(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Достопримечательности Павловска

Павловск расположен в 30 км к югу от Петербурга. Круглый год сюда стекается огромное количество туристов, они приезжают посетить уникальный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII в. – начала XIX в., который сейчас является государственным музеем-заповедником. Как доехать до Павловска? Из Петербурга удобно добираться на электричке. Если Вы отправляетесь от Витебского вокзала (м. Пушкинская) время в пути составит 40 минут, от станции Купчино – 25 минут. Интервал движения электричек 20–30 минут. Вход в парк находится напротив железнодорожного вокзала. Также до Павловска можно доехать на маршрутке от станций метро Московская, Купчино или Звездная. Великолепный парк является одним из самых больших и живописных в Европе, о нем читайте в следующей статье сайта «Путеводитель». Даже из самых удаленных уголков парка виден Павловский дворец – он удачно располагается на высоком берегу реки Славянки, о нем и пойдет речь. 

Интересно осмотреть как внешнюю архитектуру зданий, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт, так и побывать внутри. Сейчас для посещения открыто 45 залов. Музей работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00), касса – с 10:00 до 17:00. Возможны изменения в расписании по особому распоряжению администрации. С 15 сентября по 15 мая музей работает по зимнему расписанию – закрыт по пятницам и первый понедельник каждого месяца. Во время действия летнего расписания (соответственно с 15 мая по 15 сентября) по вторникам и пятницам открыты парадные залы и жилые комнаты первого этажа в центральном корпусе, остальные композиции не работают. Туристы, посещающие Павловск отдельно оплачивают вход в парк и дворец (также отдельно требуется билет в комнату Марии Федоровны и Розовый павильон).

Павловский дворец планировался как летняя резиденция для Павла I. Строительство началось 25 мая 1782 г., руководил работами известный шотландский архитектор Чарльз Камерон. Вначале пришлось разобрать стоявший тут деревянный дворец Паульлюст. Уже осенью 1782 г. были готовы главное здание и примыкающие к нему галереи. У будущего императора и Камерона случались частые конфликты из-за разногласий по поводу дворца. В 1796 г. произошла коронация Павла I, вскоре после этого Камерон был отстранен от строительства, а ответственным был назначен его помощник, Виченцо Бренна. Императора не устраивали размеры дворца, он считал, что тот слишком мал. Кстати вскоре после вступления на престол Павел I издал указ о переименовании села в город. Бренна несколько переделал дворец, в частности, добавил еще один этаж к боковым галереям и достроил боковые флигели, чем несколько изменил первоначальный замысел Камерона. 



Также Бренна добавил роскоши и во внутреннюю отделку. Стили этих двух великих архитекторов несколько отличаются, о чем можно судить и по Павловскому дворцу и другим их по стройкам. Творения Камерона более сдержанные и гармоничные, а Бренны – парадные и торжественные (что более подходит Павлу I, ведь император любил внешний блеск и роскошь). Но, несмотря на то, что строительством занимались разные люди, получился очень гармоничный комплекс. Внутреннее убранство украшали предметы, которые императорская семья привезла из путешествия по Европе в 1781–1782 гг. (мебель, скульптуры, картины и др.). После смерти Павла I хозяйкой дворца стала вдова императрица Мария Федоровна. Она продолжала заниматься усовершенствованием парка и зданий (в основном, что касается внутренней отделки). Мария Федоровна приглашала лучших архитекторов, среди которых можно выделить Джакомо Кваренги, которым был создан Пилястровый кабинет. В 1803 г. по неизвестной причине во дворце случился пожар, особенно сильно пострадал центральный корпус. 

