Вышний Волочёк — город в Тверской области России. Население около 53800 человек.Город входит в самостоятельное муниципальное образование области — «городской округ Вышний Волочёк», также в городе расположен административный центр Вышневолоцкого муниципального района Тверской области. Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цна (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. Вышний Волочёк находится на 297 км федеральной дороги «Россия» (Москва — Санкт-Петербург), железнодорожная станция.
Вышний Волочек и существованием и названием обязан собственному географическому положению. Эта совершенно плоская заболоченная местность является водоразделом Балтийского и Каспийского морей. Издревле знали, что можно подняться по Волге, затем по Тверце, из Тверцы перевалить в Цну, сплавиться до Мсты, по Мсте до Ильменя, из Ильменя по Волхову на Ладогу, а там - Нева и Балтийское море. Ни с той, ни с другой стороны по течению Тверцы волока быть просто не могло. Его всегда считали легким (всего 10 верст), ведь рядом, на Мсте суда тащили по берегу в обход Боровичских порогов 93 версты. А раз легкий, то не «волок», а «волочек». Вот и стали называть «Вышним Волочком» сначала сам волок, а потом и селение, возникшее на берегу реки Цны. Городом Вышний Волочек стал благодаря Петру I, который замыслил соединить все моря России системой каналов. В 1703 году он подписал указ о начале работ на месте древнего волока между Тверцой и Цной. Вначале каналы строились под руководством голландских «слюзных дел мастеров», нанятых в Амстердаме за 80 гульденов в месяц. Затем их сочиняли венецианцы, и только в 1718 году за дело взялся «монгол Петра Великого». Михаил Иванович Сердюков был тем, про которого скажут: «Ум часто пробуждается воспитанием, лишь гений бывает врожденным». Под его руководством был построен первый в России комплекс гидротехнических сооружений: Тверецкий, Цнинский и обводной каналы, шлюзы, плотины-бейшлоты, водохранилище площадью 6 кв. верст. Сейчас акватория водохранилища составляет 108 кв. км. И на его берегу до сих пор стоит дом, когда-то принадлежавший Сердюкову. Говорят, что здесь неоднократно гостил Петр I, в доказательство чего предъявляют барбарисовый куст, якобы посаженный самим императором. А еще показывают каналы, которые отлично сохранились по сей день, - солидные, в граните набережных, с арками мостов и мостиков всевозможного калибра.
Когда-то на берегу обводного канала стоял огромный Казанский собор. Есть версия, что Вышний Волочек обладал одним из первых списков с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Его сделали по заказу местных купцов, фактически сразу после ее явления в 1552 году. Спустя 200 лет, испугавшись страшного пожара, икона из города исчезла, а затем явилась в пригороде «у трех водных ключей». На месте ее явления устроили часовню. В 1870 году князь Путятин купил этот участок земли для женской общины, которую в 1881 году преобразовали в обитель, выросшую в один из крупнейших женских монастырей тогдашней России. Главной реликвией монастыря стала пожертвованная купцом Сивохиным икона Греческой Божией Матери, именуемая Андронниковой, так как некоторое время находилась во дворце греческого императора Андронника II Палеолога. Написание иконы приписывают евангелисту Луке.
Академическая дача. В 1785 году сама Великая Екатерина решила посмотреть на чудеса Вышневолоцкой системы. Она впоследствии вспоминала, что это было самое веселое путешествие в ее жизни - 26 прекрасных дней. И один из них провела императрица на озере Мстино, наблюдала за сплавом судов по озеру, а потом указала место для нового гранитного шлюза на реке Мсте.
Прошло 100 лет. На берегу озера Мстино, на даче уважаемого Московского мецената В.А. Кокорева в числе гостей оказался знаменитый художник Илья Репин. Пораженный красотой окрестностей Репин, говорят, бегал по берегу и кричал: «Картины! Картины!!!» Тогда и родилась идея устроить на озере приют для летней работы студентов Санкт-Петербургской Академии художеств. Откладывать не стали, арендовали дом, где когда-то жили специалисты, обслуживавшие шлюз, и уже в 1884 году состоялось торжественное открытие Владимиро-Мариинского приюта для малоимущих студентов Академии Художеств, или, как называли его сами студенты, Академической Дачи. Работать на пленэре сюда приезжали студенты и профессора академии: Илья Репин, Валерий Якоби, Василий Савинский, Василий Верещагин, Архип Куинджи, Николай Рерих. «Это же для пейзажиста земля обетованная!» - восхищался красотой окрестностей Илья Репин. В комнате, где он останавливался, стоит копия единственного этюда, написанного им с натуры - «На Академической даче», а комнату до сих пор называют «репинской». Венецианов. Центр Вышнего Волочка - огромный сквер на берегу Обводного канала. Черные стволы лип, замершие в смешных позах бронзовые львы, на постаменте барин за мольбертом пишет портрет нарядной крестьянки.
В 1815 году 35-летний художник Алексей Гаврилович Венецианов женился на Марфе Азарьевой, купил усадьбу Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (людей и дворовых мужеского полу - 33 души, да земли в сельце Трониха - 57 десятин). В Сафонково построили дом в два этажа, в который и переехали в 1819 году. С балкона открывался великолепный вид - отливающие золотом поля, речка Ворожба, петляющая среди низких холмов, уходящие за горизонт синие дали. Эти синие дали и решили дальнейшую судьбу художника. Венецианов понял, что должен найти способ перенести все это на холст. Сафонково научило его «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Всего через 3 года в жизни художника произошло знаменательное событие - одно из его полотен было представлено императору, награждено тысячей рублей и помещено в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы» или «Приготовление впрок зелени и овощей в деревне», что для Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, согласитесь, несколько неожиданно.
В Сафонково Венецианов открыл школу живописи, где обучал талантливых юношей, которых сам и выискивал. Они были бедны, находились на его полном содержании. Но в 1830 году помимо своих работ художник уже демонстрировал на академической выставке работы 32 своих учеников. В этот год А.Г. Венецианов был удостоен звания «живописца его императорского величества» и получил орден Владимира IV степени. Ордена и звания не принесли живописцу финансового благополучия - содержание учеников требовало больших расходов. Он заложил имение, пытался зарабатывать росписью иконостасов. Утром 4 декабря 1847 Венецианов повез в Тверь чемодан с эскизами. В Поддубье дорога круто пошла с горы, лошади разогнались. Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели все быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, что только ухудшило положение - его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара тело отбросило в сторону...