(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Православие в Крыму

Для русских людей Крым является колыбелью Православия: здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит, равноапостольные Кирилл и Мефодий, здесь принял крещение равноапостольный князь Владимир.

Особое место в распространении христианства занимал Херсонес, бывший греческой колонией. Это место называют колыбелью христианства на Руси, согласно древнерусской летописи, здесь в 988 г. Приняли крещение св. князь Владимир с дружиной. В 1852 году на месте крещения Владимира был основан монастырь, а в 1861 году был заложен собор Св. Владимира.

Христианство появилось не на пустом месте, значительную роль в его формировании сыграл синкретизм, который был свойственен религии эллинов. Христианизация Херсонеса началась еще в I-II вв. н. э. и завершилась приблизительно к VIII в. В период расцвета Византии в Крыму было пять епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская, Фульская. В период иконоборчества в Крым стекались христиане-иконопочитатели. Поэтому Крым сохранил много памятников христианского искусства.



Владимирский собор в Херсонесе. Севастополь

Но судьба Крымского полуострова с принятием христианства складывалась непросто: около 1380 г. побережьем Крыма завладели генуэзцы, позже к Генуэзской республике была присоединена Готия. К 12 веку здесь образуются три епархии: Сугдейско-фулльская, Херсонесская, Готфейско-Кефайская.

К XV в. полуостров входит в состав Крымского ханства, находящегося в вассальной зависимости от Турции. С этого времени Крым становится центром работорговли. Постоянные набеги из Крыма на Русь усилились с 1507 года, когда крымчане напали на русские города Белев и Козельск. Последний набег был совершен в 1769 году во время войны, объявленной Турцией России.

Христиане испытывали сильное притеснение, однако вера их не угасала: несмотря на запрет ставить кресты, обновлять храмы, совершать богослужения, христиане собирались в домах, места для богослужений сооружали в скалах, в землянках, в пещерах, которые заменили роскошные храмы, построенные греками. Ханы часто собирали христиан со всех селений и заставляли их работать бесплатно. Но были и случаи когда простые люди, исповедуя ислам, тайно укрывали христиан, помогали их семьям.

Активные, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Поле победы России в войне с Турцией и заключения Кючук-Кайнаджийского договора в 1774 году Крым получил независимость, а вскоре перешел под покровительство России. Окончательно Крым был присоединен к России манифестом Екатерины 8 (19) апреля 1783 года. С этого времени начинается строительство православных храмов и монастырей. Христианская жизнь возобновляется после долгого периода притеснений. Расцвет храмового строительства приходится на XIX век, огромную роль в укреплении христианского духа сыграла первая оборона Севастополя. Во время Крымской войны духовенство Крыма проявило невиданное мужество и героизм, совершая богослужения под обстрелом неприятеля, не прекращая окормлять свою пасту в самые тяжелые периоды. Такое же мужество православное духовнество и клир претерпело и во времена гонений на Церковь в начале XX века, а также во время Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует сама история православных храмов, рассказанная нами.

Владимирский собор в Херсонесе. Севастополь
Херсонес – греческая колония, основанная переселенцами с Эллады в VII в. до н.э. Для русского человека это место особое – здесь крестился князь Владимир.

Еще в 1825 году главный командир черноморского флота адмирал А.С. Грейг просил разрешения построить памятник на развалинах Херсонеса – места, где принял крещение князь.

В 1853 г. был построен и освящен храм во имя равноапостольной княгини Ольги, рядом с церковью построили 2 небольших дома для монахов. Но мирная жизнь обители прервалась началом Крымской войны, в ходе которой храм был разрушен. После войны были заново отстроены кельи и возведен деревянный храм в честь семи мученников Херсонесских. Однако скоро храм начал разрушаться от ветра и бурь, и было решено возвести новую церковь. В ней находилась высочайшая реликвия – часть мощей князя Владимира, хранившаяся в ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси славне и святым Крещением просветися, светом познания Христова землю Русскую озарил еси».

