(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Достопримечательности Башкортостана

Башкирия, или Башкортостан - крупнейшая по населению (4 миллиона человек) и экономической мощи из российских республик. В общем-то, многие ее аспекты известны по всей стране: мёд и нефть, коррупция и благоустройство, бай Муртаза Рахимов... На самом деле Башкирия - это целый мир со своими неповторимыми чертами, с четким внутренним делением, с богатой и очень-очень древней историей. Башкирия - это первая Венгрия, вероятная прародина ариев, великий перекресток культур и дорог. Достаточно сказать, что ни один из ее многочисленных народов не составляет даже 1/3 населения. Старинной архитектурой Башкирия небогата, но красотой природы и этническим колоритом во всей Европейской России она уступает разве что республикам Кавказа, только гораздо безопаснее и доступнее любой из них.
 
Прежде, чем перейти к рассказам о башкирских городах и весях, попробую кратко (очень кратко!) рассказать об истории и современности этого фантастического края. Скорее всего понаделаю ошибок, поэтому если будете поправлять - корректно (т.е. без хамства и высокомерного тона) и с указанием источников. 

В прошлом Башкирская степь была намного обширнее нынешней Республики Башкортостан - простиралась от Волги до Тобола, от Камы до Яика. С тех пор она сильно ужалась - что-то заселили русские купцы и крестьяне, что-то сожрала индустриализация, а в первую очередь из Башкирии выделилось казачье Оренбуржье. Но ядро Башкортостана осталось при нём - горы Южного Урала.



Собственно, само это название происходит из башкирского эпоса "Урал-батыр". Урал - это башкирский Геракл и Христос в одном лице, и правильнее было бы говорить не Уральские, а Ураловы горы. От Каменного пояса (то есть Среднего, Северного и далее Урала) Южный Урал отличается очень сильно - это не узкий хребет, а обширное нагорье шириной до 200 километров. 
 
Высоты Южного Урала - в среднем 800-1200 метров, высшая точка гора Ямантау - 1640 метров. Конечно, немного по мировым меркам, но всё-таки выше, чем Горный Крым и лишь чуть-чуть ниже, чем Карпаты. 

Но при этом в горах вполне можно жить - богатые дичью, грибами и ягодами леса, рыбные реки, обширные пастбища на горных вершинах и даже железные месторождения. Южный Урал - огромная и неприступная естественная крепость, с трех сторон окруженная Степью. И поэтому немудрено, что издавна самые разные народы стремились овладеть этими горами. 

Земли к западу от Урала иногда называют Речной Башкирией - плодородная заволжская лесостепь. К югу и востоку от Урала - Степная Башкирия, большая часть которой ныне превратилась в другую историческую область - Оренбуржье. Продуваемая всеми ветрами холмистая степь, до сих пор практически не распаханная. Одна из особенностей природы башкирских равнин - шиханы. Одинокие куполообразные горы-останцы посреди степи. Тут и знаменитые Стерлитамакские шиханы. А сами горы очень богаты пещерами, которых здесь десятки на любой вкус. В том числе одна из крупнейших на Урале пещера Сумган-Кутук (длина 9,8 километров, глубина 130м, вход через 70-метровый провал) или Капова пещера, о которой ниже. 

Другая особенность природных достопримечательностей Башкортостана - липовые леса. Башкирия не имеет равных в мире по площадям, покрытым этим деревом, здесь сосредоточено 37% липовых лесов России. Именно липам Башкирия обязана своим знаменитым диким медом. А еще - "мышиной лихорадкой", из-за регулярных вспышек которой здесь не стоит выезжать на природу поздней весной и ранней осенью. Наконец, горы и предгорья связует воедино Белая река, которая, зарождаясь в глубине гор, течет на юг. 

Но вместо того, чтобы выйти на равнину Подуралья и слиться с Сакмарой или Яиком (Уралом), на самом юге Белая резко поворачивает на запад, и далее на север, течет параллельно горным хребтами, "нанизывая" на себя промышленные города Кумертау, Мелеуз, Салават, Стерлитамак... У слияния Белой и реки Уфа стоит собственно город Уфа, столица Башкортостана.
 
