Древние греки, жившие в Малой Азии (в Милете и в Ионии), заселили берега Черного моря на рубеже VII - VI веков до нашей эры. Первыми из основанных ими городов были города Восточного Крыма - Пантикапей (современная Керчь), Нимфей, Феодосия, Мирмекий, Тиритака. Что заставило эллинов (самоназвание греков) покинуть обжитые азиатские берега Эгейского моря? Беспросветная нужда, к которой привели набеги воинов царя Креза - того самого, чьи богатства с античных времён вошли в поговорку? Оскудевшая каменистая почва, которая уже не могла прокормить греков? Фантастические рассказы побывавших на берегах Понта мореходов? Неистребимый дух предпринимательства, поиск новых земель, новых рабов, новых рынков сбыта? А может, и просто любопытство, жажда подвигов и приключений...
Древняя Греция (Эллада) - общее название древнегреческого государства на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, на побережье Фракии и на западных берегах Малой Азии. В VIII - VI веках до н. э. осуществляла колонизацию северного побережья Африки, берегов Черного и Азовского морей. Уже в средние века писатель Стефан Византийский пересказывал вычитанную из какого-то более раннего источника легенду об основании Пантикапея. По этой легенде город заложил во времена похода аргонавтов (начало XII в. до н.э.) сын Аэрта, брата волшебницы Медеи, а землю для агоры греки выкупили у скифского царя Агастона. Пантикапейцы, скорее всего, создали эту легенду, чтобы узаконить земельные права, когда свои претензии на территорию начали предъявлять скифы. Известно, что в 590 - 570 годах до н. э., когда был заложен город, постоянных жителей на Керченском полуострове не было.
Сейчас уже никто не ответит на эти вопросы, и нам остаётся только представить себе, как однажды в удобной гавани Боспорского залива, где впадает в море тихая речка Пантикапа, остановилась греческая тирера. Из неё торжественно вышел избранный в Милете знатный глава колонии - крепкий юноша из знатного и влиятельного милетского рода Археанактидов. Ему предстоит стать стратегом зарождающегося города. В руках юноша держал факел с огнём от священного очага богини Гестии (богиня домашнего очага, сестра верховного бога - Зевса).
Крепкие, привычные к работе юноши поднялись на вершину горы, наскоро сложили новый очаг и раздули в нём огоноь. Отныне эта безлюдная земля станет из берегом, родиной из детей и внуков. Здесь будут поклоняться богам Эллады, по-гречески расписывать посуду и стены домов, от зари до зари работать в поле, ловить и солить рыбу. Пер вые переселенцы жили в полуземлянках, но том начали строить небольшие каменные дома.
--
А много позже, когда разрастется и окрепнет город Пантикапей, когда сложится вокруг него новое государство, на месте первого очага построят храм, посвященный покровителю колонистов - Аполлону Врачу. Вначале город был невелик (8-9 гектаров), и проживали в нем не больше трех тысяч человек. Спланирован он был по примеру греческих полисов: в центре, на возвышенности - обнесенным крепостной стеной акрополь («верхний город» (греч.) - укрепленная часть города, главный оплот его обороны) с агорой (рыночная площадь и место народных собраний в древнегреческих городах), с большими богатыми домами, с храмами Диониса и Артемиды, со святилищем Деметры, с алтарями, со статуями богов и героев.
На склонах горы террасами разместились жилые кварталы, улицы. А в пяти-семи километрах вокруг простиралась хора (сельскохозяйственная территория вокруг древнегреческих городов) с ее небольшими поселками. К западу от Пантикапея афинские эллины основали город Нимфей, а еще западнее, на берегу большой удобной бухты, появился быстро растущий полис Феодосия. В 444 году до н. э. афинский стратег Перикл (490-429 годы до н. э.) организовал большую морскую экспедицию в Черное море. В результате Нимфей присоединился к делосскому союзу и стал платить дань афинянам - один талант в год. Вполне возможно, что к этому союзу были привлечены и другие черноморские города.
От Пантикапея «отпочковались» сельскохозяйственные городки Тиритаки и Мирмекий, а вокруг крупных городов тоже сложились государства, и формы правления у них были разными - от демократической, где важные решения принимаются на собрании всех полноправных граждан, до олигархической, при которой правит небольшая группа самых богатых и родовитых.
Севернее, в степи, жили скифы. И хотя отношения с ними вначале складывались мирно, с северо-запада эллины, на всякий случай, защитили свои земли Тиритакским оборонительным валом с каменной кладкой в основании. На его строительство ушло не меньше двадцати лет.
