(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Путешествие в Тыву

"На камни священного перевала возложил я свой камень, молясь. Вершины Танды и Саян белым молоком окропил я. Ведь я — тувинец," – это гимн Республики Тыва. В оригинале на тувинском он звучит как-то так:
Арт-арттың оваазынга 
Дажын салып чалбарган 
Таңды, Саян ыдыынга 
Агын өргээн тыва мен. 



Тыва – это субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. На ее территории находится географический центр Азии. А еще Тыва считается центром шаманизма и прочей, с точки зрения европейского человека, чертовщины. Но я не совсем европеец...
Путешествие к центру Азии мы начали из города Абакан (республика Хакасия). Пять часов от Москвы на самолете, потом загрузились в ожидавшие нас машины и выдвинулись на трассу М54 в сторону Кызыла.

Первый крупный город на пути – Минусинск (это уже Красноярский край). Мне показалось, что ничего интересного там нет! Минуем Минусинск ходом и понемногу начинаем взбираться в горы. Буйбинский перевал. У местных жителей принято привязывать на кусты и ветви деревьев разноцветные ленточки. Это буддисткая традиция. Считается, что так можно задобрить духов, живущих поблизости. Места обитания духов называются "местами силы". Духи, как известно, есть везде. Соответственно, любое приметное место, как то, крупный камень, отдельно стоящее дерево, скала, а тем более – перевал, вполне можно считать "местом силы". Кстати, буряты считают, что в таком месте нет повода не выпить. Духи будут довольны, а ГАИшников в этих местах еще поискать. Поэтому у подножия кустов с ленточками обычно можно видеть и россыпи пустых бутылок...

А еще это место печально знаменито тем, что в апреле 2002-го года здесь разыгралась трагедия: вертолет, на борту которого находился генерал Лебедь, зацепился за провода и рухнул с высоты более 30 метров. Теперь на этом месте стоит памятная стела и часовня. Если смотреть по фотографии, то Абакан, со стороны которого шел вертолет, слева, а те самые провода прямо над нами. На заднем плане в тумане виднеется мачта линии электропередач.

Забираемся еще выше в горы. Дорога местами ремонтируется, а строительный мусор дорожники сгребают грейдерами на обочину и дальше – вниз в долину. Крутизна такая, что дух захватывает. Как ни страшно трактористам работать на самом краю такой бездны? Здесь тоже принято привязывать ленточки, а еще оставлять пожертвования духам. Это может быть красивый глиняный колокольчик, специально купленный в буддисткам храме, монетка, конфета, печенюшка или даже сигарета. Самые жадные просто сигналят, проезжая мимо.

Спускаемся с гор в долину. Впереди Тыва. Пейзажи просто акварельные! На фоне светлого неба вижу, что нахватал где-то грязи на матрицу, а почистить нечем. Площадка для отдыха водителей и, по совместительству, еще одно "место силы". Пирамидку из камней соорудили специально, чтобы было куда привязывать ленточки. Встреченный нами местный водитель: "Ребят, ну чего вы здесь снимаете? Тут же и посмотреть не на что! Вот старая дорога, та - да, была красивая. А как пробили новую, так - тьфу..."

И опять ленточки, ленточки, ленточки. Духи следят за вами! Они все видят. Они везде. Жаль у меня нет галстука – тоже привязал бы на всякий случай. Въезжаем в пограничную зону. Говорят, что без российского паспорта дальше нельзя. Интересно, кому его показывать? Забегая вперед скажу, что за все время пребывания в этих краях я не видел ни одного мента, ни одного погранца.

Зато в Кызыле есть городской парк, парадная набережная имени Кужугета Шойгу (Да, да, папы Сергея Кужугетовича, который, как и мои предки, родом из этих мест!) и монумент "Центр Азии" на берегу Енисея. Кстати, положение географического центра Азии зависит от методики расчета. А точнее, от того, что считать Азией. Поэтому статус центрального азиатского города у Кызыла оспаривает китайский город Юнгфен. Вот тут можно уточнить этот момент.

Покидаем родной город Сергея Кужугетовича и движемся дальше по 54-й дороге. Она идет на юг к границе с Монголией. Движение на трассе столь не оживленное, что этот местный самагалтайский (поселок так называется - Самагалтай) пионер, расположившийся со своим велосипедом прямо посреди дороги, был явно удивлен нашим появлением. Местами асфальт прерывается - дорогу реконструируют. Масштабы строительства весьма значительны. Только непонятно, кто и куда тут будет ездить. Насколько я знаю, дорога просто упирается в границу и там заканчивается. Погранперехода в Монголию на ней нет.

