Зеленый туризм как самостоятельный вид туризма появился в Европе в последнюю четверть XX в. [1, с. 9]. Причинами такого явления стали:
1) этнокультурные и социально-демографические изменения в обществе, закрепление в нем идеологии здорового образа жизни, осмысление ценностей природной среды и натуральных продуктов в условиях интенсивного роста и массового производства искусственных и синтетических материалов, и как следствие, потребность горожан в отдыхе в сельской местности как одному из альтернативных видов отдыха;
2) освобождение (в связи с прогрессом в промышленности и перенасыщением продукцией производства) работников сельского хозяйства и необходимость создания новых рабочих мест в сельской местности;
3) желание "самодостаточных" сельских семей получить дополнительную прибыль от сдачи свободных помещений и продаже качественной сельскохозяйственной натуральной продукции;
Таким образом, с одной стороны, возник спрос на отдых в деревне, с другой - появилось предложение по удовлетворению этого спроса путем образования индустрии зеленого туризма на базе надежно функционирующих фермерских хозяйств и предоставлению соответствующих услуг.
Зеленый туризм активно развивается в Великобритании, Испании, Польши, США, Финляндии, Швейцарии, Швеции и других странах. По оценкам экспертов, с зеленым туризмом связаны от 0,5 до 0900000 рабочих мест, к услугам туристов в Европе может быть предоставлено больше 2 млн мест расположения в сельских усадьбах. Прибыль от зеленого туризма достигает 10-20% общей прибыли туристической индустрии. Только в Италии прибыль от зеленого туризма составляет 350 млн долл. США ежегодно.
Для современной России развитие зеленого туризма имеет большое значение, поскольку он: снижает уровень безработицы на селе и создает новые рабочие места; стимулирует малый бизнес; способствует развитию коммуникаций, транспортного сообщения, социально-бытовой инфраструктуры; повышает интеллектуальный уровень сельского населения; обеспечивает рост значения и роли органов местного самоуправления; увеличивает взносы в местный бюджет; выступает как фактор общественной дипломатии, что особенно важно в таком многонациональном регионе, как Крым.
Вопросы активизации развития сельского зеленого туризма беспокоят многих ученых, практиков и государственных деятелей. В последние годы вышли в печать публикации информационно-аналитического, справочного и учебно-методического характера. Однако мало внимания уделяется развитию сельского зеленого туризма в контексте социально-культурных взаимоотношений между общинами Крыма.
Цель исследования. Проанализировать положение зеленого туризма в Крыму, экономико-правовые основы его возникновения, становления и развития, его как фактора общественной дипломатии.
Изложение основного материала.Исторически отдых за городом в сельской местности возникает в Крыму в начале XIX в., Когда появляются помещичьи и дворянские поместья. С рождением российской интеллигенции возникает "дачный" идеология, то есть, практика отъезда в летнее время на отдых в сельскую местность на дачу, что представляет собой домик для сезонного проживания в курортном малонаселенном крестьянском месте. В советский период частный дачный отдых практически нивелировались.
Зеленый туризм в современном понимании возникает в Крыму в 1995 году. После выхода Закона "О туризме", Которым экологический (зеленый) туризм было легализовано как один из видов туризма. Через 16 лет можно констатировать, что зеленый туризм в Крыму все еще находится в зачаточном состоянии. Это подтверждается положением дел в туристической сфере. Значительное количество туристов (97%) вообще не рассматривает Крым как место зеленого туризма. В Крыму с сельским населением 730 тыс. Человек с уровнем доходов на человека на уровне 87% среднего уровня. функционирует всего несколько сельских туристических усадеб, абсолютное большинство которых находится в центральном районе Крымского полуострова (Симферопольский, Бахчисарайский, Белогорский, Кировский районы ). Север и северо-западные районы Крыма представляют собой туристическую пустыню - здесь практически нет объектов сельского отдыха.
«Зеленым» туристам на полуострове предлагают стандартный набор услуг: ночлег в сельском доме, питание (в основном национальная кухня), баня, наблюдение за домашними животными и их кормления, пешие или конные прогулки в окрестностях села, охота, рыбалка, сбор урожая, занятия традиционными народными промыслами. При этом даже приготовлением пищи для отдыхающих, не говоря о других услугах, не утруждают себя около четверти усадеб. Качество услуг, по мнению многих туристов, не соответствует их стоимости, хотя 95% туристов довольны отдыхом. Такой вариант зеленого туризма в Крыму правильнее было бы назвать "сельским хлебом-солью" или сельской "гостеприимством" из-за отсутствия туристической инфраструктуры (удобного транспортного сообщения, нормальных автодорог, автостоянок, канализации, холодного и горячего водоснабжения и др.).
В Крыму возникла первая общественная организация для поддержки зеленого туризма - Союз содействия развитию сельского зеленого туризма. Основной целью этой организации была популяризация отдыха на селе. Достижение этой цели планировалось осуществить путем решения целого ряда задач, среди которых: возрождение и развитие народных промыслов Крыма, содействие развитию социальной сферы села, защиту окружающей среды и решения экологических проблем полуострова, воспитание уважения к красоте родного края.
В рамках крымской Программы в нескольких районах были подготовлены свои программы развития зеленого туризма. К сожалению, по разным причинам выполнены были далеко не все предусмотренные Программой мероприятия, а большинство из проведенных - крайне низко (с точки зрения эффективности) оценены владельцами сельских усадеб. Но сам факт появления такого типа документа, как Программа поддержки, свидетельствует о заинтересованности государства в развитии зеленого туризма в Крыму.
Зеленый туризм, кроме экономических и социальных проблем, решает и социокультурные задачи. Среди них: пропаганда культуры и национальной самобытности народов Крыма. Зеленый туризм дает возможность непосредственно донести информацию об истории Крыма, культуру его народов, их традиции, образ жизни, взгляды и ценности, экономический и духовный потенциал, помогает развитию связей, формированию положительного восприятия Крыма в европейском сообществе. А это и есть одной из важнейших задач общественной (народной) дипломатии.
Общественная (народная) дипломатия через зеленый туризм помогает развитию гармоничных отношений и лучшему взаимопониманию между людьми, консолидирует их на основе национальной самобытности, расширению взаимодействия и партнерства между народами и государствами в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, подчеркивает единство мира, указывает на взаимосвязь и взаимозависимость процессов развития мирового сообщества. Никакими многочисленными и длинными официальными отношениями на государственном уровне невозможно достичь духовного пороге-мение между народами, которое рождается в личных контактах "от человека к человеку" между представителями этих народов.
Общественная дипломатия как институт управления обществом накопила серьезный опыт решения различных проблем, принося радость общей победы взаимодействующим сторонам. Она сближает людей разных духовных и идеологических принципов на основе гуманистических идеалов.
Крым - уникальное место. В нем живут и общаются верующие всех мировых религий, представители почти 100 национальностей. Именно здесь принципы общественной дипломатии могут быть наиболее востребованными. Личные контакты между людьми помогают взаимопониманию, устойчивым межконфессиональным и межнациональным отношениям. Одним из наиболее эффективных способов установления таких контактов является участие в совместной деятельности на ниве зеленого туризма.