(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Новый Свет

В этом укромном уголке селились еще первобытные люди, оценив его удобные теплые бухты с обилием рыбы и моллюсков, его глубокие гроты и труднодоступные скалы, на которых можно укрыться в случае опасности. Позже (в 6-7 веках до нашей эры) здесь жили тавры. На мысе Караул-Оба найдены следы стоянки древнего народа, там же осталась лестница, которую ученые считают таврской.

К западу от горы Сокол сохранились малозаметные руины христианского Храма X-XII веков. Есть остатки гончарного центра и следы поселения VIII-Х веков - обломки черепицы, посуда, фрагменты печи для обжига керамики. У подножия горы обнаружен пещерный монастырь VIII века с вырубленными в стене крестами, возможно, посвященный великомученику Георгию. Сохранилась лишь одна из келий; здесь найдена печать с надписью «Николай Монах» и вырубленный в скале крест.

Деревушка Парадиз уже была обозначена в средневековых генуэзских документах. После присоедения Крыма к России эти земли были отданы французскому (а может быть греческому или даже генуэзскому) дворянину Галере. В «списке населенных мест Российской империи» 1864 года есть деревня Новый Свет, но, как ни странно, лишь с одним двором и одним жителем. Наверное, то был управляющий имением.



Галера продал землю А. С. Голицыной -дальней родственнице знаменитого винодела. У нее, в свою очередь, купил имение граф 3. С. Херхеулидзе. Возможно, как писал К. Ф. Кесслер в 1858 году, именно Захар Семенович дал поселку на этом малонаселенном, только-только открываемом берегу название «Новый Свет» - дабы отличать его от своих старых владений в Гурзуфе и Ялте. Наследники графа в 1878 году продали эти земли князю Голицыну.

Квадратное здание с четырьмя башнями, похожее на крепость, князь Л. С. Голицын построил для рабочих и служащих основанного в 1878 году завода шампанских вин. Там же размещалась контора завода, а в одной из четырех башен была комната дочери князя. Сам князь и его семья жили в другом доме, скромнее. Там было семейное собрание художественного фаянса, фарфора, стекла из разных стран мира; сейчас это музей истории завода шампанских вин.

Напротив дома Голицына с остроугольной башенкой начинается старая, укрепленная каменной кладкой тропа, на которой растет много мелких кактусов - дисковидных опунций. Осенью на них созревают темно-красные сочные, очень вкусные плоды. Если бы не колючки! Но в Китае эти плоды жарят и с удовольствием едят. Откуда взялись эти кактусы? Наверняка это самосев от голицынских посадок, которыми специально украшали тропинку.

Сейчас похожий на крепость жилой дом настолько обложен частными пристройками, что стиль его стал эклектичным до карикатурности. Даже остроконечные каменные зубцы стен над угловой башней - символ воинственного средневековья - перекрыли навесом, чтобы установить там, на площадке арбалетчиков, еще две-три койки для отдыхающих.

Почему же эта местность раньше называлась Парадиз, что по-французски означает и «Сад», и «Рай»? Чтобы понять это, надо побывать в Новом Свете - пройти через Караул-Обу, проехать или пройти пешком шесть километров от Судака по узкому извилистому шоссе у подножия горы Сокол, через Чертово ущелье с 15-метровой стенкой в середине дороги. Гора Хоба-Кая (Пещерная скала или Орел с Орликом) на западе, гора Куш-Кая (Соколиная скала или Сокол со своим Соколиком) на востоке, а между ними - этот самый «Рай» с его бухтами, фисташково-можжевеловыми рощами и настоящим лесом судакской сосны.

Дерево это, как живое ископаемое, дошло до нас из юрского периода мезозойской эры. И вид у него, если всмотреться, доисторический. Раскидистое, с кривыми крепкими ветвями, с длинными сочными иглами, собранными в большие ярко-зеленые пучки, оно и в конце лета резко выделяется своею свежестью на фоне подпаленной солнцем растительности. Судакскую сосну называют еще сосной Станкевича - по имени петербургского лесоведа В. И. Станкевича, который в начале XX века изучил это крымское дерево, отметил его отличия от сосны крымской и определил как новый вид. В Новом Свете насчитывается 5000 экземпляров сосны Станкевича. Это дерево вырастает до 10-12 м в высоту и живет 100-200.

