(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Путешествие на Урал

Пятеро москвичей решили в июле вспомнить былое с турпоходами, ночёвками в палатках, туристскими песнями и рискнули отправиться на Южный Урал в эколого-этнографическую экспедицию, в которую приглашала одна местная турфирма. Очень хотелось уехать из шумной жаркой Москвы, вдохнуть свежего лесного воздуха, искупаться в чистых прозрачных реках.

Приобрели тур на кольцевой маршрут по Южному Уралу, забронировали через Интернет в Уфе дешёвую гостиницу «Аккорд». До Уфы доехали поездом. В гостинице нам предложили малюсенькие двухместные комнатки с нарами: одна без окна, вторая с окном, третья с окном и балконом. Ночевать 2 суток в номере без окна (ни кондиционера, ни вентилятора нет) при 30-градусной жаре на улице никто не хотел.



Поставить ещё одно спальное место в номер с окном (нас ведь пятеро) оказалось невозможно, хотя в Интернете о такой услуге писалось. Дежурная клялась, что таких сведений туда не давала. Так что не советуем вам, дорогие читатели, останавливаться в этой гостинице. Лучше сразу езжайте в «Агидель», где вас радушно встретят и недорого разместят.

Урал - Южный Урал. Закат на Аркаиме

На осмотр Уфы у нас ушло чуть более суток, а утром следующего дня за нами прибыл автобус турфирмы, и мы встретились с остальными участниками путешествия. Общаясь в своём кругу, мы как-то забыли о возрасте, а тут оказалось, что остальные туристы намного моложе. Молодые люди смотрели на нас, и в их глазах видны были удивление и даже усмешки.

Мол, куда вы, старичьё, и зачем? Но мы не дрогнули. Экскурсовод Гюзель сообщила, что в группе не все едут в тур на 11 дней (как мы, пожилые), некоторые, желающие увидеть только Аркаим, будут с нами меньше. Погрузились в автобус и направились в Южно-Уральский гос. заповедник (Белорецкий р-он) – самый большой в Башкортостане.

Дорога хорошая, предгорья Урала красивые, за окном мелькают сосны, пихты, берёзы… Через 4 часа прибыли в посёлок Исеть, где сначала осмотрели красивую мечеть. А потом нас ждал накрытый на улице стол. Две девушки-башкирки приготовили великолепную лапшу с молодой телятиной, блины, выставили творог, сметану (ложка стоит), мёд, молоко…

Мы такой вкуснятины никогда не ели, всё свежее, натуральное. Самодеятельные туристы (пешеходники, велосипедисты), оказавшись в Исети, могут при желании позвонить по телефону +7-909-35-38-810 Ляле Губайдуяловне и заказать хороший обед. После трапезы знакомились с флорой и фауной заповедника. В нём живут кабаны, лисы, волки, множество птиц, в том числе с размахом крыльев 2 м.

В ручьях, впадающих в реку Качу, водится ручьевая форель, которая занесена в Красную книгу. К вечеру добрались до турбазы «Тенгри», где нам устроили баню с можжевеловыми вениками. Утром отправляемся в ашкирский госзаповедник в пос. Саргая. Там в музее природы узнаём, почему медведь зимой сосёт лапу, что в заповеднике площадью 50 тыс. га имеются 7–8 медвежьих берлог, также водятся маралы, рыси, лоси, орлы-беркуты, глухари.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Поразил нас своей ухоженностью и заповедник «Шульган-Таш», в котором оборудованы контрольно-пропускной пункт, гостевой флигель, баня, музей «Золотой пчелы» и колодная пасека. История бортевого пчеловодства уходит в глубь веков. (Борть – искусственное дупло для пчёл в дереве на высоте 4–10 м.) Уже в середине первого тысячелетия башкиры славились бортничеством.

Секреты и тонкости этого ремесла передаются из поколения в поколение. Работать бортниками могут только смелые, умелые, тренированные. На бортевые деревья поднимаются с помощью ремня-кирама, обхватывающего ствол дерева и шею бортевика. Цепляясь за сделанные в дереве насечки, бортевик перекидывает ремень по стволу дерева и, удерживаясь за него, быстро широкими вертикальными шагами поднимается к борти.

Достигнув её, он перекидывает ремень с шеи на поясницу, чтобы освободить руки, и привязывает к дереву специальную подставку для ног – «лянге». Встав на неё, бортевик выполняет работы, связанные с подготовкой жилища для пчёл, оснащением его, осмотром пчелиной семьи и отбором мёда. Дороговато, но купили почти все туристы.

После жары приятно было оказаться в знаменитой Каповой пещере. Это грандиозное и сложнейшее творение природы. Пещера трёхуровневая. Внизу течёт речка Подземный Шульган, выше – широкий тоннель, над ним в 40 м – верхний уровень, в котором сейчас работают спелеологи. Общая протяжённость ходов более 3 км, в пещере 17 залов.