Греки продавали привезенные из метрополии товары, выменивали их на местные изделия, продукты и сырьё, добывали много соли. На далёкой родине высоко ценились засоленне в Пантикапее острина и сельдь. По восточному берегу ловили камбалу, морского карася, кефаль. В пищу шли крабы и моллюски - мидии, устрицы, морские гребешки. Пантикапей раньше других греческих городов начал чеканить серебряную монету, имевшую хождение на всей территории Боспорского царства.
Но главным источником дохода было земледелие. Один из аграрных поселков назывался Кепы, что в переводе означает «сады». Возможно, что и название города произошло от просторечного словосочетания «много садов», ведь вокруг Пантикапея действительно росло «много высоких смоковниц и раскидистого гранатника, а больше всего груш и яблонь превосходных сортов».
Очень скоро Аттики стала получать с крымских берегов половину всего необходимого ей хлеба. Переселенцы распахивали на волах свободные земли вдоль моря, выращивали злаки (пшеницу, рожь, просо, ячмень, чечевицу) и овощи, ухаживали за садами и виноградниками. Если на новых ничейных землях заниматься разведением рогатого скота, лошадей и птицы, охотой и рыболовством, здесь нетрудно прокормить даже большую семью.
Велик был спрос на ремесленные товары - плотницкие и слесарные ткацкие и керамические изделия. Не оставались без работы кузнецы, строители и ювелиры, резчики по камню, кости и дереву. Из местного известняка греки быстро научились строить просторные двухэтажные дома; для большего уюта они расписывали красками оштукатуренные стены, устилали полы ковриками ручной работы. В земных недрах нашли руды металлов - и начали работать бронзолитейные мастерские. Из местной керченской руды сыродутным способом греческие поселенцы стали получать первое в Европе железо
Но лучше всех устроились купцы. Они наладили торговлю не только с городами-метрополиями, но и со всеми известными им тогда большими торговыми центрами. Из крымских колоний везли зерно и перекупленную у варваров пушнину, солёную рыбу и, как самый дорогой товар, рабов. Местным жителям продавали изысканное вино и оливковое масло из Хиоса, Фароса, Коринфа и Менды, терракотовые статуэтки и скульптуры, дорогие амфоры, роскошные ткани и ювелирные украшения: бусы, шейные гривны, серьги, перстни, кольца, диадемы, заколки для волос, перстни-печатки с геммами (резной камень с выпуклым (камея) или углубленным (инталио) изображением). Пантикапейское инталио «Летящая цапля» стало украшением коллекции гемм Эрмитажа. В мире известны четырнадцать пар греческих серег, выполненных в роскошном стиле и в микротехнике. Семь из них найдены на Керченском полуострове.
Греческие корабли в местных гаванях но приказу правителя «грузились первыми», афинские купцы торговали беспошлинно. Сам архонт «заботился об отправке хлеба и... с готовностью способствовал афинскому народу во всем необходимом».
Все бы ничего, да трудно было маленьким городам-государствам отражать набеги варваров-кочевников! И к 480 году до нашей эры эллины объединились в военно-политическим союз - так на керченском полуострове появилось новое государство Боспор Киммерийский. Возглавляли его ежегодно избираемые архонты. Но однажды вкусив власти, от нее немыслимо было отказаться, поэтому очень скоро выборная должность превратилась в династию тиранов. Удаленное от метрополии государство окружали кровожадные варвары, всегда готовые к долгому штурму крепостных стен полисов и способные легко, мимоходом разорить мирную хору. Судя по находкам археологов, такое не раз случалось. Например, в начале V века до нашей эры скифами был сожжен Мирмекий.
Учеными не установлено, было ли на территории Боспорского царства рабство в его классическом виде. Вероятно, рабы трудились в домашнем хозяйстве богатых боспорян, но основу производственных сил составляли свободные граждане, платившие налоги и занятые в сельском хозяйстве, ремесле и торговле. С конца VI - начала V века до н. э. Пантикапей становится столицей Боспора.
По архитектурному убранству и градостроительной технике полисы в колониях никогда не достигали великолепия крупных городов Эллады. Но греки приносили в колонии свою культуру - язык, письменность, религиозные обряды, календарные праздники, мифы, бытовые традиции.
--
Расцвет Боспорского царства пришелся на IV век до нашей эры. Завершилось формирование государства, на его территории возникали все новые и новые аграрные поселения. Только на Керченском полуострове было 26 греческих поселений. Кочевые племена переходили к оседлой жизни и начинали обеспечивать горожан сельскохозяйственными продуктами.
