В средние века деревня Куоккала, где жили и финны, и русские, занимала обширные земли на реке Сестре. По условиям Ореховецкого мира 1323 года русские имели право удить здесь рыбу (а название, вероят¬но, слегка видоизмененное, происходит от финского слова koukku, «крючок»). После открытия в 1870 году Финляндской железной дороги Куоккала активно застраивалась состоятельными петербуржцами, и вскоре дачников стало больше, чем коренного населения.
Как и в соседних Сестрорецке и Келомякках (Комарово), дачи и виллы тут росли в основном деревянные, в духе северного модерна, с башенками и резьбой. А уж когда в конце XIX века поселок обзавелся своей станцией, он окончательно превратился в курорт, и едва ли не вся петербургская интеллигенция съезжалась в него на лето.
В нач. XX века Куоккала становится популярным дачным местом у творческой интеллигенции Петербурга. Здесь находились дачи И.Репина, Л.Андреева, Н.Евреинова, К.Чуковского, любили отдыхать М.Горький (дача «Линтула»), В.Маяковский и мн.др. В 1906 году в Куоккалу приехал Корней Иванович Чуковский, где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
Усадьбу «Пенаты» мы посетить не успели, но не рассказать о ней не могу. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и абсолютно не приспособленным для работы художника.
Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов.
Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. Именно поэтому после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России; и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР. Именно здесь И.Е.Репин (1844 – 1930) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Здесь бывали многие писатели, художники, артисты, музыканты, в том числе М. Горький, В. В. Маяковский, В. В. Стасов, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, Ф. И. Шаляпин, С. А. Есенин, И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. И. Чуковский, В. М. Бехтерев, И. И. Бродский. В «П.» Репиным написаны «Торжественное заседание Государственного совета» (1901-03), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907-11; обе в ГРМ), «Пушкин на лицейском экзамене» (1900-е гг., музей «Лицей», г. Пушкин), портреты писателей В. Г. Короленко, К. И. Чуковского.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Большинство построек, да и сам дом, были восстановлены по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников только в начале шестидесятых. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. В доме сохраняется мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина : мастерская, столовая, кабинет, веранда.