(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Поездка в Воронеж

Здание в Воронеже построено после войны на месте взорванного немцами. Территория перед ним огорожена, попасть туда можно только через специальные пропускные пункты с рамками и сканерами - как в аэропорту. Привокзальная площадь хаотично заставлена таксистами, маршрутками и автобусами дальнего следования. Меня сходу попытались отправить в Москву, еле отбился. 

В центре площади стоит генерал Черняховский, который освободил Воронеж в 1943 году. Этот памятник был спасён воронежцами из Вильнюса в 1991, где его собирались уничтожить благодарные за освобождение литовцы.

Приехал я нерано, поэтому нужно было поторопиться посмотреть центр города вдоль и поперёк, пока не стемнеет. Погода совершенно не отличалась от питерской, хотя я забрался на тысячу километров южнее - лёгкий минус и полное отсутствие солнца, мрачновато. Главной проблемой сразу стал лёд под ногами, который волнами намерзал на тротуарах похоже с самого начала зимы. Сверху этот лёд был утрамбован месивом из грязи и снега, которое на многих улицах никто не убирал. Передвижение по такой поверхности получилось очень небыстрым и травмоопасным. 



Если идти от вокзала прямо, то через несколько сот метров будет круглая площадь с футуристической молекулой ДНК в центре: в сквере рядом с советской наукой расположена главная городская доминанта - Благовещенский собор. Он построен в 2009 году и имеет огромные размеры (85 метров в высоту собор и 97 метров колокольня), поэтому в кадр его уместить оказалось непросто.

Перед собором стоит памятник первому воронежскому епископу Митрофану (святому) в окружении ангелов. Считается, что он благословил Петра I на строительство Санкт-Петербурга, где в честь него был построен собор. Собор снесли большевики, но в топонимике города остались Митрофаньевское кладбище, улица, шоссе, путепровод и мост. Как потом оказалось, негров в Воронеже проживает необъяснимое количество. Дружба народов.

Вот и собор. Внутри фотографировать не велено, а также все бояться террористов (и правильно делают), а я тут с рюкзаком и фотоаппаратом. Сразу приковал внимание охраны и был вытеснен наружу. Новый собор в Воронеже, вопреки современной традиции строить храмы на месте ранее снесённых, построен сам по себе. Правда был в Воронеже и исторический Благовещенский собор - на его месте сейчас стоит Воронежский государственный университет. Будет ли РПЦ сносить университет для восстановления храма? Это было бы концептуально.

Иду через исторический центр города по улице видного воронежца Фридриха Энгельса. Воронеж - город-миллионник (наименьший из 15 на данный момент). Основан в 1586 году как крепость на южных рубежах Русского царства. В 1696-1711 годах в Воронеже строился первый в истории России военно-морской флот, чтобы воевать против турков на Азове. В 1715 году Воронеж стал центром губернии. С 1774 был перестроен по регулярной планировке, утверждённой Екатериной II. Во время Войны город был уничтожен более чем на 90% и затем фактически отстроен заново. Поэтому туристам, воспитанным на Золотом кольце России, тут будет скучновато.

На многих остановках общественного транспорта созданы все условия для проведения досуга - можно посидеть, перекусить, положить денег на телефон. Ещё я видел установленные на остановках мониторы и динамики, из которых лилось что-то бодрое, яркое и звучное - реклама или может новости какие, чтобы народ радовать. Говорит ли это о чрезмерно больших интервалах движения?

Вообще с транспортом в Воронеже творится что-то нездоровое. Трамвайное движение в 2009 году куда-то внезапно испарилось, троллейбусов мало, автобусы ходят такие, что хочется на них повесить таблички "музейный" и брать деньги за просмотр. Зато разномастных маршруток ходит сколько угодно. С табличками с названиями улиц и номерами домов в Воронеже особо не заморачиваются. Чаще всего их просто нет. Зато где ещё можно так просто узнать инвентарный номер дома? 

В самом центре города в жилую застройку впихнут футбольный стадион на 32750 зрителей (это полтора "Петровского"). Вспоминается анекдот, про "Бабушка, а вы правда живете около стадиона?". Тут во второй лиге играет команда "Факел", которая в своё время поднималась на почётное 13-е место высшей лиги и дала российскому футболу памятного болельщикам вратаря Филимонова. А ещё тут один раз играла сборная России. Проиграла. 

Усадьба середины 19 века, объект культурного наследия. Состоит под государственной охраной. Заметно. Привычная для центра Воронежа картина - за невысокими советскими домами вздымаются высоченные башни новостроек. На улицах дорогие машины, строятся элитные квартиры - десятилетие дорогой нефти докатилось даже до Воронежа. Интересно, в теперешних условиях достроят ли?