Белая известна как Агидель (или Агизель), Уфа - как Караидель (Караизель). В переводе - Белая и Чёрная реки. Точнее, даже не совсем так. Идель или Итиль - древнее тюркское название Волги (что-то вроде The River), вот только с нынешней Волгой Итиль не совсем совпадает. Фактически, Волга и Кама впадают в Итиль, трасса которого снизу вверх выглядит так: устье Волги - устье Камы - устье Белой - Уфа. Агидель и Караидель можно перевести как Белая Волга и Чёрная Волга - то же, что например Белый и Голубой Нил. То есть, с точки зрения древних тюрок, Уфа стоит у истока Волги. 

В общем, такой край издавна привлекал к себе людей. В двух пещерах - Каповой (Шульган-Таш) и Игнатьевской (Яманды-Таш), в Башкирии и Челябинской области соответственно, сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита - им не менее 14 тысяч лет, и они содержат настоящие изображения мамонтов. По технике и сюжетам эти петроглифы очень близки к пещерным рисункам Южной Европы. 

Десять тысяч лет спустя в Башкирской степи возникло так называемая Страна Городов. В 1980-е годы археологи обнаружили здесь несколько десятков явно городских поселений возрастом до пяти тысяч лет. Для тех времен - очень высокоразвитая цивилизация. Наиболее известен Аркаим, превратившийся в туристический заповедник. Вот так этот город выглядит сверху - колесо посреди степи. 

Сам Аркаим не был жилым городом - скорее, это был храмовый комплекс или даже обсерватория. Говорят, он похож на города-храмы, описанные в "Авесте" (которую я, разумеется, не читал). Есть гипотеза, что Страна Городов - прародина древних ариев, которые ушли оттуда в Иран из-за похолодания. Об этом в последние годы написано очень много, есть немало весомых аргументов как "за", так и "против", но всё-таки пока эта гипотеза не стала теорией. И тем не менее факт в том, что Страна Городов - ровесник Египта и Шумера. Считается, что здесь впервые была одомашнена лошадь (по крайней мере найдены древнейшие останки домашних лошадей), возможно впервые выплавлено железо... Впрочем, Страна Городов существовала не так уж и долго.
 
Чего не сказать о кочевниках, веками проходивших через эту землю. Лошадь и железо - тоже их заслуга. Первое достоверное известное в этих краях государство - Кангюй, степная империя, существовавшая около 2000 лет назад. В более поздние времена эти края назывались Великой Венгрией. Здесь жили югорцы-кочевники, воинственные и имевшие также довольно высокую для своих времен культуру. Затем югорцев вытеснили тюрки, и часть из них ушла на запад, осев на Дунае и положив начало Венгрии, а часть на север, осев на Иртыше и Оби. Именно так и получилось, что ханты и манси - ближайший родственник венгров. Ну а вытеснили угорцев те, кого спустя несколько веков и назовут башкирами. 

Символ на вершине стелы - Цветок Кураи, семь "лепестков" которого означают Семь племен, по легенде консолидировавшихся в башкирский народ. На самом деле племен было не семь, а много десятков, и даже состав "семи племён" в разных источниках сильно варьируется. Этногенез башкир чрезвычайно сложен, и скорее всего их предки приходили на Южный Урал несколькими волнами. Более европеоидные и частично оседлые западные башкиры вероятно произошли от тюрок Волжской Болгарии, более монголоидные кочевники Восточной Башкирии - скорее всего от пришлых кыпчакских племен. Язык же в итоге усвоили общий, очень близкий к татарскому. Самые известные из племен - горцы бурзяне (известные своим пчеловодством) и тамьяне, равнинные юрматы, усергане, табыны, и многие другие. 

Расцвет Башкирии пришелся на начало тысячелетия. По сведениям арабских географов, в уральских предгорьях было даже несколько городов, в том числе Гурхан, стоявший на месте нынешней Уфы. В селе Верхние Термы близ поселки Чишмы сохранился загадочный "мавзолей Турахана" 11-12 века - то есть, одно из древнейших зданий России. Впрочем, в том, что это мавзолей, а не палата или языческий храм, есть большие сомнения. В 1219 году башкиры впервые столкнулись с монголами, причем не с Батыем, а с самим Чингисханом. А дальше в 1220-1234 годах продолжалась башкиро-монгольская война, в которой башкиры сумели нанести ряд поражений сильнейшей армии своего времени. В состав Монгольской империи Башкирия вошла с очень широкой автономией, и именно ее покорения открыло монголам дорогу на Русь. 

