В то же время в статистике Всемирной туристской организации можно увидеть и некоторый разнобой в выделяемых туристских регионах мира, например, Америка может быть рассмотрена в виде трех регионов: Северная Америка, Латинская Америка и Карибский бассейн. Нет единства и в выделении туристских регионов в Азии и Океании. Африка иногда подразделяется на Северную и остальную (к югу от Сахары).
Аналогичная ситуация характеризует и учебники по географии международного туризма. Например, в учебном пособии Е.А. Окладниковойвыделяется Средиземноморский регион, фактически подменяющий Ближний Восток; Америка подразделяется на Северную и Латинскую; Азия - на Восточную и Южную; отдельно рассмотрен Австрало-Океанийский регион.
На этом фоне достаточно продуманная система туристско-рекреационного районирования представлена Ю.Д. Дмитревским в книге "Туристские районы мира". Им предложена следующая иерархия туристских районов:
1)туристско-рекреационная зона; 2) туристский макрорайон; 3) туристский мезорайон; 4) туристский микрорайон. 5. Дания. 6. Швеция. 7. Норвегия. 8. Исландия. 9. Финляндия. 10. Британские острова. 11. Альпийский макрорайон. 12. Германия и Бенилюкс. 13. Франция. 14. Адриатический макрорайон. 15. Апеннино-Мальтийский макрорайон. 16. Пиренейский макрорайон. 17. Южное побережье Франции. 18. Греция. 19. Турция и Кипр. 20. Палестина (Израиль и палестинские территории). 21. Арабские страны Ближнего Востока. 22. 2 3. Пакистан. 24. Индостан (Индия и Бангладеш). 25. Гималайский макрорайон. 26. Цейлон (Шри-Ланка). 27.Индокитай. 28. Островной макрорайон (Индонезия и Филиппины). 29. Япония. 30. Корейский макрорайон. 31. Северо-Восточный и Восточный Китай. 32. Южный Китай. 33.Западный Китай. 34. Тибет. 35. Монголия. 36. Магриб. 37. Ливия. 38. Египет. 39.Западно-Приатлантический макрорайон. 40. Западный внутренний макрорайон. 41.Восточный макрорайон. 42. Верхне-Нильский район. 43. Островной район. 44. Южный район (Южная Африка).
45. Юго-Восточная Австралия. 46. Восточная Австралия. 47. Северная Австралия. 48. Центральная и Западная Австралия. 49. Южный район. 50. Тасмания. 53. Приозерный район. 54. Район Огайо. 55. Новая Англия. 56. Приатлантический район. 57. Аппалачи. 58. Скалистые горы. 59. Внутренние плато (Колумбия, Большой бассейн, Колорадо). 60. Западные хребты. 61. Северный район. 62. Южный район. 63. Центрально-Северный район. 64. Центрально-Южный район.
65. Флорида. 66. Побережье Мексиканского залива. 67. Южный район. 68. Центральный район. 69. Северный район. 70. Юго-Восточный район. 71. СевероЗападный район. 72. Приозерный район. 73. Приатлантический район. 74. Среднезападный район. 75. Тихоокеанский макрорайон. 76. Северный район. 77. Мексика. 78. Островной район (Вест-Индия). 79. Центральная Америка. 80. Северный макрорайон. 81. Бразилия. 82. Южный макрорайон. 83. Макрорайон Анды.
Заметим, что существующие сетки туристско-рекреационного районирования учитывают, в первую очередь, рекреационные ресурсы территорий, и только во вторую очередь - культурно-исторические достопримечательности. При этом нередко к числу важнейших туристско-рекреационных ресурсов, зачастую определяющих выбор туристом маршрута путешествия, относят уникальные природные и культурные ландшафты, памятники истории и культуры, которые обозначаются как "природное и культурное наследие" и объявляются многими странами национальным достоянием. Особую значимость имеют объекты, включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия.
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО стал составляться в 1972 г, когда была принята Конвенция об охране выдающихся культурных и природных объектов, которые являются достоянием всего человечества. Сюда входят археологические объекты, архитектурные сооружения, исторические центры городов, отдельные храмы, заповедники и национальные парки. В начале 2010 г. список объектов культурного и природного наследия включал 890 объектов, в тч. 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 148 странах мира.
