С каждым днем я все больше убеждаюсь, что для того, чтобы сменить обстановку, увидеть что-то новое (и прекрасное), вовсе не обязательно далеко ехать. В одной только нашей московской области можно открывать новые и новые места практически до бесконечности - столько тут памятных уголков! Расскажу сегодня об усадьбе Абрамцево, расположенной под Сергиево-Посадом, что примерно в 40 км от МКАДа.
Абрамцево, пожалуй, - самая уютная и непринужденная из виденных мной усадеб. Здесь полностью сохранилась атмосфера творчества и созидания, веками накапливаемая лучшими представителями русской аристократии, любившими приезжать сюда в поисках вдохновения и уединения. Кажется, что еще вчера, сидя напротив окна столовой, Валентин Серов писал портрет 12-летней Веры Мамонтовой (это та самая "Девочка с персиками"), а где-то у пруда, возможно, остались забытые наброски "Аленушки", созданные рукой Виктора Васнецова. Да-да, эти, равно как и другие выдающиеся произведения многих художников и писателей, были созданы именно здесь, в Абрамцево.
Все началось в 1843 году, когда, после долгих поисков подходящего места для отдыха от суеты Москвы, Сергей Тимофеевич Аксаков приобрел имение Абрамцево, первые упоминания о котором встречаются в документах аж XVI века! Для этого представителя знатного дворянского рода приобретенная усадьба стала настоящей находкой. В то время территория Абрамцево не была обнесена забором и органично сливалась с окружавшим ее лесом. Здесь можно было часами гулять, погружаясь в собственные мысли и мечты, а уж для заядлого рыбака и охотника, каковым и слыл Аксаков, вариантов досуга и вовсе оказалось хоть отбавляй. Возможно, во время одного из этих занятий он и придумал сказку "Аленький цветочек", а также другие свои знаковые произведения, написанные в Абрамцево.
Сергей Тимофеевич дружил с Гоголем, Тургеневым, Погодиным. Все они с удовольствием приезжали сюда погостить. Так и начала складываться в этом местечке уникальная творческая атмосфера.
К сожалению, после смерти самого Аксакова и его сына Константина усадьба совсем опустела... До того самого момента, пока ее не выкупил знаменитый купец Савва Мамонтов. При нем и его семействе Абрамцево расцвело и буквально заиграло новыми красками. Во-первых, потому что Мамонтовы затеяли тут генеральный ремонт: отремонтировали главный дом, буквально заново отстроили кухню и людскую (какое-то время сами Мамонтовы даже скромно жили в кухне - небольшой избе в среднерусском стиле, ожидая окончания ремонтных работ. У них, кстати, было пятеро детей. Уж не знаю, все ли это время находились под одной крышей, но даже для современного человека, не привыкшего ко дворцам, домик этот выглядит весьма скромно. Они же подарили Абрамцеву невероятное количество новых построек, большинство из которых, к сожалению, до наших дней не дожили (особенно жалко теплицы для клубники и персиков - интересно, как выглядели они тогда?).
Несмотря на совсем не творческую профессию и необходимость мыслить четкими понятиями, в душе Савва Иванович всегда был творческим человеком. Постепенно вокруг него сформировался настоящий кружок деятелей, разделявших его увлечения: Репин, Васнецовы, Серов, Коровин, Врубель - все они с удовольствием гостили и творили в Абрамцево. Кстати, Мамонтов оказался знатным любителем театров и регулярно устраивал у себя спектакли, эскизы к костюмам и декорации к которым рисовал художник Васнецов. Васнецов вообще активно участвовал в жизни Абрамцево и за современный облик музея-усадьбы во многом стоит благодарить именно его, ведь его авторству принадлежат удивительная беседка "Избушка на курьих ножках" и церковь Спаса Нерукотворного, проект которой он разработал совместно с Паленовым.
А жена хозяина - Елизавета Григорьевна - увлекалась коллекционированием произведений народного искусства. Друзья семьи, конечно, немало поспособствовали пополнению ее коллекции:) В итоге, к моменту, когда Александра Саввишна, дочь владельца, получила от государства Охранную грамоту, превратившую имение в музей, в ее руках оказалась коллекция из более чем 2 000 образцов живописи, скульптур, икон, редких книг, мебели, изделий из фарфора и стекла. Произошло это в 1918 году.
Стоп! Тогда почему в 2015 году музею исполнилось 95 лет? А вот тут и обнаруживается маленькая загвоздочка: дело в том, что, несмотря на то, что официально Александра Саввишна считалась смотрительницей музея с 1918 года, финансирование на его организацию она получила лишь в 1920-м. И вот тогда-то музей-усадьба и смог начать полноценную работу. Кстати, сегодняшние сотрудники музея отсчет ведут все-таки с первой даты.
А по большому счету, не так уж и важно, сколько лет музею. Куда важнее, ЧТО это место значит для истории и с какой нежностью и теплом оберегается в наши дни (а это чувствуется буквально в каждом сантиметре). Провести здесь несколько часов - это абсолютное счастье и эстетическое удовольствие, которое в очередной раз напоминает о богатой культуре нашей страны (что не бывает лишним!). Оценить внушительную коллекцию Мамонтовых, а заодно узнать больше о знаменитых владельцах и достопримечательностях Абрамцево, превращенные в музеи. Впрочем, вы можете выбрать несколько экспозиций, что обойдется дешевле. Но и за эти деньги тут есть, чем любоваться, каждый дом усадьбы - настоящее произведение искусства! Да еще и небольшой, но живописный парк с прудом рядом.