Самый большой коралловый риф Крыма - гора Сокол (472 метра). Для тех, кто глядит с моря или от начала Голицынской тропы, он и вправду напоминает огромную синеватую птицу. А во время хорошего ливня с этой горы стекают водопады до трехсот метров высотой! Близ вершины Сокола обнаружена окаменелая раковина гигантского для Крыма аммонита - головоногого моллюска мезозойской эры с диаметром наружного скелета 50 сантиметров.

Скальные массивы Судака и Нового Света: Алчак, Кызкуле-бурун, Палвани-Кая, Куш-Кая, Хоба-Кая, Капчик, Караул-Оба - все это фрагменты кораллового рифа, который появился в юрском периоде мезозойской эры. В то время здесь опускалось дно океана; по мере понижения его и отдаления водной поверхности, колонии кораллов росли, причем больше вверх, чем вширь. Когда суша опять стала подниматься, кораллы вышли, точнее, выросли из моря в виде гор. Солнечный нагрев, дожди, ветер, морские волны, чередование морозов и оттепелей, врастающие корни деревьев, обвалы, землетрясения - вся живая и неживая природа участвовала в медленном разрушении этих гор с формированием вершин, хребтов, обрывов. На здешних скалах можно увидеть отпечатки морских растений и животных (морских ежей, кораллов), которым более 150 миллионов лет.

Идти на Сокол можно через Чертово ущелье, что напротив недостроенного дайвинг-центра, мимо скалы в форме шипа (Чертов палец). Тропа обходит обрыв и поднимается на гору по ее пологому склону. Там же, у границы заказника, растут два редких для Крыма дерева - культурные фисташки с большими листьями и крупными съедобными плодами. Посажены деревья, видимо, при князе Голицыне и по его распоряжению.

Тропинка перед въездом в Новый Свет ведет направо, к ущелью с источником Анастасии. Возможно, там был христианский храм во имя святой Анастасии, но обустроил родник и проложил в поселок водовод, который действует и теперь, опять же князь Голицын. От источника к поселку ведет Голицынская дорога, по ней тоже интересно пройти. По другой тропинке, вдоль газопровода, можно подняться от дороги к удобным полянам возле бывшего телеретранслятора в виде закрытой железной башенки, очень похожего на старый маяк.

Мелкий песок Зеленой бухты, прозрачная теплая вода, пологое дно, скалы - все влечет сюда тех, кто хоть однажды побывал в Новом Свете. Особенно ценен парк, и громадная можжевеловая роща с потаенными тропинками знаменитого ландшафтного заказника. Расскажем об этом дереве подробней. Сотрудники Никитского ботанического сада установили, что в окружающем можжевельник воздухе гибнет до 30 % бактерий. Еще древние греки свято оберегали свои можжевеловые леса. Эллинский миф рассказывает, как Язон и Медея уссыпили ароматом можжевельника страшного змея, который охранял в Колхиде золотре руно.

Про можжевельник сказано в средневековом медицинском пособии «О свойствах трав»: «Он и желудку полезен, так область груди исцеляя, он унимает чрезмерный, пусть даже внедрившийся кашель». Фитонциды проникают через легкие и кожу в наш организм, убивают вредны микробы и препятствуют старению тканей. Эти же летучие органические вещества приводят в норму сердечный ритм, артериальное давление, участвуют в обмене веществ, предотвращают заболевания верхних дыхательных путей, хорошо действуют на психику.

Из современных руководств по фитотерапии тоже можно узнать о применении можжевельника при самых разных недугах. Особенно ценятся плоды его - «шишкоягоды»; в давние времена их даже отсылали в Москву взамен ежегодных податей. Считается, что один гектар можжевелового леса может очистить воздух большого промышленного города. Североамериканские индейцы с давних времен лечили кожные болезни и туберкулез, прячась в заросли можжевельника. Больному приносили пищу и неделями, а то и месяцами не позволяли выходить из своего «санатория». Жаль, не приживается это дерево в городах, совершенно не вынося копоти. Можжевеловые леса растут по всему Крыму с третичного периода, они появились примерно 50 миллионов лет назад. Постепенно вымирая, можжевельник древовидный остался к нашему времени только в виде небольших рощ и одиночных деревьев среди дубово-грабинникового леса.

Возле моря не бывает бессонницы. Среди ценителей здешних вин даже появилась поговорка: «В Новом Свете славно спится, да за лето бы не спиться!». Воздух в Новом Свете с его морем, соснами и можжевеловой рощей лучше, чем даже вокруг Ялты. В морском воздухе в 2-3 раза больше озона и в 12 раз больше йода, чем в воздухе материковом. Часть воздушных молекул приобретает возле моря, особенно во время прибоя, электрический заряд - ионизируется. Сон у моря, как в гигантском природном ингалятории, специально назначают людям с нарушением нервной системы, гипертонией, хроническим бронхитом.