После этого случая восстанавливать здание доверили Андрею Никифоровичу Воронихину. Талантливый мастер не нарушал замыслов создателей, однако он стремился внести что-то свое, чем продемонстрировал изысканный вкус. Также из архитекторов, работающих над Павловским дворцом можно выделить Карла Ивановича Росси, им был создан зал библиотеки. В 1872 г. в центре парадного двора был установлен памятник Павлу I (копия скульптуры в Гатчине). После Октябрьской революции 1917 г. имущество дворца было национализировано, часть вещей была разграблена, но по сравнению с другими дворцами в пригородах Петербурга (например, дворец в Пушкине) резиденция Павла I пострадала мало. С 1926 по 1930 гг. в зданиях располагался огромный аукционный склад. Ну и, конечно же, не обошли Павловский дворец трагические события Великой отечественной войны. Многие из ценнейших произведений искусства были вывезены фашистами (часть из них удалось эвакуировать или спрятать). Сильно пострадал парк – деревья вырубались немецкими солдатами для строительства укреплений. При отступлении был подожжен дворец, после сильнейшего пожара остались только кирпичные стены, поначалу реставрация казалось невозможной. Но, тем не менее, в 1957 г. Павловский дворец был открыт для посетителей после восстановления.

Дворец выполнен в классическом стиле и выглядит торжественно, но сдержанно. Фасад украшен 8 колоннами, установленными парами. Отличительная черта Павловского дворца, это барабан, который украшает центральный корпус, он окружен множеством небольших колонн, а сверху красуется купол. От главного здания ответвляются галереи-переходы с колоннами, они заканчиваются боковыми флигелями. Таким образом, весь комплекс (центральное здание, галереи и флигели) в плане напоминает подкову. Внутри образуется центральный двор с памятником. Каким образом использовались внутренние помещения дворца? На первом этаже были комнаты различного назначения: кабинеты, столовые, спальни, гостиные. Второй этаж предназначался под торжественные приемы, здесь располагались парадные залы. На третьем этаже, также как и в боковых флигелях, находились служебные помещения (кладовые, кухни, комнаты для прислуги). 

Несмотря на то, что внешний вид Павловского дворца отличается строгостью, внутренняя отделка поражает своей роскошью. Обязательно побывайте внутри и осмотрите великолепные интерьеры. Под куполом располагается Итальянский зал, украшенный мраморными скульптурами. Также впечатляет греческий зал, он оформлен в античном стиле – колонны, статуи в нишах. В любом дворце тех времен обязательным элементом была картинная галерея, Павловский дворец не исключение – в его галерее собраны великолепные произведения итальянских и голландских живописцев. Также хочется отметить Большой зал, такое название он получил неспроста, ведь площадь его составляет 400 квадратных метров. Изначально задумывался как столовая, но позже здесь был установлен императорский трон, зал стали использовать для торжественных приемов.

Павловский парк


Павловский парк по праву считается одним из самых лучших в Европе. Здесь очень удачно сочетаются природный ландшафт и архитектурные сооружения. Парк расположен в очень живописной местности: извилистое русло реки Славянки, холмистые берега. На территории около 600 гектар разбросаны сильно отличающиеся между собой участки, гуляя по Павловскому парку, Вы заметите, что пейзажи не похожи один на другой. Но вместе с тем, все участки взаимосвязаны друг с другом. Ну и, конечно же, центром и важнейшим элементом этого паркового комплекса является здание Павловского дворца (читайте о нем в отдельной статье сайта «Путеводитель»), он располагается на высоком берегу реки и виден из многих, даже самых удаленных точек. Кроме дворца на территории Павловского парка множество менее масштабных сооружений: беседки, статуи, мосты и др. Здесь можно гулять часами и постоянно находить что-то новое. В XVIII в. в моде был так называемый французский тип парка. Этот тип отличала строгая, четкая планировка, симметричное расположение деревьев, прямые аллеи и тропинки, словно по линейке распланированные цветники, постриженные кусты. В таком стиле выполнены парки в Царском селе и Петергофе. На смену французскому типу приходит английский – более близкий к естественным ландшафтам. При этом основная задача архитектора лишь подчеркнуть нетронутую красоту природы. Именно такой тип выбрал Камерон при проектировании Павловского парка. Однако некоторые участки имеют четкую французскую планировку, например прилагающая к дворцу территория, но эти участки незаметно переходят в естественные природные ландшафты.