С 1959 г. она стала всемирно известна благодаря открытым в ней наскальным рисункам древнего человека. В 2003 г. Спелеологи смогли спуститься в Каповой пещере на глубину 81 м. Многие из нас впервые видели сталактиты и сталагмиты, переливающиеся при свете фонариков натёки, и, затаив дыхание, слушали в тишине и темноте рассказ экскурсовода.

На следующий день по бесконечным подъёмам и спускам по предгорьям Урала пошли к святому источнику. После многочисленных мечетей с радостью увидели часовню Св. иконы Табынской Божьей Матери в селе Кага. В сельской библиотеке нам поведали историю села и легенды о его названии. Кага – это маленькая капелька Руси среди башкирских деревень.

Библиотека ведёт большую просветительскую работу по восстановлению и развитию русских традиций. Возникновение же села связано со становлением металлургической промышленности в России (ХVIII век), с именами заводчиков Демидовых. Потом осмотрели памятник архитектуры –

Кагинскую Свято-Никольскую церковь , претерпевшую много пожаров и сейчас восстанавливаемую.

По пути домой все шли с опущенными головами: выискивали синие и зеленоватые камешки, напоминающие бирюзу. А после обеда – подъём на гору Благодать. Часть группы пошла пешком, другие – на лошадях, заплатив 500 р. Не все поднимались бодро, пожилые часто останавливались, выравнивая дыхание, любовались буйной растительностью, собирали душицу.

Гюзель присматривалась, кто на что способен, пройдут ли все запланированный далее маршрут. Когда забрались на макушку горы, перед нами открылся весь хребет Крака с вершинами Большая Грива, Большая Подкова и др. Утром долго грузим в автобус и грузовик свои вещи, палатки, спальники, продукты, дрова.

Нас осталось 16 человек, для которых дальше начинается настоящая походная жизнь – с готовкой на кострах, ночлегами в палатках, трудными пешеходными переходами. Едем в Башкирское Зауралье, на юго-восток Урал-Тау, в Баймакский район. Разместились на базе отдыха у подножия хребта Ирендык. Утром налегке отправляемся в поход к водопаду Гадыльша, считающемуся памятником природы.

С самого начала инструктор взяла высокий темп движения, и сразу появились отстающие. Видно, она ещё не набралась опыта вождения групп в горах. А вот другая инструктор Оля в следующих выходах держала правильный темп, и за ней было приятно идти. Ручей, вдоль которого мы ползли, набирая высоту, падает с уступа на уступ и образует первый каскад водопада.

Собственно, это уже не ручей, а река удолаз. Склон превращается в сплошные скалы с острыми зубьями, через которые надо перелезать, чтобы подняться выше. Стоп, дальше прохода не видно. Высылаем разведку. Оказывается, надо чуть назад и потом вбок. Молодых людей прикрепляют к пожилым, чтобы помогали. Лезем вверх. Наконец второй каскад водопада.

Опять возникает сумятица: дальше прохода нет. Группа разделилась на две части, идём разными путями. Красота необычайная: скалы и густые пологие заросли между камнями, мощный шум водопада и изумительно голубое небо гдето вверху. Поскольку некоторые туристы (молодые) уже начали спуск, Гюзель прервала подъём, а жаль. Мне хотелось выше…

Спуск был не менее трудный и долгий. Уставшие, голодные, но счастливые, возвратились на базу. И там – прокол. Люди, которым оставили на хранение продукты, уехали вместе с ключами. Значит, обед задерживается. Дежурные переживают, все бурчат. Зато какой вечером был обедо-ужин, а потом – баня с можжевеловыми вениками!

Опять погрузка в автобус – едем в Аркаим, побывать в котором многие давно мечтали. Идёт сильный дождь, но мы порой останавливаемся у магазинов и запасаемся продуктами. Завтра нашей пятёрке заступать на двухдневное дежурство. За окнами Челябинская область. Разительная перемена: в Башкирии домики аккуратные, с красивыми резными наличниками и яркими крышами, а здесь дома серые, какието облезлые.

Мы направляемся на юг, в степные районы, за реку Урал. А вот и она, граница Европы и Азии. Все фотографируются. Жаль, что нет времени искупаться. Вечером мы должны приехать в Аркаим, где предстоит длительная экскурсия в историко-археологический заповедник – знакомство с древнейшей цивилизацией на Южном Урале.

Аркаим – это огромная степная территория, ровная, как стол, похожая на калмыкские степи, площадью 40 кв. км. В XVII–XVI веках до н.э. здесь было укреплённое поселение сарматов и гуннов с внутренними и внешними оборонительными стенами, системой канализации. Оно просуществовало примерно 100 лет.

