Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Таких выдающихся природных памятников, как Камчатка, Сахалин не содержит, однако даже имеющихся в наличии хватит на несколько недель, а то и месяцев пешеходных походов. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, – вполне себе достопримечательность.
Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложно проходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста) и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) – источник смертельной опасности и одновременно хороший способ пропитания.
Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги, проходящие по красивым местам (в том числе заброшенные железные дороги, об одной из которых я расскажу отдельно), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны – большая часть построек относится к советскому времени и, за редким исключением, смотреть на них не очень интересно.
Особое положение на Сахалине занимает японское наследие. Японцы владели южной половиной острова сорок лет – с 1905 г. по 1945 г. – и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин – подержанные японские иномарки.
Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов – высокие цены. Ночлег, еда, транспорт – почти все здесь в полтора-два раза дороже¸ чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.
В тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический атлас с двухкилометровым масштабом. Имейте в виду что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты на ней смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.
Еще пробовал читать книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин», но не осилил. После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, Антон Палыч чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно и даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича "Сахалин (Каторга)" – пока не читал, ничего сказать не могу.
Основных способов добраться два: воздушный и водный
Что касается воздушного, то на Сахалине есть три пассажирских аэропорта – в Южно-Сахалинске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии. Иногда бывают распродажи и спецакции – так, например, недавно можно было улететь "Аэрофлотом" из Москвы в Южно-Сахалинск. Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из "Шереметьево" - "Аэрофлот", из "Домодедово" - "Трансаэро". Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока - "Сахалинские авиатрассы".
Имейте в виду, что из поселка Зональное нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из него можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании "Амурские авиалинии", чьего сайта я почему-то так и не нашел. Недавно открытый аэропорт в Ногликах, как я выяснил, принимает только чартерные рейсы с рабочими и специалистами, едущими на нефтяные проекты.
Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом – дорогие, зимой – дешевые).
Дешевле всего уплыть на Сахалин с 1 февраля до 15 июня. В это время самый дешевый базовый тариф. Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома – тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит где-то тремя часами позже. На пароме есть столовая (каждому пассажирам дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще – цены не слишком высокие).
Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин. Первый путь – из Хабаровска по автодороге через Лидогу – либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь – железнодорожный. Ванино – одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, и сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на метеоре с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50), погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31).
По острову: дороги, автобусы, поезда, самолеты
Внутриостровное воздушное сообщение есть только по одному маршруту - между Южно-Сахалинском и Охой. Из Южно-Сахалинска также можно улетучится в Южно-Курильск. Все это сделать можно с помощью уже упоминавшейся компании "Сахалинские авиатрассы".
Автобусы соединяют почти все крупные города острова. Однако, как я понял, проехать его насквозь с севера на юг на автобусе не получится. Если судить по расписанию областных автобусов, вывешенном на автовокзале Южно-Сахалинска, автобусное сообщение доходит к северу от Южно-Сахалинска до Поронайска, и дальше начинается уже в Тымовском. Впрочем, возможно между Тымовском и Поронайском есть какие-то машрутки. Если нет – можно воспользоваться поездом. Кроме того, учтите, что цены на автобусные билеты здесь раза в два выше, чем на материке. Скажем, маршрутка от Холмска до Южно-Сахалинска (90 км). Так что автостоп тут реально поможет сэкономить большие суммы денег.
Железная дорога проходит по небольшому участку на западном побережье острова и на большей части восточного побережья. Соединяются они железнодорожной веткой в районе Ильинского. Железная дорога от Ноглик до Охи, где раньше ходили грузовые поезда, ныне почти целиком разобрана. Большинство дорог – узкоколейные, проложенные еще японцами, и ходят по ним японские вагоны. Правда, ныне железные дороги расширяют под общероссийский стандарт, и, возможно, скоро здесь будут ходить отечественные локомотивы и вагоны.
Водного внутриостровного транспорта на Сахалине нет, зато отсюда можно уплыть в другие места. Помимо вышеописанного парома из Холмска в Ванино, есть регулярные пароходы в Вакканай (остров Хоккайдо, Япония) и на Курилы (обходит несколько островов). Все они отправляются из Корсакова, но билеты на пароход «Игорь Фарутдинов», следующий на Курильские острова, можно купить только в Южно-Сахалинске в ЗАО «Морская компания Сахалин-Курилы» по адресу Коммунистический пр., 21, тел. 76 25 24.
