Групповой туризм – путешествия, осуществляемые по стандартизированному пакет-туру.
Первое путешествие, которое стало прототипом будущих стандартизированных туров, организовал в 1841 г. «родоначальник» организованного туризма Томас Кук. Комплекс услуг включал 20-ти минутную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. В поездке приняли участие 570 человек. На современном этапе спектр туристских услуг значительно расширен: выделяют основные и дополнительные. К основным относятся услуги по организации перевозки, размещению, питанию туристов. К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскурсий, услуги по страхованию, услуги гидов, гидов-переводчиков, телефон поста, услуги бытового обслуживания, встреча у трапа самолета турфирмы, помощь в прохождении паспортного контроля, сопровождение по всему маршруту (индивидуальный транспорт) и пр. Стандартизированные комплексы услуг имеют различную популярность. По странам уровень спроса на них неоднороден. Наиболее популярны стандартные туры в Бельгии, Люксембурге, Германии, Нидерландах, Великобритании и Дании. В Греции, Испании и Италии спрос на них ниже. Продажа турпакетов осуществляется на основе каталога и рекламных материалов, предоставляемых агентством, заключившим соглашение о сотрудничестве с фирмой–туроператором. Работа турфирм с «массовым» клиентом строится обычно по следующей схеме:
Заинтересованность туристских фирм в наибольшей загрузке производственных мощностей безусловна. В целях усиления туристских потоков предприятиями вводятся существенные скидки в цене на групповое обслуживание туристов.
Понятие туристской группы, в смысле минимальной численности, обусловлено видом туристской услуги. Так, например, при размещении в гостинице предоставляют скидки для групп не меньше 11 человек, на перевозку некоторыми видами транспорта – от 5–6 человек. Групповые путешествия значительно выгодней для туристов с точки зрения экономии средств.