В советское время при попытке строительства водохранилища рабочие наткнулись на древние захоронения, относящиеся к Каменному веку. Раскопки помогли точнее определить, когда и как жили тогда люди, чем они занимались, как их хоронили. Для сохранения памятника раскопки были прекращены, и остальную часть территории исследовали геофизическими методами.

Сейчас здесь воспроизведены и реконструированы 3 жилища, захоронения, относящиеся к Каменному и Железному векам. Ранний Железный век представлен могилой Курган-Темира (4–5 тысячелетие до н.э.). Экскурсия длилась более 3 часов при 40-градусной жаре. Было воскресенье, и туристы, и экскурсанты толпами бродили по территории, но все – обязательно с экскурсоводами.

Страшно хотелось искупаться, но шёл уже пятый час дня, а до нашей стоянки ещё надо было топать и топать. К ней мы добрели ближе к вечеру и сразу бросились в речку. Жара не спадала, хотя солнце было на закате. В стороне Аркаима в небе появились радужные сполохи, и в 22.30 разразилась мощная гроза, полил дождь, который не прекращался всю ночь.

Ну и дежурство нам досталось! Дрова не хотели гореть, похолодало, народ не желал вылезать из палаток. И всё-таки мы справились: каша, чай, бутерброды, рагу на обед (берём в кане с собой) были готовы через 2 часа. Помыли посуду, собрали мокрые палатки и под непрекращающимся дождём погрузились в автобус, чтобы отправиться в горную лесную часть Урала, на реку Сюрень.

По пути, несмотря на дождь, вышли посмотреть на отвалы Сибайского горно-обогатительного комбината. Здесь для Челябинского металлургического завода добывают полиметаллические руды. Немного побродили по отвалам в поисках яшмы. Затем, преодолев 400-километровый переезд, прибыли в Мурадымовское ущелье.

Быстро разбили палаточный лагерь, поужинали и сдали наконец (наша пятёрка) двухдневное дежурство. Я рухнула в спальник, а все пили глинтвейн и пели песни до 3 часов ночи. Ущелье глубокое, кругом нависающие скалы, извивается прозрачная река Большой Ик с мостами и бродами для перехода. В начале ущелья ряд новых, только что выстроенных аккуратных домиков.

На следующий год база будет расширена. У въезда – будка с дежурным, большая карта с указанием возможных пеших и водных маршрутов. И опять нас поразили опрятность и чистота: оборудованные туалеты, баки для мусора, места для костра. Любо-дорого посмотреть! Ай да Башкортостан! Любят здесь свою страну, ценят прошлое, развивают туризм.

Республиканский природный парк «Мурадымовское ущелье» был создан в 1998 г. Он расположен на западных отрогах Южного Урала, занимает площадь 23586 га. Здесь самая большая онцентрация пещер на Южном Урале – больше 36. Утро было очень прохладным, но солнце сделало своё дело, прогрело и это тенистое ущелье.

Берём с собой сапоги, фонари и в кроссовках отправляемся в Новомурадымовскую пещеру. Подъём тяжёлый. Группу ведёт Ольга. За ней приятно подниматься, она идёт так, как меня учили в молодости на Тянь-Шане. После тяжёлого крутого подъёма подошли к пещере. В аккуратном домике у входа оставили лишние вещи, получили налобные фонари, перчатки и погрузились в скользкую, глубокую, абсолютно чёрную щель.

Пещере этой примерно 900 тысяч лет, но осваивать её начали совсем недавно. Ощупывая для ориентации скользкие мокрые стены, скользя и хлюпая по воде сапогами, мы медленно продвигались вперёд. Очень крутые подъёмы были оборудованы узенькими металлическими лесенками. Вниз порой приходилось скатываться, соскальзывать.

Ребята помогали девушкам. Начали замерзать руки в мокрых перчатках, температура внизу +5°С, на поверхности же +33. То и дело слышались ойканья, удивлённые возгласы и предостережения, призывы к осторожности. М о л о д ё ж ь , ш е д ш а я сзади нас, опасалась, что из-за нашего медленного продвижения они не успеют пройти до конца, так как кончатся отведённые на посещение 2 часа.

В результате я не успела сообразить, что меня, якобы для пропуска детей, протолкнули в другой ход. Рядом были 2–3 фигуры (не разглядишь), которые тоже втиснулись туда, и мы продолжили движение, но, к моему большому сожалению, скоро показалось впереди светлое окно – это был выход. Я была разочарована: так хотелось пройти до конца!

Ушлые молодые просто вытеснили нас обманным путём. Но ведь каждый вправе сам решать, идти до конца или сойти с дистанции. Чтобы как-то успокоиться, мы с Таней полезли на крутую гору, где открылся очень красивый вид на окрестности. Перед нами был подёрнутый дымкой хребет, ниже – тёмные леса, а в самом низу – яркая светлая зелень пойменных лугов.