С чего же начинается история Павловского парка? Когда-то здесь располагались охотничьи угодья, и единственными постройками были два охотничьих домика (до нашего времени не сохранились). В 1777 г. императрица Екатерина II подарила эти земли своему сыну великому князю Павлу Петровичу и его жене Марии Федоровне в честь рождения сына Александра. В 1779 г. были построены два деревянных дворца, носившие название Паульлюст (что в переводе означает «Павлова утеха») и Мариенталь («Долина Марии»). Но спустя какое-то время было решено возвести каменный дворец – летнюю резиденцию для будущего императора. В качестве главного архитектора был приглашен шотландец Чарльз Камерон. До приезда в Россию он был больше известен как теоретик и исследователь, в Европе ему не удалось создать что-либо выдающегося. Екатерина II полюбила Камерона за его творения в Царском селе, самое знаменитое из которых носит название создателя, речь идет о Камероновой галерее. Но в Царском селе ему приходилось дорабатывать то, что уже было создано другими, ведь Екатеринский дворец уже был построен выдающимся Растрелли. И вот Камерону выпадает шанс проявить себя, его приглашают руководить созданием с нуля не только дворца, но и парка гигантских размеров. Шотландский архитектор естественно соглашается. Именно он во многом определил вид дворцово-паркового ансамбля. Камерон возглавил работы в 1779 г. – тогда он наметил границы парка, определил общий вид дворца. В 1782 г. на месте Паульлюста начинается строительство Павловского дворца. Одновременно с этим шотландец занялся детальным проектированием парка, в 1784 г. стали прорубать просеки – будущие аллеи.

Итак, как уже говорилось выше, центром всего дворцово-паркового ансамбля является Павловский дворец. Он несколько отличается от других дворцов в пригородах Петербурга. Главный архитектор Камерон был большим знатоком и ценителем творчества итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Палладио. Среди работ последнего есть несколько богатых итальянских вилл, именно к ним по стилю близок Павловский дворец. Красивое здание с боковыми флигелями и галереями-переходами стоит на высоком берегу реки Славянки и удачно вписывается в окружающую природу. Флигели с галереями образуют внутренний двор, в центре которого расположен памятник Павлу I (он является копией статуи из Гатчины). Рядом с дворцом находится так называемый Собственный садик, который был создан в 1790 г. по проекту Камерона. А причина его создания – пожелание Марии Федоровны, ведь она очень любила декоративные растения, часто заказывала их из-за границы и высаживала в Собственном садике. Однако многие из растений не выдержали сурового местного климата и не прижились. Сейчас здесь располагается великолепный цветник. Аллея, проходящая через садик, приводит нас к павильону Трех граций, построенному в 1800-1801 гг. под руководством все того же Камерона. Павильон представляет собой колоннаду с треугольной крышей в стиле древнегреческой беседки и поражает нас великолепными пропорциями. Вообще шотландский архитектор был большим знатоком античности и часто использовал это в своих творениях.

Сразу же перед внутренним двором дворца начинается Тройная липовая аллея. Такое название не случайно, ведь аллея имеет три участка, образованные четырьмя рядами лип – центральная широкая часть для карет, две боковые для пеших прогулок. Кроме Камерона над парком трудились другие талантливые мастера. Например, недалеко от Тройной аллеи мы видим павильон, который носит имя создателя – павильон Росси. Это изящная беседка с колоннами и куполом была построена в 1914 г. Внутри нее памятник Марии Федоровне. Когда-то на этом месте располагался придворный театр, а еще ранее лабиринт. Вообще в те времена лабиринты очень часто встречались в парках французского стиля. В 1956 г. этот лабиринт был восстановлен по сохранившимся чертежам Камерона. Недалеко находится еще одно творение шотландского архитектора, это Вольер, служивший для содержания певчих птиц. Позже птиц разводить перестали, и Вольер стал использоваться просто как элемент парка. Рядом был вырыт пруд, в центре которого установлена статуя Венеры. С другой стороны Тройной липовой аллеи находится еще один интересный участок Павловского парка, его называют Большие круги. Этот участок был спроектирован архитектором Бренной и представляет собой цветник, имеющий форму кругов с дорожками в радиальном направлении. От сюда по лестнице, которую называют Итальянской, можно спуститься к реке Славянке. С вершины лестницы виден Храм дружбы.