Автостоп на острове возможен, многие местные жители по необходимости тоже передвигаются подобным образом (правда, на короткие расстояния). Только учтите, что у сахалинцев москвофобия развита, кажется, больше, чем в каком-либо другом регионе, и москвичам придется услышать немало ругательств и подколов по отношению к себе и своим землякам. Проблем на острове много, и некоторые водители считают, что повинна в них именно Москва – причем, не только находящееся там политическое руководстве (с чем я согласен), но и все остальные жители. Один сахалинец сказал мне, что нужно заплатить Бен Ладену, чтоб он сбросил бомбу на Москву, другой надеялся, что найдется новый Гитлер, который таки дойдет до Москвы и сожжет ее дотла.
Кстати, автостопщики добираются до Сахалина редко, и большинство местных жителей не сразу понимает вашу сущность. Водителей сперва думают, что ты местный житель, добирающийся к себе домой, и очень сильно удивляются, когда говоришь, откуда приехал (особенно, если это где-то в европейской части России). При общении с такими отчаянными путешественниками сахалинцы очень гостеприимны и отзывчивы, в том числе даже с ненавистными москвичами. Так что не удивляйтесь, если сахалинец, только что ругавший Москву, пригласит вас домой на обед.
До некоторых мест на Сахалине можно пройти только пешком. Из горных маршрутов наиболее популярен путь через хребет Жданко, проходящий к востоку от железнодорожных станций Тихая и Цапко, и маршрут к горе Лопатина – самой высокой точке острова. Как конкретно их можно пройти, не знаю, спрашивайте на месте. Кроме того, есть несколько маршрутов вдоль сахалинских берегов. Ниже описана дорога к мысу Крильон по западному побережью, но ее теоретически можно проехать на машине или автостопом. Другие же маршруты – скажем, от мыса Крильон по восточному побережью до Анивы, или от Углегорска до Александровска-Сахалинского – можно, кажется, пройти только пешком.
Гостиницы
Как и многие другие вещи на острове, гостиницы здесь довольно дорогие. Бюджетные варианты размещения можно найти в Южно-Сахалинске: там дешевые гостиницы сосредоточены в окрестностях вокзала. Самая дешевая – «Дальневосточная» по адресу ул. Ленина, 179, где можно переночевать в 3- или 4-местном номере). Еще более или менее вменяемые цены в Холмске. В других городах цены неадекватно высокие.
Так что лучше всего ночевать по-походному, в палатке. Единственная трудность – на острове довольно сложный рельеф, особенно на южной половине, и не всегда можно найти ровное место для ночлега. И если будете ставить палатку на берегу, то не ставьте ее прямо у воды – здесь бывают довольно сильные приливы, и палатку может ночью залить водой.
Общепит
Общепит на острове раза в полтора-два дороже, чем на материке. Из иностранной кухни наиболее популярна корейская – некоторые из ее блюд (скажем, «пянсе» - эдакие манты с капустой) продают даже в столовых. Сахалинцы говорят то ли в шутку, то ли всерьез, что где-то можно даже попробовать фирменное корейское блюдо – собаку. Не знаю, сам лично не видел.
С ценами на продукты разобраться было сложнее. Они сейчас по всей России растут день от дня, и видя иной раз в магазинах совершенно несуразные ценники, я не знал точно кого винить: финансовый кризис или сахалинскую специфику. Какие-то продукты стоят явно дороже, какие-то – вроде бы так же, как на материке.
Отдельно нужно упомянуть о морепродуктах сахалинского производства. Казалось бы, здесь они должны стоить неимоверно дешево. Это и так, и не так. С одной стороны, в магазинах цены на икру и мороженную рыбу вполне себе континентальные, словно ты не на берегу Охотского моря, а где-нибудь в Тамбовской области. Местные любят рассказывать о том, как, будучи в Москве, заходили в тамошний гипермаркет и обнаруживали, что сахалинская рыба стоит там дешевле, чем на самом Сахалине. Такая вот интересная и необъяснимая особенность нашей экономики. То же самое, кстати, происходит с бензином, который в нефтедобывающих (и даже нефтеперерабатывающих) регионах часто дороже, чем в соседних областях, не имеющих ни капли черного золота (примеры – Башкирия и тот же Сахалин).
