Суздаль - город-музей, неофициальная столица Золотого кольца. Он расположен в 40 километрах от Владимира, являясь районным центром Владимирской области. А когда-то было наоборот: Суздаль почти два века был центром Ростово-Суздальского княжества, пока Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, не обустроил свою новую столицу во Владимире.
Возможно, город был бы нынче и больше, и еще краше, не подвергайся он постоянным бедствиям и разрушениям:
ХIII век - сожжен татарами, население уведено в плен
Смутное ввемя - разграблен и разрушен поляками, затем крымскими татарами
1655 год - большой пожар, затем эпидемия, унесшая половину жителей...
Но несмотря на все былые невзгоды, Суздаль жив и прекрасен. В городе сохранилось несколько монастырей, самый старый их которых, Спасо-Евфимиев, был построен в четырнадцатом столетии и стал в последствие одним из пяти главных монастырей России. Спасо-Евфимиев монастырь. Слева направо: Трапезная церковь, Спасо-Преображенский собор, звонница
Наиболее древней частью Спасо-Преображенского собора является маленькая одноглавая Спасская церковь (1511 год), ныне встроенная в собор и называемая Евфимиевским приделом. На снимке выше она видна справа от соборного крыльца. В соборе и в приделе сохранились прекрасные фрески XVII века, выполненные артелью Гурия Никитина.
В русской истории, есть несколько людей, которых по праву называют спасителями Отечества. Одним из них был князь Дмитрий Пожарский. В Смутное время он вместе с Козьмой Мининым возглавил ополчение, которое сумело очистить Русь от иноземцев. Всю свою жизнь Пожарский бил врагов: и отряды самозванцев Лжедмитриев I-го и II-го, и польских интервентов королевича Владислава, и казаков гетмана Сагайдачного. Посли смерти в 1642, он был похоронен в родовой усыпальнице князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Судьба усыпальницы и трагична, и символична. После пресечения рода Пожарских она была заброшена и в 1766 году сломана "за ветхостью". В 1851 году археолог граф Уваров в ходе раскопок обнаружил во дворе монастыря сохранившиеся склепы и гробницы, в том числе и захоронение князя Пожарского, а в 1885 году рядом был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства, собранные по всей России. Надпись над входом гласила "Боярину князю Дмитрию Михайловичу - благодарное потомство". Увы, мавзолей тот погиб, не простояв и пятидесяти лет: в 1933 году "благодарные потомки" разрушли его, чтобы использовать мрамор для строительства Дома Советов в Москве. Сохранилась только мозаика...
В 2007 году мавзолей решили восстановить по сохранившимся чертежам и рисункам. В двадцать первом веке, так же как и в девятнадцатом, деньги на постройку собирали всем миром. И вот в 2009 году была открыта точная копия усыпальницы князя.
От стен Спасо-Евфимиева монастыря открывается панорама другого суздальского монастыря - Покровского. Его история восходит к XIV веку, но дошедшие до нас сооружения относятся к XVI-XVII векам. Монастырь этот всегда был женским, в стародавние времена он являлся местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов. В Покровском монастыре монахинями могли стать только дворянки и боярыни, и часто они это делали не по своей воле, а по приказу князей и царей. Здесь жили и жена царя Василия III Соломония Сабурова (св. София Суздальская), и супруга Петра Великого Евдокия Лопухина. К сожалению, посещения этого монастыря нашей программой предусмотрено не было, возможно потому что монастырь и поныне действующий.
Центром древнего Суздаля (точнее, древней Суждали) являлся кремль, возведенный в излучине реки Каменки, которая в те времена была полноводной и судоходной. Здесь за бревенчатыми стенами помещались княжеский и епископский дворы, стоял городской собор. Стены до нашего времени не дошли (сгорели в 1719-м году), а вот собор и архиерейские палаты частично сохранились.
Старинный Рождественский собор в центре кремля сложен как бы из двух пластов: его нижняя (более темная) часть была сооружена в 1222-1225 годах из известняка, а верхняя надстроена из кирпича в XVI веке, посколку мягкий камень верхних этажей обрушился во время пожара 1445 года при набеге на Суздаль казанского хана. В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая в Суздаль из села Глотова. Вообще, Суздаль деревянный радует не меньше, чем Суздаль каменный.
В городе есть обширная экспозиция, которая носит название Музей деревянного зодчества и крестьянского быта . Музей расположен на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале (XI век). Из разных сел Суздальского района сюда свезены уцелевшие деревянные церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Замечательно, что можно не только посмотреть на дома, церкви и экспонаты, но и пообщаться с мастерами, хранящими секреты старых ремесел