Развитие организации спортивного туризма востребуется ростом его популярности, необходимостью эффективного использования сети создаваемых специализированных сооружений, проведения на их базе крупнейших спортивных событий, что требует первоочередной систематизации знаний, накопленных в данной области отечественными специалистами.
Исторически трактовка спортивного туризма отечественными специалистами предполагает его рассмотрение как одного из многих видов спорта: «Спортивный туризм в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949. При присвоении спортивных разрядов и звания мастера спорта учитываются количество и сложность совершенных походов, а также опыт самостоятельного руководства ими...».
С данным определением напрямую перекликается и ряд современных определений, например, следующее: «Спортивный туризм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление кате-горированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. ... Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006-2009 гг.). ... По видам спортивный туризм различается: пешеходный туризм — передвижение на маршруте производится в основном пешком; лыжный туризм — передвижение на маршруте производится в основном на лыжах; горный туризм — пешие походы в условиях высокогорья; водный туризм — сплав по рекам в зависимости от категории, реки, как правило, горные; спелеотуризм — путешествия по подземным полостям; парусный туризм — путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер; на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и авто-мотопутешествия; комбинированный туризм — путешествия, сочетающие в себе элементы различных видов туризма.».
В период своего расцвета, в конце 1980-х гг. прошлого столетия, спортивный туризм в том понимании, в каком он здесь рассматривается, представлял собой вид спортивной активности, культивировавшейся 60 общественными спортивными обществами, более чем 40 тыс. общественных комиссий, объединявшими более 700 тыс. туристов. В отдельные годы соревнования по нему и спортивные походы охватывали до 10 млн. чел., что позволяет говорить о данном виде спорта как об одном из самых массовых. В настоящее время в России спортивным туризмом на разной основе занимается около 3 млн чел. При этом он представляет собой особую культуру, объединяющую в себе коллективизм туристского сообщества, соревновательность на маршрутах, пролегающих в естественной природной среде.
Начиная с 1870-х гг., когда стали появляться первые туристские организации, спортивный туризм рассматривается как достаточно низкобюджетный, а потому доступный вид спорта, имеющий явную оздоровительную, культурную и природоохранную направленность. Причем такой спортивный туризм сознательно снижает, а фактически — не предъявляет никаких требований к туристской индустрии, номенклатуре, качеству и комфортности предоставляемых ею услуг. Данная его особенность в полной мере отвечала специфике развития советской экономики с ее акцентированностью на промышленном производстве в ущерб сфере услуг, тем более второстепенному по своей значимости и элитарному по сути обслуживанию в рамках ее деятельности организованных туристов.
Объективным ответом на новые требования, сформулированные этапом переходного периода, начавшимся в начале 90-х годов прошлого столетия, стала трансформация понимания в России сути спортивного туризма при одновременном сохранении его как самостоятельного национального вида спорта. Такого рода трансформация, в целом приближающая понимание спортивного туризма отечественными специалистами к его пониманию в международной теории и практике организации туризма, пошла по пути изменения соотношения между феноменами спорта и туризма в рамках объединяющего их понятия «спортивный туризм».
В Советском Союзе спортивный туризм был прежде всего спортом, в рамках которого стремление к соревновательности и совершенствованию удовлетворялось посредством туристического путешествия (похода). Остальные его атрибуты, такие как культура и общение, приближение к природе и прочие приветствовались, но оставались второстепенными по отношению к соревновательной составляющей. В таком своем виде он целенаправленно выполнял для государства функции воспроизводства его трудового и оборонного потенциала путем восстановления и развития общих и специфических физических и психологических, а затем — также культурных и образовательных кондиций участников соревнований, не требуя при этом существенных финансовых затрат.
В новом же его понимании роль туристического путешествия изменилась принципиальным образом. Оно превратилось из инструмента удовлетворения потребности в спорте в характеристику пространства и времени, в которых эта потребность удовлетворяется. Причем удовлетворяться она может в области самых различных видов спорта, включая индивидуальные и командные, игровые и неигровые, но не в процессе туристского путешествия как такового.
Такая смена подходов фактически означает собой смену логической формулы построения понятия «спортивный туризм». Если до начала 1990-х гг. прошлого столетия доминирующей была формула «туризм — это спорт», то в настоящее время она сменилась на формулу «спорт плюс туризм», актуальную для спортсменов в различных видах спорта, обслуживающих их «штабов», организаторов соревнований, их зрителей, а также болельщиков спортивных команд. То, что в данной формуле спорт стоит именно на первом месте, не случайно: это отражает принадлежность основной цели туристического путешествия именно к спортивной сфере.
