Все памятники истории и культуры Крыма эпохи нового времени можно разделить на военные памятники, архитектурные сооружения и музеи. Первые преимущественно представлены в городе-герое Севастополе, вторые - на Южном берегу Крыма, третьи размещены в крупнейших городах полуострова. Существуют еще курортные достопримечательности начала ХХ в., Которыми пользуются до сих пор.
Севастопольские памятники военным действиям преимущественно связанные с Крымской войной 1853 - 56 гг .., и особенно с Севастопольской обороной 1854 - 55 гг .. Это, во-первых, памятники вождям: адмиралу Нахимову и инженеру Тотлебеном. Первый построен из бронзы и гранита в 1898 г.., Отстроен Томским и Арефьевым в 1959 году. Второй по проекту Бильдерлинга установил скульптор Шредер из бронзы и камня в 1909, во второй половине ХХ века восстановил скульптор Писаревский. Следует отметить, что город полностью был разрушен в течение обороны Севастополя 1941 - 42 гг .. и оккупации 1942 - 44 лет, поэтому все достопримечательности, кроме памятника "Затопленным кораблям", пришлось восстанавливать. Это сооружение было возведено в море в нескольких десятках метров от берега из гранита и бронзы скульптором Адамсоном в 1905 году. Также был сооружен памятник русскому матросу Кошке из бронзы и гранита скульпторами Кейдукамы и архитектором Петропавловским в 1956 году. Есть также памятник героическому Бриг "Меркурий" из чугуна и камня, установленный в 1834 году архитектором Брюлловым. Существуют также памятник участнику революционных событий 1905 - Шмидту - из бронзы и камня, построенный архитектором Рехлингом в 1937 году и восстановлен им же в 1967 г .. Но самой известной достопримечательностью, посвященной Севастопольской обороне 1854 - 55 гг .. , является панорама Севастопольской обороны, находится в Севастополе. Сам дом, в котором размещено полотно, был построен в эклектичном стиле в течение 1902 - 04 гг. Архитекторомы Фельдманом и Энбергом, отстроенный и реконструированный в 1954 году по проекту архитектора Петропавловского. Само полотно написано французским художником Рубо. Мало размеры 5 метров в высоту и 28 метров в длину и были размещены вдоль круглой стены так, что одним взглядом его охватить нельзя. Впервые панорама была экспонирована в 1905 году. В 1941 г.. Дом был разрушен, а картина частично сгорела. В 50-х гг. ХХ в. полотно было восстановлено 60 художниками под руководством Яковлева и Соколова-Скала, но некоторые части картины были утрачены навсегда. Поэтому сейчас на между площадкой для осмотра и самым полотном созданы макеты людей, пушек и других предметов в натуральную величину и в настоящем размещении один относительно другого. Эти детали панорамы находятся на полосе земли шириной 4 метра. На панораме изображен последний, шестой штурм города, привел к поражению севастопольцев. Союзники наступают из прибрежной полосы, а среди обороняючихся распространяется паника, многие разбитых пушек, гибнут люди. Картина сделана так, будто художник присутствовал на самой битве. В доме панорамы находится и музей Севастопольской обороны 1854 - 55 гг ..
Архитектурные сооружения преимущественно представлены дворцами, расположенными на Южном берегу Крыма, а также архитектурными сооружениями Севастополя. Это, прежде всего, Петропавловский собор, построенный в 1843 году и Графская пристань 1846 - обе эти памятники построены в стиле позднего ампира. Выдающимся сооружением является также дом, в котором расположен музей Черноморского флота, построенный архитектором Кочетовым в стиле эклектики в 1895 Среди дворцов Южного берега Крыма наиболее известными являются Воронцовский, или Алупкинский дворец-музей, Ливадийский дворец, Кореизский, или Юсуповский дворец и архитектурное чудо " Ласточкино гнездо ". Как позднее регулярный ансамбль известна также дача Жуковка возле Симеиза, построенная в начале ХХ в. по проекту художника Замирайло. Здание украшено мозаиками Кузнецова и окружена Садовопарковая скульптурой Матвеева.