Завертелся калейдоскоп сменявших друг друга династий, полилась кровь во внешних и междоусобных войнах.
Население Боспора было особенным - на его территории жили не только греки, но и варвары из соседних племён (скифы, тавры, синды, меоты). Эллинские аристократы, интеллигенты, купцы, ремесленники заселяли, как правило те города, в которых удавалось сохранить власть народного собрания и некоторые выборные должности. Архонт - высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах в VII - V веках до н. э. Тирания у греков - единоличное, чуждое греческому менталитету правление, обычно устанавливаемое силой и вероломством. Первой известной нам династией были правившие в Пантикапее 42 года Археанактиды. Их сменила в 438 году до н. э. династия Спартокидов, власть которой закончилась в 114 году до н. э. Жилища их различались, соответственно занятиям и доходам хозяев, но было в этих домах много общего - того, что хранило память о далёкой родине.
Давайте на минутку перенесёмся в древний Пантикапей или Феодосию, войдём званным гостем в дом богатого горожанина. В небольшом дворике встретит нас хозяин или привратник. В центре внутреннего двора мы увидим алтарь-святилище. Чуть поодаль - колодец с чистейшей питьевой водой и несколько пифосов, в которые собирали дождевую воду для мытья и стирки. Вход в жилище охраняет герма - статуя бога Гермеса, а черепичную крышу подпирают деревянные или каменные колонны. За стеной, в просторной кухне, переговариваются рабыни. Они готовят пищу ни открытом очаге, но гостям это видеть не обя зательно. Если вы пришли к хозяйке, вас при водят наверх, в гинекею. Пришедшего к хозяину будут ждать в андроне.
Гостям предложат возлечь на ложе у иг большого столика. Рабы подадут угощение соленую осетрину, вяленое мясо, козий сыр, фрукты, мед, виноград...
Кстати, о винограде. Есть предание, что еще в древности некий ослик, незнаменитым м вечно голодный, обглодал однажды несколь ко плетей виноградного куста. Был он, разу меется, обруган, а может и бит кнутом. Но к осени тот же вспыльчивый хозяин собрал с обкусанных плетей больше ягод, чем с дру гих, нетронутых. Вышло так, что именно глупый ушастый осел надоумил культурных эллинов, а за ними всех, кто и теперь выращи вает виноград, обрезать его по весне!
Скорее всего, хозяева нальют вам лучшего в ту пору хиосского вина и, согласно обычаю, содержимое первого (и только первого!) ки лика выпьют, не разбавляя водой. Это у скифов вошло в привычку пить вино неразбаи ленным, и греки стали называть пьянство «скифской болезнью». В греческие дома для развлечения гостей часто приглашали музы кантов, акробатов, путешественников, философов. Такие встречи - симпосии — со провождались игрой на флейте, лире или ки фаре, декламацией стихов, рассказами о войне, охоте, странствиях, приключениях. Не здесь ли за чашей доброго вина рождались бессмертные греческие мифы?
О любви граждан Пантикапея к музыке говорит древний исторический анекдот (в смысле - короткий, очень конкретный рассказ из жизни исторического деятеля), изложенный Полиэном. Чтобы узнать, сколько людей проживает в городе, полководец персидского царя Дария III приказал послать в город знаменитого кифареда Аристоника. Своей игрой музыкант привлекал людей в театры, где их было нетрудно сосчитать.
Гинекия - часть дома, где днем находились женщины. Они развлекали своих гостей, занимались хозяйством и рукоделием - пряли, шили, вышивали. Андрон - специальная комната, в которой мужчины встречались с друзьями, беседовали, пировали. Здесь обычно стояли 6-8 лож, покрытых яркими ковриками, и несколько столиков для вина и угощения. На полу и на стенах могли быть шкуры убитых хозяином зверей. Комнату украшали дорогими расписными вазами, терракотовыми и мраморными статуэтками, изысканными чашами. Килик и канфар -греческие сосуды с большими ручками. Из них было удобно пить, возлежа на ложе. Удобное кресло с высокой спинкой, в котором обычно сидел хозяин дома, называли «тронос». Столики делали низкими, чтобы после еды легко убирать их под ложе.
В доме есть где-то и спальни, и комнаты для детей, где с ними занимается педагог, м нарядная ванная, и помещение для рабов. А еще - большая комната, посвященная богине Гестии. Там, возле хранимого ею домашнего очага, по вечерам собирается вся семья, но гостей туда, пожалуй, не позовут. Стены комнат побелены или украшены фресками - рисунками, нанесёнными на мокрую штукатурку. Нас окружает просторная удобная мебель: кресла, стулья, складные скамейки, низкие столики разной формы, сундуки и кровати.
