(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Развитие туризма в СССР

Советское туристское движение начало формироваться в начале 20-х гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся и солдат -- органы Наркомпроса. Однако туристские путешествия не носили систематического характера. В середине 20-х гг. возобновилась деятельность РОТ. В конце 20-х гг. созданы акционерного общества «Советский турист», «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, пришедшее на смену РОТ) и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. В 1930 постановлением СНК СССР на базе "Советского туриста" и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (в 1932 -- 936,7 тыс. членов, 92 базы всесоюзного значения, в путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел.). В 1936 постановлением ЦИК СССР руководство работой в области путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС и его организаций. К 1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах туристско-экскурсионные маршруты (165 туристских баз и лагерей). Во время Великой Отечественной войны 1941--45 многие базы были разрушены. В 1945 возобновилась деятельность туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. Туристско-экскурсионные управления (ТЭУ) созданы вначале в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае и Грузинской ССР, к 1960 -- во всех союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР; в 144 городах открыты клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов реорганизованы в советы по туризму, в Москве создан Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали во всех республиках, краях и областях, в 1510 городах и райцентрах образованы клубы туристов. В эти же годы в крупных городах созданы экскурсионные бюро. В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения; ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), ставший одной из крупнейших туристских организаций в мире.

Фото туризм в СССР

Использование фотографий на других сайтах и в печатных изданиях запрещено

В 1971--75 на развитие материальной базы туризма профсоюзами выделено 500 млн. руб. Объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. руб. в 1975; количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс., количество мест -- со 157 тыс. до 300 тыс. В 1975 обслужено 26 млн. туристов и 131 млн. экскурсантов (в 1965 -- около 2 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов). Функционирует свыше 350 маршрутов всесоюзного и более 6 тыс. маршрутов местного значения. Ежегодно организуется около 6 тыс. морских и речных круизов (обслуживающих около 2 млн. чел.), свыше 7 тыс. железнодорожных (около 3,5 млн.), около 25 тыс. авиационных (около 1 млн. чел.) и свыше 200 тыс. автобусных (св. 6 млн. чел.) туристских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах открыты бюро путешествий и экскурсий. Действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката и выдачи туристского снаряжения. На предприятиях, в колхозах, учебных заведениях, на стройках и др. создано свыше 60 тыс. туристских секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, лыжным, водным, велосипедным и другими видами спортивного туризма, включенного (с 1949) в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Регулярно проводятся соревнования (в т. ч. и всесоюзные) по различным видам туризма. При советах по туризму созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имеют спортивные разряды и свыше 600 чел. звание мастера спорта СССР по туризму. Нормативы спортивного туризма включены во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».  



Туристское движение в СССР развивается в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделяется около 1,0 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и дотации учреждениям отдыха, туризма, санаторного лечения. Кроме того, на эти же цели выделяются значительные суммы из общественных фондов предприятии и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существуют льготные транспортные тарифы. Туристские организаций освобождены от налогов. Социальная структура туристского потока: рабочие промышленных предприятий и служащие -- 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция -- 28% , студенты и школьники -- 18%, рабочие совхозов, колхозники -- 9%, пенсионеры -- 4%, прочие -- 8%. Кроме туристов, обслуженных различными туристскими организациями, около 75--80 млн. чел. (1974, оценка) участвовало в самодеятельных путешествиях, походах и др.

По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире.

Фотографии маршрутов в Крыму и на Кавказе 1981 - 1989 годы 

Использование фотографий на других сайтах и в печатных изданиях запрещено 

Основные районы массового туризма: крупнейшие культурные и промышленные центры -- Москва, Ленинград, Киев, Минск и др.; на юге -- побережье Чёрного и Азовского, частично Каспийского морей; на юго-западе и западе: Молдавия, Закарпатье, южные районы Украины, прибалтийские республики, западные районы Белоруссии. С 60-х гг. начал формироваться т. н. центральный туристский район, включающий Новгород, Ростов, Владимир, Суздаль, Углич, Ярославль и другие древнерусские города. В 70-х гг. сложился уникальный маршрут по древнейшим городам Центральной России, т. н. Золотое кольцо (Москва -- Владимир -- Иваново -- Плёс -- Кострома -- Ярославль -- Переславль-Залесский -- Москва). Увеличиваются туристские потоки на С. и В. страны -- в Карелию, на Кольский полуостров, Урал, Сибирь, Байкал, в столицы республик Средней Азии. Особое место занимают путешествия по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, по местам, связанным с именем В. И. Ленина. Все плановые всесоюзные и местные туристские маршруты содержат насыщенную программу экскурсий (автобусных, пешеходных и др.), построенных с учётом сезонных особенностей.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