К великим мастерам прошлого, создававшим Павловский парк, можно отнести художника-декоратора Пьетро Гонзаго. Он трудился над созданием парка в начале XIX в., под его руководством были созданы некоторые отдаленные от дворца участки, после чего территория достигла современных размеров. Гонзаго был автором Розовопавильонного пруда, он был вырыт на том месте, где ранее располагался плац, на котором Павел I проводил военные парады. За Розовопавильонным прудом – участок Белая береза: восемь радиальных аллей сходятся к лужайке с березками. Этот участок парка, также как и Парадное поле напоминает естественные природные пейзажи, однако они были спланированы автором (часть деревьев вырублена, другие посажены), роль которого при этом лишь подчеркнуть красоту северной природы. В этой части парка располагается деревянный Розовый павильон, построенный в 1807 г. по проекту Воронихина. Павильон задумывался как дача князя П. И. Багратиона, но в 1811 г. его приобрела Мария Федоровна. Свое название павильон получил из-за кустов роз, которые растут по берегам пруда.

Очень любопытный участок Павловского парка, созданный по проекту Бренны, имеет название Старая Сильвия. Представляет собой площадку, в центре которой расположена статуя Аполлона, от нее в радиальном направлении расходятся 12 дорожек. Рядом с дорожками установлены еще 12 статуй, среди которых 9 муз (музыки и красноречия Евтерпа, трагедии Мельпомена, комедии Талия, танца Терпсихора, любовной поэзии Эрато, астрономии Урания, гимнов Каллиопа, истории Клио), а также покровитель торговли Меркурий, богиня красота Венера и богиня весны и цветов Флора. Во время наступления фашистской армии эти статуи удалось спасти – их успели зарыть в землю до захвата Павловска. Неподалеку от Старой Сильвии располагается Памятник родителям, он имеет вид античного храма. Здесь же видим Каменный амфитеатр – полукруглая ступенчатая площадка со скамьей для зрителей. Новая Сильвия, в отличие от Старой, представляет собой участок с естественным природным ландшафтом.

Неотъемлемым элементом Павловского парка является речка Славянка, прилегающие к ней участки выглядят особенно живописно. Дополнительный колорит придают многочисленные мостики. Интересно выглядит архитектурная композиция: Пиль-башня (была построена по проекту Бренны и являлась водяной мельницей) и находящийся рядом с ней каменный мост, который называется пильбашенный. Когда Вы находитесь здесь, возникает такое чувство, будто Вы в какой-то удаленной деревне. Среди множества мостов также следует отметить каменный Висконтиев мост, он получил свое название по имени создателя – Висконти. В народе же его называют «Рюмочки» из-за четырех украшающих его каменных ваз. А следующая постройка, о которой хочется рассказать, обладает интересной историей – это колоннада Аполлона. Она создана по проекту Камерона и представляет собой образец красоты и изящества. Изначально она располагалась на высоком берегу реки Славянки, однако Павел I пожелал, чтоб архитектор перенес ее в другое место, так, чтобы ее можно было видеть из окон дворца. После того как Камерон отказался это делать, установка колоннады на новое место была поручена другому архитектору Кваренги. Ее перенесли на высокий холм, чем удовлетворили императора. Однако не была учтена одна деталь, на которую обратил внимание Камерон. Здесь протекали сточные воды, и почва была слишком сырая. Как-то раз во время грозы фундамент был подмыт и не выдержал, часть колоннады обвалилась. В таком полуразрушенном виде она и дошла до наших дней, так как было решено ее не восстанавливать, посчитали, что полуразрушенное состояние делает ее схожей с древними руинами и придает более живописный вид.

В этой статьи описаны не все элементы Павловского парка, так как их слишком много. Ведь над его созданием трудилось не одно поколение талантливых архитекторов.

Источник: go-on-travels.ru

Назад в раздел

Задайте вопрос...