Что такое душа человека

Этим вопросом задавались многие древнегреческие философы. Самые великие уделяли этому вопросу немало времени и сил. И нам надо разобраться и понять, что такое душа, из чего состоит, и какие качества она имеет? Это необходимо для понимания развитие психологии.

Проблемы понимания заключается еще и в том, что философы очень часто трактуют душу по-разному. Обычно каждое качество души отождествляется с самой душой, и создает затруднение.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Все философы отмечали, что одушевленное отличается от неодушевленного - это движение и ощущение. Демокрит в своей теории говорит, что душа - это движение атомов, а сама душа тоже состоит из атомов, поэтому тело двигается. Они вдыхают и выдыхают эти атомы, и живы до тех пор, пока они умеют это делать. Такое же мнение было у эпикурейцев, и частично у стоиков. Те больше опирались на Гераклита, который говорил: душа - это искра Логоса, и огонь постоянно горит, питаясь разрушениями мира, он тоже постоянно в движении. У самого Пифагора и последователей имеются разные понимание души. Например: Пифагор говорит, что душа - это эфир, в котором есть частичка теплого и холодно. А пифагорейцы отмечают: душа - это то, что движет пылинками в воздухе.

Платон и Плотин утверждают: душа есть само себя движущие. Они отмечали, что душа - это активное субстанция, и двигают пассивную субстанцию, то есть материю, и они не видели другого источника движения. Душа - это божественное, идеальное, разумеется, - это идея, а все остальное лишь пародия на идею. Все остальное всего лишь бутафория, жалкая подобие. Плотин добавляет: душа может быть только творящей. С этим категорически не согласен Аристотель, который говорит, что первоисточник движение есть для души. Это есть Бог, только он мог дать движению души. У Аристотеля душа - это энтелехия. Это есть форма форм. По Аристотелю, души есть знание и созерцание.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Анаксагор говорит: душа - это то, что движет. В его понимание души - это есть ум, все живое имеет ум, значит, каждое существо имеет душу. Ум у него стоит в центре Мироздания, и тоже имеет органическую природу. Демокрит с ним соглашается, что ум и душа, одно и тоже, и никак разделять их нельзя.

Все философы разделились на две группы: 1) это философы, которые считают, что у души есть много начал (Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон, Плотин, Пифагор, стоики, эпикурейцы), 2) есть одно начало (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Сократ).

Парменид считал, что есть два начала: земля и огонь, одно холодное, другой жар, это борьба противоположностей. По Демокриту, душа - это тело, которые состоит из более маленьких атомов, чем материальное тело. И имеет три начала: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Эпикурейцы были согласны с Демокритом.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
По Эмпедоклу, есть четыре начала: огонь, вода, земля, воздух и еще две силы: ненависть и любовь. У Пифагора: началом всего единица, и душа делится на три часть: страсть, рассудок и ум. У Аристотеля три начало: растительное, животное и разумное. По Платону: вожделеющая, страстная и разумная. По теории Плотина тоже три начала: первоединый, нус, душа. Каждый стоит в строгой иерархии, сверху вниз. Со стоиками тяжелее, у них теории часто видоизменялись, и я внес все-таки в эту категорию: воздух и огонь, можно сказать и про идею, потому что они со временем, опирались на бессмертие души Платона, а это не могло происходить, если душа не признавалась идеальной. Но у стоиков душа разделяется на восемь частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть.

Теперь мы перешли к тем, кто считал началом души единственным. Фалес считал началом всего - воду. По Анаксимандру, это "алейрон", субстанция всех субстанций (огонь, вода, воздух, земля). Анаксимен, считал воздухом началом души. По Гераклиту - огонь. Сократ отмечал душу, как источник нравственности. По Анаксагору - это ум. Можно поделить этих философ на три группы качество начал:

1) телесное начало: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, эпикурейцы и стойки.
2) бестелесное начало: Пифагор, Сократ, Платон, Плотин.
3) телесное и бестелесное начало: Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Нужно отметить, почти все, кроме Демокрита, эпикурейцев и некоторых стоиков, утверждают, что душа бессмертна. Как было уже сказано выше, душа состоит из атомов, и после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. С этим соглашаются стойки и эпикурейцы. Но не все так гладко, у Аристотеля есть две души: растительная и животное, - и они смертны, третья душа: разумная - она бессмертна. Тут уже образуется противоречие, ибо, по Аристотелю, душа - это форма форм. А тело - это форма. И тело без души существовать не может. В этом может состоять главное противоречие. Хотя этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Аристотель знал, что мы все-таки отличаемся от животных, и решил это обозначить, обессмертив разумную душу. У Пифагора было тоже три души, и разумная часть, разумеется, была бессмертная, а страстная душа смертна. Анаксагор так вообще не рассматривал ничего кроме ума, и объявил его бессмертным, хотя тоже имел телесное начало. Почти каждый философ, не считая чистых материалистов, разум, рассудок, мышление всегда становились бессмертными.

Теперь можно рассмотреть идеалистов и натурфилософов. Начнем с натурфилософов, которые существовали во времена досократиков. Например: Фалес вообще отождествлял душу со всей природой, у него даже магнит имел душу. Это направление называется панпсихизмом. Тоже самое, можно сказать и про Анаксимандра, Анаксимена, Парменида, Гераклита, Эмпедокла. Например: у Эмпедокла существуют две силы: любовь и ненависть, - но они больше относятся к качествам живых, только разумное существо может испытывать эти две силы на себе. Хотя эти силы действуют на все четыре элемента. Гераклит прямо говорит, что душа - это искра Всемирного Огня, и все состоит из огня. Но если все состоит из огня, а душа - это часть огня. Значит, все имеет душу. По Анаксимандру - это "алейрон". По Анаксимену - это воздух. По Пармениду - огонь и земля, это борьба противоположностей, борьба в душе, борьба во всем мире. Значит, все одушевленно. По этим теориям натурфилософы, хотя и говорили, что душа хоть и состояла из определенных физических элементов, имеет особенное значение для мира, и наделяли ее бессмертием.

Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры 
Идеалисты появились благодаря Сократу, который направил свою философию на самого человека, как на личность, которую нельзя недооценивать. Такие общие качества, как добро и зло, это есть душа. По Сократу, душа человека - это что-то великое, вечное и идеальное, - и надо бороться за свою бессмертную душу. Платон развил теорию Сократа и придумал теорию идей. Там говорилось о душе, как о идее, прообразе всего материального. Идея, как и душа, идеальна, а идеальное все бессмертно. Плотин был абсолютно, согласен с Платоном, и у него все три начала: первоединый, нус, душа, - бессмертны и никак иначе.

В древнегреческой философии: душа трактуется неопределенно. Но можно точно сказать, что это высшая материя и отличается от своего антипода - тела.

Назад в раздел

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Легендарная Тридцатка, знаменитый 30 маршрут

Из Бахчисарая в Ялту

Такой плотности туристских объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории. Открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа радует чистыми родниками и озерами.

Поход из Бахчисарая в Ялту

Маршруты: горы - море

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных  ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

Маршруты: горы - море
Задайте вопрос...
Напишите Ваш вопрос. Наши специалисты обязательно Вам ответят!