(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Отзывы о Пскове - храмы и церкви Пскова

Начну о собственных впечатлениях от Пскова и области, которые я записывал в тетрадь в конце каждого дня. Ощущение того, что попал в другую страну, типа Молдавии и Зап. Украины. Судя по отзывам путешественников, очень добродушные и открытые люди там, пусть и небогатые... К сожалению , ощущение бедности не покидало меня везде там, да, везде история, там просто обилие истории . Кстати, люди многие могут сами рассказать и подсказать, куда сходить и что увидеть.

Нужно упомянуть такой факт, что население Псковской области в нынешний границах до 1917 года составляло 1,800,000 человек, сейчас 640,000. Ситуация с отъездом оттуда сравнима с миграцией из районов Крайнего севера и Чукотки. Область во многом уничтожена войной, после этого почти ничего не строилось из индустрии. Сейчас Псковщина - это царство магазинов экономкласса, продуктовых, магазинов одежды, эконом сегмент почти на 60% из увиденных торговых заведений. Там самый дешёвый интернет в клубах, всего 8 рублей за 30 минут (по российским меркам), почти как в Египте. Очень дешёвый общепит, бензин на 2 рубля дешевле, чем в моей Брянщине, междугородний транспорт на 30%. Восхитительная степень развития пригородного автобусного движения.

В области прекрасные дороги, правда я видел только федеральные трассы, но также в хостеле сказали, что и рядовые дороги в такое же состоянии. Молодежь Псковщины уезжает в Эстонию , в Петербург и Москву. Сами псковичи считают, что после войны именно в результате миграции в столицы, выходцы из оттуда обогатили культурно-научный уровень Москвы и Петербурга При этом, я ещё нигде не видел настолько вежливых людей в России, когда даже т.н. "гопник" пожелал приятного просмотра города. В библиотеках везде помогали - такого в РУДН вообще не догадывался, что так можно. 



В Пскове 44 храма , из них 30 действующих, обратил внимание, народ туда ходит, причём не бабульки, а даже большая часть молодёжи. В Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: отсутствие богатства внешней отделки, нет множества куполов, украшенных разноцветными изразцами, мозаик и росписей – всего того, чем славится столичная храмовая архитектура. Вместо этого – строгость и благородство форм, северная суровость и аскетизм. Скупой и сдержанный декор: пояски «бегунца» и «поребрика» на апсидах и вокруг барабана всегда единственной главы церкви.

Стены выложены из местного известняка, который не полировался и даже не обтёсывался гладко; неровные поверхности фасадов, обмазанные штукатуркой и выбеленные, выглядят как живая прихотливая ткань, на которой в сумерки играют тени и в разное время суток и года отражаются закаты, рассветы, зимние снега и светлое северное небо. ощущение монументальности достигается не громадным масштабом (он как раз соразмерен человеку), а выверенным сочетанием объёмов и благородством пропорций.

Храмы Пскова славятся не только внешним видом, но и особым «голосом»: по всей России известны отлитые во Пскове колокола, висящие не на башнях-колокольнях, как это принято повсеместно, а в характерных для архитектуры Пскова звонницах – отдельно стоящих сооружениях в виде стены с прорезанными в ней проёмами «под колоколы». А в толще церковных стен скрываются голосники – специально вмурованные глиняные сосуды, обращённые горлом внутрь храма. Благодаря им каждое слово, прочитанное или спетое на литургии, слышно отчётливо и ясно, а пение под сводами такого храма – это услада слушателю и радость певчего.

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. К примеру, Храм Успения с Жабьей Лавицы или церковь Николы Со Усохи или Козьмы и Дамиана с Примостья.

В этом репортаже мы совершим прогулку по такому району Пскова, называемому Завеличье, названному по расположению на противоположном от исторического центра берегу реки Великая. Численность населения нынешнего микрорайона города составляет почти половину от всего города — около 98,4 тысяч человек из 207,8 тысяч псковичей на момент 2015 года. Первое упоминание в псковских летописях относится к 1323 году. Согласно письменным источникам, в XIV веке Завеличье имело жилую (дворовую) застройку. Из-за частых немецких нападений на Псков, при которых Завеличье первым принимало удар, развитие этого района было весьма медленным. Только в 1417—1418 гг. улицы этого района города были замощены.

