Во Владимире предстояло провести всего один день, а на следующий, благо выходной, поехать в Суздаль и вернуться из него в Москву, планам не суждено было сбыться из-за погоды, о чём я расскажу позже. В итоге во Владимире у меня было 2 дня, что может и к лучшему. Многие бывали в этом городке со связкой Владимир-Суздаль, в составе Золотого кольца России и входящее в ЮНЕСКО чуть ли не как самый большой концентрат памятников архитектуры белокаменного зодчества, жаль, что Переславль-Залесский и Юрьев-Польский курят в сторонке. С момента моего последнего посещения, лет эдак 12 назад, Владимир заметно приосанился, конечно не без «ужасов нашего городка», но в целом выглядел очень достойно. Улицы почищены, памятники отреставрированы и ёдрёнматрён, есть даже подсветка на некоторых достопримечательностях. Остановились мы на окраине города в хорошем гостиничном комплексе, где на манер русской деревни можно было переночевать и вкусить блюда нац. кухни. Здания все деревянные, резные, выглядит очень симпатично.
Золотые ворота, были видны во всей красе. Золотые ворота были построены княжескими мастерами в 1164 году, во время княжения Андрея Боголюбского. Об этом говорит особый княжеский знак, который строители оставили на одном из белокаменных блоков. Облик Золотых ворот значительно отличается от первоначального. Этому поспособствовали частые пожары, набеги врагов и междоусобицы. От древней постройки остались только проездная арка, мощные боковые пилоны и часть боевой площадки над ними. Все остальное много раз ремонтировалось, достраивалось и менялось. Заново построены своды и надвратная Ризопоженская церковь, добавлены боковые элементы, которых изначально не было. Сейчас в церкви над Золотыми воротами действует музей. Представлены военно-историческая экспозиция (оружие и воинское снаряжение разных времен). И диорама, рассказывающая о защите Владимира во время нападения войск хана Батыя в 1238 году.
С правой стороны Золотых ворот сохранился участок городских оборонительных сооружений 12 века - Козлов вал. Башни по углам построены в 18 веке, после того, как разобрали валы, а сейчас башни по углам служат контрфорсами.
Напротив валов находится Театральная площадь, на которой доминантой высится Троицкая церковь (1913-1916 гг.) - одна из последних церковных построек губернского Владимира. Здание сооружено в «псевдовизантийском» стиле. Состоит из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Ступенчатый верх храма венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольни - несколько ниже. Постройку украшают декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича. Богослужение в Троицкой церкви прекратилось в 1928 году. В настоящее время в здании располагается музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки. Понедельник день тяжелый, музеи понятное дело не работают.
Также на Театральной площади, не поверите, стоит Владимирский областной театр драмы имени Луначарского. Театр основан в 1848 году. Кроме основной сцены на более чем 600 мест в театре есть Малая сцена на 100 мест, Театр за кулисами на 100 мест, Театральная гостиная на 40 мест и Театр фойе на 70 мест. В драматическом театре идут спектакли, как по пьесам русской и зарубежной классики, так и по пьесам современных авторов.
А если немного обогнуть Золотые ворота, можно увидеть Владимирский государственный гуманитарный университет — одно из старейших высших педагогических учебных заведений России. Основан в 1919 году, реорганизован 31 марта 2011 года путём присоединения к Владимирскому государственному университету имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. На здании Филологического факультета ВГПУ установлена мемориальная доска: "В этом здании учился русский писатель Венедикт Ерофеев (1938-1990 гг.)"
Университет
Собралась было уезжать, но заметила красивое кирпичное здание на горушке, даже с пешеходной зоной. Недалеко от Золотых ворот в здании бывшей водонапорной башни находится экспозиция «Старый Владимир». Башня, построенная в 1912 г. для нужд городского водопровода, давно утратила своё утилитарное назначение. Оригинальная экспозиция (автор идеи – Л.Р. Горелик), разместившаяся в ней сейчас и открытая после кардинальной реконструкции в конце 2009 г., рассказывает о городе кон. XIX – нач. XX в
Не претендуя на всесторонний охват жизни губернского центра, она показывает городскую жизнь в её повседневном, обыденном течении, воссоздаёт атмосферу старого Владимира – мещанского, чиновничьего, купеческого. Чтобы подчеркнуть колорит эпохи, воссозданы интерьеры комнаты в доме состоятельного горожанина, церковной лавки, полицейского участка, трактира с традиционным самоваром, расписными подносами, многочисленными штофами и графинами. Вместо объяснительных текстов – подлинные выписки из книг, газет, журналов кон. XIX – нач. XX в. Владимирские журналисты то серьёзно, то с юмором рассказывают о городе.
Увлеклась фотографией и вышла на смотровую площадку, где было много всяких интересностей.
Спасская церковь возведена на бывшем княжеском дворе. Храм расположен на месте построенной Андреем Боголюбским в 1164 году белокаменной церкви Спаса. От древнего храма сохранились лишь фундаменты и частично нижние ряды кладки стен. Несмотря на стремление строителей сохранить прежний облик сооружения, в его архитектуре явно присутствуют черты барокко XVIII века.
10 октября 2014 г. главы региона и города Владимира официально открыли обновленный Спасский холм — первую площадку будущей пешеходно-прогулочной зоны Владимира. Перерезать ленточку приехали первые лица — губернатор Светлана Орлова в сопровождении мэра Сергея Сахарова и главы городской администрации Андрея Шохина. Работы по облагораживанию Спасского холма городской казне не стоили ничего: архитектурный проект был сделан бесплатно, а строительство велось на деньги спонсоров.
Георгиевская церковь. В 1157 году Юрий Долгорукий поставил на княжеском дворе белокаменный собор в честь своего небесного покровителя святого великомученика Георгия Победоносца. Собор сгорел и на его фундаменте в 1784 году был построен новый храм.
