Орёл имеет 3 неофициальных названия, это и "Город 1 салюта", и "литературная столица российской провинции", и "город студентов", также расположен в 380 км на юг от Москвы и в 120 км от Брянска, население города - 320,000 человек при абсолютном максимуме в 340,000 жителей в 1995-1997 гг. Орёл был основан в 1566 году по ведению Ивана Грозного, связанного со строительством города-крепости для охраны южных границ Русского царства от набегов крымских татар.
Существует несколько версий происхождения названия города:
- Тюркоязычная версия выводит название местности у слияния двух рек из airyly «угловатый», airy «разъединять, раздваивать, развилина».
- Балтоязычная версия сравнивает название, которое могло оставить племя голядь, с лит. erlos «сенокосный луг».
- от названия реки Орёл, в 1784 году переименованной в реку Орлик.
- от малоупотребительного слова «орель», что значит «угол», так как крепость первоначально построили там, где река Орлика (Орла) впадает в Оку и образует угол.
- существует народная легенда, что когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», — сказал один из мужиков. Иван Грозный и повелел назвать город именем птицы.
В 1605 году через Орёл прошли войска Лжедмитрия I, в 1606 — Ивана Болотникова, зимой 1607—1608 гг. Орёл — резиденция Лжедмитрия II. В 1611 и 1615 годах город разрушен польскими интервентами, жители ушли во Мценск. В 1636 году Орёл был восстановлен на прежнем месте. В 1778 году Орёл центр Орловского наместничества, а с 1796 года- Орловской губернии. В 19 веке Орловщина в её тогдашних границах стала малой родиной многих российских писателей, дав русской литературе И. Тургенева, А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Лескова.
На перекрёстке 3 Курской улицы и улицы Русанова есть два примечательных объекта. Дом профессора МГУ, учёного Фёдора Заседателева, жившего здесь в 1883-1898 гг. Этот человек является представителем Московской школы фониатрии (раздел медицины, изучающий проблемы патологии, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону).
Музей культуролога и философа, исследователя эпических форм повествования, создателя концепции "полифонизма" (многоголосия) в литературном произведении Михаила Бахтина. Само здание построено в 2003 году на месте усадьбы его отца. В философии Бахтина Бытие («конкретная действительность») интерпретируется как событие, которое немыслимо без поступка и субъекта (человека). В частности он замечал, что «Предмет неотделим от своей функции в событии». Одной из центральных идей Бахтина является идея диалога, раскрытая на примере анализа творчества Достоевского как полифония. Через русскую религиозную философию диалог восходит к идее соборности (симфония, плюрализм, многополярность).
Особое место в философии Бахтина занимает исследование «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствует серьезность («официальность») и догматизм и «сама жизнь играет». Сущностью смеха и карнавала он называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Бахтин настаивает на их первичности и критикует попытки редукции этих феноменов к потребностям. Смех, карнавал и праздник представляют собой бытие без отчуждения. По мнению культуролога и историка кино Александра Ласкина, Бахтин является первым отечественным учёным, доказавшим, что «отделение и дифференциация „возвышенного“ в культуре и „низкого“, „площадного“ невозможна, ибо эти два антропологических начала тесно переплетены между собой, составляя единое культурное поле».
Сквер танкистов с Т-34 на постаменте. В день 20-й годовщины освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков почетным гражданином города Маршалом Советского Союза И. X. Баграмяном был зажжён Вечный огонь в память о тех, кто пал в годы Великой Отечественной войны.
Дом Лобанова, построен во 2 половине XIX в. Принадлежал купцу И. И. Коноплеву. В 1881 г. перешел к купцу Ивану Львовичу Лобанову, сыну Льва Ивановича Лобанова, бывшего крепостного В. П. Тургеневой, матери писателя, некоторые факты из его жизни легли в основу рассказов И. Тургенева "Живые мощи" и "Пунин и Бабурин".
Современное здание Орловского вокзала было построено в 1949—1950 годах по уникальному проекту архитектора С. А. Мхитаряна в стиле русского классицизма. Здание просторно и в то же время лишено ненужных пустот. В день города 5 августа 1958 г. в центре ансамбля внешнего здания вокзала были установлены башенные часы. Работы были выполнены СУ-330 и Орловским Часовым Заводом «Янтарь» по проекту архитектора О. В. Левитского. Часы исполняют мелодию из 1-й симфонии Орловского композитора В. С. Калинникова.
Привокзальная площадь. Дворец культуры железнодорожников. Движение поездов было запущено в Орле в 1868 году. Машинистом 1 поезда Москва-Орёл был англичанин, время движения составило 12 часов. Иван Бунин в романе "Жизнь Арсеньева": "Думал я о том, что вот, как это ни странно, скоро и цель моего путешествия, тот самый Орёл, которого я еще почти никак не представляю себе, но который уже одним тем удивителен, что там, вдоль вокзала, — великий пролет по всей карте России: на север — в Москву, в Петербург, на юг — в Курск и в Харьков, а главное — в тот самый Севастополь, где как будто навеки осталась молодая отцовская жизнь…". "Случалось, я шел на вокзал. За триумфальными воротами начиналась темнота, уездная ночная глушь… Полевой зимний ветер уже доносил крики паровозов, их шипение и этот сладкий, до глубины души волнующий чувством дали, простора, запах каменного угля. Навстречу, чернея, неслись извозчики с седоками — уже пришел московский почтовый? …Буфетная зала жарка от народа, огней, запахов кухни, самовара, носятся, развевая фалды фраков, татары-лакеи… За общим столом — целое купеческое общество, едят холодную осетрину с хреном скопцы… В книжном вокзальном киоске было для меня всегда большое очарование, — и вот я, как голодный волк, брожу вокруг него, трясусь, разглядывая надписи на желтых и серых корешках суворинских книг. Все это так взволновывает мою вечную жажду дороги, вагонов и обращается в такую тоску по ней, с кем бы я мог быть так несказанно счастлив в пути куда-то, что я спешу вон, кидаюсь на извозчика и мчусь в город, в редакцию…"
Орловский трамвай- один из старейших трамвайных систем на электрической тяге (наряду с Воронежем и Курском), открыт в 1898 году. Проект был подготовлен бельгийским предпринимателем Ф. Ф. Гильоном и фирмой «Compagnie mutuelle de tramways», который выиграл право на строительство не только трамвая, но и электроосвещения в городе. Протяжённость трамвайной линии- 39,8 км в однопутном исчислении. Большая часть подвижного состава- чехословацкие TATRA 1976-1985 гг. выпуска, большинство из которых уже модернизированы. Ещё в 2003 году орловскому трамваю угрожало полное закрытие, но к концу 2000-х предприятию удалось справиться с кризисом и начать не только модернизировать старый парк, но и закупать новые трамваи