Анастасиевская часовня у Ольгинского моста стала первым увиденным мною объектом, после того, как я проснулся, собрался и вышел поутру из хостела. Храм был сооружён в 1911 году по проекту архитектор А. Щусева в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. , внутри которого находятся фрески художника Н. Рериха. 

Немного нуара. Псков в ноябре - это 50 оттенков серого от серой штукатурки-плинфы, серого неба, тёмной реки. Я лично люблю серость, которая помогает размышлениям. 

Церковь Успения у парома 1521 года постройки с отдельно стоящей звонницей от основного храма с деталями псковского декора: аркатурным поясом, поребриком, бегунцом на барабане и на апсидах, лопатками на фасадах. Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов.

Недавно возведённая по псковским меркам в 1999-2000 гг. часовня Ольги Равноапостольной архитектора А. Красильникова. Согласно легенде, именно в этом месте княгине Ольге, первой христианке на Руси, явилось видение трех солнечных лучей над Кремлем, после чего по её распоряжению было построено первое деревянное здание Троицкого Собора ( на снимке на противоположном берегу это уже четвертое здания одноимённого Собора). Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии на месте нынешнего храма дубовый крест.

Домонгольский Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи 1124-1127 гг., возведённый новгородскими мастерами. из местной известняковой плиты и кирпича — плинфы. Четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

Кладбищенская Церковь жён Мироносиц 1546 года постройки. Известный исследователь древней псковской архитектуры, Владимир Седов связывает Мироносицкую церковь с псковско–московской традицией: «сведенные» (т.е. переселенные), освоившиеся в городе москвичи в 16 веке создают новое направление в традиционном псковском зодчестве. Мироносицкий храм весьма именит и занимает особое место в псковской культуре, знаменуя новый этап ее развития.

Прогулка по псковскому району Завеличье с домонгольским Мирожским монастырём XII века (XII века, Карл!), парку псковских десантников, парку-дендрарию, разбитому при содействии Латвии и видами этого района через реку Великую - обо всём этом в данном репортаже. 

Старообрядческая Церковь Николы от Каменной ограды XVI века. С 1947 года здесь находится община Псковской старообрядческой церкви Поморского согласия. Это единственный действующий храм староверов в Пскове. Сама Никольская церковь типично псковских пропорций, одноглавая и одноапсидная. Интерьер бесстолпный, с интересной системой взаимно–перпендикулярных подпружных сводов, несущих световой барабан.

Церковь Климента папы Римского XIV-XV вв. постройки. Храм поставлен на подклет, имеет одну главу, три апсиды, четырехстолпный четверик с повышенными подпружными арками. На фасадах — лопатки, апсиды и барабан украшены поребриком и бегунцом.

Храм Александра Невского 1907—1908 гг. постройки для 96 Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инженером Ф. Вержбицким в стиле эклектики.В архитектурном отношении церковь уникальна: это редкий для Пскова храм в так называемом «русском стиле» 20 века (поздняя эклектика). Бесстолпный, трехчастный в плане, вытянут по оси: от пятигранной апсиды (со световым граненым барабаном и куполом) — до высокого протяженного основного объема трапезной и притвора с восьмигранной, возвышающейся над ним, шатровой колокольней.

Псковский парк-дендрарий, созданный в рамках программы приграничного сотрудничества России, Эстонии и Латвии под эгидой Европейского Союза в 2007-2013 гг. 

Мемориальный комплекс псковичам и псковского гарнизона, погибших во 2 половине XX века при выполнении боевых задач, открытый в 1996 году на территории "военного городка" 

Мирожский Завеличский монастырь 1156 года, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма.Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. В 1581 г. во время Ливонской войны Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасо-Преображенский Собор, возведённый в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.

Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин.

Источник: ru-travel.livejournal.com kirill_moiseev

Псков

IMG_3051mm.jpg

IMG_3060mm.jpg

Туры в Псков

Назад в раздел

Задайте вопрос...