Жильё украшают бронзовые подставки для глиняных светильников, пёстрые самодельные коврики на стенах, терракотовые, бронзовые, деревянные или каменные статуи и статуэтки богов. Никакой вычурности, всё гармонично, достойно и, как сегодня говорят рекламодатели, - "функционально".
Более холодный, чем в родном Милете, климат заставил местных греков, особенно зимой, заимствовать некоторые детали одежды у соседей-кочевников. Кроме традиционно греческих гиматиев, хитонов (у женщин они были пестрые и длинные) и сандалий на деревянной подошве, боспорские греки носили короткие куртки, рубашки, штаны, шаровары, высокие сапоги из кожи, меховые шапки.
В детялях продумана и планировка самого полиса. Строительство городов велось по решению совета и под надзором специальных чиновников. Неширокие (3-3,5 метров) улицы разделяли город на кварталы, в каждом из которых размещались 16-17 домов. Улицы, вымощенные известняковыми плитами, морской галькой или просто тщательно утрамбованные, по вечерам освещались факелами. Вдоль улиц проходили канализационные и водосточные канавы, которые объединялись в продуманную очитительную систему. Безопасность горожан обеспечивала специальная охрана.
...День клонится к закату. В большом дворе мальчишки затеяли игру, наподобие хоккея. В другом тихом дворике двое пожилых людей склонились над столом. На доске расставлены какие-то фигуры, похожие на современные шашки. На улице мужчины собрались в круг; из середины толпы слышатся рычание, визг, лай. Это горожане стравливают себе на потеху бойцовских собак. Тоже игра и тоже, увы, нам знакомая.
--
А в центре, на агоре, собрались любители изящного, чтобы послушать рапсода (странствующий певец-декламатор. Себе на жизнь он зарабатывал исполнением эпических поэм. Даже такие поэмы, как гомеровские «Илиада» и «Одиссея», греческие рапсоды, как правило, знали наизусть. Обычно стихи произносились нараспев, иногда под музыкальный аккомпанемент).
Под аккомпанемент лиры (простейший греческий музыкальный инструмент в виде фигурной рамы из дерева, на которую натянуты, вертикально, четыре струны) или кефары (схожа с лирой, но устроена сложнее, и на ней могли играть только виртуозы; у кефары был плоский резонатор, а число струн доходило до восемнадцати. Звучание кефары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства; лучшим кефаредом считался предводитель муз бог Аполлон) он читает свой любимый отрывок из "Илиады". Трудно пройти мимо и не остановиться, затаив дыхание!
В боспорских городах жили инженеры и зодчие, юристы и врачи, скульпторы и мастера по художественной обработке металлом. Найдены изготовленные на Боспоре мраморные и терракотовые статуэтки земледельческих божеств: Деметры и ее дочери Коры. Свободные граждане могли заниматься гимнасти кой, изучать философию, историю, ораторское искусство, математику и медицину в школах и гимнасиях Боспора, а дети знатных и бога тых боспорцев продолжали образование и Афинах. Как в любом эллинском городе-, здесь любили театр, литературу, искусство и спорт. В IV - III веках до нашей эры в Пантикапее жили боспорские философы Дифил, Сфер, Смикр. На постаментах статуй богов, на надгробных плитах сохранились поэтические посвящения местных поэтов.
Главным Боспорским божеством был Аполлон Иетрос - покровитель всепонтийской колонизации. На восточном берегу поклонялись Зевсу, Дионису, Афине, Афродите, Артемиде. Чтили защитницу семьи Гес-тию, в молитвах, обращенных к другим божествам, ее имя ставили на первое место. В Пантикапее, как в самой Элладе, любили и почитали величайшего из героев - Геракла.
В сельской местности жили варвары, за небольшой выкуп (форос) они покупали право на пользование землей. Перешедшие к оседлой жизни кочевники, которые поселялись на территории Боспорского царства, признавали верховную власть боспорского царя, платили ему дань сельскохозяйственными продуктами, участвовали в военных операциях. Однако они соблюдали обычаи своих предков, проводили свои религиозные обряды, сохраняли особенности быта, племенную иерархию и подчинялись только своим вождям.