С другой стороны, свежую рыбу и икру можно купить задешево напрямую купить у рыболовов или поймать самому. Юридический аспект этого мне не вполне ясен: говорят, что любой нелицензионный лов рыбы запрещен, поэтому, видимо, и первое, и, тем более, второе является преступлением. Но строгость российских законов, как известно, компенсируется необязательностью их выполнения, поэтому любой сахалинец знает, где можно достать искомый продукт. Чтобы был понятен порядок цен, приведу два примера. Один из подвозивших меня водителей договорился по телефону со знакомым браконьером, что тот продаст ему ведро свежей икры за 1,5 тыс. рублей – ее, правда, потом нужно было засолить и запаковать в банки. А другой водитель-дальнобойщик, проезжая мимо одной деревни, купил у бабульки две литровые банки уже засоленной икры по 250 руб. за штуку. Видимо, можно было сторговаться еще дешевле, но он махнул рукой: «Ладно, у меня денег навалом, а у нее немного».
Вообще, если соберетесь в поход по Сахалину летом или осенью, захватите какие-нибудь рыболовные снасти – местная фауна может служить отличным пропитанием в пути. Из рецептов местных походников – рыба, запеченная в лопухах. Рецепт прост: берется рыба, заправляется специями, заворачивается в несколько слоев лопухов и засыпается тлеющими углями. Лопухи, очевидно, обладают хорошими теплопроводностью, ибо они даже цвета не меняют, а рыба через 30-50 минут уже готова. Кроме того, на Сахалине много крабов, грибов, ягод и других даров природы. Многие здесь поэтому говорят, что никакие кризисы им не страшны: если не лениться и знать, где чего искать, природа сама тебя прокормит.
Население
На Сахалине живет чуть больше полумиллиона человек. Большая часть жителей – русские. Однако есть интересная этническая особенность, проистекающая из истории острова – это большой процент корейского населения. Дело в том, что в годы Второй Мировой войны японцы, владевшие островом, привозили сюда на работу корейских военнопленных. После войны корейцев то ли не отпустили домой, то ли они сами не захотели ехать на родину, разоренную японской оккупацией и раздираемую гражданской войной – в общем, они остались на острове и вполне ассимилировались с местным населением. Чисто визуально кажется, что корейцы составляют процентов 5-10 населения. Мало кто из них знает корейский язык – только глубокие старики да, может быть, подростки, обучавшиеся по какой-то международной программе.
Кроме того, на острове сохранились в небольшом количестве (несколько тысяч человек) коренные жители острова – нивхи (они же гиляки) и айны. Живут они на севере острова, мне на глаза не попадались. Основные занятия местного населения – работа в нефтяной и газовой отрасли, лов и переработка рыбы, деревообработка, мореплавание. Сельское хозяйство существует, но, видимо, из-за сложного рельефа развито не сильно – огороды и поля встречаются крайне редко.
Опасности и неприятности
Тут, конечно, вне конкуренции символ России - медведь. Если в европейская части страны встретить его почти невозможно, то чем дальше на восток, тем более реальную опасность он представляет. На Сахалине с медведем сталкивался по несколько раз каждый житель острова. Все будут рассказывать байки на эту тему, пугать, давать советы, показывать фотки мишек, сделанные из окна машины. И хотя советы подчас довольно разные, в том числе и противоположные по смыслу, тем не менее, большинство из них складывается в определенную схему поведения, которой я и пользовался. Опытным туристам я Америку не открою, но новичкам будет полезно.
Прежде всего, стоит сразу сказать, что в 99% случаев медведь не станет нападать на человека, если последний его не спровоцирует. Разве что опасно сталкиваться с медведем-шатуном по весне или с медведем, не устроившимся на ночлег в берлогу в начале зимы. В остальное же время года у медведя достаточно еды, и человек ему совершенно не интересен. Два основополагающих правила таковы: резкие движения вызывают у медведя агрессию, резкие звуки – страх. Отсюда вывод: при встрече с медведем не стоит двигаться, убегать и т. д. – скорее всего, оно погонится за вами. А вот резкие звуки – крики, свистки и т. д. – нужно издавать погромче и почаще, ибо медведь их пугается и предпочтет ретироваться.
