Появление стремления к перемене места является результатом того, что человечество большую часть своей истории вело кочевой или полукочевой образ жизни. Именно эти архетипы лежат в основе процесса социализации человека как путешественника и туриста.
Следует отметить, что мотивации туристов и других путешественников различаются. Среди мотивов туриста отсутствуют корыстные мотивы получения выгоды, и не просто выгоды в любом виде, а прибавленной стоимости. Спортсмен, участвующий в Олимпийских играх, не турист, а болельщик-турист. Торговец, приехавший торговать на ярмарку, не турист, а покупатель, приехавший на ярмарку купить, турист. Исходя из этого, первая ошибка, которую допускают историки туризма, - включать в число туристов первопроходцев и купцов. Их путешествия направлены на расширение среды обитания человека и улучшение качества его жизни, зачастую с риском для жизни, а удовлетворение собственного любопытства, скорее, побочный продукт таких путешествий. В то же время следует отдать должное предшественникам туризма. Их путешествия, не являясь туристскими по форме, внесли свой заметный вклад в формирование пространства туризма и введение туризма в мир человека. Турист же «производит» только новые для себя знания, эмоции, здоровье - и всё.
Туристское путешествие возможно при совпадении трех условий: свободного времени, свободных денег и мотива на основе потребностного возбуждения, стремления личности к перемене места.
В доиндустриальном обществе человечество было ориентировано на выживание в силу низкой производительности труда и поэтому туризмом, в современном понимании этого термина, могли заниматься только самые обеспеченные аристократы или глубоко верующие люди (паломники), готовые терпеть любые лишения ради достижения святых мест. Называть эти путешествия туристскими крайне проблематично по нескольким причинам. В эту эпоху жизнедеятельность подавляющего большинства людей ориентирована, в первую очередь, на удовлетворение витальных (первичных жизненных) потребностей. В силу низкой производительности труда отсутствует свободное время в месяцы, наиболее благоприятные для путешествий. Отсутствуют ресурсы, материальные и финансовые, необходимые для совершения путешествий с целью отдыха, лечения, познания.
Не сформировано в общественной культуре отношение к путешествиям. В мире человека туризму просто нет места.
Благоприятные условия для появления туризма как социокультурного феномена появляются с возникновением разделения труда и становлением индустриального производства. Этот период характеризуется ростом производительности труда, который повлек за собой постепенное сокращение рабочего дня, появление стабильных выходных и отпусков. У наиболее квалифицированных работников не весь заработок уходит на удовлетворение витальных потребностей, появляются свободные деньги. Возникает противоречие: с одной стороны, есть деньги и время, с другой -пространство жизнедеятельности не предоставляет возможности этим разумно распорядится. Так, в СССР с введением пятидневной рабочей недели резко увеличилось потребление спиртного, а количество путешествующих именно в этот временной отрезок существенно не увеличилось.
В этих условиях, созданных индустриальным производством, постепенно активизируется тяга к перемене места, формируется потребность в путешествии как обязательной составляющей образа жизни. Начав с пикников на природе, маевок, разрабатываются первые экскурсионные маршруты, в отличие от традиционного общества, не только религиозной направленности. Постепенно в туризм начинает втягиваться и детско-юношеский сегмент. Идеи использования организационных форм воспитания и обучения, присущих туризму, настолько захватили ведущих педагогов того времени, что известный российский педагог П. Каптерев в 1885 году писал: «Несомненно, придет время, когда учебные прогулки и образовательные путешествия станут необходимым и существенным элементом воспитания, так что человек, который не видел достаточно разных краев своего Отечества, не будет считаться образованным в полной мере человеком. Мы осмеливаемся высказать даже мнение, что, несомненно, придет время, когда кругосветное путешествие с учебно-воспитательной целью будет необходимым элементом серьезного общего образования. Тогда обучение сделается наглядным настолько, насколько оно может быть наглядным. Но и в настоящее время педагогу нужно серьезно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путем, иначе будет не хватать основательности и твердости в знаниях».
Туризм прочно обосновался в мире человека. Постепенно формировался групповой мотив путешествовать, который начал влиять на личностные мотивы многих людей. Во второй половине Х1Х века начинается формирование субкультур как реакция социальной среды на разрушение традиций. Туризм, пожалуй, один из первых, способствовал формированию субкультуры в виде клубов любителей путешествий, альпийских клубов, клубов туристов и т. п. Туристская субкультура предполагала наличие ритуалов, обрядности, элементов одежды, туристского сленга.
