В современном музееведении определение виртуального музея мы находим в «Словаре актуальных музейных терминов». Согласно «Словарю», под «виртуальным музеем» понимается созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведению «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования. На бытовом уровне виртуальным музеем нередко называют сайт реально существующего музея.
Фото активные, приключенческие и оздоровительные туры
Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев.
К первой относятся сайты, отражающие в виртуальном пространстве коллекции и экспозиции реально существующих государственных, муниципальных и частных музеев. Это сайты, созданные на основе музейных коллекций, имеющие подробную информацию об экспонатах. Ко второй разновидности относятся музеи, не существующие в реальности, но смоделированные виртуально (существующие только в сети).
Современному человеку мало что известно о государственных, муниципальных или частных музеях и их жизни. Чаще всего люди не посещают музеи или делают это крайне редко из-за недостатка свободного времени.
Привычные средства массовой информации как способ популяризации, конечно, работают, но их оказывается недостаточно. Мы часто слышим по радио и ТВ о новых событиях музейной жизни, но не имеем представления о том, как это выглядит и чем знаменательно. Появляется своего рода «барьер», усложняющий диалог между музеем и его публикой. Жизнь не стоит на месте и музею пора выходить за рамки привычных витринных выставок и «мертвых» экспонатов. Необходимо идти «в ногу со временем».
Для преодоления этого барьера необходимо искать новые каналы воздействия на целевую аудиторию. Широкие возможности для этого нам предоставляет Интернет. В последнее время все больше людей постоянно работают с информацией, отраженной в виртуальном пространстве. (По данным статистики за 2011 год 45 % россиян пользуются интернетом).
Музей, как культурный феномен, открывает свои представительства во «всемирной паутине», это могут быть просто сайты, но в последнее время все чаще появляются виртуальные музеи как представительства музеев реальных. Это сайты, содержащие электронные экспонаты, базы данных, цифровые фото, аудио и видео материалы, анимацию и многое другое.
Характерными чертами виртуальных экспозиций реальных музеев являются: возможность ознакомиться с коллекцией реального музея перед посещением и решить, что именно он хотел бы посмотреть; возможность прогуляться в интернете по музею, который находится на очень большом расстоянии; возможность увидеть предметы, находящиеся в фондах, и следовательно, вообще не доступные зрителю. Известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций, а остальные ценности хранятся в фондах. Создавая электронные каталоги своих коллекций, музей делает доступными большее число своих экспонатов.
Глава информационной службы Кливлендского художественного музея Л. Штайнбах, отмечает: «картина, выставленная в Интернете, - это не просто информация; она - произведение искусства, которое становится доступно для гораздо большего числа людей, чем когда бы то ни было в истории культуры, а ее восприятие - это нечто гораздо большее по сравнению с рассматриванием обычного объекта. С одной стороны, онлайн экспозиция похожа на книгу, с другой - цифровые технологии интерактивные, они позволяют не только изменить масштаб изображения, но и совершить экскурсию, познакомиться с музейным хранителем, зайти в магазин при музее и т. п. У таких посещений нет временных ограничений, они оказываются источником индивидуального, «интимного» созерцания и размышления».
Практика показывает, что при создании виртуального музея с эффектом присутствия интерес к музею не только не уменьшается, но и активно возрастает. Это происходит, благодаря тому, что потенциальный посетитель музея зачастую не обладает информацией о имеющихся экспозициях и об устройстве самого музея. Такие знания он может легко получить на сайте музея, а еще интереснее прогуляться по виртуальным залам музея. Это обостряет желание посетить музей и увидеть все в реальности.
Директор Вологодского музея-заповедника Александр Суворов отмечает: «Сейчас посетитель, особенно молодой, имеющий образование и определенный круг интересов, прежде чем куда-то поехать, хочет узнать, что же именно он увидит - рассуждая категориями рыночными, хочет знать, какую именно услугу он покупает. И мы должны предоставить людям такую возможность, объяснить и показать, зачем человек должен прийти в музей». Это высказывание отражает последние тенденции в музейной деятельности.