Возле стен Рождественского монастыря находится памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому (ок. 1220-1263 гг.). Памятник у Николо-Кремлевской церкви был торжественно открыт 12 июня 2003 года, в рамках праздничных мероприятий посвященных дню города. Автор памятника скульптор Игорь Черноглазов. Стоявший на этом месте бюст Александра Невского был перенесен на территорию Юридического института. Рождественский монастырь - место первоначального погребения Александра Невского. В 1723 году гробница с его останками по указу Петра I была перевезена в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру.
Ещё один знаковый памятник во Владимире - в честь наиболее знаменательных событий и в память о выдающихся деятелях во Владимире установлено несколько монументов. Самый значительный из них был сооружен в честь 850-летия города Владимира на Соборной площади. Это усеченная трехгранная белокаменная пирамида. В углубления ее сторон помещены три отлитые из бронзы фигуры: зодчего, воина и рабочего. Фигуры символизируют замечательные творения искусства, хранящиеся во Владимире, ратные подвиги и мирную трудовую жизнь владимирцев. Над фигурами помещены рельефные медальоны с изображениями наиболее памятных событий в истории города. Авторами монумента являются известный советский скульптор Рябичев Д.Б. и архитектор Душкин А.Н. Общая высота монумента - 22 метра. Высота фигур - 3 метра. Монумент был заложен в 1958 году (тогда годом основания Владимира считался 1108 год) и торжественно открыт 30 октября 1969 года.
В отличие от утраченных сюжетов на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, здесь все сохранилось согласно замыслу зодчих и резчиков. Аркатурные пояса, идущие вдоль всех стен и полукружий апсид, наполнены мелкими изображениями святых, растений, животных и чудовищ. Колонки «подпираются» маскаронами и животными. А в полукружиях закомар расположились настоящие картины: иллюстрации псалмов Давида, в центре которых находится фигура самого царя-псалмопевца, картина «Вознесение Александра Македонского», а также сцену, участниками которой явились сам храмоздатель князь Всеволод с новорожденным сыном Дмитрием и окружающие их остальные его сыновья.
Фрески Дмитриевского собора, наиболее древняя часть ее относится искусствоведами к ХII веку. Фрески - один из самых замечательных памятников живописи домонгольского периода. Чудом уцелевшие во время разорений и варварских поновлений, они дошли до нас лишь частично. Но сохранились очень интересные сцены. Многие принципиально важные вопросы, связанные с их икорнографией, стилем, содержанием и смыслом, до сих пор не разрешены. Росписи XII века, обнаруженные в 1843 г., принадлежат композиции «Страшный Суд». В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них.
Дмитрий Солунский. Конец XII - XIII в. Икона написана по заказу великого владимирского князя Всеволода-Дмитрия Большое Гнездо для города Дмитрова почти одновременно с принесением во Владимир «доски гробной». Дмитров основан суздальским князем Юрием Долгоруким в год рождения (1154) и в честь сына, Всеволода-Дмитрия. Икона сохранила подлинную живопись — прекрасный образ юного святого, сидящего на троне с мечом в руках, в позе властелина и триумфатора. Подлинник находится в Государственной Третьяковской галерее.
От храма открывается вид на мост через реку Клязьма. Арочный железобетонный мост, соединяющий центральную часть Владимира с заклязьминскими микрорайонами города и Загородным парком. По этому мосту проходит дорога на Судогду, Гусь-Хрустальный, Муром, далее – в Рязань. При въезде на мост со стороны Мурома открывается великолепный вид на древнюю часть старого города с Успенским и Дмитриевским соборами, палатами и Богородице-Рождественским монастырем. Мост построен в 1955-1959 годах.
На смотровой площадке стоит памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир. Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Большую часть расходов по изготовлению памятника взял на себя Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца. Памятник был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Успенский собор во Владимире, расположенный на высоком краю холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего города, ставшего в 1158 году центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор во Владимире был выше киевского Софийского собора. Первоначальное здание собора, возведенного в 1158-1160 годах, пострадало от пожара в 1185 году и было обстроено с трех сторон галереями. Старый собор оказался внутри нового. Его фасады с украшенным фресками колончатым поясом и стройными щелевидными окнами видны изнутри галерей. Некоторые из сохранившихся резных камней с его фасадов были перенесены на стены галереи. Собор был одноглавым с обширными хорами в западной части. Его интерьер, сверкавший драгоценной утварью и красочной росписью, был богато освещен и праздничеПосле перестройки в 1185-1189 годах Успенский собор стал еще более величественным. Его масштабы отвечали вкусам эпохи Всеволода III - времени высшего могущества Владимирской земли.
Огромный ступенчатый объем собора, завершенный торжественным пятиглавием, соответствовал сильно разросшемуся городу. Галереи предназначались для княжеско-епископской усыпальницы. В их стенах сделаны полукруглые ниши для гробниц. Интерьер собора стал более сумрачным. Свет уступил полумраку мавзолея. В архитектуре собора сказалось влияние церковных вкусов - она сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо. Собор включался в ансамбль зданий епископского двора. Строители Успенского собора - владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими один из лучших памятников русского зодчества. В 1238 году собор пострадал при разгроме и сожжении города татаро-монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного храма Северо-Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил обряд вокняжения великих князей. В 1408 году собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с фрагментами росписи XII века, расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору славу музея древней монументальной живописи. Успенский собор во Владимире считался прекраснейшим зданием древней Руси. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. Огромный иконостас владимирского Успенского собора сделан в 1773 году. Колокольня, сооруженная в 1810 году, связана с собором, встроенным в 1860 году теплым Георгиевским храмом. В понедельник храм был закрыт.