Пофотографировавшись, успокоились и вернулись по крутой тропе к нашей стоянке, а вечером слазили ещё на одну гору. На следующее утро свернули палатки, загрузились в автобус и поехали в посёлок Нугуш, в национальный парк «Башкирия». Его протяжённость с севера на юг составляет 30 км, а с запада на восток – около 50.

Общая площадь парка 82,3 тыс. га, в том числе 2500 га – акватория Нугушского водохранилища. Его длина 25 км, максимальная ширина 5 км, максимальная глубина 33 м. Мы расположились в туркомплексе «Нугуш» (кто в домике, кто в палатках) и сразу же отправились на экскурсию катером по водной жемчужине Башкортостана – Нугушскому водохранилищу.

Это было сказочное путешествие! Живописные берега, то всхолмлённые, то сугубо горные с карстовыми воронками и пещерами, то с круто обрывающимися в воду скалами мелькали с обеих сторон в течение 2 часов. Небольшой отдых у маленького причала с купанием и водой из горного родника – и снова на катер.

Нугушское водохранилище строили с 1961 по 1967 г. и сдали в эксплуатацию к 50-летию советской власти. Оно предназначено для регулирования речного стока и улучшения водоснабжения городов Салават и Стерлитамак. На его берегах расположены многочисленные дома отдыха, санатории, турбазы.

Утром опять погрузили палатки, спальники, прочие вещи в машину и отправились в Гафурийский район на экскурсию в музей (филиал уфимского музея изобразительного искусства). Он расположен в пос. Воскресенский, где когда-то был медеплавильный комбинат. Сюда в 1942 г. из Московского художественного училища были эвакуированы одарённые юные художники.

Здесь им предоставили помещение и возможность жить и писать картины. А через несколько лет созданная школа стала Воскресенской академией живописи. Музей состоит из нескольких залов, где представлены работы пейзажистов, портретистов, скульпторов, графиков из разных городов. Рассматривая экспонаты, мы совсем не торопились покидать эту крупицу живой истории и прекрасных творений мастеров.

Спасибо всем работникам музея за прекрасную русскую речь, за преданное служение искусству в таком тдалённом от столицы местечке. Днём, миновав г. Ишимбай, мы отправились к святым минеральным и целебным источникам в Красноусолье, где была организована экскурсия к святой иконе Табынской Богоматери, которую в Башкирии очень почитают.

Потом все опускались по три раза в холодную целебную воду, что было особенно приятно в 30-градусную жару. Накупив сувениров, мёда и набрав воды из минеральных источников, вечером добрались до турбазы «Табын» на реке Зилим. Вот и наступил последний день нашего путешествия. Утром собирали вещи, готовились к возвращению в Уфу.

Фотографировали всю группу на память всеми имеющимися фотоаппаратами. А потом, разделившись на две команды, в быстром темпе поднялись на хребет Уклы-Кая. С нашей стороны он был выжженный на солнце, с редкими пучками зелёной колючей травы и подвижными камнями. Кое-где встречались душица, горная невысокая полынь и мята.

А с другой стороны хребет обрывался огромными скалами. Внизу извивалась река Зилим, видна была деревня, окружённая ярко-зелёными лугами. Любоваться особенно не было времени. Поезд в Москву из Уфы уходил вечером, надо было торопиться. Мы быстро спустились вниз и, экономя время, решили переходить реку вброд.

Наскоро выкупавшись, не переодеваясь, преодолели оставшиеся 2 км до турбазы. Окончился наш кольцевой маршрут в 2000 км. Мы никогда не забудем башкирские высокие сосны с розовыми стволами, тенистые ущелья, прозрачные реки и скользкие броды, глубокие холодные пещеры, вечера у костра, неугомонных молодых туристов-спутников из разных городов страны, доброжелательных башкирских людей.

Башкортостан создан для туризма. Здесь хорошие турбазы, и строятся новые. Есть прекрасные горные, водные и конные маршруты. Спасибо сотрудникам турфирмы за интересное и разнообразное путешествие, за хорошее питание, доброжелательность и внимание к людям. Хотя и чувствуется недостаточная подготовка экскурсоводов и инструкторов: иногда нечётко был распланирован режим дня, несвоевременно оповещали об изменениях плана.

Сказывается общая беда в России: мало школ по обучению экскурсоводов и инструкторов. А мы, «старички», поняли, что есть ещё порох в пороховницах: выстояли, несмотря на остеоартрозные коленки, больные суставы и глаукомные глаза. Мы остались туристами.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Урал. Колодная пасека на Южном Урале.

Урал. Аркаим. Внутри погребального кургана

Урал. Аркаим. Реконструированные древние жилища

Туры и походы на Урале

Назад в раздел

Задайте вопрос...