Известны серьезные туристские путешествия и по тундре, и по пустыне, и по другим достаточно однообразным ландшафтам. Но те путешествия привлекали взрослых квалифицированных туристов своей спортивностью - трудностью преодоления сложной для прохождения местности, которая тянется бесконечно. Более привлекательны для путешественников горные районы, в них сосредоточены очень разные природные объекты: вершины, перевалы, гребни, кары, ледники, снежники, озера, реки.
У каждого есть свое представление о том, что такое «большая река», «высокая гора», «дремучий лес», «бескрайняя степь». Чем больше видел рек, гор, лесов и степей, тем точнее эти представления. Не каждый правильно представляет, что такое ледник, кар, пещера. Объяснения тут мало помогают. Надо хоть раз увидеть эти объекты самому, желательно в детстве.
Исходя из всего вышесказанного, суть активного туристского путешествия состоит в том, что путешественники сами выбирают цели - объекты природы, которые они хотели бы посетить (посмотреть); сами прокладывают маршрут, обеспечивающий рациональное преодоление препятствий, достижение выбранных целей.
Современные активные путешествия - модель тех исследовательских экспедиций, которые открывали и изучали Землю. Туристы (особенно дети) тоже открывают и изучают новые территории. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек своими глазами может посмотреть тайгу и степь, пустыню и тундру. Только те, кто много путешествовал по разным краям, имеют правильное представление о размерах своей страны, Земли в целом. Для домоседов самолеты и телевидение, почта и телеграф сжали Землю до размеров небольшого шарика, на котором стоит их дом. Все остальное находится где-то далеко, но в пределах одного дня пути.
Активные маршруты и туры, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.
Активный туризм подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным - в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.
"Другим и не обязан быть шедевр"
Ночевки на турбазе и приютах, передвижение с <a href="https://svastour.ru/dolmeny/vopros30.htm" target="_blank" >облегченным рюкзаком</a>. Туристы не готовят.
Это настоящая, классическая Тридцатка с соблюдением лучших традиций и профессиональных стандартов, в то же время этот тур авторский, адаптированный под современные условия. Маршрут был восстановлен фирмой СВ-Астур в 2001 году с группой работают дипломированные инструкторы. Присоединение к группе от одного человека.
Бывший всесоюзный маршрут 30 проходит через Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России. Туристы проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков. <a href="https://svastour.ru/adygeya/30-ka-s-voskhoditelem.php" >30-ка с восходителем на Эверест</a>
В 2024 году в дни заезда по понедельникам будет действовать трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00, от аэропорта в 11.30 (временно не работает), от автовокзала Майкопа в 13.00. <a href="https://svastour.ru/proezd.htm" target="_blank" >Подробнее о проезде</a>
Легкий треккинг тур - прогулки, экскурсии, однодневные пешие походы с проживанием в комфортных условиях. Участвовать можно людям от 6 до 70 лет.
Этот авторский тур был создан командой СВ-Астур 22 года назад. Недельный, круглогодичный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с комфортом (трекинг) в горном курорте Хаджох. Туристы проживают на турбазе и посещают памятники природы: Водопады Руфабго, скалу Чертов палец, нагорье Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Каньон реки Белой, Дольмен, Гуамское ущелье. Программа для всех.
В дни заезда действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00, от аэропорта в 11.30 (временно закрыт), от автовокзала Майкопа в 13.00. <a id="bxid_218476" href="https://svastour.ru/proezd.htm" target="_blank" style="text-align: justify; line-height: 20.3px;" >Подробнее о проезде</a>
Тур с осмотром основных памятников природы Адыгеи и посещением грандиозного грота Череп. Путь к гроту лежит вдоль реки Фарс, перед гротом посетим скалу Галкина от куда в хорошую погоду открывается вид на Эльбрус. Сам грот похож на окаменелого великана погребенного в хребте Скалистом. <a id="bxid_148858" href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl" style="text-align: justify;" >Отзывы туристов</a>
В дни заезда действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00, от аэропорта в 11.30 <a id="bxid_282522" href="https://svastour.ru/proezd.htm" target="_blank" style="text-align: justify; line-height: 20.3px;" >Подробнее о проезде</a>
Этот мультитур (multi active tour) сделан по заявкам наших постоянных клиентов, тех, кто уже был на наших турах в Хаджохе. Этот маршрут включает разные виды активного туризма и отдыха.