Невысокий, хоть и зовется высоким, он живет до тысячи лет, но страдает даже от самого присутствия человека, просто от утаптывания почвы над корнями. Теперь, в годы всеобщей бесконтрольной торговли, это ценное дерево стали губить. В виде подставок, расчесок, ожерелий, браслетов и набитых опилками подушечек вывозят его из Крыма отдыхающие, упаковывают в чемоданы. Глядишь, и вывезут весь можжевельник, а с ним и целебный крымский воздух, развеется он по всей земной атмосфере - ни нам, никому...

В средние века в укромной Зеленой бухте отстаивались, оберегаясь от зимних штормов, генуэзские корабли. Там же затонул пизанский корабль XIII века с грузом амфор, а до него еще один римский корабль. А до него... Считается, что на каждых пятистах метрах вдоль Восточного берега Крыма лежит затонувшее когда-то и давно занесенное песком судно. Для обычных людей горы Нового Света заканчиваются перед линией прибоя, но для водолазов они продолжаются под водой такими же хребтами, вершинами, ущельями... А сколько здесь плавало судов самых разных конструкций, сколько их затонуло, больших и малых, - не считая всевозможной мелочи вроде каменных, свинцовых и стальных якорей!

Амфоры находили у начала Голицынской тропы, примерно в 50 метрах от одинокой скалы с небольшим строением, которому туристы дали звучное название «Дом на острове». В бухте охотно поныряли бы приезжие аквалангисты, разыскивая и выкапывая средневековые керамические осколки. Но акватория над участком дна огорожена и взята под охрану. Каждое лето здесь трудятся ученые Археологической экспедиции АН Украины. Кое-что из находок аквалангистов время от времени дополняет археологическую коллекцию музея в Судакской крепости.

В Новом Свете находилась экспедиционная лаборатория Московского института рыбного хозяйства и океанографии. Здесь изучали рост и размножение мидий. Но море умеет хранить тайны. Даже остовы больших кораблей так быстро обрастают, что, как правило, уже через пять лет становятся неразличимы среди песка, ила, скал и мохнатых красно-бурых водорослей. Исчез, погребенный временем, и тот корабль с грузом амфор. А вот подводная охота здесь по-прежнему хороша, не то что на многолюдном Южном берегу! Опытные охотники добывают в камнях пиленгаса; попадают на острогу и местные виды кефали - лобан, сингиль, остронос.

А возле мысов, ныряя метров на десять-пятнадцать, можно подстрелить здоровенного горбыля. Весной, пока вода не нагрелась, к берегу подходит камбала калкан. Эту лежебоку достают на песке и во время погружений - просто ножом, который у водолаза всегда наготове. А вот морского кота-хвостокола, столь полюбившегося в последние годы приезжим, местные традиционно считают рыбой несъедобной. Зато большая удача и заслуга - подбить зубастого луфаря, очень жадного хищника, небезопасного даже для людей.

В новосветских бухтах много дельфинов. Редкая экскурсия проходит без восклицаний при виде выныривающих из-под воды черных спин. Зная, как любят дельфины общаться с людьми, можно бы ожидать от подводных охотников занятных историй о встречах с милыми существами. Многие из влюбленных в море пловцов читали книги о дельфинах и даже завидовали в детстве Ихтиандру - «человеку-амфибии», который приручил Лидинга.

Однако подводники не очень склонны к романтике. Спасатели советуют отдыхающим не умиляться дельфинами, а, случайно повстречав морского зверя во время купания, не настраивать прирожденного пловца на озорной лад - не пытаться поскорее удрать от него. И уж конечно, не заигрывать с афалинами. Море - не океанариум с прирученными животными (которые, кстати, втрое тяжелее человека и живут своею жизнью в своей, чуждой нам среде). Лошади ведь тоже «умные и добрые», но кто бы рискнул играть в лесу с диким жеребцом?

В средневековье Голицинскую тропу местные мусульмане называли Тропой неверных. Но к супружеской неверности это название не имеет отношения. В гроте Голицына был в ту пору христианский монастырь, и по тропе ходили в его церковь по праздникам православные, для мусульман - гяуры, то есть неверные. Вы и сегодня пройдете по краю скалы, огороженному от моря бетонной стеной, войдете в грот, который называют и гротом Голицына и гротом Шаляпина. Князь Голицын выдерживал здесь в специальных нишах свои вина, здесь любил он собирать гостей и охотно угощал каждого. Посреди грота вырыт колодец, вода в нем питьевая (но, к сожалению, замусоренная), а под гротом - пресное озеро. Сбоку площадка-эстрада, построенная ещё при Голицине для удобства проведения дегустаций.