С конца 50 -- начала 60-х гг. вследствие развития мирового туристского движения и значительно возросшего интереса к Советской стране резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», ставшего одной из крупнейших туристских фирм мира, создано Бюро международного молодёжного туризма "Спутник" (крупнейшая в мире молодёжная туристская организация, 1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 образовано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР (с 1969 Главное управление по иностранному туризму -- ГУИТ при Совете Министров СССР). «Интурист» предлагает свои услуги в более чем 100 городах страны, "Спутник" имеет 19 крупных молодёжных лагерей. В 1975 СССР посетили 3,7 млн. иностранных граждан (в 1956 -- около 0,5 млн. чел.), около 2,5 млн. советских граждан выезжали за рубеж (в 1956 -- около 0,5 млн. чел.). 

 Фотографии из архива Бахчисарайской турбазы Привал, 22, 26, 183 маршруты. 70 - 80 годы 

 
Научные исследования в области туризма ведут: институт географии АН СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ, научно-исследовательская лаборатория по иностранному туризму (все в Москве) и другие организации.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Молодежный туризм в СССР
Рассматривая историю развития молодежного туризма, прежде всего, следует дать определение данному виду туризма.

Молодежный туризма - это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях.

Рассмотрим этапы развития молодежного туризма в СССР.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок». Карпова Г.А., Быков А.Т. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. - М.: НОТА-МК, 1999. - 488 с.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской. Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»: "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена. Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что возможно». Соколова М.В. История туризма. - М.: Прогресс, 2002. - 369 с.

В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов, писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного значения». Смирнов В.И. География туризма в СССР. - М.: «Знание», 1975. - 364 с.

Фотографии маршрутов в Крыму 1979 - 1984 годы


Использование фотографий на других сайтах и в печатных изданиях запрещено 

В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников. 

В послевоенные и начале 50-х годов молодежный туризм стал массовым.

В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием. Карпова Г.А., Быков А.Т. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. - М.: НОТА-МК, 1999. - 488 с.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и комсомольцев. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР».

Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.

Для более активного участия туристско-экскурсионных организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" Президиум Центрального совета по туризму и экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям: шире вовлекать трудящуюся и учащуюся молодежь в походы, путешествия и экскурсии по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением объектов Всесоюзной туристской экспедиции "Моя Родина - СССР", обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста; более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки "Турист СССР" и Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР"; с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции; включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции; шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции "Моя Родина - СССР" со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений. О туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" (Постановление с изменениями)

С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море  

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, «Турист» в Пскове, «Велинград» в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха. Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 364 с.

Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма.

В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные.

Знаменитая "Тридцатка" 1986 годКрым 1984 годКрым 1987 год
Крым 1983 годКрым 1984 годКрым 1982 год
Крым 1989 годКрым 1989 годПсебай 1987 год

Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек. Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма «Спутник». Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 364 с.

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

С 1990-года период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции 

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возможностей влияния на массы.

Развитие туризма в СССР
В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый (1917 - 1936 гг.) - характеризуется созданием социально экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсионного дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме обще-познавательной и образовательной также и идеологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный институт. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы командиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одессу, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный пробег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Житомир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туризма армейским командованием в деле воспитания и развития таких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимовыручка.

В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море  

Второй этап развития туризма (1936 - 1969гг) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1939г. была создана добровольная альпинистская организация военно-спортивной направленности. Из членов этой организации в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране.

«Советским туристом» было разработано около 30 маршрутов, которые охватывали фактически всю территорию Советского Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учитывая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответственно и подавляющее большинство туров было такой же продолжительности.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим в основном общеобразовательный и краеведческий характер.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы.

В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг.

В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство -- на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн. военнослужащих и членов их семей. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, однако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны маршруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона. Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров.

В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста1.

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревнования на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. - Всеармейские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия.