В дополнение к описывающей спортивный туризм формуле «спорт плюс туризм» некоторые авторы доказывают обоснованность параллельного использования формулы «туризм плюс спорт». Не оспаривая права на существование данной формулы, а также ее широкой распространенности в практике организации и осуществления туристических путешествий, мы вместе с тем считаем, что именно для спортивного туризма она является не вполне применимой. Так как в ее рамках спорту отводится роль обязательного или даже необязательного инструмента достижения основной цели туристического путешествия, лежащей вне его сферы, как, например, рекреации, оздоровления, реабилитации и других. То есть речь при ее использовании идет, скорее всего, о различных видах неспортивного туризма, включающих в себя как обязательный или необязательный атрибут спортивную активность.
Спортивный туризм как массовый вид спорта требует обустройства достаточного количества спортивных туристских маршрутов, присвоения им категорий сложности, от которых зависит присвоение разрядов и званий спортсменам, проведения спортивных соревнований, а также подготовки тренерских и судейских кадров. При этом спортсмены-туристы отличаются высоким уровнем самостоятельности и способности к самоорганизации, так как именно этими качествами и определяется успешность спортсмена в данном виде спорта. Поэтому они не предъявляют организаторам соревнований и общественным объединениям, членами которых являются, практически никаких требований к организации собственного проезда к местам соревнований, проживания, питания, культурно-массового, бытового и прочего обслуживания, или же данные требования предъявляются ими на крайне невысоком уровне, который удовлетворяется путем создания минимальной, чаще всего специализированной, туристской инфраструктуры (туристские лагери, базы, приюты и пр.). Эти же спортсмены, по сути, являются и единственными зрителями тех соревнований, в которых участвуют, так как спортивный туризм является своеобразной субкультурой, объединяющей единомышленников и приверженцев данного образа жизни. Таким образом, и здесь каких-либо существенных требований к наличию и уровню развития специализированной туристской индустрии не возникает.
В рассматриваемой ситуации была и остается достаточной линейная структура организации данной разновидности спортивного туризма, которая представляет собой иерархию общественных объединений, ответственных за подготовку и аттестацию спортсменов, а также тренерских и судейских кадров, организацию и проведение спортивных соревнований, включая соблюдение при этом всех необходимых бюрократических формальностей. Данная иерархия включает в себя по состоянию на сегодняшний день Федерацию спортивного туризма России (Туристско-спортивный союз России), объединяющую на федеральном уровне нижестоящие спортивно-туристские организации. К этим нижестоящим организациям прежде всего относятся федерации спортивного туризма, действующие на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь, те организуют на «подведомственных территориях» работу туристских секций и групп, численность участников которых достаточно стабильно растет.
С другой стороны, спортсмены, занимающиеся спортивным туризмом, являются сегодня отнюдь не самой многочисленной группой в составе российских спортсменов, занимающихся массовыми видами спорта. С данной точки зрения спортивный туризм занимает лишь 9-е место в общем рейтинге популярности, где первые три места вполне предсказуемо занимают футбол, волейбол и баскетбол.
Данная деятельность обеспечивалась профессиональным организационным и технологическим участием штатных работников в области физкультуры и спорта в количестве 319,3 тыс. чел., в числе которых:
Таким образом, к 29,4 млн. спортсменов добавляются, образуя тем самым группу потенциальных спортивных туристов — участников соревнований различного уровня, около 100 тыс. специалистов в области физкультуры и спорта.
Кроме того, к данной группе, но уже в другой роли, должны быть отнесены болельщики спортивных команд. Так, например, согласно данным только одного профессионального футбольного клуба — ЦСКА (г. Москва), созданный при нем как общественная организация клуб любителей спорта (КЛС) насчитывает более 17,0 тыс. зарегистрированных (то есть наиболее активных) членов — болельщиков клуба, в том числе 2,5 тыс. иногородних жителей [3]. Какая-то их часть, а также определенное количество незарегистрированных болельщиков клуба, с различной регулярностью посещает матчи с его участием вне мест постоянного проживания, то есть является спортивными туристами.
Официальный сайт фан-клуба футбольной команды «Спартак» (г. Москва) сообщает, что за вторую половину 2012 г. выездные матчи команды посетило более 30 тыс. приехавших с ней болельщиков. В среднем каждый из таких матчей в России посещало около 2,5 тыс. приезжих болельщиков, максимальное их количество в размере 3,3 тыс. было зарегистрировано при посещении г. Самара. А на одном только зарубежном матче с ФК «Барселона» в одноименном городе на стадионе «Камп-Ноу» присутствовало около 5,0 тыс. болельщиков клуба.