Воронцовский дворец находится в Алупке. Он строился в течение 1828 - 48 гг. Такая продолжительность связана с тем, что над возведением здания работало совсем немного крепостных, среди которых было 10 настоящих мастеров. Дворец построен из местного камня диабаза, который по плотности в 2,5 раза больше гранит. Архитектором дворца был Блор, и он выбрал для своего творения псевдоготический стиль, портал же сделал в мавританском стиле. Дворец состоит из 5-ти корпусов. Само здание двухэтажное, первый этаж представлен 9-ю парадными залами: коридором у входа, кабинетом, гостиной, ситцевой комнатой, голубой гостиной, зимним садом, парадной столовой, комнатой для бильярда и другими. Комнаты второго этажа не экспонируются. На юге расположены парадные лестницы, по обеим сторонам которых размещены 6 фигур львов. Снизу и сверху дворца огромные парки площадью около 40 гектаров со свободно переплитаючимися аллеями, маленькими водопадами, 3-мя озерами и экзотическими деревьями. В непосредственной близости от дворца - сады кипарисов и магнолий. В верхнем парке - естественное накопление диабазовых глыб ( «хаос»). Сейчас во дворце находится музей с коллекциями мебели, посуды, живописи и книг.
Большой белый Ливадийский дворец расположен в небольшом поселении Ливадия в 3 км от Ялты. Был построен внутри пейзажного парка, заложил садовник Петер в 1834, в стиле неоренессанса архитектором Красновым в 1910 - 11 гг .. Здание двухэтажное, внутри есть 3 маленькие дворе я (итальянское, турецкое). До 1917 г.. Был летней резиденцией императорской семьи. семь я Николая II отдыхала здесь 4 раза и провела в Крыму в-общем 6 месяцев. потом стал помещением санатория для высших государственных деятелей. В 1945 году, с 4-го до 11-го февраля, во дворце состоялась встреча советского лидера Сталина, английского премьер-министра Черчилля и американского президента Рузвельта (так называемая Ялтинская, или Крымская конференция), на которой решался вопрос отношения государств к Германии после окончания войны, раздела военных интересов союзников и был заложен фундамент для создания в недалеком будущем Организации Объединенных Наций, "польский вопрос" (которое на этой конференции решить не удалось), к тому же, в этом дворце была резиденция а ериканськои делегации, которая провела там 3 свои заседания. В столовой, большом помещении дворца, состоялось 8 официальных заседаний конференции.
Юсуповский дворец находится в поселении Кореизе. Он был построен еще в 20-х гг .. XIX в .. Дворец переходил от одного помещика к другому, пока в начале ХХ в. не попал в руки князя Юсупова, построил новый каменный корпус. После революции дворец стал домом отдыха. В 1945, во время Крымской конференции, здесь размещалась советская делегация. После войны здание вновь стала курортом и остается им до сегодняшнего дня.
Дворец "Ласточкино гнездо" расположен на мысе Ай-Тодор, на несколько километров западнее Ялты. Он был построен в 1912 г.. На вершине скалы по проекту британского инженера Шервуда. Дворец перенес 7-балльное землетрясение в 1927 г.., Но он почти не пострадал, если не считать сломанного нижнего балкона. Помещение служило читальным залом санатория "Жемчужина", но затем его использование запретили из-за аварийной ситуации. В 1968 началось восстановление памятника. Под фундамент здания были подведены монолитную железобетонную плиту, сам дворец был окружен антисейсмическими поясами. В 1971 году дворец принял свой первоначальный вид. Он доказывает нам, что архитекторы начала ХХ в. уже умели использовать любое место и площадь для построения таких величественных сооружений. Вообще, "Ласточкино гнездо" стало символом Ялты и всего Крыма. Дворец изображается на многих рекламных плакатах, сувенирах. Миллионы фотографий с его изображением разошлись по миру. "Ласточкино гнездо" символизирует настоящий Крым в единении моря, воздуха и земли.