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристической краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина - СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская, правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали ос-новные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские круизы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» устраивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море  

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев авиационным и железнодорожным

1 [Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

«Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В 1960-е гг. туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13000 маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных. В целях обеспечения разработки и выпуска различных видов рекламы, организации в прессе, по радио, телевидению и в кино пропаганды и рекламы мероприятий, проводимых туристско-экскурсионными организациями, решено было создать рекламно-информационное бюро «Турист». Оно было открыто в 1971 г. и действовало на хозрасчетных условиях.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области; и Северо-западный, включавший Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Одно только Московское бюро экскурсий в 1960-е гг. реализовало 4 млн. туристских путевок. Туристскими «мекками» в этот период становятся маршруты: «По пушкинским местам», «По древнерусским городам и Ленинграду» и др. Хотя количество маршрутов в Центральном и Северо-западном регионах было меньше, чем, скажем, в Закавказье или Крыму, но в них прини-мало участие гораздо большее количество туристов из-за развито-сти инфраструктуры. Кроме того, здесь были сосредоточены крупные туристские комплексы, которые были в состоянии обслужить большое количество путешественников. Многие маршруты по Центральному и Северо-западному регионам носили общесоюзный характер, что также влияло на массовость, хотя это не значит, что здесь не существовало местных маршрутов.

Более половины всех плановых всесоюзных маршрутов было проложено в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Этот регион лидировал по «концентрации» кемпингов, туристских баз и гостиниц, которых здесь было более 50 % от их общего количества по стране1.

К маршрутам с активными способами передвижения относились 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (лодочные, байдарочные и на надувных плотах), пешеходные. Турист, принявший участие в одном из них, имел право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршрутов, причисленные к первой категории сложности, среди которых можно назвать такие, как «По горному Крыму»,

«По Днестровскому каньону на плотах», «По Телецкому озеру и алтайской Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] тайге» и др. - могли принести туристу присвоение третьего разряда по туризму, правда, если у него уже имелось «звание» «Турист СССР». Туризм в 1960-е гг. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых университетах даже были организованы Клубы туристов.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

В 1970 - 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру - наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес - около 5 % от общего объема транспортных путешествий, - тем не менее, в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов1

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились в основном на ночное время. В 1986 г. туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва - Архангельск - Соловки - Архангельск - Москва и десятки других.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море  

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходного дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн. человек1.

В 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъемлемой частью. Но, в силу того, что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опережал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Сфера туризма уже с первых лет существования обновлённой России стала одним из приоритетных объектов государственного регулирования. Это не значит, что в советский период туризму уделялось мало внимания. Туризм в СССР получал государственную поддержку. Однако, в силу политических особенностей туризм не рассматривался как экономически значимая отрасль и приоритеты государственной поддержки были отданы идеологическим аспектам (пропаганда идей коммунизма) в сфере международного туризма и социальным аспектам (оздоровление как часть образа жизни советского человека) в области внутреннего туризма. Туризм во времена СССР носил ведомственный характер. Ещё в 1936 году ЦИК Союза ССР руководство массовым туризмом и экскурсиями получил ВЦСПС. Туризм не был включён в систему государственного планирования, отсутствовало определённое туристическое законодательство. Преобладал массовый внутренний туризм, в значительной степени с дотациями от профсоюзов и фондов социального страхования, что играло важную роль в оздоровлении и культурном развитии населения, но не способствовало формированию качественной туристской инфраструктуры международного уровня.

В этот же исторический отрезок времени (период с 60-х по 90-е года ХХ века) нынешние страны-лидеры мирового туризма пошли по сути создания специальной отрасли туризма, ориентированной на экспорт высококачественного, конкурентоспособного туристского продукта. Развитие индустрии туризма в зарубежных странах происходило при всесторонней поддержке государственных властей путём создания специальной системы законодательных актов, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, последовательного развития инфраструктуры. Наиболее эффективными методами явилось среднесрочное планирование развития сферы туризма, успешно применённое в ряде зарубежных стран в сочетании с формированием особых экономических зон туристско-рекреационной направленности с всемерной государственной поддержкой и льготным налогообложением для резидентов в целях стимулирования ускоренного развития и формирования курортов. В 60-е года плану развития туризма с чётким определением стратегических целей и приоритетов в Испании и Турции обязательно сопровождалось качественным научным обеспечением.

Всё это привело к тому, что в конце 80-х годов туризм в ряде стран превратился в высококонкурентоспособную отрасль экономики с развитой структурой и сопутствующей инфраструктурой. По сей день регулирование туристской деятельности является важной частью государственной политики и предметом пристального внимания парламентов и правительств. Попытки применить аналогичные инструменты планирования туристской сферы в Советском Союзе были предприняты по решению партийно-правительственных органов лишь в середине 80-х годов, однако единственный плановый документ - Перспективная схема развития туризма в СССР на период 1986-2005 - носила ведомственный характер, не имела чётких приоритетов и в силу изменения политической ситуации не была реализована. К началу 90-х годов Россия существенно отставала от многих стран по уровню и качеству туристской инфраструктуры и самого туристского продукта, т.к. признанные инструменты туристского планирования в советский период времени не нашли своего применения.

Назад в раздел

Задайте вопрос...