(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Туризм в горах Крыма

Крым играет важную роль в истории российского активного, в том числе горного туризма. В конце XIX века был создан «Крымский горный клуб», члены клуба начали организовывать познавательные экскурсии по горному Крыму, сами разрабатывали экскурсионные маршруты. Среди столичной элиты, приезжающей в Тавриду, пешие прогулки в горы стали популярными и стремительно вошли в моду. С этой целью разработали маршрут по южному берегу. У каждого маршрута была собственная маркировка, что позволяло не заблудиться в пути. Продолжительность сезона − с марта по октябрь. За этот период горными тропами проходили тысячи путешественников.

Во время революции интерес к горному туризму сошёл на нет. В 20-е годы прошлого века создаются турбазы и «дома туриста».      70 – 80 годы − это золотая эпоха горного туризма. В этот период в Крыму работают многочисленные турбазы, тургостиницы, в горно-лесной зоне оборудуются десятки палаточных городков. На полуострове разрабатывались десятки запланированных пешеходных маршрутов с точным сроком действия, графиком передвижения, четкой программой. Группы состояли из 15-25 человек, шли по горным тропам от 3 до 7 дней, а затем в течение недели отдыхали на берегу Черного моря. 

С развалом Союза произошел развал всей туристской индустрии. Активный туризм, который существовал благодаря  государственному финансированию, пришел в упадок. 



В наши дни горный туризм снова входит в моду. То, что Крыму надо развивать горный туризм, это понимает каждый, и тут начинается самое интересное: туризм нужен всем, но без государственной поддержки это осуществить нереально. Однако чиновники, которые смотрят на горный туризм, как на «рог изобилия», как-то забывают про то, что надо бы вложить в дело часть денег, вместо этого начинают давно знакомую игру − «найди крайнего».  И, конечно, находят: это турфирмы плохо работают. Те в свою очередь предпочитают обходить горный туризм стороной – «неблагодарное дело, волокита… зачем рисковать, проще продать путевку в санаторий». В общем, идут по протоптанной тропе. 

Чем туриста привлекут горы? Красота и пейзаж − это хорошо. Но нужно создать комфортные условия проживания в горах.  Поклонники такого туризма − это молодые люди, проживают в больших городах, были за границей на отдыхе и, конечно, понимают, что такое комфорт. Отправляясь в увлекательное путешествие по «непроходимым» горам Крыма, после заграничных курортов человек рассчитывает на двуместный номер (много молодых пар идет в поход), на турбазах должны предоставлять хотя бы частичные удобства в номерах. Человеку необходимо принимать душ, в номере должно быть постельное белье, а не спальный мешок, который, наверное, видел зарождение горного туризма, розетка, чтоб зарядить телефон. Люди не хотят после маршрута готовить ежедневно на костре и полоскать посуду в реке. Романтический пикник, посиделки у огня – это вполне имеет место быть. Он сюда приехал отдохнуть, и это его право. Да, «еда туриста», которую ели на советских маршрутах, сейчас неактуальна. Хотите развивать активный туризм − тогда готовьтесь раскрыть кошелек пошире: вам нужно приобретать продукты питания, фрукты и хорошие заводские вина, готовить блюда национальной кухни. «Новый турист» уже не желает бегать с рюкзаком от стоянки до стоянки, вещи должен перевозить транспорт. Турист должен иди налегке с минимальной кладью в руках (личные  вещи). А самое главное, и это самая трудоемкая часть вашей работы – выбор маршрута и, что не менее важно, выбор  инструктора. От работы инструктора зависит 50% успеха путешествия, он должен обаять ваших клиентов, объединить группу.

К сожалению, Крым такой идеальный поход со всеми необходимыми составляющими на практике не может предложить. А нет предложения – и спроса не будет. Начните с обустройства маршрутных стоянок, чтобы было куда пригласить будущего клиента.  Прокатитесь по турбазам ЮБК «Сосновка» и «Ангарский перевал». И ответ на вопрос: «Почему к нам в горы приезжает мало туристов?» − вы сможете сами найти. Но тут же может появиться еще одна проблема: как найти клиента, если турагентство не хочет вкладывать средства в рекламу горного туризма, прибыль от которого трудно прогнозировать? Кстати, о прибыли от  активного туризма. Если учитывать все проблемы, связанные с организацией тура, добавить расходы, трудодень в горной местности, проживание в палатке, приготовление пищи на огне, то она сравняется с августовским отдыхом  в санатории (причем,  не самым элитным) на побережье ЮБК. Так и получается: куча проблем, нервы, а заработок незначительный, к тому же еще нужно оплатить налоги. Вот из-за всего этого турфирмы не хотят организовывать пешеходные туры.  

Для того чтобы пешеходный тур приносил прибыль, у вас должен идти беспрерывный поток клиентов. Должно идти одновременно несколько групп друг за другом, расстояние между ними должно составлять сутки пройдённого пути. 

На территории бывшего Советского Союза есть люди, которые пытаются возродить традиции горного туризма. Это поколение последних романтиков, на полуострове таких практически нет. Как правило, это люди с опытом из «советских походов», в поход их влечет ностальгия по прошлому. Титанические усилия приходится приложить организаторам, для того чтобы собрать и провести хотя бы несколько групп в сезоне. На деятельности этих «героических турфирм» так любят строить воздушные замки чиновники Крыма, произнося высокопарные речи о возрожденном горном туризме.

Восстановление горного туризма − это сложный процесс, требующий колоссальных затрат и, конечно, вначале «спасибо» вам никто не скажет. Взвалить на себя такую ношу не каждый решится. Но если вы неравнодушны к Крымскому горному туризму, вы не дадите ему уйти в небытие, важно сохранить традиции пешеходного туризма. Запах костра под звонкую песню гитары под ночным звездным небосводом запал на всю жизнь в душу туриста.
leks2010

Горный туризм в Крыму, туры в горах Крыма

Назад в раздел

Задайте вопрос...