Единственный случай, когда мне довелось увидеть медведя, произошел у поселка Кузнецово по пути на мыс Крильон. Сразу за поселком дорога отходит от берега и километров десять идет по горному перевалу, заросшему густым лесом. Последняя машину высадила меня в поселка, других машин в течение получаса не было, так что отдохнув немного, я решил пойти пешком. И вот, метрах в пятистах от деревни, за поворотом, увидел медвежонка размером с крупного сенбернара. Я остановился, медвежонок с испугом посмотрел на меня и тут же дал деру в лес. Двигаться дальше в лес мне совсем расхотелось: я еще постоял с полминуты и решил пойти обратно в поселок от греха подальше. Ну а там через часок поехала попутная машина – в ней передвигаться через горный перевал было уже не так страшно.
Когда я возвращался обратно, попутных машин на этом участке не было, так что, собрав всю волю в кулак, достал свисток и, каждые полминуты оглашая окрестности резким свистом, пошел по дороге. За два часа прошел весь перевал, не увидев ни одного медведя, а там уже поехала попутная машина и подобрала меня. Другие опасные животные – змеи и клещи. Меры предосторожности те же, то и в других российских регионах: глядите под ноги и время от времени осматривайте одежду.
Города, дороги и достопримечательности Сахалина
Южно-Сахалинск. Столица и крупнейший город острова. Здесь мало чего интересного, так что задерживаться в нем смысла не имеет. Разве что вам понадобиться купить карты, атласы и туристическое снаряжение – здесь выбор, конечно, больше, чем в других городах. Основные достопримечательности: детская железная дорога в парке им. Гагарина; три музея – краеведческий, художественный и книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»; горнолыжная трасса рядом с городом; новый Воскресенский собор. Еще одна своеобразная достопримечательность в окрестностях Южно-Сахалинска – поселок Зима, где живут иностранцы, работающие на нефтегазовых проектах. Неотличим от американского пригорода – аккуратные домики, газоны, указатели с названиями улиц, дублированные на английский, детишки, играющие на детской площадке и громко говорящие по-английски, теннисный корт и лучший на всем Сахалине бассейн с сауной. Правда, попасть в этот рай простым смертным непросто – действует пропускной режим и, если вы не гость кого-то из местных жителей, вас сюда не пустят.
Холмск. Небольшой, но приятный город, который никак не минуют те, кто приезжает на Сахалин водным путем. Достопримечательностей немного – разве что Свято-Никольская церковь, преобразованная из здания бывшего кинотеатра.
Железная дорога Холмск – Южно-Сахалинск. Была построена еще японцами и активно использовалась русскими вплоть до 80-х годов. Но потом содержать тоннели и мосты в исправном состоянии стало слишком дорого, и ее забросили. Ныне это интересный пешеходный маршрут, где интерес представляет как окружающая природа, так и остатки железной дороги, тоннели, мосты, руины станций и прочих объектов инфраструктуры. Ее можно пройти целиком, но я побывал только на участке от станции Николайчук (до нее из Холмска в 9.20 утра отправляется пригородный поезд) до деревни Чапланова, где железная дорога пересекается с трассой Холмск – Южно-Сахалинск, и откуда можно уехать автостопом.
На этом участке девять тоннелей и три моста. Некоторые тоннели весьма длинные, так что не забудьте взять фонарик – где-то будете идти в кромешной тьме. Мосты все хорошо сохранились, тем не менее, по ним нужно ходить осторожнее, ориентируясь на металлические, а не на деревянные конструкции (уже слегка сгнившие). Первую половину пути идти придется по рельсам, вторую половину – по тому месту, на котором они были. Невельск. Город, сильно пострадавший от землетрясения в 2007 г. Почти половина построек – небольшие малоэтажные дома, в которых живут беженцы. Выглядят они симпатично, но построены, по словам местных, чуть ли не из фанеры, так что не очень долговечны.
Мыс Крильон. На мой взгляд, самый интересный маршрут на Сахалине - от поселка Шебунина (крайняя точка, до которой едут машрутки из Невельска) до мыса Крильон, самой южной точки острова. Уникальная дорога, идущая прямо по пляжу, где проехать может либо хороший внедорожник, либо отечественный грузовик. Если таковых видов транспорта у вас нет, придется добираться пешком или автостопом. Последний вид передвижения не очень помогает, потому что машин за день здесь может проехать 2-3 штуки – но из них, скорее всего, все остановятся и подвезут.