Однако в распределении объектов Всемирного культурного и природного наследия по частям света существует явная диспропорция: 44% объектов ЮНЕСКО приходится на Европу, и еще 23.5% - на Азию. Отмеченный контраст еще более заметен в распределении памятников культуры - в Евразии сконцентрировано 3/4 мирового культурного наследия (50% - в Европе и 25% - в Азии). Тем не менее, по сравнению со сложившимися к данному времени мировыми туристскими потоками (свыше половины международного туристского обмена и дохода от него приходится на Европу), распределение по странам и материкам объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО относительно более равномерное, что может уже в ближайшем будущем сказаться на увеличении веса не европейских стран в туристской отрасли мировой экономики.
Взгляд на Всемирное культурное и природное наследие в качестве одного из важнейших ресурсов развития туризма (прежде всего, культурно-познавательного) требует особого подхода к делимитации территории. Это означает, что для того, чтобы максимально учесть и правильно структурировать культурное и природное наследие территории, необходимо создать систему туристского районирования, качественно отличающегося от традиционного туристско-рекреационного районирования. Многие полезные для такого районирования идеи можно найти в географии культуры. Подход к туристскому районированию с позиции данного научного направления можно назвать гео-культурным.
В географии культуры наиболее интересная система районирования мира разработана в рамках геоисторической концепции. Как считают авторы концепции, геоисторичес-кий подход позволяет избежать крайности сложившихся в исторической науке формационного и цивилизационного подходов. При этом вся система районирования получила название "историко-культурной". Элемент "истори-ко-" означает роль районов как элементов исторического процесса, а элемент "культурное" в силу расплывчатости всеобъемлющего понятия "культура" может пониматься как сумма формационного и цивилизационного.
Геоисторические регионы образуют ключевой уровень предлагаемой таксономии районов и сетки историко-культурного районирования. Геоисторические регионы - это "действующие лица" истории, и в этом названии подчеркивается их роль осязаемых носителей синтеза географии с историей. В качестве примера можно привести названия и краткие характеристики геоисторических регионов Европы:
1)Средиземноморский юг Европы, носящий отпечаток античности;
2)Центр Европы - зона культурного антично-варварского синтеза и средневекового расцвета;
3)Протестантский Север Европы, ставший колыбелью буржуазной цивилизации;
4)Балканский полуостров, представляющий собой смешанное наследие европейского моста в Азию;
5)Восточноевропейский буферный пояс как наследие имперского соперничества на окраине Западной Европы.
Так, авторы концепции отмечают, что "античное рабовладение было только в Средиземноморье, классический феодализм - только в Средней Европе (в зоне равновесного синтеза античных и варварских элементов), а классический капитализм автохтонно развивался только в Северной (протестантской) Европе. Классический европейский феодализм мог родиться только за пределами региона античности, а капитализм - за пределами региона "чистого" феодализма".
При этом границы геоисторических регионов очень устойчивы, благодаря чему регионы уподобляются палимпсестам - "неоднократно переписываемым старым пергаментам, где тексты на страницах время от времени смываются, а поверх их проступающих следов пишутся новые, но при этом "формат" страниц и структура фолианта не меняются. При всех перипетиях нашествий, переселений, технологических и политических революций границы регионов имеют свойство вновь "проступать" наружу, перевоплощаясь во все новых ипостасях. Устойчивость границ объясняется исторически аккумулированной "массой своеобразия", своего рода наследственностью регионов, но генетически это границы физико-географические...".
Мы можем предложить свою систему туристского районирования мира, которая лишь частично опирается на геоисторическую концепцию, но в заметно большей степени учитывает культурно-историческое наследие территорий, чем традиционное туристско-рекреационное районирование.
Туристское районирование является сложной задачей. Сложность ее заключается в следующем:
-рассматривается территория всего мира, т.е. очень разные, не схожие друг с другом области;
-районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или он слабо развит, но для него есть определенные предпосылки.
К числу районообразующих факторов в туризме обычно относят:
1)особенности географического положения территории с точки зрения туризма;
2)особенности природы, комфортность климата, богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;
3)насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательности, степень их привлекательности;
4)доступность региона с точки зрения коммуникаций;
5)уровень развития туристской инфраструктуры, сервиса и экономики в целом;
6)особенности и перспективы развития туризма в данной местности.
