Византийский период истории Крыма начинается в IV в. н. э. Именно тогда Восточная Римская империи отделилась от Западной и земли, которые ранее входили в единое государство оказались в составе новообразовавшегося политического организма. В зону его влияния в Крыму вошли Херсонес и весь юг Таврики.
В этот же период истории на полуостров явились неукротимые кочевники-гунны. Восточные римляне сделали все, чтобы варвары не смогли взять форпост зарождающейся византийской власти — город, который вскоре стали называть Херсоном. Благодаря ряду построенных и отреставрированных крепостей, в которых несли службу готы-федераты, гунны так и не добрались до центра византийских земель.
Среди новых фортификационных укреплений того времени — Горзувиты, Алустон, возведенные при Юстиниане I, и многие другие твердыни. Кроме того, византийское присутствие в Крыму позитивно отображалось на судьбе территорий, которые не входили в состав империи. Тесные контакты с представителями Византии приводили к возрождению Боспора, разрушенного гуннами.
В VI в. н. э. в состав Византии входил восток Крымского полуострова. В конце VI века в Крым пришли хазары. Так завязалась кровавая война за сферы влияния. Вскоре к владениям империи относился один лишь Херсонес, который издавна считался главным форпостом Византии в Крыму, но в 705 г. и он стал частью Хазарии. Разгневанные византийцы в 710 г. отправили туда карательный флот и одержали победу. Однако триумф длился недолго. Почти сразу в полисе разгорелось восстание, херсонеситы переправились в столицу Византии и посадили на престол своего императора.
В первой четверти VIII веке весь Крымский полуостров разделили между Византийской империей и Хазарским каганатом. Часть его земель, ранее подконтрольных византийцам, оказалась в руках хазар. Среди поселений, в которых поменялась власть, был Судак. Византия контролировала Юг и Юго-запад Крыма.
В VIII в. государственная верхушка Византийской империи начала борьбу за подчинение церкви. Этот процесс, законспирированный под расправу с христианскими идолами (иконами и росписями религиозной тематики), получил название иконоборчества. Из Византийской империи в Крым переселялись подвергнутые гонениям священнослужители и монахи.
По прибытии они массово возводили пещерные святыни, где жили и совершали богослужения, распространяя христианство среди крымчан.
Проживающие в Крыму готы также не захотели покориться хазарам. В 787 г. они подняли восстание, в результате которого была освобождена крепость Дорос. Верхушка Хазарского каганата жестоко наказала германцев, обитавших в Крыму. Через несколько десятилетий, в 830 г., они перешли под покровительство Византийской империи.
При византийцах в Крыму зарождались феодальные отношения. Этот процесс был более характерным для юго-запада полуострова, где в VI–XII вв. построили ряд пещерных крепостей. Вдоль приморской линии юга Крымского полуострова тянулась череда замков, принадлежавших местным феодалам. Главными в обществе считались «архонты» (руководители земель) и «топархи» (управляющие в крепостях). Они были зависимыми от Византии. Имперское происхождение имела лишь политическая верхушка, а основная часть жителей укреплений и земледельческих общин была местным населением.
832 г. стал датой последнего присоединения Херсона к Византии. Через восемь лет во времена императорства Феофила появилась Херсонесская фема – административный округ, во главе которого стоял стратиг. Фема Херсона находилась на территории, которая начиналась у низовья Альмы, у реки Бельбек и тянулась до Алушты. Там работала пограничная стража, а для решения военных противостояний стратиг специально нанимал войска.
Херсонесская фема стала своеобразным инструментом Византии в Крыму. С ее помощью контролировались политические процессы, что происходили по всему Северному Причерноморью. В конце XI века в Византийской империи прошла военно-административная реформа и фема была ликвидирована. Встречается информация о том, что с 841 г. все византийские территории полуострова назывались «фемой Климатов». Однако ученые считают, что к концу столетия фигурировало лишь название «фема Херсона» и исчезновение большего округа, возможно, было связано с постепенной потерей политического влияния Византии в Крыму.
Крымские владения Византии вынуждены были пережить проникновение венгерских племен, а позже, после ослабления хазар, еще и навал печенегов. В 988 г. Херсон (Херсонес Таврический) был взят древнерусским князем Владимиром, где тот принял христианство. С XII в. рядом с византийскими территориями в Крыму обосновались половцы (кипчаки), давшие топонимы многим географическим объектам полуострова.
Конец владычества Византии в Крыму связан с возникновением православного государства Феодоро. Быстро среагировав на захват империи крестоносцами, который произошел в 1204 г., управляющий фемы Климатов – значит, позже она все-таки существовала – создал политическое объединение, несколько столетий подряд влиявшее на судьбу Крыма и расположенных рядом стран. Среди граждан нового государства были давние жители полуострова – готаланы, с которыми византийцы долгое время мирно сосуществовали. Однако не все земли Византии в Крыму оказались в составе державы Феодоро. Часть территорий попала в руки генуэзцев.
Сельское хозяйство, ремесла, торговые отношения в Крыму во времена господства Византийской империи
Жители крымских земель, которые находились под византийским влиянием, как затем и их потомки, занимались разведением скота и выращиванием сельскохозяйственных культур. Земледельцы того времени использовали мотыги, заступы, сошники. Археологами были найдены виноградные ножи, тарапаны, фляги, амфоры, что свидетельствует о развитии виноградарства и виноделия. Среди артефактов византийского периода есть топоры, ножницы, с помощью которых стригли шерсть. Подданные Византии в Крыму также занимались морскими промыслами: они пользовались рыболовными крючками, грузилами для сетей, якорями.