Ко второй разновидности относятся музеи, не существующие в реальности, но смоделированные виртуально (существующие только в сети). Чаще всего это сайты, созданные одним человеком на основе собственных вкусов и предпочтений. Например, это собранная воедино коллекция живописи одного автора, в реальности «разбросанная» по многим музеям мира, может быть музей коммерческой организации, в экспозиции которого представлена ее продукция выпускавшаяся в разные годы, а также виртуальное собрание разнообразных предметов и т.д. все эти необычные коллекции будут являться частью экспозиции виртуального музея.
Г.П. Несговороваотмечает: «Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать - организационно). Каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для виртуального музея служит структурная организация реального (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а чтото каждый привносит свое, создавая свой виртуальный музей».
Нам показалась интересной классификация виртуальных музеев, предложенная Т. Смирновой в статье «Виртуальный музей в современном культурно-информационном простран-стве».
По доминирующему направлению деятельности автор выделяет следующие модели виртуальных музеев:
1. Образовательная (акцент на аспекте интерактивности): Музеи такой модели в основном направлены на предоставление образовательной возможности для их посетителей. Такие ресурсы чаще всего создаются для детей, однако, очень интересны и для взрослых. Они включают в себя различные программы и игры, способствующие познанию нового. Примеры: виртуальный музей «Тайны египетских мумий» (www.mcq.org/momies), виртуальный музей истории связи (www.vt.ru/18845).
2. Информационная (акцент на информационном содержании): В основе таких музеев лежит сбор и хранение информации о тех или иных предметах или явлениях. Такие музеи хранят в себе много полезной информации, которую не возможно собрать в одном месте в реальности. Примеры: виртуальный музей спичечных этикеток.
3. Маркетинговая (акцент на рекламном направлении): Это музеи, созданные коммерческими организациями с целью привлечения внимания к собственной организации, ее бренду или торговой марке. Такие музеи могут создаваться с целью привлечения внимания СМИ. А также создания электронной базы своей продукции прошлых лет, а всеобщий доступ к этой информации повышает авторитет фирмы. Также немаловажно, что называя такой сайт музеем, в сознании людей формируется представление о солидном возрасте организации, что внушает автоматически внушает доверие к этой фирме и ее продукции. Примеры: виртуальный музей авто-производителя Mazda (www.mazdausa.com), виртуальный музей компании Panasonic (www.panasonic.eu/designmuseum).
Таким образом, виртуальный музей может стать перспективным средством популяризации как для реального музея (государственного, муниципального или частного), так и для коммерческой организации.
Конечно, виртуальные музеи очень важны и эффективны как средства пиара, но появляется еще одна проблема: такие музеи сами недостаточно известны и разрекламированы. А это большая проблема для интернет-пространства, т.к. потоки информации огромны и не всегда воспринимаются.
Поэтому получается замкнутый круг: виртуальный музей может быть средством пиара, но для этого нужно сделать его достаточно популярным. Как это сделать? Есть несколько вариантов:
-Сделать открытие такого музея важным, разрекламированным событием. Иными словами устроить его презентацию, привлечь СМИ.
-Продвигать сайт средствами рекламы. При этом не обязательно использовать рекламу на телевидении или радио. Достаточно популярной будет реклама в социальных сетях.
-Выпускать буклеты, брошюры, визитки с информацией.
-Регистрировать музей на портале «Музеи России», что привлечет дополнительных посетителей.
-Покупать показы баннеров на популярных ресурсах, в частности это могут быть социальные сети. Однако, это требует значительных финансовых вложений.
-Создавать группы в социальных сетях, и приглашать туда людей массово, это даст возможность информировать значительное число потенциальных посетителей.
Возможны и другие способы.
Итак, виртуальный музей может являться средством пиара для реальных музеев, когда он отражает их коллекцию, рассказывает о их возможностях и основных элементах и таким образом, привлекает новых посетителей. Также виртуальный музей может быть полезен с точки зрения пиара и для коммерческих организаций в этом случает он, создается, как база данных для клиентов является маркетинговым средством. Однако не стоит забывать, что для того, чтобы это средство пиара активно работало, необходимо периодически привлекать внимание к такому виртуальному музею.