В дни заезда действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00, от аэропорта в 11.30 (временно закрыт), от автовокзала Майкопа в 13.00. <a id="bxid_360495" href="https://svastour.ru/proezd.htm" style="line-height: 20.3px;" >подробнее о проезде</a>
Тур с восхождением, с посещением хребта Уна-Коз, грандиозного грота Череп, потрясающего Гранитного каньона, веревочным курсом. <a id="bxid_148858" href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl" style="text-align: justify;" >Отзывы туристов</a>
В дни заезда действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00, от аэропорта в 11.30 <a id="bxid_726966" href="https://svastour.ru/proezd.htm" style="line-height: 20.3px;" >подробнее</a>
Тур сделан по заявкам наших постоянных клиентов, тех, кто уже был на наших турах в Хаджохе. Этот тур отличается от <a id="bxid_104911" href="https://svastour.ru/fisht.htm" >маршрута 30</a> тем, что нет прямого выхода к морю, но на этом маршруте туристы посещают грандиозный грот Череп, величественный Гранитный каньон и побывают на приюте Фишт. <a id="bxid_148858" href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl" style="text-align: justify;" >Отзывы туристов</a>
В дни заезда по понедельникам действует трансфер от ж/д вокзала Краснодара в 10.00 <a id="bxid_182429" href="https://svastour.ru/proezd.htm" target="_blank" style="text-align: justify; line-height: 20.3px;" >подробнее</a>
Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками, живописными горными озерами и приветливыми селами. Долины очень широкие и необыкновенно живописные. В горах существует густая сеть древних вьючных троп. Наиболее популярны для экскурсий: Ханский дворец и пещерный город Чуфут-кале.
Ай-Петри (Святой Петр, греч.) - гора, ставшая одним из общепринятых и всеми любимых символов Крыма. <a id="bxid_546771" href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl" >Отзывы туристов</a>
Возможно ночевать в гостиницах 1,6 ночи.
Тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. авто-пешеходные экскурсии, треккинги с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры. <a id="bxid_842564" href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl">Отзывы туристов</a>
В дни заезда действует трансфер от Симферополя, входит в стоимость.
Тур с проживанием в гостинице у самой красивой горы Крыма - Южной Демерджи. авто-пешеходные экскурсии, треккинг, конная прогулка к морю, джиппинг с осмотром красивейших мест горного Крыма, Долины приведений, каменного хаоса, водопадов, с посещением пещеры МАН и оборудованной Красной пещеры. <a href="https://svastour.ru/cgi-bin/gbook/gbook.pl" >Отзывы туристов</a>
В дни заезда действует трансфер от Симферополя, входит в стоимость.
График
по запросу
Расстояние
90 км
Активность путешествия состоит в том, что цель и пути к ней определены и объявлены заранее («заявлен» маршрут). Непрохождение маршрута, его изменение означает неуспех, провал путешествия, поражение команды (туристской группы). Конечно, все тут достаточно условно, но подобные условности присущи спорту вообще.
Есть активного туризма и специфическая особенность. Упорное стремление к условной цели в походе требует осторожности. Иначе может возникнуть другая, уже не условная, задача - как вернуться живым. Поражение здесь может означать не условный проигрыш, а жесткий, безусловный вопрос: «Как выбраться, выжить?»
Активное путешествие - длительное (дни, недели) - комплексное мероприятие. Оно требует большой затраты физических (сила, выносливость, технические приемы) и интеллектуальных (тактические задачи, технические приемы) усилий. Нельзя все предусмотреть заранее. На маршруте нас ждут приключения. Надо суметь в конкретной реальной обстановке осуществить то, что было спланировано. Разумеется, сделать это можно будет, если удалось более или менее точно угадать (предвидеть!), что ждет на маршруте, и, если запас возможностей по преодолению неожиданностей у путешественников имеется.
К активному туризму примыкает так называемый «дикий» туризм. «Дикие» туристы имеют более или менее выраженное - намерение посетить район, посмотреть те или иные объекты. Но конкретного маршрута, который они обязаны пройти, у них нет. Формально это выражается в том, что они не «заявляли» путешествие. В зависимости от обстановки во время путешествия «дикие» туристы корректируют свои намерения, меняют маршрут. Ясно, что четкой грани между активным и «диким» туризмом нет. Используя существующий термин «дикий» туризм, мы ничуть не желаем выказать свое пренебрежение к нему. Мы сами начинали как «дикие» туристы, знаем, что это явление широко распространено, видим, как постоянно происходит миграция между «диким» и спортивным туризмом.