Туризм не просто органично вошел в мир человека, он стал неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Внутри пространства жизнедеятельности человека сформировался мир туризма как симбиоз особым образом очеловеченных природной и социокультурной сред. Появилось пространство туризма как совокупность социокультурных и природно-климатических ресурсов, адаптированных к потребностям путешествующих в виде туристских объектов, мест размещения и питания туристов; коммуникационных сетей, отношений всех субъектов туризма между собой, с жителями территории, по которой осуществляется путешествие, представителями органов власти, влияющих на развитие рынка туристических услуг.
Сфера туристских услуг адаптирует к себе естественные природные и социокультурные ресурсы и создает искусственные. Туризм использует как материальные, так и нематериальные ресурсы. К нематериальным ресурсам относятся: сказки, былины, описание исторических событий, которые преобразуются в процессе мифологизации с учетом возможностей восприятия и потребностей конкретного сегмента туристов.
Человеческое общество как мир культуры является своеобразным социальным механизмом, все звенья которого направлены на личность и ее развитие, ведь именно от этого зависит будущее человеческой популяции. Одним из средств формирования социальных сил личности и сферы их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой личность можно рассматривать в трех важнейших плоскостях:
- личность усваивает культуру, являясь объектом культурного процесса, принимая типичные черты, характерные для своего сообщества;
- личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, она отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает ее бытие;
- личность создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, являясь субъектом культурного творчества.
Это в полной мере относится и к туризму как составляющей культуры.
Туризм становится важной составляющей социализации личности, формируя ее знания, умения, установки, вкусы. Важным аспектом формирования личности ребенка является воспитание как институт социализации посредством включения воспитанника в деятельность туристских клубов, кружков, детских организаций и т. п.
По мере накопления собственного опыта личность начинает функционировать в пространстве туризма, потребляя и изготавливая туристские услуги. В самодеятельном туризме турист объединяет в одном лице производителя и потребителя туристской услуги.
По мере роста туристской компетенции личность может влиять на туристское разнообразие, открывая новые подвиды туризма.
Мир человека, открывшись для туризма, создал условия для развития разнообразия видов и подвидов туризма. Извечный спор о классификации туризма возник из-за непонимания сущности классификационных признаков. Оттолкнувшись от личности, как создателя и потребителя туризма, взяв в качестве классификационного признака мотив туриста, мы вводим человека в мир туризма. Предлагаемая нами классификация имеет следующий вид. Туризм разделяется на внутренний и международный, которые имеют сходную структуру.
Являясь действенным институтом социализации, туризм оказывает эффективное воздействие на формирование личности. Будущие отношения личности к одному краю и Родине, предпочтения в выборе мест для отдыха, а возможно, и к дальнейшей жизни зависят в том числе и от того, где и как путешествуют наши дети сегодня. Есть и вторая сторона социализации личности в пространстве туризма. При освоении новых туристских регионов необходимо создать наиболее благоприятные условия для туристских путешествий на эти территории детей и юношества. Фактически детско-юношеский туризм является тем индикатором, который позволяет оценить привлекательность туристских ресурсов региона и сформировать пространство туризма в самых общих чертах, определить, какие ресурсы природной и социокультурной среды являются наиболее перспективными для преобразования их в туристские ресурсы.
Алгоритм формирования пространства туризма на конкретной территории выглядит примерно таким образом:
- проникновение на территорию групп самодеятельного туризма или туристов-«дикарей»;
- туристское и краеведческое освоение района детско-юношескими группами;
- мифологизация природной и социокультурной составляющих ресурсного потенциала района;
- формирование первичной туристской инфраструктуры;
- формирование системы информационного сопровождения рынка туристических услуг;
Под действием социальных и природных факторов, окружающих человека от рождения, архетип перемены места социализируется и превращает человека или в путешественника, или в домоседа, который «путешествует» только по телевизору или в Интернете. Это и есть два наиболее крайних проявления социализированного архетипа перемены места.
Идеальные условия для активизации поведенческих архетипов предоставляет природная среда, в которой воспроизводятся ситуации, вынуждающие к деятельности, предусмотренной архетипами. В этих условиях архетип постепенно приспосабливается, социализируется в направлении, предопределенном природной сущностью человека. В случае отсутствия длительных контактов с природной средой, социализированный архетип может приобрести любые, в некоторых случаях неприемлемые для личности, формы. Самодеятельный туризм, по сути, является «бродяжничеством» по правилам, что и превращает его в социально полезное явление. Мы допускаем, что социализированный архетип является основой для формирования мотива выбора типа путешествия и формата отдыха в будущем.
Основным ресурсом, на основе которого развивались человеческая культура и, соответственно, пространство туризма, является природа. И поэтому отношение к природе является ключом к пониманию характера туризма, приемлемого для личности на различных возрастных этапах ее развития.