Летом в этом гроте всегда полно народу. Мальчишки прыгают в воду с удобной скалы, фотографы зазывают публику к своим орлам и ястребам, люди фотографируют друг друга и снимают на видео, забираясь то на сцену, то в большие ниши винотеки. Каждый экскурсовод пытается найти для своей группы тихий уголок. ...Умел же князь Голицын подбирать места для сбора гостей! Лев Сергеевич был фантазер и, должно быть, хотел, чтобы его друзья восхищались не только винами, но и самой обстановкой.

Выйдя из грота, продолжим путь по Голицынской тропе. Пройдем через каменный хаос и по крутым ступенькам спустимся в Синюю (Разбойничью) бухту. Не доходя до нее, среди огромных скал (следов многих обвалов) можно найти подводную пещеру. В подводную пещеру интересно занырнуть и разглядеть подземелье, светя подводным фонарем. Только всем, кто планирует вернуться потом в наш земной мир, нельзя забывать о трех условиях: 1) надо уметь хорошо нырять; 2) нужен знающий пещеру проводник; 3) необходимы страховочная веревка и надежный человек, держащий ее конец на берегу.

Топоним «капчик» можно перевести двояко: турецкий тапочек с загнутым носком или кошелек, который носили на поясе дервиши. Этот мыс пронизан множеством малых пещер, найти которые можно, пройдя насквозь главный грот, до площадок у самого моря. Согласно преданию, в этой бухте прятали свои товары контрабандисты, стояли на якорях пиратские фелюги.

Место потаенное, с маленьким удобным пляжем, где всегда хочется окунуться в море и поплавать. Правда, здесь нет раздевалок, но уж как-нибудь... Зато продают холодную минералку! Рядом швартуется и дежурит лодочник - настоящий моряк в капитанской фуражке. Он набирает пассажиров, желающих прокатиться на Царский пляж. От бухты тропинка поднимается на мыс Капчик, похожий на ящера или, скорее, на дельфина (а если глянуть со спины, то на лису или на кошку, повернувшую свою хитрую мордочку в сторону Орла).

На вершину Капчика ведут опасные тропинки. Сквозь этот мыс проходит Сквозной (или Разбойничий) грот. Длина грота 77 метров, высота 10-12 метров. Как во многих пещерах Крыма, в нем живут летучие мыши. Летом их распугивают туристы (хотя и сами боятся), а зимой эти безобидные зверьки спят, свисая гирляндами с каменных сводов. С восточной стороны, у самого моря, мыс пронизан пещерами. В них трудно протиснуться, однако в глубине есть большие «залы».

Сквозной грот закрыт для туристов из-за падающих камней. На решетчатых дверях повесили замок, и тропа на западной стороне Капчика стала немноголюдной. Чтобы добрать впечатлений, начали было подниматься на вершину мыса, откуда виден Южный берег до Аю-Дага. Но случайными группами туда лучше не ходить: к самой вершине надо карабкаться по скалам, а с восточной стороны, совсем рядом с тропой - отвесный обрыв и пропасть.

Скала Хоба-Кая смотрится настоящим орлом только с хребта мыса Капчик; отдыхающие шутят, что этот орел напился сладкого вина из голицынских подвалов и, засыпая, опустил в море клюв. А если поглядеть из можжевеловой рощи, скалу можно сравнить с огромным топором, который лежит острием вверх.

На этом «острие» протоптана тропинка шириной в полтора-два метра, а кое-где и в полметра. По ней часто ходят туристы, стремясь непременно добраться до вершины. Слева от них крутой склон, справа настоящая пропасть. Это впечатляет, хотя для нормальных трезвых людей подъем, в общем, не опасен. Лишь бы не.было в этот день ветра. В Голубую бухту обычно проходят с севера, через можжевеловую рощу, или заплывают на катерах и лодках.

Вернувшись по тропе в поселок, нам остается заглянуть в фирменный магазин Новосветского винзавода и купить шампанское с портретом князя Льва Голицына. И выстрелить пробкой в потолок или прямо в небо, - отсалютовать славному русскому виноделу!

Тарасенко Д. Н.

Фото красивых мест Крыма

Отдых, экскурсии, активный отдых в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...