Пешеходный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута». При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов».
Горный туризм. Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты шесть полу-категорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А категории трудности называются ниже первой категории сложности (н/к).
Классификация перевалов приведена в «Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов» и дополнениях к нему. Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки) может изменяться на полу-категорию.
Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у перевала 3Б означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства прохождением) перевалов 3Б.
Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.
В горные походы могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в активном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего категорию сложности похода. При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности перевалов».
Водный туризм. Водные походы, многодневные сплавы по рекам. Водные препятствия в зависимости от уровня воды могут иметь различную категорию трудности.
Конный туризм. Многодневные конные походы, и радиальные конные выходы на весь день с проживанием на турбазе.
Велотуризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования велосипедного маршрута».
Лыжный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения его с «Перечнем...» либо с использованием особой методики.
Категория сложности походов с одновременным использованием нескольких классов судов засчитывается: для участников - по тому классу судна, на котором они совершают данный поход; для руководителя - по высшей категории сложности для участвующих в походе судов, если минимальное количество этих судов и минимальное число членов их экипажей удовлетворяет соответствующим требованиям «Правил проведения соревнований туристских спортивных походов».
Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования автомотопоходов».
Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга. Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.
Парусный туризм. В парусном активном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов. Категория сложности похода определяется предварительно, исходя из следующих факторов:
1) ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
2) географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды);
3) туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.
Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности:
Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).
С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.
Классификация маршрутов, используемых для активного туризма
Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации активных походов.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида ктивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.
Активные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности - от I до IV.
Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с «Перечнем классифицированных туристских активных маршрутов» и связанными с ним перечнями локальных препятствий - перевалов, вершин, пещер, так и в соответствии с данной ЕВСКМ. При сравнении с «Перечнем...» техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.
Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II категории сложности. Общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей.
При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута "с элементами" походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.
Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте.
Нормативная продолжительность похода понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.
Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 % ) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.
В некоторых случаях для связки рек, пещер допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.
Активный отдых для избавления от лишнего веса
Если у организаторов, выпускающей группу в поход, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV категория сложности) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. К каждому виду активного туризма выделяются определенные видовые требования.
Развитие активного туризма на современном этапе
После развала системы профсоюзного планового туризма в начале девяностых годов, в активном туризме наступил некоторый застой.
Речь не идет о самостоятельном активном отдыхе–те, кто имел такое желание, по-прежнему ходили в походы. Объективно спад интереса к активному отдыху внутри страны был связан, прежде всего, с упрощением разрешительной системы выезда за границу. Сначала сотни, а затем и сотни тысяч наших сограждан получили возможность выехать за рубеж.
А главное – у них появились средства для отдыха за этим самым рубежом. Отсутствие же спроса на активный туризм не рождало и соответствующего предложения. Исключения, вроде Компании приключенческого туризма «Команда Горький» из Нижнего Новгорода, начавшей свою деятельность в 1992 году, только подтверждали это правило. Да и работали подобные фирмы, в основном, на прием иностранцев .
Продолжали, правда, существовать некоторые полуобщественные, полукоммерческие организации, возникшие еще во времена Центров НТТМ. Работали они по старинке, предлагали клиентам старое, изношенное снаряжение, приобретенное в военных частях и геологических организациях, экономили на сервисе, отправляя с группами 25-30 человек плохо подготовленных, часто случайных людей в качестве инструкторов. Но отсутствие должного сервиса и почти спартанские условия отдыха окупались низкими ценами на путевки...
Однако во второй половине девяностых годов наши соотечественники стали пресыщаться бесконечным лежанием на турецких и египетских пляжах, посещением баров и казино. Безусловно, речь идет о тех российских гражданах, кои могли себе это позволить. И вспомнилась раздобревшим банкирам и предпринимателям их студенческая юность, лыжные и байдарочные походы, красоты Карелии, Кавказа и Камчатки. Некоторые особо активные господа стали организовывать для своих приятелей путешествия, оплачивая все необходимые расходы. Остальные же обратили свой взор на рынок туристских услуг–а там все те же анталии и кипры. Или вышеописанные полукоммерческие клубы с их куцым сервисом. Но господа менеджеры уже успели вкусить за бугром всех прелестей нормального обслуживания, и на меньшее были не согласны.