Музеи Крыма, построенные в течение эпохи нового времени или посвященные событиям этой эпохи, размещенные перевано в городах: Ялте, Феодосии, Севастополе и других. Особое место занимает Никитский ботанический сад, который также можно отнести к категории научных учреждений. Он был заложен в 1812 шведским биологом Стевеном в 7 км от Ялты. В начале ХХ в. при саду была создана лаборатория по изобретению и созданию эфирных масел. Сейчас сад включает в себя 3 отделения: Центральное (близ Ялты), Приморское (возле поселения Портенит) и Степное (возле поселения Гвардейское). Он расположен на берегу на средней высоте 500 - 600 метров над уровнем Черного моря и спускается к нему террасами. Рельеф внутри сада довольно разнообразен, что связано с существованием здесь разнообразных растений, приспособленных к различным почв и форм рельефа. В саду есть несколько водоемов, которые также покрыты растительностью. Общая площадь сада - более 960 тыс. Гектаров. Здесь собраны более 18 тыс видов, разновидностей и сортов растений, в гербарии более 106 тыс листьев с разных диких и культурных растений. Сейчас в этом научном комплексе 14 научных отделов и лабораторий. Развит отдел селекции новых видов растений. Работниками сада издан ряд научных публикаций. Ежегодно сад посещают 600 тыс туристов.
Вообще в Крыму находятся 6 музеев, относящиеся к эпохе нового времени: музей героической обороны и освобождения Севастополя, музей Черноморского флота в Севастополе, литературно-мемориальный музей Сергеева-Ценского в Алуште, Алупкинский дворец-музей ( см. Воронцовский дворец ), картинная галерея Айвазовского в Феодосии и дом-музей Чехова в Ялте.
Картинная галерея Айвазовского находится в его родном городе Феодосии. Сам музей расположен в бывшем доме художника. Здесь представлены его картины, на которых он изображал морской пейзаж, который был любимым жанром его творчества, в частности, его вторая по значению и распространению картина "Черное море" (первая, "Девятый вал", находится в Государственном Русском музее в Санкт- Петербурге.).
В Ялте находится дом-музей Чехова, в котором писатель провел четыре трагических, но полные идейного направления годы своей жизни. В 1898 Антон Павлович приехал в Ялту в связи с ухудшением состояния здоровья и построил здесь собственный дом. Вокруг него на 2400 м 2 сам писатель разбил парк, в котором было 180 видов растений. Чехова очень часто посещал Льва Толстого, который приехал в Гаспры на лечение и остановился в имении графини Паниной. Также встречался с Горьким, Буниным, Куприным, Левитаном, Короленко. Здесь написаны его произведения "Студент", "Дама с собачкой", "Вишневый сад" и закончено многие другие. В 1904 году писатель уехал в Москву, р впоследствии к немецкому курорта. Музей здесь заложено после его смерти, в 1921, по инициативе сестры Чехова Марии Чехова, которая прожила в Ялте до 1960-х гг ...
Музей Сергеева-Ценского находится в доме писателя в Алуште - городе, в котором он проживал с 1905 года. Здесь он создал свои первые известные произведения: повести "Сад", "Печаль полей", "Движение", романы "Бабаев" и "Перевоплощение ". Музей основан после смерти писателя по инициативе алуштинцев.
Как мы видим, памятники культуры эпохи нового времени совсем отличаются от памятников предыдущих эпох: курганов, крепостей, древних городов. Это объясняется новыми открытиями, интеллектуальными и техническими усовершенствованиями при возведении строений, новыми героями (реальными, а не мифическими) - писателями, воинами, помещиками. Это связано также с изменением специфики региона - экономически и политически отсталого, населенного «людьми другой религии" - татарами - до курортного района с мощным военно-морским портом Севастополем. Культура отражает прогресс человечества, поэтому она постоянно развивается, и культурные достопримечательности Крыма убедили нас в этом.