(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Курортное

Село Курортное располагается в 16 км от Керчи (если иметь в виду центр города) на северо-запад. Попасть в Курортное, а точнее на его замечательные пляжи можно преодолев довольно сносную дорогу. От пригородного села Войкова (не путать с поселком Войкова на восточной оконечности Керчи!) преодолеть нужно около 13 км. 

Планировка улиц и жилых кварталов в береговой полосе на редкость бездарная. Впрочем, на это не обращаешь внимания, когда видишь пляж и живописную береговую полосу с гармоничным куполом мыса Зюк (эдакий карликовый мыс Казантип с такой же перемычкой между двумя песчаными бухтами и с романтическими нагромождениями скал - но все в десятки раз меньше, чем на Казантипе).  Самый лучший пляж, созданный в основном из перетертых волнами раковин моллюсков, тянется от мыса Зюк на запад до мыса Богатубе и включает в себя песчаную пересыпь озера Чокрак. Полукруглая бухта между мысом Богатубе и мысом Зюк на современных картах именуется бухтой Морской пехоты.

На восток от мыса Зюк тянутся пляжи бухты Рифов, как следует из самого названия (а также из космических снимков и карт), вдоль берега действительно много скал под водой. Места тут освоены для курортных целей слабо, в основном довольно хаотично застроенные кооперативы эллингов. В отличие от южнобережных "хмарочесов" здешние эллинги это просто сараи для лодок, изредка имеющие сверху пристройки. Выше дороги над бухтой Рифов табличка "Страуси" указывает не некое скопление сараев и почтенных ветеранов тракторной техники. карта природных и исторических достопримечательностей Мамы русскойВ целом Курортное это некий зародыш курорта с огромными уникальными ресурсами, в том числе и с замечательными условиями для прогулок.



Наиболее полное описание целебных возможностей Чокракского озера я обнаружил на сайте Валерия Михайловича Баканова. Там же я скопировал и карту, где удачно отражен как своеобразный рельеф этих мест (получивший название мульдовый, мульды - это пологие котловины, со всех сторон окруженные холмами), так и примечательные в природном и историческом отношении места.

Зарядившись позитивом на пляже и освежившись в море, можно вполне спокойно вернуться в село и терпеть уличную пыль, тем более транспорт тут ездит не часто и очень медленно переваливаясь по камням. Прогулка по сельским улицам дает некоторый комплект краеведческих впечатлений. Из старых зданий сохранилась старообрядческая церковь, она действует, но старинные иконы и убранство церкви было уничтожено комсомольцами в 1930-е. Дома в селе в основном так называемого "переселенческого" типа: без фундаментов, построены прямо на песке с простой, логичной и милой планировкой. Обычно это веранда, кухня, спальня и неотапливаемая "зала", рядом летняя кухня, переоборудованная сразу после строительства дома из времянки. Все это живописно окружено деревьями абрикоса, инжира, огромными кустами сирени, двор увит виноградом. Комнаты, которые сдают в таких домах не нуждаются в кондиционерах. Зелень дает хорошую тень и приятную температуру воздуха, а беленые стены придают воздуху своеобразные свежие тона.

Впрочем, теперь большинство туристов живет в свежеотстроенном жилье с применением современных гипсокартонных систем, металлопластиковых стеклопакетов, синтетических ковровых покрытий и т.д. Но тут, как говорится - есть из чего выбирать. Есть возможность и просто поставить палатку среди пляжных зарослей лоха узколистного. Пляж в общей сложности тянется на 4 км, а через скальные мысы его продолжают еще десятки карманных пляжей, которые тут принято называть "генеральские пляжи". На самом деле только самый лучший из них назван Генеральским в честь генерала Чернореза. К западу от с. Курортное раскинулось живописное Чокракское озеро и отличная песчаная пересыпь. Высокосульфидные грязи и рапа озера издревле известны своими целебными свойствами. В годы Великой отечественной войны в озеро упал немецкий самолет, но летчик Йозеф Бойс выжил (!) и впоследствии стал известным в Австрии скульптором. Работы из пчелиного меда, воска и войлока всю жизнь связывали его со снадобьями, которыми его выходил здешний пастух татарин.