Тогда-то и стали возникать турфирмы новой волны, обеспечивающие своим клиентам комфортные условия активного отдыха. Конечно, финансовые вложения в создание и обеспечение деятельности подобных структур несоизмеримо выше, чем у «обычной» турфирмы или типовой турбазы (не принимая в расчет затраты на капитальное строительство). Естественно, цены на такой эксклюзивный, по тем временам, отдых были весьма высоки. И далеко не все интересующиеся подобным видом отдыха потребители понимали, за что, собственно, они должны платить. Ибо перед глазами стояло убогое допотопное снаряжение, подгоревшие слипшиеся макароны с тушенкой и вечно сырые спальные мешки плановых туристских маршрутов. И не верилось, что у нас может быть по-другому...
Справедливости ради, стоит сказать, что ничего нового участники нарождающегося сектора турбизнеса не изобрели. Все было уже отработано до автоматизма на Западе, да и у нас, еще в советские времена, отдельные теоретики планового отдыха, например Штюрмер, предлагали внедрять нормальный менеджмент и поднимать качество предоставляемых в активном туризме услуг. Так что–все это было! Только в погоне за сиюминутной прибылью, за нереальными ростовщическими процентами, за деньгами, создаваемыми из воздуха, господа предприниматели не желали вкладывать деньги в столь долгосрочные и малопонятные проекты. Да и государство всегда «облегчало» и продолжает «облегчать» деятельность и карманы тех немногих, кто решил занять эту пустующую нишу.
Средства в развитие активного отдыха стали вкладывать энтузиасты, давно мечтавшие о том, чтобы заняться любимым делом, носом почуявшие всплеск интереса к активному туризму.
Но не успели они развернуться, как наше государство порадовало всех дефолтом 1998 года. И предпринимателей от активного туризма не спасли даже валютные заначки, у кого они, естественно, были. Ибо почти на два года выпали они из сферы интересов потребителей турпродукта. Последние же обратили свой взор к рынку продуктов питания. И на весь этот период идиоты – идеалисты от активного туризма, не желавшие снижать уровень предоставляемого сервиса, а желавшие сохранить свой, с таким трудом заработанный, имидж, перебивались случайными клиентами, в основном–лицами забугорной национальности. Правда, упомянутые выше организации социально-планового (по их словам) туризма, пережили этот период легче, за счет потока потребителей, утративших возможность порадовать турецкую и египетскую экономику своими долларами. Обратив взор свой на внутренний рынок, узрели сии путешественники цены невеликие на путешествия по рекам и горам.
Но и таких потребителей хватало только на то, чтобы кое-как выжить. А уж о развитии ни организации «социально-планового» направления, ни фирмы более высокого уровня обслуживания не могли и помыслить. В «межсезонку» кто-то ударялся в побочный бизнес, организовывая пошив или торговлю снаряжением, кто-то не выдержал, и начал предлагать стандартный турпродукт, постепенно отходя от активных туров.
Начало реорганизации активного туризма было положено с того, активный туризм был передан в введенье Минэкономразвития РФ под тем соусом, что туристская индустрия–это большой и важный, а, главное, «дойный» сектор экономики.
Вернемся к внутреннему активному туризму. На рубеже тысячелетий многие туристские фирмы этого направления «созрели», наконец, для легализации своей деятельности. Почти все сертифицировали свои маршруты, многие получили лицензии, хотя работа на внутреннем рынке и не требовала этого. Первым ударом по стабилизации положения в активном туризме явилось введение НДС на турпутевки, что, в первую очередь, отражалось на их стоимости. Ибо ни один из наших чиновников не просчитывал реальную себестоимость активного тура, куда часто входят довольно значительные выплаты, подтвердить которые документально не представляется возможным, например оплата внутримаршрутных перевозок или закупка продуктов на рынках. Причем расходы направлены на обеспечение безопасности и комфорта туристов, а вовсе не на «обучение» высшего менеджмента практике продаж в Гонолулу. Но начался «чёс». Наиболее дальновидные руководители турфирм активного направления предприняли попытку объединиться. Что удивительно, способствовал этому, в первую очередь, не Департамент туризма, для которого, по-видимому, это направление настолько неинтересно, что и высочайшего внимания не заслуживает, а Департамент туристских выставок компании ITE, которому продвижение этого направления приносит невеликие, на общем уровне, прибыли.
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Перед тем, как приступить к описанию активных туристских походов, к описанию их организации и подготовки, надо пояснить термин «активный туризм».
Активные маршруты, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.
Активное путешествие подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья и кусты дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным - в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида активного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.
Активные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности - от I до IV.