Наиболее полно этот вопрос исследовал В. Ясвин, который доказал, что в возрасте 10-11 лет интенсивность отношения ребенка к природе находится на максимальном уровне, потом до 12-13 лет постепенно происходит незначительное падение, в 14-15 лет наблюдается резкое падение интенсивности отношения к природе, до 16-17 лет происходит подъем интенсивности этого отношения, которое, однако, не достигает уровня, который был в 10-13 лет.
В возрастной группе 10-11 лет наиболее выраженным является когнитивный компонент, на высоком уровне находятся поведенческий и практический, значительно менее выраженным является перцептивно-аффектный компонент. В возрасте 12-13 лет на первое место выходит поведенческий компонент, на второе - когнитивный, на третье - практический, на последнее - перцептивно-аффектный. Таким образом, происходит
своего рода кристаллизация поведенческого компонента как ведущего из группы «ведущих», что были характерными для возраста 10-11 лет. В возрасте 14-15 лет (при самом низком уровне интенсивности отношения к природе) структура этого отношения существенно меняется. Происходит резкое падение показателей и принципиальное их структурирование: ведущим становится перцептивно-эффектный компонент, вторую позицию занимает поведенческий, третью и четвертую - когнитивный и практический. Ведущий перцептивно-эффектный компонент превосходит когнитивный и практический. В этом возрасте намечается структура интенсивности, которая в целом является характерной для взрослых.
В возрастной группе 16-17 лет при общем повышении показателей перцептивно-эффектный компонент доминирует абсолютно - он превосходит все другие. На втором месте находится практический компонент, на третьем - поведенческий, на четвертом - когнитивный. Такая структура уже полностью отвечает структуре интенсивности отношения к природе у взрослых.
Зависимость характера туризма от возраста и ранга
компонентов отношения к природе
Компоненты отношения к природе
Возраст когнитивный поведенческий практический перцептивно-эффектный Характер туризма
10-11 1 2 3 4 Познавательно-деятельностный
12-13 2 1 3 4 Деятельно-познавательный
14-15 3 2 4 1 Эмоционально-деятельностный
16-17 4 3 2 1 Эмоционально-потребительский
Проанализировав изменения с возрастом в отношении человека к природе, мы сделали вывод о характере туризма, оптимальном для разных возрастных групп. Для младшего подростка туризм имеет познавательно-деятельностный характер, и любые раздражители со стороны среды, в которую он погружен, будут вызывать оживленный интерес, реализуемый в деятельности как интеллектуального, так и предметного характера, а это служит основой для социализации «кочевого архетипа». Именно младший подростковый возраст является решающим звеном как социализации «кочевого архетипа», так и формирования установок на выбор видов туризма как средства использования свободных материальных и временных ресурсов в будущем. Структура отношения к природе юношей 16-17 лет отвечает отношению взрослых, поэтому в этом возрасте практически невозможно откорректировать погрешности социализации «кочевого архетипа» и сформировать иной характер приемлемого для личности туризма. Скорее всего, взрослые, у которых не сформированы жесткие установки на туристские путешествия, ориентируются в выборе путешествий на моду, характерную для социального слоя, к которому относит себя личность.
Давно назрела необходимость при составлении программ туристских кружков, клубов, разработке туристско-краеведческих экспедиций и при организации туристского отдыха детей учитывать характер туризма, присущего каждой возрастной группе.
Человек, становясь туристом, преобразует пространство жизнедеятельности в пространство туризма. В пространстве туризма одновременно сосуществуют туристы и местные жители. При этом для туристов эта территория является территорией для отдыха и развлечений, а для местных жителей - территорией для жизни. Это лежит в основе коренного противоречия в основе развития пространства туризма. Разрешение этого противоречия требует от местной власти, бизнеса в лице туроператоров, общественных организаций целого комплекса мер, направленных как на создание условий для комфортного пребывания туристов, так и для существенного улучшения условий жизни жителей. Следует отметить, что развитие инфраструктуры туризма автоматически улучшает инфраструктуру жизнедеятельности местного населения.
Наиболее остро противоречие между местным населением и туристами проявляется в различиях в традициях и обрядности, но в то же время самобытная культура территории является основой для формирования туристских услуг этнокультурной направленности. Это предполагает необходимость адаптации нравственных принципов поведения как к туристам, так и к местному населению.
Во многом проблемы формирования пространства туризма, создания в нем комфортных условий как для туристов, так и для местных жителей должны решаться на законодательном уровне и в процессе стратегического планирования развития районов туризма.