До поселка Кузнецово трафик лучше, после – почти сходит на нет. Интересные объекты по пути: сопка Коврижка со срезанной вершиной, мыс Кузнецова с одноименным поселком, 10-километровй горный перевал, два водопада сразу после него, остатки парохода «Луга», севшего на мель у берега шестьдесят лет назад, земляные валы и рвы, оставшиеся от древней крепости Сирануси, и под конец – сам мыс Крильон, на котором расположены пограничная застава, маяк и метеостанция и с которого в хорошую погоду можно увидеть Японию. Корсаков. Скучнейший провинциальный город. Интересен только как отправная точка для путешествий на Курилы или в Японию. Рядом с городом есть поселок Пригородное, где построен газосжижающий завод – впечатляющее зрелище, особенно ночью, подсвеченный огнями.
Трасса Южно-Сахалинск – Оха. Транссахалинская магистраль, идущая с юга на север острова. Заасфальтирована только до поселка Восточный. А от Гастелло трасса отходит от берега и идет вдали от моря. Этот участок - самое тоскливое зрелище на Сахалине. Унылая равнина, однообразные леса, пыльная грунтовка и заброшенные поселки - и все это несколько сотен километров. Единственный участок, который, возможно, заинтересует любителей истории - между поселками Смирных и Тымовским. Здесь проходила граница между южным (японским) и северным (российским и советским) Сахалином с 1905 г. по 1945 г. и здесь началось наступление Красной Армии во время советско-японской войны.
Можно посмотреть руины военных укреплений и памятники, посвященные этим событиям, а также послушать истории местных жителей про героических красноармейцев и отчаянных японцев, бившихся здесь не на жизнь, а на смерть. В остальном же этот маршрут не представляет никакого интереса и ехать сюда я не рекомендую - лучше где-нибудь свернуть налево и вернуться на юг Сахалина по трассе, идущей вдоль западного берега. Я сам по ней не ездил, но другие очень хвалили.
Александровск-Сахалинский. Раньше была столица острова – именно сюда приехал Чехов во время своего путешествия. Ныне маленький и грязный городок. На возвышенности находится новый город – несколько улиц с хрущевками, чуть ниже и ближе к берегу – старый город, состоящий из деревянных зданий, в том числе вековой давности. В одном из них останавливался Антон Чехов во время путешествия на Сахалин – там находится музей, довольно стандартный и шаблонный. Несколько интересных достопримечательностей находятся к югу от города - это скалы Три брата, мыс Жонкиер и проложенный сквозь него тоннель, бухта за ним с маяком и скалами Три сестры.
Горячие Ключи. Горячие источники в 30 км к северу от поселка Ноглики, справа от трассы. Указателя на него нет, только табличка "Берегите природу". Вначале расположена большая поляна, где сахалинцы ставят палатки, дальше - будочки с ваннами, купание в которых, говорят, укрепляет здоровье.
Заключение
Сегодняшний Сахалин – это Россия в миниатюре. Здесь те же контрасты, проблемы и достижения, что и во всей остальной стране, только в еще более резкой форме. Сюда приезжают на заработки со всей страны – а местные жители уезжают на материк, жалуясь на отсутствие работы. В Южно-Сахалинске и его окрестностях идет масштабное строительство – а отдаленные северные поселки разваливаются и гниют, покинутые местными жителями. В прибрежной зоне строят нефтяные платформы, под Корсаковым создан современный газосжижающий завод – а советские предприятия и угольные шахты брошены и забыты. Между городами на юге острова проложены отличные по российским меркам дороги – а на север ведет отвратительная грунтовая дорога, где грузовики снижают скорость да 20 км в час.
То же сочетание нищеты и богатства, контраст между крупными городами и мелкими поселками, те же масштабные проекты по освоению нефтегазовых запасов, но пренебрежение ко всем остальным сферам экономики, та же коррупция властей и аполитичность народа, те же богатые природные ресурсы и то же бездумное их разбазаривание. Как и по всей остальной России - такое же великое и героическое и вместе с тем ужасное и темное прошлое, такое же странное настоящее, в котором непонятно чего больше – успехов или провалов, и такое же смутное и неясное будущее.