длится лишь в ноябре декабре, когда на рыбалку за украшениями выходит много местных мужиков, так что здесь приезжих ждёт только роль зрителей.

Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг
kraevedenie.net

Фото Крыма и памятников природы

Отдых, экскурсионные туры, походы и активные туры в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...