Прослеживается позитивное влияние Византии на развитие ремесел в Крыму. Большие гончарные центры, которые существовали в тот период истории полуострова, отличаются сложной технической организацией процессов изготовления кухонной утвари и черепицы. Керамические изделия, которые делались на полуострове, пользовались популярностью по всем городам Северного Причерноморья. Такие археологические находки, как пряслица, грузила, проливают свет на распространенность еще одного вида ремесла — ткачества. Кроме того, жители полуострова времен пребывания византийцев в Крыму были умелыми плотниками, строили шикарные для того периода истории дома.
Между Крымом и Византией развивались активные торговые отношения. На византийские территории полуострова доставляли продукты животноводства, зерновые культуры и вина. Среди поставщиков товаров были даже Русь и Хазарский каганат. Небольшие речные суда привозили товары в Херсонес. Там располагался большой порт, где они перегружалось на более мощные корабли и отправлялось в Константинополь или в Малую Азию. В Херсонес морем привозили иностранные ткани, масло и оружие, керамику, мраморные, костяные и стеклянные изделия, металлические предметы. Все это использовалось не только византийцами, обитавшими в Крыму, но и местным подконтрольным населением. Часть продукции отвозилась в северные регионы. Торговля со славянами носила регулярный характер.
Не так давно было найдено судно, на котором удалось обнаружить интересный предмет, вероятно, принадлежавший какому-то торговцу. Это 18-сантиметровая записная книжка с весами или как его в шутку называют, планшет. Дело в том, что в нижнем отделении «гаджета» хранились тарелочки с грузами, а остальные его части были покрыты воском, на них царапали разного рода записи. Такие страницы скреплялись между собой и с отсеком для проведения измерений при помощи кожаного ремешка.
Быт, религия и культура в Крыму при византийцах
Византийские крепости в Крыму поражают особенностями архитектуры. За своими неприступными стенами они могли укрыть не только военных, которые несли там службу, а и жителей окрестностей. На нашем сайте опубликована серия статей о фортификационных сооружениях этого периода истории Крыма. Там можно ознакомиться с наиболее известными византийскими укреплениями полуострова. Однако, замки и крепости, как оплоты феодалов, были не единственными населенными пунктами, подконтрольными Византийской империи. Поселения сельских общин нередко тоже укреплялись, а позже приобретали вид простых поселков. В прибрежной зоне возводились даже бутовые двухэтажные дома с черепичной крышей. Нередко жилища имели форму башни, в которую можно было попасть с помощью специальной лестницы. Такие сооружения принадлежали знати.
В период владычества Византии в Крыму даже простые сельские жители обитали в домах, напоминающих жилье наших дедов-прадедов. Домики возводились на каменном фундаменте, строились из дерева, после чего обмазывались глиной и укрывались соломенной крышей. Полы в жилищах были земляными. Жилое помещение отапливалось с помощью открытого очага.
Когда в Византии начались иконоборческие процессы, в Крыму уже существовало пять христианских епархий. Однако, массовое переселение византийских монахов и малоазийских греков способствовало еще большему распространению новой религии. Благодаря мигрантам появлялись необычные пещерные монастыри, руины которых и сегодня поражают своей грандиозностью. Наиболее пышным среди всех святынь Крыма был монастырь Апостолов, который располагался на Медведь-горе. Некоторые историки предполагают, что пришлые верующие принесли в Таврику идеи протоисихазма, которые позже проникли на Русь.
Византийцы распространяли в Крыму собственную культуру. Очагом ее развития был тот же Херсон (Херсонес). Чем дальше от этого города, тем менее заметно влияние византийских традиций. Характерные черты прослеживаются даже в архитектуре. Так, среди церковных святынь Крыма V–VIII вв. преобладали храмы в виде базилики, которые возводились на территориях империи. Росписи на церковных стенах также имели византийское происхождение. Со временем на полуострове начинают строить крестово-купольные сооружения и квартальные храмы-усыпальницы. Здания такого типа тогда появились и в метрополии.
Культурным наследством херсонеситов является керамика византийского периода. В домах жителей Херсонеса найдено много утвари с изображением воинов, животных и птиц, гораздо реже встречаются сосуды с морскими сюжетами. Ученые предполагают, что каждый уважающий себя человек старался иметь как можно больше расписной посуды.
Византия достаточно долго влияла на судьбу Крыма: с IV по XIII век, - дольше всех остальных государственных образований. По сути, это было продолжение римского проникновения, но новое государство возникло уже после распада ранее единой империи.
С IV века восточные римляне вынуждены были делить полуостров с варварами-гуннами. Благодаря цепочке византийских укреплений, которые надежно охраняли Херсонес, гунны не смогли взять этот город. Он-то и стал центром византийских владений в Крыму.
Кроме гуннов, на полуострове жили готы и аланы, которые были союзниками византийцев. В VI веке византийцы контролировали Восток Крыма, но вскоре его отобрали хазары. В первой четверти VIII века владениями Византийской империи считались земли Южного и Юго-Западного Крыма. Там появлялись новые веяния в культуре, вырастали удивительные пещерные монастыри, укреплялось христианство.
В начале XIII века, после поражения Константинополя, на крымских землях империи возникли княжество Феодоро и итальянские колонии.
Источник: krymkrymkrym.ru
Фотографии красивых мест Крыма