Само по себе село Мама Русская основано староверами, выходцами из Русского Севера в конце 18 века. В те времена было просто село Мама (возможно - Мамай), которое с появлением русских поселенцев стало называться Мама татарская. Название можно услышать в вариантах мАма и мамА, происхождение его неизвестно, точнее не ясен перевод, а название идет от села керченских ногаев (впрочем, и с этим не ясно, ногаи после Крымской войны были массово переселены в Турцию. Так что на их место в конце 19 века могли заселить и крымских татар из других мест. Мама татарская располагалась до депортации 1944 года по восточную сторону от мыса Зюк. Вероятно, дома были из саманного и сырцового кирпича, так что от них и следа не осталось. Почти все нынешние дома расположены на морском дне, которое стало сушей уже после появления (и даже расцвета) здесь древнегреческих колоний. Плоская часть села, хоть и орошается лишь из неглубоких колодцев верховодкой (линзой дождевой воды, которая за счет меньшей плотности просто "плавает" поверх морской воды) радует глаз зеленью и цветами растений. Явное свидетельство прямой эстафеты в культуре рыбачьего и земледельческого труда от самых античных времен - роскошные плодоносящие деревья инжира.

Группки домиков на возвышенностях, возможно, на морских террасах, над основными кварталами села, напоминают хутора. Но вид деревьев вокруг них почему-то чахлый. Более всего в конце августа удивляют коровы, мужественно и безмятежно жующие жесткую щетину окружающих холмов, которую даже так сразу и степной растительностью не назовешь. Впрочем, ботаники относят нынешние растительные сообщества Керченского полуострова к полупустынным и солевынослевым. Тем не менее среди полупустынных зарослей жестких трав приятно зеленеют боярышник, шиповник, терен и другие кустарники. Там где они растут четкими полосами, можно быть уверенными в близких жилах сладкой воды. Если еще полюбоваться на почвенный разрез, то с удивлением и удовольствием обнаруживаешь вполне солидные по мощи и "жиру" слои чернозема. Боярышник и шиповник - обычные растения подлеска в дубравах. 

А черноземы формируются только в условиях многовекового процветания дубравной лесостепи. Были тут когда-то многоводные реки и тучные луга. Да и хворост в античных жаровнях оставил после себя угли именно дубового валежника. Причем не привозных дубовых колотых дров, а именно валежника и хвороста, собранного на месте. В средние века, а точнее в 6 веке здешние места входят в историю как страна Дори, где жили на землях, "приносящих лучшие плоды" союзные Византии готы. О стране Дори известно лишь то, что она имела только один портовый город Дорос (вероятно, располагавшийся у горы Опук на Черноморском берегу Керченского полуострова). Другие укрепления страны Дори - только длиннные стены. Построены они были вдоль древних речных систем, пересекавших Керченских полуостров в нескольких местах. Еще до середины 19 века вдоль рвов сохранялись высокие земляные насыпи со стенами из тесанного камня. Собственно, для добычи этого камня и были созданы многочисленные каменоломни. Ближайшие к Курортному каменоломни (катакомбы) находятся к югу неподалеку от озера Чокрак на горе Ташкалак. Как свидетельствуют раскопки на Чокракском мысу у "Бычьего брода" с 6 века до новой эры по 1 век новой эры, камень добывали для строительства античного города-порта. Озеро Чокрак тогда было глубоко вдающейся и превосходно защищенной бухтой Меотийского озера (около 4-3 веков новой эры озеро стало морем, но все еще очень мелководным и с опресненной водой).

Древние оборонительные сооружения Керченского полуостроваПо исследованиям Дмитрия Мисюрова один из древних оборонительных валов (а до этого - одно из древних русел реки, предшествовавших Дону) проходил от Чокракского озера до самого озера Тобечик. Вполне возможно, что сохранившееся на нынешних топографических картах название "бычий брод" идет от древнего названия Боспор и что пролив между Меотийскими озерами и Понтом Эвксинским был когда-то от нынешнего озера Чокрак до озера Тобечик. Северная часть этого рва - Бабчикская балка у озера Чокрак. Только около 2 тысяч лет назад нынешние приморские равнины стали сушей. Можно очень точно сказать, когда именно Керченский полуостров подвергся экологической катастрофе, в результате которой он лишился своих дубрав, лугов и орошающих плодородные земли рек. В 64 году до новой эры в царствование царя Митридата VI Евпатора произошло разрушительное землетрясение силой около 9 баллов.

Возможно, именно оно и послужило причиной поражения антиримской коалиции, которую создал Митридат Евпатор на крымских и таманских берегах. Реки, текущие по известняковым ложам, просто буквально провалились сквозь землю, портовые сооружение были разрушены. Часть портовых городов оказалась под водой, а часть оказалась приподнятой высоко над морем. Главная наступательная сила Митридата - флот, ради которого были вырублены дубовые леса у Судака, Феодосии и Керчи был уничтожен, скорее всего, когда в результате землетрясения на Черном море загорелся сероводород.

« В то время как Митридат справлял в Боспоре праздник Цереры (Демстры), внезапно произошло такое сильное землетрясение, что, говорят, за ним последовали большие бедствия для городов и полей». Значит, произошло это землетрясение во время празднеств богини Деметры — богини земли! Фантастическое совпадение! Учтите религиозное сознание того времени. Можно представить, Митридат, поддерживая свой авторитет, показывая благочестивость, принародно приносит жертвы Деметрс (он царь, а следовательно — главный жрец), молит, наверное, богиню, чтобы она помогла ему в будущем походе. И вдруг! Пантикапей был разрушен землетрясением необыкновенной- силы. Следы его видны и сегодня — это и оползни в районе мыса Утриш на Кавказе, и сброшенные в море скалы (помните: «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море...» (Откр., 8,8). Я видел эти скалы. Кажется невероятным, что гору, размером с пятиэтажный дом, могло швырнуть на расстояние нескольких десятков метров от берега. Каким чудовищным было это землетрясение!

 Естественно, что землетрясение было истолковано жителями Боспорского царства как гнев Деметры на Митридата. Сами боги на стороне Рима! И вот тогда-то и восстают и Фанагория и Пантикапей. Митридата покидают его солдаты, среди которых было много италийцев-перебежчиков, безусловно верующих в Деметру. Поняв, что власть более не принадлежит Евпатору, его предает и сын Фарнак, он переходит на сторону восставших. Что остается Митридату? Он просит сына сохранить ему жизнь, но понимает, что просьба его тщетна. Митридат решает отравиться, но он всю жизнь приучал себя к яду, яд не действует, тогда Митридат бросается на меч. К византийским временам (4-5 векам новой эры) большинство античных поселений опустели или превратились в бедные рыбацкие деревеньки. Европейские (точнее евро-центристские) традиции клеить ярлычки вместо реального освещения фактов утверждают, что невежественные готы, а затем еще более тупые гунны уничтожили все очаги цивилизации в Северном Причерноморье.

Между тем, степняки-варвары отличались жестокостью лишь в сражении с себе подобными. В экономике и в экологии существует понятие "прямая конкуренция". Так же как и понятие "симбиоз" или взаимовыгодное сотрудничество. Ремесленные и торговые центры, и уж, тем более порты всегда нужны были степным кочевникам ВМЕСТЕ со своим населением: купцами, мастерами, моряками. Достаточно сложно себе представить картину, как всадники с безумными глазами врываются на лошадях в порт, всех убивают. А потом часть всадников идет месить тесто, часть садится за гончарные круги, а самые уж совсем дикие одевают бескозырки и начинают грести на веслах к Стамбулу.

Античные поселения Боспорского царства угасли по экологическим причинам. Но сам город Боспор, так же как и его отражение на азиатском берегу - Таматарха (Тамань, Тмутаракань), наоборот, стал важнейшим центром торговли и ремесел для новых варварских государств. И одним из центров формирования русской государственности. Но, к сожалению, русских историков, которые кушали из рук немецких царей, всегда волновала не купеческая и предпринимательская составляющая в развитии русской культуры, а варяжская силовая. Так же как и для оправдания уничтожения кочевого хозяйства и вольного образа жизни Степи надо было понятие "варварства" свести к чему-то уж совершенно нечеловеческому. Период раннего средневековья, господства в Восточной Европе гуннов остается до сих пор закрытой темой для исторических и археологических исследований.

Между тем в 4-6 веках на Керченском полуострове бурно развивается скотоводство и земледелие множества старых и новых народов, легко покорившихся власти гуннов перед лицом общего алчного врага - Римской империи и ее слабого и подлого последыша Византии. По какой-то мало понятной (объясненной лишь в легенде) причине гунны оставляют Керченский полуостров к 5-6 векам новой эры своим союзникам готам. От четырехугольной формы Керченского полуострова, эти готы получили имя "тетракситы". Были ли эти готы-тетракситы "истинными арийцами" сказать сложно, поскольку сюда они попали вовсе не от берегов Балтики, а с Нижнего Приднепровья. Так что атрибутика у них сохранялась немецкая, прежде всего, знаменитые орлиноголовые пряжки, а вот идеология была уже христианская. Готы Северного Причерноморья были арианами. "По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) - творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка."

В Русском старообрядчестве, сохранившихся среди купцов и казачества, реально прослеживается связь с арианством и другими раннехристианскими ересями. Именно потому, что корни русского предпринимательства - на юге, в контакте с Византийской империей и причерноморскими готами (причем, не факт, что среди готов-тетракситов не было славян, поскольку археологический материал Керченского полуострова содержит типичные для славян височные кольца. Они найдены в захоронении знатной женщины в кургане у Ассандрова вала. Захоронение в литературе объявлено "гуннским" по неким соображениям политкорректности, вероятно...) Они не строили церквей и не имели священников, но почитали Библию, переведенную на готский язык епископом Ульфилой. "... по случаю нашествия гуннов на Готию будучи отправлен готским царем в качестве главного посла к императору Валенту (ок. 377) испросить у него позволение переселиться готам в Мизию, Ульфила для успеха в своем посольстве нашелся вынужденным сделаться совершенным арианином, и имея необыкновенное нравственное влияние на готов, для которых весьма много потрудился в деле просвещения их верою, для которых изобрел письмена и перевел на отечественный язык все Священное Писание, кроме книг Царств, он отторг от Церкви православной весь готский народ, доселе пребывавший в учении апостольском ..." з википедии: "Арианство Ульфилы не позволяет признать его православным. Что касается труда Ульфилы, то Стефан Нил делает одно любопытное наблюдение. Назвав его перевод «одним из величайших памятников смелой и решительной христианской экспансии», далее он замечает в сноске, что, хотя арианство и в самом деле противно христианству, т.к. оно унижает Сына Божия, однако «для простого народа оно могло представиться весьма привлекательным упрощением, ибо оно избавляло их от участия в запутанных спорах о природе и личности Христа, позволяя идти за ним как за вождем и сосредоточиться на и так достаточно сложной задаче - научиться жить трезвой, праведной и богоугодной жизнью»."

От себя могу добавить, что приднепровские и причерноморские готы, были ли они германцами или неким конгломератом сарматов, гетов, славян, антов, балтов, угро-финов и тюрков, развивались в традициях воинской идеологии вспомогательных частей войска Римской империи. Известно, что собирательным именем для варваров из Восточной Европы, служивших в римской армии было "сарматы", а религией сарматов был культ Митры, Бога-Всадника (фракийского всадника). Хотя в основной массе исторических трудов считается, что Ульфила перевел Библию на некий германский готский язык, никаких доказательств этого не существует. Наоборот, существует православное предание, что на берегах Крыма в городе Корсуне (Херсонесе Таврическом) Кирилл и Мефодий видели книги написанные славянскими резами на русском языке. Впрочем, раннее первичное значение слова "русский" это как раз южный. Русами называли южных готов, в отличие от норманнов (северных), ост-(восточных) и вест- (западных). В общем, скажем лишь, что существуют теперь версии, в которых доказывается фракийское (гетское) происхождение Ульфилы и близость языка приднепровских и причерноморских готов к славянским.

Язык готов, как и готский алфавит, созданный Ульфилой, подверглись преследованию как со стороны католической, так и со стороны православной церкви. Письменных документов на готском языке, таким образом не сохранилось. "Готский шрифт был запрещен как языческий постановлением Толедского Собора в 1018 г. Несмотря на то, что готский алфавит был изобретен христианским епископом, этот эдикт вызвал немедленное уничтожение многих ценных книг, которые до этого хранились в кафедральной библиотеке в Толедо и других местах. Это событие стало следствием т.н. трехязычной ереси, течения в западном богословии по которому Священное Писание могло быть только на еврейском, греческом и латинском языках." Такие сложности в понимании Библии, как и необходимость подчиняться священникам вряд ли могли устраивать воинскую аристократию Восточной Европы, предки которой из поколения в поколение поклонялись Богу-Всаднику Митре, сыну и творению Бога-Солнца. Бог-Всадник был богом справедливости и порядка, для него были равны все нации и все культуры. Для людей, воспитанных в митраизме никак нельзя было считать справедливым, что три языка считаются выше их родного языка. Таким образом, ранний этап христианства в Крыму был связан с двумя ересями, близкими по духу и органичными для образа жизни купечества и военной аристократии. Это арианство и акацианство. Изображение Митры стало частью герба современной Литвы (Погонь) и герба Москвы (Св. Георгий поражающий копьем змея).

Через сто лет со времени своего учреждения Православная Готская епархия переносится в Крым и утверждается в нем уже навсегда, до самого конца своего существования. Резиденциею ее здесь является приморская область Дори, где, по словам Прокопия, с давних пор обитали готы в числе трех тысяч, которые не решились следовать за Теодориком в Италию (ок. 488г.). Равно и самое имя Готии переносится на эту страну, простиравшуюся, как видно из грамоты 1380 г., вдоль южного морского берега от Балаклавы до Судака, или Сурожа , значит, по направлению от Херсонеса Таврического к востоку. {многовековые споры о местонахождении страны Дори, как раз и связаны с тем, что Готская епархия в 6 века располагалась на Керченском полуострове, а к 14 веку экономическое и политическое значение имели уже как раз готы-трапезиты, жившие по обе стороны от горы Чатырдаг (Трапезус)} Во дни же Прокопия часть готов-христиан жила даже у самого Азовского моря и Керченского пролива под именем готы–тетракситы. Определенно нельзя сказать, с какого именно времени сии готы начали иметь особого епископа, но в 547 г. упоминается уже о смерти их главного иерарха и о том, что они присылали четырех послов к императору Юстиниану просить себе нового архипастыря, которого действительно и получили." еще одна цитата по поводу "германскости" языка готов: "У готов, как известно, была не только своя готская Библия, но и германское богослужение, которое по мере романизации этих племен к 6 в. стало отмирать, но в том же 6 в. при свирепом короле Альбоине, покорителе Италии, началась активная христианизация довольно диких и еще нероманизированных "длиннобородых" лангобардов, для коих латынь стала актуальной разве что к 7 в. и, молились они до 7 начала 8 века по германски. Правда, древнегерманского богослужение до нас не дошло."
источник: ГЕРМАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Так или иначе, история Керченского полуострова отображает самые древние и мало известные этапы развития многих народов: русских, украинцев, болгар, венгров, поляков, литовцев, белорусов, ногаев, крымских татар, крымчаков, караимов, азербайджанцев, шведов, немцев, приазовских греков, итальянцев. Но, к сожалению, уровень музейного дела чрезвычайно слабый, а раскопки ведутся лишь силами студенческих экспедиций нескольких российских университетов. Так что об истории можно скорее вести виртуальные беседы за стаканчиком вечернего винца, а вот природу вполне можно оценить в реале. Прибрежные луга, нынче самые продуктивные как пастбища и огороды, сформированы относительно недавно, за какие-то две-полторы тысячи лет. Верхний слой воды под ними залегает совсем близко. Воды много (по здешним меркам, конечно), и растительность обильна, но в ней лишь десяток солевынослевых видов. Если долго нет дождей, то соленость воды возрастает почти до уровня Азовского моря. Но вот молоко все же получается замечательное и нормальное на соль.