Еще один мавзолей, 1390-х годов постройки, стоит на кладбище близ самих Чишмов. Здесь покоится мусульманский миссионер Хусейн-бек, ученик самого Ахмеда Ясави, в начале 14 века призванный сюда ханом Барычем. В древности башкиры, как и большинство степняков, исповедовали тенгрианство. Эта религия - пантеизм с главенствующей ролью Тенгри, или Вечного Синего Неба, вездесущего и всеобъемлющего бога. Всё на свете - частица Тенгри. Ныне одни называют эту религию язычеством, другие - первым единобожием. Так как одним из принципов тенгрианства было "Чти все вероучения, не отдавая предпочтения ни одному", оно не препятствовало распространению в Башкирии ислама начиная с 10 века. Хусейнбек завершил этот процесс, став главным башкирским святым. А мавзолей над его могилой построен по приказу Тамерлана, бывшего здесь во время похода на Русь. 
 
Однако в общем постепенно башкиры растеряли былую удаль и попали под власть Казанского ханства. В отличие от многонациональной Золотой Орды, татарское государство к башкирам относилось как к людям второго сорта. С тех времен началась давняя вражда татар и башкир, не прекратившаяся до сих пор. Например, в башкирских сёлах было ограничения - нельзя было иметь больше одного казана на столько-то человек. В общем, для башкир главным оккупантом всегда были татары, а не русские. И когда пала Казань, башкиры послали делегацию к Ивану Грозному с просьбой принять их в подданство. В селе Кагарман сохранилась могила тамьянского бия Шагали Шакмана - одного из предводителей этой делегации. 

В 1557 году Башкирия официально стала частью России, а в 1574 году воевода и родич царя Иван Нагой основал Уфу (тогда известную как Туратау и Именкала), причём башкиры сами трудились на ее строительстве и жертвовали деньги. Место для крепости действительно было выбрано крайне удачно - неприступная скала, с трех сторон окруженная водой.
 
Но в состав России, как и в состав Монгольской империи, башкиры вошли на правах широкой автономии - с правом владеть своими землями, исповедовать ислам (что татарам запретили), иметь собственную армию. Башкирия имела даже административное деление на четыре "даруги" (Казанская, Осинская, Ногайская и Сибирская, название от "дорога", ближайший синоним - "сектор"). При Иване Грозном условия договора соблюдались неукоснительно, поэтому в историю Башкирии самый страшный царь вошёл как сугубо положительный персонаж. А вот при Романовых дела пошли наперекосяк: русские купцы начали присваивать башкирские земли, да и к тому же Романовы вели явно более про-татарскую политику. Пришлось башкирам снова взяться за оружие... 

Башкирские восстания поднимались в 1642, 1662-64, 1681-84, 1705-11, 1735-40, 1755, 1773-74 годах. В истории Поволжья и Среднего Урала они известны как набеги - восставшие башкиры действовали с истинно степной лихостью и жестокостью, а первые уральские заводы были одновременно и крепостями на случай набегов. Самым кровавым считается восстание 1730-х годов под руководством хана Карасакала, в котором погибла до трети башкирского народа. Здесь особенно прославился Алексей (Кутлу-Мухаммед) Тевкелев, татарский мурза и соратник Петра Первого, основатель Челябинска и десятков станиц, в Башкирии известный как палач. В родовом имении Тевкелевых селе Килимово сохранился дворец, построенный его потомками.
 
А восстание 1755 года оставило уникальный документ - письмо плененного муллы Батырша к Елизавете Петровне, где он подробно анализирует причины восстания. Последнее восстание под руководством Салавата Юлаева дилось всего год и было частью Крестьянской войны Емельяна Пугачёва. Салават же вошёл в историю Башкирии как великий герой. Из родных мест Салавата после восстания башкиры были депортированы - отсюда глубоко вдающийся в республик "язык" Челябинской области.
После власти нашли выход из положения, создав башкиро-мещеряцкое войско - аналог казачьих войск, только состоявшее из башкир и татар (так как последние были в основном выходцами из Мещёры, здесь их называли "мещеряки"). Войско делилось на 13 башкирских и 4 мещеряцких кантона, примерно совпадавших с бывшими племенами. Эта система, отмененная лишь в 1863 году, была принята башкирами - восстания кончились.
 