Неподалеку от поселка Эрзин сворачиваем направо на еле заметную грунтовку. Темнеет. Над степью и скалами восходит луна. Дальше - по азимуту. Дорога в степи - понятие условное. Главное не налететь на камень и не провалиться в промоину. До точки финиша осталось около трех километров. Высланные вперед "квартиранты" сообщают, что они уже разбили лагерь и зажгли огонь. Мы должны увидеть его издалека, но пока горизонт черный.

Кого только не встретишь ночью в степи! Вот этот, не пойми откуда взявшийся бычок, уперся в решетку радиатора рогами и не дает нам ехать дальше. Сигналим - не отходит. Сдаем назад - он идет следом. Волков на него нет! А вот и свет! Наш лагерь разбит вблизи священной горы Кежеге. Именно сюда мы так долго ехали. Кежеге - место специфическое. Не то чтобы опасное или нехорошее, но местные жители относятся к нему настороженно и стараются обходить стороной. Считается очень плохой приметой убить (даже случайно!) здесь зверя или птицу. Сломать ветку или оставить какой-либо мусор. А вот шаманы, наоборот, совершают сюда паломничества и творят здесь свои таинственные обряды. С одним из авторитетных в Тыве шаманов мы договорились заранее, чтобы он замолвил за нас перед духами Кежеге словечко.

Остановится здесь на ночевку, не заручившись одобрением духов - безумие. Говорят, что кончится это может очень плохо. Даже для тех, кто ни в каких духов не верит. И вот, шаман начинает обряд. Зажигает костер и специально принесенных с собой дров, брызжет на огонь молоком, а потом водкой. Так здесь положено. Духи должны быть довольны.

Жертва принята. Шаман достает бубен и начинает камлать. О чем он поет? Я пытался потом у него об этом спрашивать, мне показалось, что он и сам толком не знает...  Зато шаман объяснил, почему же гора Кежеге пользуется дурной славой. Дело в том, что в большинстве "шаманских" мест можно просить духов обо всем хорошем. О здоровье, богатстве, содействии в делах, покровительстве в пути и т.д. А здесь - не только о хорошем. Правда, мало кто решится просит духов, например, о чьей-то смерти. Можно, знаете ли, и на себя навлечь...

Обряд завершен. То ли на нас снизошло сияние, то ли телевизионщики включили прожектор. Духи дают добро и готовы потерпеть нас до утра. Шаман интересуется, готов ли ужин и с удовольствием допивает оставшуюся водку. Возвращаемся в лагерь. Честно говоря, несмотря на все заверения шамана, спаслось мне плохо. Всю ночь мне казалось, что вокруг палатки кто-то ходит. Под утро меня разбудил собачий лай и визг какого-то животного. Кто-то из дежурных пальнул для острастки в воздух. Блин, но с нами же не было собаки!

Итак, мы продолжаем свое путешествие по республике Тыва и въезжаем, как видите, в пограничную зону. Двигаемся по дороге М54 в сторону границы с Монголией и в поселке Самагалтай поворачиваем направо. Все асфальта дальше нет. Этот пустынный грейдер идет вдоль границы в сторону озера Убсу-Нуур. Озеро – монгольское, на 90% оно находится по ту сторону границы. России принадлежит лишь крошечная часть побережья. Где-нибудь там на берегу мы и намереваемся заночевать.

За несколько часов движения по этой дороге я не увидел ни одного автомобиля. Некуда тут ехать, некому и не за чем! На километровых столбиках непонятная, многократно исправленная цифра. Откуда и докуда - непонятно. На моей Гарминке - одни кладбища. Очень оптимистично, но больше ничего он здесь не знает. Я специально сфотографировал эту стелу - хотел спросить у кого-нибудь из местных, что на ней написано. Уж больно "курай, курай. курай" мне напомнило "давай, давай, давай". Но наш проводник, которому я показал потом фотку, как-то засмущался и промямлил что-то про "белую" дорогу. Вообщем, счастливого вам пути, дорогие товарищи! 

Вдоль дороги многочисленные "места силы". О том, что это такое, я рассказывал в предыдущем посте. У каждой вешки с завязанными ленточками - россыпь пустых бутылок. Духам, говорят, нравится! А красота вокруг! Глаз не отвести! На горизонте – Саяны. Вот какие они, на самом деле! А не такие, как вы привыкли видеть на этикетке лимонада. Ну вот и начинаются следы пребывания людей. Я уже не помню, как называется этот поселок. Может быть это Берт-Даг, или Холь-Оожу, или Оо-Шынаа, или Ак-Чыраа... Мы сворачивали с дороги в каждый встречающийся нам населенный пункт и снимали, снимали, снимали. Все они похожи друг на друга как две капли воды.