В качестве ключевых признаков культурного районирования территорий, учитываемых при определении границ туристских регионов разных уровней, на наш взгляд, можно назвать следующие:
1)религиозная принадлежность населения в настоящем и прошлом;
2)этническая принадлежность населения, этнографические особенности, используемые языки;
3)историческое прошлое, бывшая государственная (или колониальная) принадлежность территории;
4)культурное наследие территории: насыщенность памятниками культуры и их принадлежность к определенным историко-культурным пластам;
5)физико-географические (природные) особенности территории.
Таким образом, использование гео-культурного подхода при выделении туристских регионов ставит задачу учета следующих границ: политических (государственных, административных), физико-географических, исторических (историко-географических областей), историкокультурных (гео-исторических регионов), конфессиональных (ареалов распространения мировых и национальных религий), этнических, этнографических и лингвистических. При этом наибольшее значение следует уделять конфессиональным и этническим границам, т.к. преобладающее количество объектов культурного наследия является памятниками архитектуры, специфика которых определяется религиозными и национальными традициями.
Обычно в качестве единицы туристского районирования выступает страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, если ставится задача развития международного туризма, т.е. обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет в международном туризме проводится именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме.
По нашему мнению, иерархию туристских районов лучше строить по схеме: 1) макрорегион, 2) мезорегион, 3) микрорегион, 4)макрорайон, 5) мезорайон, 6) микрорайон. Разграничение между региональным и районным уровнями можно осуществить следующим образом. Выделение туристских регионов разного масштаба (макро-, мезо- и микро-) строится по принципу объединения стран по определенному набору признаков. За нижний уровень регионов (микрорегионы) можно принять группы небольших стран или отдельные государства средних размеров (в крайнем случае - значительные части наиболее крупных стран). И лишь на следующем, еще более низком, уровне начинается собственно туристское районирование территории стран, имеющее свою собственную иерархию: макрорайоны - мезорайоны - микрорайоны.
При осуществлении туристского районирования мира воспользуемся также предложением Ю.Д. Дмитревского выделять потенциально-туристские районы, которые могут превратиться в полноценные туристские районы в случае проведения большой организационной работы и вложения достаточно крупных средств в развитие туристской инфраструктуры.
Всего, с учетом потенциальных возможностей в развитии туризма, нами выделено десять туристских макрорегионов мира.
Туристские макрорегионы мира разделены на 46 мезорегионов. При определении состава и названий туристских мезорегионов мы опирались на традиции, сложившиеся в социально-экономической, физической и исторической географии, а также в страноведении и сфере международной политики. Некоторые туристские мезорегионы (особенно европейские) благодаря развитому туристскому сервису уже сейчас могут быть разделены на микрорегионы.
1.Северная Европа (4 микрорегиона). 2. Западная Европа (5 микрорегионов). 3. Центральная и Восточная Европа (3 микрорегиона). 4. Южная Европа (4 микрорегиона). 5. Северо-Запад. 6. Центр. 7. Поволжье. 8. Юг (Северный Кавказ). 9. Урал. 10. Сибирь. 11. Дальний Восток. 12. Западная Азия (3 микрорегиона: Левант, Малая Азия и Закавказье). 13. Арабский Восток (Машрик). 14. Средний Восток. 15. Средняя Азия. 16. Южная Азия. 17. Центральная Азия. 18. Великая Китайская равнина. 19. Дальний Восток (Япония и Корея). 20. Материковый Индокитай. 21. Островной Индокитай (Ост-Индия). 22. Австралия. 23. Новая Зеландия. 24. Океания. 25. Нильский мезорегион (Египет и Судан). 26. Арабский Запад (Магриб). 27. Сахель. 28.Северо-Восточная Африка. 29. Восточная Африка. 30. Западная Африка. 31. Центральная Африка. 32. Южная Африка. 33. Юго-Восточная Африка. 34.Канада и Гренландия. 35. Аляска. 36. 40.Мексика. 41. Центральная Америка. 42.Карибская Америка (Вест-Индия). 43. Север Южной Америки. 44. Андские страны. 45. Бразилия. 46. Умеренная Южная Америка.
Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, и при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые туристско-рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями, дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.
В этой связи можно вспомнить интересную мысль, высказанную директором Российского НИИ культурного и природного наследия Ю.А. Ведениным. ".. .Туристский потенциал местности может быть измерен через многообразие и распространенность носителей, рассказывающих о красоте, историческом и литературном богатстве региона. В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Это существенным образом меняет стратегию развития туристской отрасли и значительно расширяет роль географии. Задача рекреационной географии и туристского ресурсоведе-ния заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оценить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями".