В каждом южном городе, расположенном у берега моря, имеются приморские бульвары. Эти бульвары по своим размерам, планировке и растительности различны, но главное их достоинство в том, что все они расположены у моря. Одни бульвары богаты субтропическими насаждениями, декоративными растениями и обилием цветов. Другие же, крымские – растительностью беднее. Небольшой скромный бульвар протянувшийся узкой полоской вдоль подковообразной бухты, имеется и в городе Керчи.
Он был создан, как указывают данные Керчь-Еникальского градоначальства, в 1870 году. Таким образом, Керченскому приморскому бульвару более ста лет, а это не так много, если сравнить, что городу Керчи насчитывается 26 веков. Этот бульвар в прошлом именовался Александровской набережной. Об этом рассказывает мемориальная доска на боковом фасаде одного из зданий на берегу моря. Александровской набережная именовалась далеко не случайно. В 1861, 1863, 1872 годах Керчь посещал император Александра II. После революции Александровская набережная в Керчи, утратившая первую часть своего названия и спустя шесть лет, в 1930 году, получившая имя И.В. Сталина.
Сегодня набережная остается безымянной, но ее, как и прежде, называют Александровской или Приморский бульвар. Но оставим далекую историю и попробуем рассказать о бульваре, каким он был в начале XX века. Весь бульвар от улиц города был огорожен невысоким металлическим забором в виде крупной сетки, на каменном основании. За ограждением находились дома богатых горожан.
Среди этих домов выделялся дом Домгера. Монументальное здание в стиле классицизма XIX века. Особенно привлекал внимание его полукруглый боковой фасад с колоннами в ионическом стиле. Это строение находилось на берегу моря, примыкая с восточной стороны к городской набережной, в перспективе украшая стык улиц Свердлова и Театральной. Предполагают, что оно было построено после событий Крымской войны.
В самом начале бульвара, на углу улиц Свердлова и Театральной (ранее они назывались Спицинская и Дворянская), в его возвышенной части размещался небольшой летнего типа, с открытой верандой на море ресторан под названием «Лизина роща». До революции «Лизина роща» являлась летней резиденцией Английского городского клуба, где по вечерам собиралась керченская знать. В начале 20-х годов «Лизина роща» стала рестораном-столовой. Многие интересуются, почему это место назвали «Лизиной рощей», ибо на этом месте никогда не было и не могло было быть никакой рощи. Здесь росло всего пять довольной больших, высоких и густых атлантов, которым было около ста лет. В летнее время они своей тенью прикрывали этот ресторан.
Свое название «Лизина», как рассказывали керченские старожилы, получила потому, что здесь размещалась летняя кофейня от Английского клуба, а ее хозяйкой была гречанка по имени Лиза. Впоследствии имя Лизы закрепилось за кофейней, а рощей она стала называться из-за зеленого массива деревьев, которые здесь росли. Это была небольшая белоснежная каменная постройка, со стрельчатыми окнами с разноцветными стеклами, что придавало ей особый привлекательный вид. В ресторане имелось два небольших зала с выходом на открытую веранду. Вся веранда и часть каменной постройки были густо увиты диким виноградом. Внизу под верандой, у самого моря, был расположен небольшой сквер, в котором имелся бассейн. В центре бассейна на камнях стоял с поднятой головой бронзовый пеликан. Из вытянутого кверху клюва на высоту 1-2х метров била водная струя. Этот бронзовый пеликан с фонтаном исчез во время гражданской войны. В начале 30-х годов в сквере «Лизиной рощи», там, где ранее находился фонтан, была устроена танцевальная площадка. Эта танцевальная площадка была первой в городе открытой верандой у моря, где по вечерам могла собираться и потанцевать молодежь. Танцплощадка просуществовала до начала 70-х годов.
«Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками. Вечно верхом, вечно готовы драться: в вечной предосторожности! Ехал в виду неприязненных полей свободных, городских народов. Вокруг нас ехало 60 казаков, за ними тащилась запряженная пушка с зажженным фитилем…» Из письма брату Льву Сергеевичу. 15 августа в 8 часов утра, когда стихла погода, путешественники с экипажами перебрались на канонерскую лодку, в девять утра оставили за собой Азию, а в пять пополудни бросили якорь в Европе – у Керчи.
В своих двух письмах брату Льву (1805-1852) и другу лицейских лет Антону Антоновичу Дельвигу (1798-1831) поэту, издателю альманаха «Северные цветы» о пребывании в Керчи Пушкин пишет буквально следующее:
«С полуострова Тамани древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Морем приехали мы в Керчь. Здесь увижу я развалины Митридатова гроба посреди кладбища увидел я груду камней, утесов грубо высеченных – заметил несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее сие основание башни – не знаю. За несколько верст остановились мы на Золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнявшийся с землею, - вот все, что осталось от города Пантикапея. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками: какой-то француз прислан из Петербурга для разысканий – но ему не достает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится…».
Встречала гостей группа морских офицеров во главе с седовласым сорокалетним капитан-лейтенантом Н.Ю. Понтониоти, начальником керченской флотилии. Долгие годы считалось, что пристанищем гостей была центральная крепость. Но когда разобрались в плачевном состоянии ее, согласно сохранившихся планов тех времен и воспоминаниям очевидцев, то от этой затеи пришлось отказаться. Несколько лет назад известный пушкиновед Крыма, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе профессор В.П. Казарин и его ученики обнаружили любопытный документ – «Генеральный план крепости и города Керчи 1824 года», подлинник которого хранится в Центральном государственном военно-историческом архиве в Москве. На этом плане обозначены: крепость, Адмиралтейство, пристань, узенькие улочки и т.д. Обозначен и «генеральский дом» для приезжего начальства и высокопоставленных особ, к которым вполне можно отнести генерала от кавалерии командира 4-го корпуса Первой Армии Н.Н. Раевского. По определению научных сотрудников историко-культурного заповедника С.В. Механикова и Р.Г. Синенко «генералитетский дом» находился в районе нынешней гимназии им. Короленко и просуществовал, видимо, до второй половины XIX века. Утром 16 августа 1820 года Пушкин и Раевский покидают древнюю Керчь и направляются в Феодосию. Закончилось мимолетное пребывание на берегах Боспора Киммерийского.
Памятник юному А.С. Пушкину был установлен 17 августа 1999 года к 200-летию со дня рождения поэта. В 2004 году памятник был украден. Нашла его милиция в почти целом состоянии. Собирал памятник по кусочкам сварщик пятого разряда Керченского судоремонтного завода Аграновский Владимир Александрович. Потратил на аргоновую сварку две смены: не так это просто, тем более что работа была почти ювелирной. Не в первый раз специалисты СРЗ выполняют высокотехничные работы для города. Мы с вами пройдем к ротонде и продолжим рассказ о тех интересных архитектурных сооружениях, которые украшали бульвар.
Бульвар делился на две части. Первая часть бульвара – главная. На ней находились раковина-эстрада, открытый деревянный павильон и пристань, а также три аллеи, где были расположены скамейки для гуляющих и посещающих его людей. Вторая часть называлась «собачий бульвар». Там тоже имелись скамейки для гуляющих. Свое название эта часть бульвара, видимо, получила оттого, что на этой территории до революции гражданам города разрешалось гулять с собаками. Эта часть бульвара была наиболее зеленой, здесь было посажено больше деревьев, имелись газоны, где росла трава, которая летом выгорала, становясь желтой.
Основной достопримечательностью Керченского бульвара являлась раковина-эстрада. Это довольно большое сооружение и в совокупности с ажурным открытым деревянным павильоном было украшением бульвара. Подобной «раковины» в то время, по воспоминаниям прошлых лет, не было ни в одном городе, где имелся приморский бульвар. Построенная в конце основного бульвара, она своей раковиной была обращена на северо-восток. Каменное сооружение двухметровой высоты являлось основанием «раковины». В ширину и высоту она достигала свыше 15 метров, а в глубину около 5 метров. Изнутри она была обшита фигурной рейкой из лиственницы и покрашена белой масляной краской. Снаружи была покрыта гофрированным оцинкованным железом. В солнечные дни поверхность «раковины» блестела и светилась, отражая падающие на нее лучи солнца. По полукруглому периметру каменного основания имелись, точно иллюминаторы, круглые полуметровые окна. Под полом эстрады, в каменном основании были расположены комнаты для оркестрантов и артистов, выступавших на эстраде.