Варвары перенимали греческие аграрные приемы, становились искусными земледельцами. Для защиты государства из них набирали наемную армию, костяк которой составляли, конечно, непревзойденные воины - скифы. Они так зарекомендовали себя в битвах, что скифским командам стали доверять даже охрану порядка на улицах Афин!
Шло время, и за расцветом эллинского мира закономерно близился его закат. Все уверенней вытесняли греков новые повелители мира - римляне. Древний Рим возник в середине VIII века до нашей эры. Ко II веку до нашей эры превратился в крупнейшую средиземноморскую державу, а в конце I века до новой эры стал империей. Боспорское царство в последние века до нашей эры переживало не лучшие времена: раздираемое междоусобной борьбой, подавленное экономическими трудностями и угрозой варварских захватов, оно вошло, ради самосохранения, в огромное Понтийское царство.
Понт занимал в ту пору берега Чёрного моря, Кавказ и Малую Азию; правил этой многонациональной державой Митридат IV Евпатор (132-63 годы до н.э.) - царь Понтийского государства со 121 года до н. э. В 107 году до н. э. Боспорский царь Перисад V передал ему управление своим царством. Так Боспорское царство вошло в царство Понтийское, основанное в 281 г. до н. э. на территории Малой Азии. С 89 года до н. э. Митридат Евпатор вел войны с Римом. В 65 году до н. э. римский полководец Помпей (106-48 годы до н. э.) разбил его войска).
Под своей властью объединил он все причерноморские государства, покорив многие восточные племена и народы. По территории Понтийское царство приближалось к размерам Римской империи, причём располагалось оно в стратегически важных для Рима районах. Митридат IV Евпатор достойно противостоял Римской империи в Малой Азии, но борьбы со всесильным Римом не выдержал, был разбит и бежал в Пантикапей. Окружённые врагами и доносчиками, преданный родным сыном Фарнаком, которые подбил войска к бунту, Митридат Евпатор укрылся в своём дворце на акрополе. Из этого последнего пристанища, казалось, была видна вся его держава.
Не желая попасть в руки римлян, поверженный царь приказал командиру своих телохранителей, кельту Битоиту, заколоть себя. С той поры высокий холм в центре Керчи носит имя Митридата.
Узнав о смерти своего главного врага, римляне возликовали. Десять дней праздновали они победу над грозным царём, но полководец Помпей, выражая уважение к достойному противнику, распорядился похоронить его с царскими почестями. Тело Митридата набальзамировали и на корабле перевезли в Синопу, столицу Понтийского царства, чтобы захоронить, как подобает, в царской гробнице.
--
А Фарнак, довольный, казалось бы, властью над Боспорским царством да над крымскими колониями, до поры объявил себя "другом и союзником римлян". Но как только в Риме вспыхнула гражданская война (49 год до нашей эры), ему предоставилась возможность взять реванш. Фарнак привлек мест ных варварских вождей и ворвался в Малую Азию, чтобы восстановить границы отцовском державы. Однако, молниеносно перебросил войска из Египта в Малую Азию, предводитель римской армии Гай Юлий Цезарь (100 (?) - 44 годы до н. э.) - римский полководец, диктатор, император) остановил Фарнака и разбил боспорцев при Зеле - второго августа 47 года до нашей эры.
С тех пор великий Рим не терял власти над Понтийским царством. Но для этого на северо-восточном побережье Черного моря при ходилось держать трехтысячный отряд и военный флот из 40 римских кораблей. Могучее Боспорское государство превратилось в пограничную провинцию враждебной империи. Поддерживая на Боспоре порядок, римляне фактически охраняли свои границы. Хотя формально Боспор считался независимым, римские императоры вмешивались даже в вопросы престолонаследия; на понтийских монетах с одной стороны чеканили профиль местного правителя, а с другой - изображали римского императора.
Видимо, в начале нашей эры боспорские цари окончательно потеряли самостоятельность. При вступлении на трон они получали из Рима дары как символ власти, а на пьедестале императора Веспасиана (9-79 годы н. э.) - римский полководец, император, основатель новой династии Флавиев (69-96 годы). По мнению римского историка Тацита, Веспасиан был единственным императором, которого власть изменила к лучшему: трудолюбивый, скромный и неприхотливый в личной жизни, он и на троне оставался тружеником, радеющим о возрождении Рима. При нем началось строительство сохранившегося до наших дней Колизея.) среди прочих титулов осталась предельно ясная надпись: «владыка всего Боспора».
Начиная с 80-го года, каждому из боспорских царей приходилось добавлять к своему титулу: «друг Римлян, друг Кесаря, пожизненный жрец Августов».