В горной Башкирии ныне всего один город - Белорецк (68 тыс. жителей), стоящий в 4-5 часах пути от Уфы и в 1,5-2 - от Магнитогорска. К последнему он ближе по духу: главное предприятие города - металлургический комбинат. Собственно, Белорецк - это такой филиал Горнозаводского Урала в Башкирии: в 1750-60-е годы Демидовы, Твердышовы и Мясниковы основали в горах 9 заводов, большинство из которых ныне стали обычными сёлами - уже знакомые нам Кага и Узян, еще не знакомый Тирлян. Белорецкий завод всегда был здесь самым крупным, а при Советах стал еще крупнее.
С точки зрения архитектуры Белорецк - город, скажем прямо, никакой. Но как потрясающе он расположен! Глубокая котловина между километровыми горами, а на дне котловины высокий холм. Более того - Белорецк прекрасно вписан в ландшафт, представляет собой единое целое с долиной, горами, прудом. Такой синтез города и природы в России огромная редкость. К тому же мне в Белорецке очень повезло с погодой - ясное морозное утро.
До Белорецка от Москвы - день и две ночи пути. Железная дорога Уфа-Магнитогорск открыта в 1970-е годы, а до этого, с 1912 года, Белорецк сообщался с внешним миром по узкоколейке, которая вела на север, к Транссибу. Узкоколейку закрыли в 2007 году.
Центр Белорецка представляет собой прямоугольник примерно 1600х900м, застроенный капитальными домами, включая многоэтажки. Он стоит на это самом холме в глубине долины, и по одну сторону холма - море частного сектора, а по другую - завод. "Центр центра" образует переваливающая через холм линия: мемориал Победы - площадь Металлургов - площадь Ленина - завод. На площади Ленина, у эффектной водонапорной башни, я и слез с маршрутки.
Помимо водонапорки, считающейся символом города, здесь есть и несколько дореволюционных домиков - ими старая застройка если не исчерпывается, то представлена на 9/10. Вверху отсюда прекрасно виден кинотеатр "Металлург" на одноименной площади, внизу - Белорецкий завод. Наверх мы еще дойдем, а пока отправимся вниз. Кадр снят не с самой площади (откуда вид почти такой же), а уже чуть ниже по улице.
Завод был основан относительно малоизвестными промышленниками Твердышовыми и Мясниковыми в 1759 году, на месте нынешнего Тирляна. В 1762-67 - перенесен на нынешнее место, став главным заводом в Башкирии. В 1774 году это оценил Емелька Пугачёв с товарищем Кинзей Арслановым, башкирским князем: в апреле того года Белорецк три недели был ставкой "мужицкого царя", который именно отсюда отравился в свой последний поход на Казань.
В остальном же история Белорецкого Завода типична для Горнозаводского Урала - процветание в 18 - начале 19 века, постепенный упадок 1830-60-х годов. В 1870-е годы Белорецкий округ купила немецко-шведская фирма "Вогау и Ко", модернизировавшая несколько заводов на Южном Урале (включая соседний Тирлян). А в 1957 году завод и вовсе начали расширять до комбината - тогда и сложился его нынешний облик. И старая, еще "немецкая" домна на берегу пруда - судя по отсутствию дыма, она не действует, но почему-то ее не ломают.
А от завода начинается пруд на Белой реке с синей горой Мраткино (795м) в перспективе. Правая сторона - "городская", левая - "заводская". На заводской стороне вот такая странная компания: паровоз и два тепловоза. Который левее и синий - действующий, мимо проезжал. А эта парочка - памятник Белорецкой узкоколейной железной дороге. Построенная в 1910-15 годах система была одной из самых длинных и живописных в России, основным транспортом для многих населенных пунктов (в том числе заводских поселков Тирлян и Тукан), а до 1970-х годов - самой прямой дорогой во внешний мир: вела прямиком к Транссибу. Дорогу закрыли в 2007 году, причём с особым цинизмом - во время подготовки в 95-летнему юбилею. Синий тепловоз идет уже по широкой колее.
Мост поближе - ведет из города прямиком к заводу. Когда он был построен, не знаю, но используется по назначению - чтобы рабочим не надо было обходить пруд. Каждую зиму, когда по пруду без опаски можно не только ходить, но и ездить, несколько пролётов перекладывают, что видно и на фотографиях. Возможно, это самый длинный в России деревянный мост. Так я и пришел на площадь Металлургов, которая расположена в сотне метров от водонапорной башни выше по склону. Единственный в городе действительно красивый ансамбль. А еще Башкирия вообще богата на интересные сталинские досуговые здания. ДК Нефтяников в Салавате я уже показывал. В Белорецке же кинотеатр "Металлург" - этакий мини-Эрмитаж.
А за "воротами" спускается по склону улица Точисского, на которой расположен базар. Даже не так - Торговый комплекс "Базар". Современное здание из бетона и пластика с автоматическими дверями, а внутри - чистый и опрятный, но обыкновенный городской рынок. Хотел купить там кумыса - но не завезли... Рядом пара деловых центров. Дальше улица резко уходит в овраг, на другом склоне переходя в лестницу к памятнику Блюхеру, воевавшему здесь летом-1918 года с Дутовым, прорываясь к Екатеринбургу. В основном Белорецк такой - избы на крутых склонах.
В этих кварталах затеряно довольно много всего. Восточнее центра - маленькие самодельные Троицкая церковь и мечеть (видел из окна автобуса), севернее центра по главной улице - маленькое здание Белорецкой компьютерной школы, считающейся одной из лучших в России математических школ.
На меня Белорецк произвёл очень приятное впечатление. Город хоть и металлургический, но очень какой-то уютный. Да и дышать не слишком тяжело, несмотря на завод в котловине.