В целом оценить масштабы такого сетевого по своей сути явления, как деятельность болельщиков и, в частности, их туристская активность, даже в рамках отдельно взятого популярного вида спорта (например, футбола) представляется очень сложным. Существующие оценки в данной области являются весьма приблизительными, но тем не менее позволяют предположительно квалифицировать данное явление как достаточно масштабное. В частности, согласно некоторым из них, по состоянию на 2009 г. около 13 млн. чел. в России являлись болельщиками отечественных профессиональных футбольных клубов и периодически, но с разной частотой, следили за выступлением своих команд. Около 5,0% от данного количества, или 650 тыс. чел., не ограничивались просмотром телевизионных трансляций, а посещали стадионы, в том числе с одно- или многократным выездом в другие города в течение года.
Наконец, еще одной категорией потенциальных спортивных туристов, приобретающей особое значение в свете планируемого проведения таких глобальных спортивных мероприятий, как XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 в Казани, XXII зимние Олимпийские игры 2014 и следующие за ними Параолимпийские игры в Сочи, а также XXI Чемпионат мира по футболу ПБА 2018, являются зрители спортивных соревнований. Их принципиальным отличием от болельщиков является то, что зритель посещает спортивное зрелище не из чувства привязанности и переживания за любимую команду или спортсмена, а из любви к тому или иному виду спорта, желания посетить связанный с ним спортивный праздник, увидеть зрелище, каким является соревнование.
Необходимо отметить, что до проведения соответствующей подготовительной работы и выигрыша права организации перечисленных выше глобальных спортивных событий данная деятельность уже проводилась в РФ, хоть и на более низком уровне. В результате в течение 2005-2009 гг. (за исключением 2007 г.) в стране проводилось от 3 до 7 чемпионатов мира и Европы либо этапов соответствующих кубков по различным летним и зимним видам спорта. Причем из 19 случаев проведения подобных мероприятий более чем половина (10 случаев) приходится на мероприятия в г. Москва, практически все из которых требовали использования специализированной материально-технической базы, унаследованной от Олимпиады-80.
Примечательно, что все проведенные мероприятия лишь в очень малой степени рассматривались их организаторами как коммерческие предприятия, притягивающие потоки участников и зрителей, включая иногородних и иностранных. Об этом позволяет заключить отсутствие у Минспорттуризма РФ в 100% случаев данных относительно бюджетов проведенных мероприятий, а также частое отсутствие у него информации относительно количества их участников и зрителей, формирующих доходы мероприятия.
Таким образом, современный отечественный спортивный туризм все больше превращается в многомерную деятельность, дифференцируемую по субъектам своей организации, социально-экономическим, культурным и иным характеристикам путешественников, основным целям и сопутствующим требованиям их путешествий, материальным объектам и организационным условиям, обязательным для достижения данных целей и т. д. Такого рода многомерность делает практически невозможной линейную структуру организации данной деятельности путем некоей диспетчеризации потоков путешественников, как это делается в случае туризма в качестве вида спорта.
Более обоснованной для организации спортивного туризма в современном его виде представляется ситуация, при которой формирование соответствующих потоков происходит в процессе конкурентного взаимодействия между организаторами спортивных мероприятий (тренировочных сборов, соревнований по различным видам спорта и т. д.) и совокупностями спортивных объектов и субъектов туристской индустрии, сконцентрированными в потенциально возможных местах проведения данных мероприятий. Причем предполагается, что организаторы должны конкурировать друг с другом в борьбе за лучшие в экономическом и организационном отношении места проведения спортивных мероприятий. А данные места — спортивные туристские дестинации в лице специализированных объектов и субъектов их туристской индустрии — должны конкурировать за лучшие в коммерческом отношении спортивные мероприятия. При этом коммерческий эффект проводимого мероприятия для спортивной туристской дестинации будет определяться организационными особенностями проведения соревнований и популярностью вида спорта, масштабом спортивных событий и иными параметрами, от которых в конечном счете зависит число участников соревнования и их зрителей, продолжительность их пребывания на территории, а также удельные расходы в расчете на каждого из них.
Таким образом, эволюция отечественных подходов к выделению спортивного туризма обусловливает переход от его организации по принципу управления отдельными видами спорта к принципу территориальной организации социальноэкономических систем туристской специализации. Объектом такого рода организации является спортивно-туристская дестинация — территориальный социальный и экономический комплекс, обеспечивающий производство туристского продукта, удовлетворяющего специфические потребности туристов, основная цель поездок которых лежит в спортивной сфере.