Здесь прервусь с исторической частью и расскажу немного об этнографии. В современной Башкирии три основных народа - татары, башкиры и русские, составляющие примерно по 1/3 населения. Еще около 10% приходится на другие народы. Башкиры с численностью около 2 миллионов человек - четвертый по величине народ России. Как и большинство степных народов, башкиры давно уже не кочевники, но всё еще хорошо известны цветастые башкирские юрты (тирме), которые можно увидеть в музеях. Расцветка отличает их от белых монгольских и бело-красных казахских юрт. 

Но какие-то степняцкие пережитки сохранились. Например, кое-где в горах еще остались вот такие кладбища с деревянными надгробиями-срубами. Смысл их в том, что они должны истлеть так же, как и те, кто под ними похоронен. Явный отсыл к пантеизму Тенгри. Сами башкиры сто лет назад выглядели так (фотографии Прокудина-Горского) - особенно впечатляют женские одеяния с вплетенными монетками. 
 
А в их культуре было много самобытных черт. Одна из них - шежере, уникальные исторические документы, бывшие одновременно генеологическим древом и летописью. То есть, башкиры и казахи не просто вели учет всей своей генеологии, но и кратко описывали события, происходившие в жизни тех или иных поколений. Многим сохранившимся (не в подлинниках) шежере более 1000 лет. Другой атрибут башкирской генеологии - тамги, уникальные родовые знаки, которыми обладал каждый башкирский род. Каждая новая ветвь рода чуть-чуть видоизменяла тамгу. 

А вот знаменитое башкирское пчеловодство на самом деле принадлежит всего одному племени - бурзянам, живущим в самой глуши Уральских гор. Но это единственное место в мире, где до наших дней сохранилось бортевое пчеловодство - то есть получение дикого мёда. Борть - обычное дерево, в котором заранее пробивается дупло и ступеньки для подъёма наверх. 

Второй крупный народ Башкирии - татары. Собственно, по переписи 1989 года их было 33% - больше, чем и башкир, и русских. Татары населяют в основном северо-запад республики, и несколько обособлены от казанских татар - сказывается мещеряцкая кровь. Как результат, здесь их практически насильно записывают башкирами, то есть около 1/4 башкир - скорее всего татары. С одной стороны, это не способствует примирению двух народов, а с другой многие татары добровольно записываются башкирами, так как башкиры здесь имеют ряд негласных преимуществ (в первую очередь в политической карьере). Но в целом мало где татарская глубинка сохранилась настолько аутентично. 

Но вообще, в Башкирию веками бежали все те, кто не хотел жить "под Россией" - марийцы, чуваши, мордва, староверы... Особенно интересны марийцы - ведь они, как известно, сохранили Веру Предков (слово "язычество" для них имеет уничижительный оттенок). Но только если в Марий Эл 40% марийцев двоеверы, а 15% - чимари (ортодоксальные язычники), то в Башкирии среди марийцев доля чимари - около 90%. Здесь есть глухие марийские сёла со Священными рощами. 

Не всем беглецам удавалось закрепиться на новых землях - так появились тептери, ахуны, бобыли, припущенники (все эти понятия очень близкие, но чуть-чуть отличаются). Безземельные батраки и бродяги, образовавшие постепенно полиязычный народ. С образованием башкиро-мещеряцкого войска тептяри стали его третьим элементом. В них башкирская полиэтничность достигла апогея. Лучше всего культура тептярей сохранилась в Учалинском районе за Уралом (их "столицей" считается село Ахуново), куда я не доехал. Но в общем тептярские сёла выглядят примерно так: по соседству башкирская и русская избы. 

Сюда же добавились Оренбургские казаки, постепенно заселившие Степную Башкирию. Казачьи и башкиро-мещеряцкие станицы тянулись от Челябинска до Атырау, образуя пограничную линию. Наконец, еще в 1740-50-е годы сюда начали проникать и уральские заводовладельцы, основавшие в верховьях Белой несколько металлургических заводов. Один из них - ныне Белорецк, единственный город в Горной Башкирии. Но большинство старых заводских посёлков давно уже стали обычными сёлами. Кагинский завод сгорел в 1911 году.

Другим важным моментом стало то, что Уфа - это еще и "Русская Мекка", так как именно здесь в 1788 году Екатерина Вторая организовала Духовное управление мусульман России (с 1760-х годов императрица последовательно проводила либерализацию положения "магометян"). Почему в Уфе, а не в Казани? Считается, что основные причины две: во-первых, опасение татарского сепаратизма, а во-вторых мусульманская Уфа должна была стать центром притяжения для народов Великой Степи. Первая Соборная мечеть (1830-е годы) до недавнего времени оставалась главной мечетью России. В 1999 году ее заменила опять же уфимская мечеть Ляля-Тюльпан.

Однако в целом после Пугачёвщины в Башкирии наступило затишье. Даже Уфимская губерния была образована лишь в 1865 году. В силу этого башкирские города крайне бедны архитектурой, самая яркая часть которой - деревянная резьба.  

Гражданская война по Башкирии прокатилась жестоко - здесь и Чапаев отметился, и Уфа недолго (23 сентября - 18 ноября 1918 года) побыла Белой Столицей - здесь находилось Временное правительство (Уфимская директория). Еще раньше, в январе 1918 года, была образована Малая Башкирия, включавшая большую часть Южно-Уральских гор и степного Зауралья. Столицей ее стало село Темясово близ городка Баймак. Интересно, что в Малой Башкирии была возрождена кантонная система - только каждый кантон стал чем-то вроде национальной автономии одного-двух племен. Причем, как видите, часть кантонов была вынесена за пределы республики. Например, въезд в село Аргаяш Челябинской области по сей день украшает свой Салават.
 
В 1923 году был образован Башкортостан в нынешних границах, а в 1952 году его еще и на полгода разделили на Уфимскую и Стерлитамакскую области в составе Башкирской АССР. В общем, так ли много в России народов, на протяжении почти всей своей истории имевших автономию? Но вообще советское время принесло Башкирии огромные перемены.
 
В 1929 году здесь было открыто Второе Баку - то есть залежи нефти. Первая скважина заработала в 1932 году у села Ишимбай, вскоре превратившегося в большой город. Последовали и другие открытия - вскоре оказалось, что всё Предуралье является богатейшей нефтяной провинцией. Башкирия превратилась в одну из нефтяных житниц России. А как нефть влияет на всё, объяснять не требуется.
 
Постсоветская Башкирия, несмотря на свой вес, осталась довольно лояльной Москве даже в начале 1990-х. Но при этом сильно обособленной: до 2010 года ей управлял Муртаза Рахимов, известный также как Бай. То есть Батька, на восточный манер. Башкирия здорово напоминает Белоруссию (даром что обе РБ) - опрятностью, авторитарностью, культом личности.
 
Уфа - без преувеличения самый чистый город, что я видел. Власть Муртазы до недавнего времени была гораздо мощнее власти большинства региональных лидеров. А кроме того, здесь зашкаливает количество лозунгов на стенах и социальной рекламы. Кстати, Башкирия еще и самый двуязычный регион в России - такого количества надписей на титульном языке, зачастую даже не продублированных по-русски, я не видел и в Татарстане.
 
Да и не только лозунги - например, здесь активно строятся не только жилые дома и бизнес-центры, но и театры, дома культуры, учебные заведения, больницы. Почти всё с национальными элементами, и часто очень красиво. Впрочем, в 2010 году Муртаза ушел в отставку (о связанных с этим событиях в лице гигантской пенсии и прочих откупов не надо - я в курсе), и скорее всего в ближайшие годы Башкирия станет больше похожей на другие регионы России. Впрочем, меня в данном случае политика и коррупция волнуют очень мало. Я смотрю на этот удивительный край глазами путешественника. Здесь даже просто гуляя по улицам, интересно вглядываться в лица, поражаясь переплетению культур и народов.

Источник: roadplanet.ru Автор varandej

Достопримечательности Башкортостана 
Достопримечательности Башкортостана 

Достопримечательности Башкортостана 
Достопримечательности Башкортостана 

Достопримечательности Башкортостана 
Достопримечательности Башкортостана 
Туры в Башкирию

Назад в раздел

Задайте вопрос...