Святые мощи князя Владимира были переданы императором Александром Вторым из Зимнего дворца.

С приближением празднования 900-летия Крещения Руси было разрешено строительство храма в честь князя Владимира. В 1859 году проект храма (архитектор Давид Иванович Гримм, 1823–1898) утвердили. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. (Местонахождение собора Херсонес, ул. Древняя, 1)

В 1861 году состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора Александра II и его семьи. Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте.

Собор стал памятником героям Первой Севастопольской обороны 1854-1855 годов. В стены вмонтировали четыре мраморные плиты с именами погибших адмиралов и датами их смерти. Могилы адмиралов соединили общей гробницей в виде огромного черного мраморного креста, посередине сиял золотой крест, обвитый лавровым венком и с надписью «НИКА» — побеждай.

В склепе собора до самой революции продолжали совершать мемориальные захоронения. Помимо четырех великих флотоводцев, здесь похоронены еще 9 адмиралов русского флота: П.А. Перелешин, П.А. Карпов, М.И. Дефабр, В.П. Шмидт, И.М. Диков — участники Первой обороны Севастополя, С.П. Тыртов, Г.П. Чухнин, М.П. Саблин — командующие Черноморским флотом, И.А. Шестаков — управляющий Морским министерством в 80-е годы XIX века.
  
После Октябрьской революции советская власть начала борьбу с религией. В 1931 году при передаче здания собора Осовиахиму склеп был вскрыт, останки адмиралов как «приспешников низвергнутой династии» уничтожены. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. 

После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года собор взорвали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

Инкерманский монастырь. Севастополь

Инкерманский монастырь. Севастополь
Церковное предание связывает основание Инкреманского монастыря с именем св. Климента Римского, высланного императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса. К тому времени на Херсонесе были высланы 200 христиан. Вскоре здесь образовалась большая община. Но римские власти решили казнить святого Климента – он не чтил языческих богов и исповедовал Христа. За распространение новой веры ему привязали якорь на шею и бросили на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб Климент. Его тело было погребено под водами. Но ненадолго – через год море отступило и в подводном гроте люди обнаружили останки праведника.

Морской отлив позволял людям поклоняться мощам св. Климента до VI века, когда на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. Предание утверждало, что возведена она была руками ангелов.

В 861 году в Херсонес прибыли святые Кирилл и Мефодий. Часть мощей они перенесли в Рим в базилику св. Климента, где они хранятся и доныне. Другая часть мощей оставалась в Херсонесе до X в. После Крещения князь Владимир испросил благословения от местного епископа главу и часть мощей св. Климента перенести в Киев.

Вскоре в бывших каменоломнях возник монастырь. Храмы устраивали в пещерах: там вырубали алтарь, престол, скамьи. Рядом находились кельи монахов и хозяйственные постройки. Все помещения объединялись лестницами.

В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили церковь и назвали ее Инкерман, что означает «пещерная крепость». Монастырь под властью турок пришел в упадок.

В 1634 году в составе русского посольства храм посетил священник Иаков. Он и его спутники увидели в храме нетленные мощи, они достали их из гробницы и омыли теплой водой. При этом они покраснели, как у живого человека. Послы узнали, что татары несколько раз выносили их из церкви. Но наутро они оказывались на прежнем месте.

В 1773 году штурман русского флота И. Батарин обозначил на карте у подножия церкви Инкерман храм св. Георгия Победоносца. О других храмах не было упоминаний.

В 1778 году после исхода христиан из Крыма монастырь опустел. Упоминание о нем сохранила скала – Монастырская. Возрождение обители началось после присоединения Крыма к России, в 1783 г. Жизнь в ней возобновилась в 1850 г. В 1852 году была освящена церковь мученика Климента. По преданию сам Климент ее вырубил в скале. Храм имел форму базилики. До наших дней от нее сохранилось несколько колонн.

