В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, вопрос о собственном брендбуке становится наиболее острым, поскольку его разработка -- длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование брендбука становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний и не только: при создании брендов городов также зачастую разрабатываются их брендбуки, в которых подробно описывается будующий внешний вид населенного пункта.
Кто-то разрабатывает брендбук по принципу «иметь его -- модно и современно». Кому-то он может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке брендбука возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Брендбук нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие качественного брендбука значительно повышает эффективность рекламы.
Таким образом, выбранная тема дипломной работы является актуальной. Целью работы является разработка брендбука города Балашиха. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
· проанализировать источники по теме;
· определить понятие «брендбук», его задачи, функции и основные элементы;
· изучить современные требования к логотипу и стили современных логотипов;
· определить порядок разработки и внедрения брендбука, правила составления технического задания на разработку.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Теоретические основы разработки брендбука.
Что такое брендбук, основные понятия и определения
брендбук логотип стиль бриф
Бренд (англ. brand -- марка) -- термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой. Обычно включает в себя название, логотип и другие визуальные элементы (шрифты, цветовые схемы и символы).
Для того чтобы в полной мере осознать смысл понятия «бренд», следует изучить этимологию данного слова. Его латинским прародителем является brend, означающее «клеймо». В английском языке слово brand также означает «ставить, выжигать клеймо». Данное слово также обладает скандинавскими (branna - жечь, выжигать) и шведскими (brand - огонь) корнями. С древних времен клейма (бренда) удостаивался только высококачественный товар. Товар с клеймом выделялся среди аналогичных, приобретая индивидуальность. Таким образом, можно сделать вывод, что бренд -- это комплекс уникальных качеств, отличающих товар от конкурентов.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Правовое определение бренда, принятое в большинстве стран, принадлежит American Marketing Association (Американской Ассоциации Маркетинга). Звучит оно следующим образом: бренд являет собой символ, знак, термин, дизайн или имя, предназначением которых является идентификация товара и услуг как группы продавцов, так и одного продавца, и для отличия продуктов производства от аналогов других производителей.
Существует множество других дефиниций термина «бренд»: «неуловимая сумма свойств продукта» (Д. Огилви), «совокупность вспомогательных средств товара, выделяющие его среди других товаров, удовлетворяющих аналогичную потребность» (К. Л. Келлер), «всё, что приходит в голову человеку относительно продукта» (Дэвид Д'Алессандро), «набор качеств, связанный с именем бренда и символ, который усиливает (или ослабляет) ценность продукта или услуги, предлагаемых под этим символом» (Д. Аакер)
Brandbook (брендбук) -- задокументированные правила развития и основы идентификации торговой марки. Брендбук всегда рассматривается не как отдельный документ, а как неотъемлемая составляющая пакета документов по торговой марке, куда в обязательном порядке входят 3 составляющие. Брендбук -- это долгосрочное вложение денег. Пример: для поиска бутылки одного из производителей колы, с красной этикеткой, уже давно никто не прикладывает усилий. Почему?
· уже давно одна и та же бутылка
· постоянный логотип
· постоянный цвет
Есть дополнительные преимущества постоянного стиля:
· экономия при тиражировании
· отсутствие необходимости штата высокооплачиваемых дизайнеров
· отсутствие паники при срочном размещении или перед выставкой
Составляющие брендбука
1) Brandbook (брендбук) описывает платформу торговой марки, включая миссию и философию марки, ее ценности, ключевые идентификаторы, описание сообщения, каналов и методов передачи этого сообщения. Этот блок важен специалистам в области бренд-менеджмента, маркетинга, рекламы и PR. Зачастую он представляет из себя закрытый документ, который формулирует конкретные преимущества продукта и особенности бизнес-процессов внутри компании. Этот документ является коммерческой тайной. Важным разделом брендбука является юридическая часть, регламентирующая авторские и смежные права, права на зарегистрированные торговые знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, встречающиеся в практике компании, правила использования требований к дизайну, элементов фирменного стиля корпорации или торговой марки.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
2) Logobook (он же guideline или паспорт стандартов) определяет правила визуальной идентификации торговой марки, использования элементов фирменного стиля, определяет единство восприятия основных элементов идентификации, стилистические и цветовые решения. Он включает описание констант марки -- знак, логотип, их построение, цвета, допустимые и недопустимые конвертации и использования, а также правила оформления носителей (позиций) фирменного (корпоративного) стиля --деловой документации и маркетинговых материалов , outdoor и indoor рекламы, сувенирной продукции, униформы, интерьеров и корпоративного транспорта. Существует множество возможных носителей фирменного стиля, поэтому их количество и виды при создании брендбука определяется индивидуально. Этот блок важен специалистам в области дизайна и рекламы. Визуальная идентификация марки необходима для узнавания ее на рынке, подтверждения подлинности. Паспорт стандартов гарантирует защиту от субъективности восприятия торговой марки сотрудниками агентства, ведь основные правила и характеристики уже прописаны. Также нет необходимости разъяснять политику компании для того, чтобы создать адекватную коммуникацию, отвечающую духу компании или торговой марки.
3) Отдельным блоком (часто он совмещается с паспортом стандартов) может быть оформлен кат-гайд (cut guide), описывающий сложные с точки зрения технологии процессы по созданию фирменных идентификаторов и адаптации их к носителям фирменного стиля. Этот блок важен специалистам в области дизайна и производства рекламных носителей.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Наиболее распространенным документом в РФ и за рубежом является паспорт стандартов, ошибочно называемый брендбуком. Несмотря на это, guideline на данный момент удовлетворяет большинство потребностей, связанных с регламентацией действий по развитию торговых марок, так как разработка брендбука возможна только в случае выбора компанией определенной стратегии развития (портфельной и конкурентной стратегий).
На практике структура guideline каждой компании уникальная и зависит от многих факторов (например, сфера деятельности компании, жизненный цикл, количество контрагентов и т.д.), однако существуют ключевые разделы, которые характерны для большинства существующих паспортов стандартов.