А помидоры, растущие на тутошнем песке - это реальное снадобье от простатита, молодильные яблоки. Вот их (помидоры) тут посыпать солью перед едой, действительно, не требуется. Как не требуется и мыть, поскольку песок достаточно просто сдуть. И тогда понимаешь, что легкий пушок, покрывающий помидор, сохраняет его природный необыкновенно пряный яркий аромат и сладость. В этом смысле жалко греков - древних... Не дожили бедолаги до открытия Америки и помидоров. А вот как не странно, виноделие тут сохранилось аж от древних греков и даже советская агрономия его не убила. Массовые советские технологии виноградарства и виноделия тут и не думали внедрять. А вот "рыбачки Сони" здешние для любимого Кости-моряка (заметьте и София и Константин имена греческие) всегда выращивали хорошего винограда на совсем небольшом навесе двора и делали славное винцо. Не знаю, каково качество современного продукта, видел только вывески - но как раз на калитках типичных рыбацких домиков-двориков. Бычки и таранька на них выглядят вполне не месивом из пакетиков, а очень натурально. Так что жив еще средиземноморский дух и течет еще, замешанная на домашнем вине кровь микс-эллинов!

Археологические работы на побережье Азовского моря от мыса Казантип до мыса Фонарь показали очень высокую динамику береговой полосы в античное время. Одни древнегреческие поселения оказались значительно выше нынешней линии моря, а другие оказались на его дне. Одни речные долины затоплены водами моря и стали лиманами, другие сохранили узкие полосы камыша, а третьи превратились в совсем безводные балки или даже мертвые "серные" речки.

О результатах раскопок на мысе Зюк (кстати, это самая северная точка Керченского полуострова) известно немного:
Археологические раскопки (Зенонов Херсонес?). Городище.
Площадь 0,9-1,1 га.
Годы раскопок 1978-1984.
Раскопки экспедиции института Археологии РАН, руководитель А.А. Масленников.
Вскрытая площадь 2900 кв. м.
Датировка - рубеж VI-V вв до н.э. - VI в. н.э.
Находки: Фрагменты надписей - 4
Граффити и дипинти - 56
Монеты - 156
Терракоты и фрагменты терракот - 58
Амфорные клейма - 261
Черепичные клейма - 2
Координаты 45.4823 с.ш., 36.343 в.д. Точка GPS съемки - Юго-западная оконечность поселения
.
Поселение на мысе Зюк занимало небольшую, наиболее труднодоступную скалистую северо-восточную часть мыса. От материка он был отделен тонкой песчаной перемычкой или даже мелководной протокой. Две бухты, служившие хорошим укрытием при штормах удобны у для стоянки судов. Широкий обзор моря с суши с вершины холма и скал мыса также обеспечивал своевременную осведомленность и безопасность жителей. Ну и завершим наш беглый краеведческий обзор ресурсами виртуальными из разряда прожектерских проектов:

Отправляясь на автомобильные прогулки по сдешним бескрайним мульдовым впадинам, разделенными холмами, не особо полагайтесь на карты, космические снимки и GPS, поскольку грунтовки в самых неожиданных местах могут быть разрыты канавами или оврагами. При поиске жилья следует дополнительно выяснить, насколько ваши квартиросдатчики готовы к туристическим вольностям – купанию голышом, свободной любви, боди-арту, пирсингу и всему прочему, что по всему здешнему побережью, в общем, не вызывает не только никаких возражений, но даже и любопытства. Скалистые мысы по обеим сторонам здешнего залива изобилуют карманными пляжами, столь привлекательными для любителей сплошного загара и обнаженного купания, и нагромождениями скал из серого ноздреватого керченского известняка. Пределов в фантазии природных скульпторов – воды, ветра и мороза – не найти, наверное. Во всяком случае, каждая прогулка вдоль этих хаосов дает повод удивляться и наслаждаться.

Что касается озера, то вдоль него особо не погуляешь. Сероводород, однако, это именно то, что делает тухлые продукты столь неприятными на запах. Мертвая вода из русских сказок – оно самое и есть. Однако без мертвой воды ничего не срасталось и не исцелялось. Грязи озера используются для лечения сложных хронических заболеваний, например, гайморита в больницах и здравницах Керчи, а также в пансионате «Заря» (с. Нижне-Заморское). На базе этих методик планируется сделать круглогодичным курортом самую крупную и комфортную здравницу региона – «Крымское Приазовье» в г. Щелкино.

Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг
kraevedenie.net

Красивые места Крыма

Отдых, экскурсионные туры, походы в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...