С началом Крымской войны монастырь переживал тяжелые времена: 24 октября 1854 года союзная армия (противник России) обстреляла крепость Каламиту, в которой были русские войска.

В 1867 году монастырь отстроили заново. К 1910 году архитектурный облик монастыря полностью сложился.
  
Монастырь привлекал внимание царской семьи. Первой его посетила Екатерина Вторая во время своего знаменитого путешествия по Крыму в 1787 году. В 1868 год после его восстановления в нем побывал великий князь Алексей Александрович, в 1871 году его посетил будущий император Александр Третий, а в 1872 году – великая княжна Мария Александровна.

Во время Гражданской войны монастырь оказал поддержку армии Врангеля. После прихода советской власти в 1926 году монастырь был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместили штаб 25-й стрелковой Чапаевской дивизии – во время героической обороны Севастополя солдаты этой дивизии на Инкреманских высотах пытались сдержать врага.

Восстановление святыни началось в 1999 году. В 2002 году оно было завершено. Покидая Инкерманский монастырь, мы направляемся в Свято-Успенский монастырь – еще один древнейший памятник христианства.

Монастырь Федора Тирона. Мыс Ай-Тодор
В древности обитель стояла на самом высоком месте, недалеко от Ласточкина гнезда и была хорошо видна с моря. Развалины монастыря описывали исследователи Крыма XIX столетия. Еще в прошлом столетии можно было видеть руины храма, в XX веке следов разрушенного храма не осталось, сохранился только фундамент.

Время основания монастыря неизвестно. Известно, что в 547 году готы пригласили епископа из Константинополя. Его резиденцией стал монастырь Федора Тирона. В «Житии Иоанна Готского», написанном в IX веке, упоминается святая обитель в Козице. Очевидно, монастырь возник во времена Юстиниана и служил укреплением от неприятельских набегов. Вскоре вокруг монастыря возникло поселение.

Свято-Николаевский православный собор (собор святителя Николая Чудотворца). Евпатория (Малый Иерусалим)

Храм расположен в центре города, недалеко от моря, он очень красив внешне, кроме того он является вторым на Крымском полуострове по площади и вместимости, будучи рассчитан на две тысячи прихожан. Его превосходит только Владимирский собор в Херсонесе.

Инициатором строительства был крымский подвижник протоиерей Иаков Чепурин. В 1891 г. начали сбор пожертвований, примечательно, что к сбору денег подключились также караимская, еврейская, мусульманская, армянская и греческая общины, а также городская казна – храм возводился всем городом. В 1892 г. император Александр III распорядился выделить на строительство из казны к тому еще 36 тысяч рублей.

Собор был заложен 11 июля 1893 года. Несмотря на солидные пожертвования, денег на возведение все же равно не хватало. Чтобы продолжать строительство, протоиерей Иаков жертвовал на храм личные сбережения, брал ссуды в банке под залог собственного дома, отдал в заклад семейные ценности. До завершения строительства он не дожил всего несколько месяцев — скоропостижно скончавшись 29 ноября 1898 года. Отец Иаков Чепурин погребен в храме.

Торжественное освящение собора состоялось 16 февраля 1899 года. Автором проекта был городской архитектор Одессы и председатель Одесского технического общества Алексей Осипович Бернардацци, а подрядчиком – севастопольский купец Ананий Савельевич Пасхалиди, Руководивший работами инженер Вячеслав Геринек применил несколько инженерных новшеств, использованных при возведении собора. Одно из них — огромный купол из бетона, его диаметр 18 метров, вес 156,6 тонн. В верхней части барабана удвоили число граней, в каждой из них сделали световое окно.

О.В. Козарезова, канд. ист. наук, Фидченко О.В., канд. ист. наук

Фото красивых мест Крыма

Экскурсии, отдых, активные туры в Крыму

Назад в раздел

Задайте вопрос...