Вот тут есть название – Эртинолиг. Видимо, когда-то это был передовой колхоз. Настели значки, символизирующие сельское хозяйство, промышленность, образование и даже... театр! А вот и местный житель. Он увидел нас издалека и специально прискакал, что бы спросить о том, кто мы и откуда. Сказали, что из Москвы. По-моему, он не поверил. А вот и сам поселок. Тихо, безлюдно. Улицы широченные. Все строения покрашены облезающей побелкой. К белому цвету тут отношение особое. Не случайно же, как я уже говорил, все желают друг другу "белой" дороги!

Какая-то инфраструктура. Производственное помещение. Площадь... Для митингов и демонстраций? А вот и школа! Внутри пустые классы и свежеотремонтированный (!) спортзал. Все двери открыты, никого нет. Школьники на каникулах. Но все окна почему-то заколочены и внутри темно – ничего не сфотографировать. Это магазин. И довольно большой. Местный супермаркет? Жаль, что закрыто.

Долго искали хоть кого-то из местных. Нашли, спросили, где еще есть магазин. Нам показали пальцем. Кто бы мог подумать – на этом доме нет никакой вывески. Наверное, все и так знают. Я пытался сделать фотографию витрины в двух магазинах. В одном это кончилось слезами и чуть ли не истерикой продавщицы. В другом позвали подкрепление в виде суровых неразговорчивых мужчин. В итоге вам придется поверить мне на слово: сельмаг, как сельмаг. Скромненько, но все необходимое есть. Нет только спиртного. Оказывается, в этих краях продавать его нельзя. Но если хорошо попросить продавщицу, то найдется. Достанет из-под прилавка и скажет, что для себя в городе покупала... Пиво – дрянь. И не очень-то дешево!

А вот поселковый стадион. Пасущуюся скотину мы отогнали, но по буйству растительности видно, что подготовка к олимпиаде здесь идет полным ходом. Хуреш – это какая-то разновидность тувинской национальной борьбы. Со времен своих занятий большим спортом помню, что какие-то элементы из нее вошли в современное самбо. Но здесь кроме вывески ничего нет. Деревенская улица. Интересно, и кто это придумал, ставить дорожные знаки посреди проезжей части? У нас бы их наверняка снесли, да еще бы и сами поубавились! Но здесь практически никто не ездит.

Вот, местные жители. Ведут себя очень доброжелательно, улыбаются. Но проводник настоятельно советовал в разговоры не вступать и главное – даже не намекать на то, что у нас с собой было... За бутылку водки тут могут убить. В прямом смысле слова. Говорят, что от улыбок до поножовщины здесь пол шага. Надо быть осторожнее! А вот магазин местного ЛГБТ-сообщества (судя по вывеске) повеселил. Жаль закрыто, а то зашли бы, концепцией заведения поинтересовались... Доска объявлений на здании, напоминающем администрацию или сельсовет. Я ни слова не знаю по тувински, но могу догадаться, что 14 августа в Кызыл пойдет машина, а в школе состоится родительское собрание, на котором будут что-то говорить про школьную форму, а потом решать общие вопросы.

Наша машина – Chevrolet Niva, я кажется уже говорил, что просто не имею права ее не упомянуть! Вот еще элементы поселковой "инфраструктуры": слева амбулаторно-акушерский пункт (не дай бог обратиться в такой за помощью), справа – местное отделение "Почты России". Вы еще ждете посылку из Америки? А вдруг ее по ошибке доставили сюда? Дом. Просто дом. Судя по занавескам по окнам, здесь живут. Но крыши практически нет, что же тут будет когда похолодает? Зимой в этих краях люто – резко континентальный климат! 

Местный дацан – буддистский монастырь. Людей тоже нет. Вымерли все тут что ли? Прям какой-то Ракун сити... Воинская часть. Пограничники. До границы с Монголией отсюда два-три километра. Но военных что-то не видно. Рассказывают, что граница тут "прозрачная" ходят туда-сюда все кому не лень. Чаще монголы к нам, чем наши к ним. Говорят – за дровами. А вот еще представители власти – гаишники. Здание поста заколочено, но патрульная машина рядом стоит. А шаман (помните?) утверждал, что милиции здесь не бывает.

Заправка. "Роснефть", однако! Вот только бензина нет. И спросить не у кого, когда привезут. Едем в сторону озера. Дороги уже практически нет. Но есть кот така стела в стиле фильма "Кино-дха-дза". Вам, наверное, не видно, но на ней написано "Чаа-Суур сумузу" и по кругу нарисованы разные животные: мышь, корова, тигр, заяц, крокодил (?), дракон, лошадь, овца (?), обезьяна, петух, собака, кошка... Перечисляю по часовой стрелке. У кого-нибудь есть идеи, что это может значить?

Источник: ru-travel.livejournal.com mnenevlom

Тыва, Путешествие в Тыву

Туры в Тыву

Назад в раздел

Задайте вопрос...