Ежедневно, по вечерам, в этой раковине-эстраде играли симфонический или духовой оркестры, состоявшие из керчан-любителей музыки. Игравшие в «раковине» оркестры, обычно, исполняли классическую музыку, а также вальсы и марши. Перед «раковиной» за небольшой металлической оградой был разбит маленький прямоугольный цветник, а за ним находилось свыше 25 рядов простых удобных скамеек, где собирались любители послушать музыку. Звуки оркестра, игравшего в «раковине», в тихие летние вечера были слышны далеко за пределами бульвара, вдоль всего побережья бухты, вплоть до широкого мола.
От старшего поколения керчан можно было слышать об особой акустике. Говорили, что секрет особой акустики «раковины» заложен при ее постройке. Оказывается, руководивший ее строительством венский архитектор, в основание фундамента, якобы, положил слой битого стекла. Битое стекло им было также применено, как заполнитель, в промежутках ребристой поверхности самой крыши «раковины». Вот такие интересные технологии применяли при строительстве архитекторы прошлого. Другой достопримечательностью Керченского бульвара являлся открытый деревянный павильон-галерея «Буфет на бульваре». Он находился рядом с «раковиной» и составлял единый архитектурный ансамбль.
Это довольно длинное, крытое и светлое строение располагалось вдоль берега бульвара, всего в пяти-шести метрах от воды. Сам павильон примыкал к деревянной квадратной постройке башенного типа, высотой в два этажа, увенчанной декоративной главной восточного стиля. В плане он составлял вытянутую букву «Г». Верх противоположного конца павильона был увенчан такой же главкой, но она была несколько ниже первой. Сама крыша павильона и главки были покрыты оцинкованным железом и также блестели в солнечные дни. По всей длине внутренней стороны павильона, обращенной к бульвару, находился аттик, над которым были расположены девять фигурных шпилей, а под ними на аттике выделялись рельефные изображения львов, вырезанные из дерева.
Небольшая справка о том, что такое аттик в архитектуре. Слово «аттик» с греческого означает стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает арку триумфальную. Весь павильон был окрашен масляной краской в темно-желтый цвет, а львы на аттике – в черный цвет. Между павильоном и оградой, где находились скамейки для любителей послушать музыку, была расположена покрытая асфальтом площадка, а вдоль ограды росли довольно высокие и густые тополя.
В октябре 1941 года, во время очередного налета вражеских самолетов на город, была разрушена, а затем сгорела на бульваре «раковина» и прилегающий к ней деревянный павильон. Так в течение нескольких часов было уничтожено уникальное творение, украшавшее Керченский бульвар.
Рядом с павильоном была построена пристань (ныне район водной станции). Она почему-то называлась «царской», а некоторые керчане называли ее «графской», возможно, отождествляя ее с Севастопольской. Пристань была основана на деревянных сваях и имела форму вытянутой буквы «Т». По всему периметру пристань была огорожена деревянной балюстрадой и вдоль ее располагались скамейки для отдыхающих. Такие же скамьи имелись и в центре самой пристани. С двух боковых сторон пристани имелись открытые сходы и ступеньки для того, чтобы люди могли садиться в прогулочные лодки. Со стороны моря набережная бульвара в главной ее части была выше уровня морской поверхности примерно на полтора метра.
Вся набережная состояла из вертикальной стенки, выложенной из огромных каменных плит. Эта стенка начиналась у генуэзского мола, еще до начала основного бульвара, и заканчивалась у пристани бульвара. Далее набережная была выложена такими же каменными плитами, но уже с отлогим накатом в сторону моря. Вдоль набережной на протяжении всего основного бульвара, от его начала до пристани, были расположены скамейки. В середине бульвара, поскольку он был выше набережной, имелся лестничный сход в шесть ступенек. В конце 20-х годов решением Городского Совета бульвар стал платным. Это обстоятельство было вызвано тем, что город не располагал достаточными средствами на его содержание, ремонт, озеленение. Главная часть бульвара, где находилась эстрада-раковина, павильон и пристань, была дополнительно огорожена колючей проволокой. Бульвар имел три входа и выхода, во всех этих местах были установлены кассы, и у входа были билетерши. Стоимость входа на бульвар была установлена в 5 копеек. Платное посещение бульвара – с 18 часов до 22 часов, в остальное время вход на бульвар был бесплатным.
Зав. научно-просветительского отдела КГИКЗ Макарова Н. А.