Уникальность Тутаева заключается в том, что, став единым городом, он так и продолжает оставаться городами Романовым и Борисоглебском, смотрящими друг на друга с противоположных, очень высоких (до 40 м) берегов Волги. Говорят, что бежавшие от батыева нашествия ярославцы основали в 1238 году на правом берегу Волги рыбную слободу, названную Борисоглебской. В 1777 году дворцовая Борисоглебская слобода стала городом. А в 1797 году преобразована в уездный город Борисоглебск.
Город Романов, стоящий на левом берегу был заложен угличским князем Романом Владимировичем в начале XIV веке. Романов, благодаря соседству с Ярославлем, принимал участие во многих исторических событиях. После свержения татарского ига здесь было поселено много татар, выстроены мечети, город принял исламский облик. Татарское население ещё более увеличилось после покорения Казани и Астрахани. В 1760 году по указу императрицы Елизаветы Петровны татары были переселены отсюда в Кострому. В 1822 году два города объединили. Так образовался Романов-Борисоглебск. К концу XIX века город становится одним из крупнейших промышленных центров Ярославской губернии. В 1878 году, в 7 км от города был построен первый в России нефтеперегонный завод, на котором производились различные сорта масел, бензин, керосин. Основателем завода был школьный учитель В. И. Рагозин. Судьба этого человека очень интересна. Рагозин изучал химию и, не имея первоначального капитала, смог заинтересовать промышленников в развитии нового дела. Фактически Рагозин создал новую отрасль промышленности, так как до него в России из нефти умели получать только керосин. В 1881 году на этом заводе проводил опыты Д. И. Менделеев.
В 1918 году Романов-Борисоглебск был переименован в Тутаев в честь красноармейца Ильи Тутаева, погибшего во время белогвардейского мятежа в Ярославле. В 60-70-х годах на правобережье был возведён моторостроительный завод, вокруг которого выросли современные жилые кварталы. К счастью, новая застройка не затронула исторический центр города.
Большая часть архитектурных памятников города находится на левом берегу, на романовской стороне. Здесь сохранились кварталы гражданской застройки XVIII-XIX веков, есть много красивых особняков. Большой интерес представляют храмы города:
Воскресенский собор, уникальнейший образец храмового зодчества XVII века;
Крестовоздвиженский собор;
Храм Преображения Господня и Казанская икона Пресвятой Богородицы;
Покровская церковь.
Левобережье романовская сторона
Крестовоздвиженский собор
Воскресенский собор
Старейшим памятником на Романовской стороне является монументальный Крестовоздвиженский собор (1658 г.), окружённый остатками земляных укреплений времён князя Романа. В XVII веке храм подвергнут перестройкам, значительно изменившим его облик. Росписи интерьера выполнены в 50-е годы XVII века костромскими и ярославскими мастерами. Среди сцен, выполненных на сюжеты Ветхого Завета, — «Сотворение мира» и огромная композиция Страшного суда. Артель мастеров возглавлял костромич Василий Ильин Запокровский, под руководством которого трудились Сергей Васильев и знаменитый позднее Гурий Никитин.
Казанско-Преображенская церковь, возведённая в 1758 году, является одним из красивейших памятников города. Она расположена на крутом откосе, откуда открывается прекрасный панорамный вид на Борисоглебскую сторону. Построенные в XVIII — начале XIX века Спасо-Архангельская (1746-1751 гг.), Леонтьевско-Вознесенская (1795 г.) и Троицкая церкви (1783 г.) заняли ведущие точки пейзажа — вершины прибрежных холмов, образованные прорезающими берег оврагами. При различных архитектурных решениях, в которых использованы проекты трёхчастных «типовых» храмов, разработанных московскими архитекторами, все они имеют высокие стройные шатровые колокольни — «ярославская свеча» XVII века, наилучшим образом сочетающиеся с природным окружением и простором волжского пейзажа.
Правобережье борисоглебская сторона
Единственный сохранившийся до наших дней храм на Борисоглебской стороне — это монументальный Воскресенский собор (1678 г.), по праву считающийся жемчужиной русской архитектуры. Огромный четырёхстолпный пятиглавый храм, высота которого составляет 50 м. Собор никогда не закрывался и сохранил своё внутреннее великолепие: чудесные фрески на темы Нового и Ветхого завета, резной иконостас XVIII века, обилие деревянной резной скульптуры. Чудотворный образ Спасителя (XV в.), который поражает огромными размерами. Декоративная насыщенность фасада памятника, столь характерная для ярославского зодчества, здесь достигла своего апогея.