В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина "инфраструктура" (от лат. infra -- ниже, под и structura -- строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).
Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия - следует из определения, данного в Экономическом словаре: "инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей".
Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.
Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на "новое качество" экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы.
Под туристской инфраструктурой следует понимать совокупность общих условий производства туристского продукта. При раскрытии содержания понятия "общие условия производства"- мнения специалистов расходятся. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс, другие - весь технологический процесс, третьи -- технологический процесс плюс управленческие воздействия, необходимые для формирования туристского продукта. Именно последнее мнение наиболее корреспондирует сложным содержанием понятия "туристский продукт". Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций.
Боголюбов B.C. и Севастьянова С.А. пишут, что "туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает". Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
Исследования, выполненные В.С.Боголюбовым с соавторами, позволяют представить инфраструктуру туризма как сложную систему, являющуюся подсистемой более высокого уровня -- туристской дестинации. Однако данные исследования оставляют открытым вопрос состава информационной базы межрегиональных сравнений уровня развитости инфраструктуры туризма, поскольку попытка полного и корректного количественного определения групп инфраструктуры по туристским дестинациям, приводит к получению наборов различных показателей. Это объяснимо уникальностью аттракторов и дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены туристам в конкретном месте пребывания.
Дальнейший анализ литературы показал множественность толкований понятия "инфраструктура туризма", не отличающихся, однако, столь же солидным методологическим обоснованием и детальной проработкой, как приведенное выше. Так, например, Овчаров А.О. в своих трудах отмечает, что "основу туристской инфраструктуры составляют средства размещения, под которыми понимается любой объект, предоставляющий временные услуги по проживанию". Данное определение трудно признать конструктивным, поскольку оно практически ограничивает условия, необходимые для предоставления туристских услуг, наличием средств размещения.
Весьма детальное определение инфраструктуры туризма дает С.А. Попов Р.А. Данный ученый под инфраструктурой туризма предлагает понимать комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Это автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое. Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций.
Интерес представляют исследования инфраструктуры туризма, выполненные С.А.Севастьяновой, которая в своих исследованиях представляет: ее как сложную систему взаимодействующих элементов, и являющуюся подсистемой индустрии туризма. По мнению указанного автора, туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента.
Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой -- комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность, которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.
Таким образом, С.А.Севастьянова так же, как и В.С.Боголюбов, представляет туристскую инфраструктуру как сложную систему. Достоинством данного представления в контексте настоящего исследования является то, что оно создает потенциальную возможность межрегиональных сравнений, поскольку конкретно, учитывает в составе инфраструктуры отрасли, представленные в экономике всех регионов Российской Федерации и отчитывающиеся перед региональными статистическими органами. Однако требует уточнения возможность получения данных, характеризующих развитие всех отраслей, указанных в определении С.А.Севастьяновой, по набору показателей, одинаковому для субъектов Российской Федерации за ряд лет.
Следует согласиться с С.А.Севастьяновой и в оценке роли инфраструктуры туризма в социально-экономическом развитии региона. Инфраструктура туризма, являясь частью инфраструктурного комплекса региона, выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры предполагает создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Развитая инфраструктура туризма обеспечивает не только доступность туристского ресурса, а также комфортность пребывания туриста в месте посещения дестинации. Функционирование и развитие индустрии туризма и гостеприимства в свою очередь, выступают в виде существенного элемента социально-экономической системы страны, требующей крупней инвестиций и приносящей немалые доходы государству и предпринимателям.
Помимо множественности определений инфраструктуры туризма, что обусловило необходимость проведения критического анализа дефиниций, в специальной литературе отсутствует также единство определения туризма как отрасли сферы услуг. Различные авторы говорят о туризме, индустрии туризма, индустрии гостеприимства, туристской индустрии, устанавливая различные связи между данными понятиями. Для регионов страны наличие туристских ресурсов (природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил) является важной, одной из существенных составляющих индустрии туризма.
Благодаря своевременно сформированной туристской инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона, а также увеличение притока инвестиций.
Инфраструктура туризма и гостеприимства, являясь сложной системой, состоящей из множества элементов -предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности - вследствие своей сложности является объектом регионального управления. Пропорциональное развитие ее элементов возможно только при осуществлении централизованного регулирования, инструментом которого являются программ развития туризма в регионах. Следовательно, речь может идти об определении состава инфраструктуры региональной системы туризма и гостеприимства как объекта регионального управления, наблюдаемого статистическими органами.
Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования. Эффективное использование составляющих элементов инфраструктуры дает положительные темпы роста макро - и мезоэкономических показателей не только экономики страны, но и отдельных регионов.
Основным инструментом развития туризма в Российской Федерации в настоящее время являются федеральные и региональные социально-экономические программы, преимущество которых заключается в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Такие программы развития туристской отрасли не вписываются в рамки отдельных министерств, ведомств или региональных административных органов. Управление ими, координация и контроль совместной деятельности большого числа разрозненных предприятий и учреждений могут быть эффективными и рациональными только на основе системного программно-целевого принципа.
Выделение на территории Российской Федерации (РФ) зон, различающихся по уровню развития инфраструктуры туризма, требует решения методических вопросов, основным из которых является выбор базового определения инфраструктуры, использование которого позволяет получить не только качественные, но и количественные характеристики ее составляющих, сопоставимых по субъектам РФ.