Центр Воронежа - это несколько параллельно-перпендикулярных улиц между железной дорогой и высоким берегом Воронежского водохранилища. Я выхожу на главную улицу Центрального района - проспект Революции (она же Большая Дворянская улица). По ту сторону проспекта сразу бросается в глаза комплекс памятников на площади Победы, которая почему-то находится где-то во дворах главпочтамта:

Обелиск с орденом Победы. Пешеходного перехода вблизи не наблюдалось, поэтому сходить на площадь я решил когда-нибудь позже. В центре самое впечатляющее здание в городе - сталинское Управление ЮВЖД с 70-метровой башней. Город Воронеж изобилует различными мемориальными досками в стиле "На этом месте стоял дом" или "В этом здании кто-то выступал". Это похоже на острое желание наполнить историей город, в котором истории сохранилось исчезающе мало.

Дом офицеров. Это здание олицетворяет судьбу всего города: построено как женская гимназия в 1875 году, после революции перестроено до неузнаваемости в конструктивистский Дом Красной Армии, почти полностью разрушено в Войну, затем восстановлено в более пафосном виде с новым торжественным фасадом. Наверняка будет и современная реконструкция под запросы текущего времени.

Называется "определи город по фотографии". Вот он наконец, островок сохранившегося и отреставрированного 19 века (здание гостиницы купца Самофалова, 1879). 

Кинотеатр "Пролетарий", первоначально "Увечный воин". Старое здание - серый фасад справа (1914), новое стеклянное пристроили в 1969. Главный местный кинотеатр, на жаргоне Пролётка. Буквально через 300 метров его главный конкурент: Кинотеатр "Спартак" (1913). Восстановлен в 1955 году в сталинском стиле.

Административный центр города. С 1950-го года носит самобытное название "площадь Ленина". Слева здание Правительства Воронежской области (1959), прямо каток и Театр оперы и балета (1961).
Плехановская улица - одна из главных городских магистралей. Проложена в соответствии с регулярным планом 1774 года как начало дороги на Москву. На заднем плане со шпилем - здание гостиницы "Воронеж" (1940). На нём 25 января 1943 года водрузили знамя после освобождения города. Трое часов и шпиль приделали к башне в 1986 году.

От площади я пойду по Плехановской улице к историческому центру дореволюционного Воронежа. Дом купца Савостьянова (1770). С 1850-х в здании размещались городские учреждения (магистрат, мещанская управа). Сейчас там находится литературный музей им. И.С. Никитина. Это самое старое жилое здание, которое я видел в Воронеже. Вообще постройки 18 века там можно пересчитать по пальцам. Плюс есть 1 церковь и 1 колокольня 17-го века. И всё. 

Где-то тут в 1580-х годах была заложена деревянная крепость, ставшая впоследствии городом Воронежем, а эта площадь стала его центром. Сначала в 17 веке она была рыночной, потом на ней построили уже упомянутый главный городской собор (Благовещенский). В 19 веке вокруг собора был построен Митрофанов монастырь. После революции монастырь закрыли, а центр города переместился на нынешнюю площадь Ленина. В 1950-е годы на площади развернули строительство университета и новых жилых домов, снеся все сохранившиеся старые постройки и полностью уничтожив исторический культурный слой. Я не могу придумать к этому никакого логического объяснения. 

За университетом начинается крутой спуск с высокого берега к набережной. Впереди Никольская церковь (1720). Несколько лет после войны она была единственной действующей в городе. Здание мещанской полицейской части (1825) с пожарной каланчой (1875). Среди растущих тут со всех сторон многоэтажек мне посчастливилось застать последние аутентичные жилые домики.

Уходящая круто вниз через частный сектор улица Декабристов. Внизу стоит старейшая сохранившаяся церковь Воронежа - Адмиралтейская (1694). Я подойду к ней позже со стороны набережной.
Улица Таранченко внезапно прерывается такой вот лестницей. Внизу я попадаю на улицу Софьи Перовской, которая фактически и есть набережная.

Впереди Чернавский мост (1959, 2009). Воронежское водохранилище было организовано в 1972 году путём перегораживания плотиной обмелевшей реки Воронеж. Оно имеет среднюю ширину 2 км и длину в 30 км, при этом полностью находится в черте Воронежа. Мелкое и грязное.

За буксиром виднеется Петровский остров - место, где Петром было создано первое в России адмиралтейство. Точнее от того места ничего не осталось и оно было затоплено водохранилищем, а потом сверху был намыт этот остров. К набережной пришвартован корабль "Гото Предестинация" - настоящий трёхмачтовый парусник с 32 пушками. Это реплика первого русского линейного корабля, построенного тут по проекту Петра I в 1700 году. Справа видна белая ростральная колонна, установленная в честь 300-летия строительства флота.

Нынешний корабль "Гото Предестинация" (Божье предвидение) немного отличается от оригинала. Главным образом железным корпусом и дизельным двигателем. Всего на борту должно быть 58 пушек, но для экономии места часть из них выставлена на берегу. Внутри у него есть музей. Интересно, что после того как Пётр проиграл туркам в Молдавии недавно отвоёванное азовское побережье, оригинальный корабль был продан за ненадобностью. Тем же туркам. Пётр был практичен.

Источник: ru-travel.livejournal.com ttweak

Воронеж, город Воронеж

Назад в раздел

Задайте вопрос...