Что же такое концепт? Согласно статье Крюковой Г.А. "Концепт. Определение объема содержания понятия", термин "концепт" не новый и относится к эпохе средневекового концептуализма, представителями которого являлись П. Абеляр, У. Окамм, Т. Гобс и другие. "Концептуализм рассматривал концепты как универсалии, которые обобщают признаки вещей и созданы разумом для его внутреннего употребления, фокусируя в себе важную и актуальную информацию.П. Абеляр считал концептом совокупность понятий, связывание высказываний в единую точку зрения на тот или другой предмет при условии определяющей силы разума". В современной лингвистике термин вновь стал актуальным, однако четкого определения не имеет. Это подтверждают работы таких авторов, как С.А. Аскольдов, А.П. Бабушкин, А.И. Бардаков, С.Г. Воркачев, В.З. Демьянков, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и других.
Концепт (лат. conceptus «понятие»). Концепт - это инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл. Продукт, демонстрирующий эту идею, называют концепт-продукт. Согласно определению С.А. Аскольдова, концепт - это "мыслительное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода".
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
С.Х. Ляпин определяет концепт как "своеобразный культурный ген, входящий в генотип культуры, самоорганизующееся интегративное функционально-системное многомерное идеализированное формообразование, опирающееся на понятийный или псевдопонятийный базис".
З.Д. Попова и И.А. Стернин считают, что это "дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету". [Крюкова] Они также выделяют несколько различных интерпретаций термина, репрезентирующего знания о мире, то есть концепта. Так, у Н.Д. Арутюновой, С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачева и др. это концепт, у В.В. Воробьева - "лингвокультурема", у М. Лехтеэнмяки и В.Н. Базылева - "мифологема", у Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова - "логоэпистема", и у них же, еще совсем новый термин - "сапиентема". Однако, "концепт"оказался наиболее жизнеспособным, став ключевым понятием когнитивной лингвистики.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
В.В. Катермина обращает внимание на то, что "концепт" в качестве синонима к "понятию" употребляют сторонники логического моделирования семантики. Иначе говоря, они трактуют концепт как "мысль, содержащую в обобщённой форм предметы и явления действительности путём фиксации их свойств и отношений! В соответствии с психологическим определением концепт не равен понятию. При этом в сознании участников общения на первое место выступают субъективно-значимые характеристики концепта, а контекст и ситуация помогают определить, какое из значений слова замещает собой концепт. Также существует культурно-лингвистическое понимание концепта. В этом случае "концепт трактуется как многомерное образование, включающее, в частности, образные, понятийно-дефиниционные и нормативно-оценочные характеристики". Таким образом, в число концептов включаются лексические смыслы, семантические образования, характеризующие носителей определённой этнокультуры и обладающие лингвокультурной спецификой и семантические образования, являющиеся ключевыми для понимания национального менталитета.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Ю.С. Степанов употребляет в своих работах такой термин, как "константа".В.А. Маслова дает такое определение константе: "константы культуры - это такие концепты, которые появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней". Это определение очень близко и понятию Степанова: "константа в культуре - это концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время. Кроме того, термину "константа" может быть придано и другое значение - "некий постоянный принцип культуры". Следовательно, константа - это такой вид концепта, в котором содержится постоянная и неизменная информация или часть информации о картине мира. Но не всякий концепт - это константа. Каждое историческое время выдвигает свои концепты и совсем немногие из них доходят до следующих веков и поколений. Так, например, такие концепты, как "перестройка" или "социализм" были живы лишь в эпоху СССР, а сейчас это уже историческое прошлое.
С.А. Аскольдов в своей работе "Концепт и слово" определяет концепт следующим образом: "Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода". Также он выделяет "функцию заместительства" как основную функцию концепта. Так, например, когда мы высказываем какое-нибудь общее суждение о растительном организме, мы имеем в конечном итоге именно их, то есть все множество растений, таким образом, заменяя конкретное растение множеством.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
Д.С. Лихачев в своей работе "Концептосфера русского языка" полемизирует с С.А. Алкольдовым. Он не отрицает заместительной функции концепта, однако пишет: "концепт существует не для самого слова, а во-первых, для каждого основного (словарного) значения слова отдельно и, во-вторых, предлагаю считать концепт своего рода "алгебраическим" выражением значения ("алгебраическим выражением" ил "алгебраическим обозначением"), которым мы оперируем в своей письменной и устной речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования, личного опыта, принадлежности к определенной сфере, профессии и т.д.". Заместительная функция, по мнению Лихачева, значительно облегчает общение: оно помогает преодолевать всегда существующие между общающимися различия в понимании слов, их толковании. "Какое из словарных значений слова замещает собой концепт, выясняется обычно из контекста, а иногда даже из общей ситуации. Концепт является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека"; "чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и "концептосфера" его словарного запаса, как активного, так и пассивного".
А.П. Бабушкин в работе "Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка" понимает концепт как структуру представления знаний. Он рассматривает концепт как "любую дискретную содержательную единицу коллективного сознания, отражающую предмет реального или идеального мира, хранимого в национальной памяти носителей языка в виде познанного субстрата. Концепт вербализуется, обозначается словом, иначе его существование невозможно".
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
З.Д. Попова и И.А. Стернин рассматривают концепт как структуру представления знаний, как "глобальную мыслительную единицу, представляющую собой квант структурированного знания". Они считают, что помимо языка, на формирование концептов в сознании человека оказывают влияние также наглядность, чувственность и предметная деятельность с предметом или явлением. Сначала это образ, способный затем превратиться из чувственного образа в мыслительный.
Обратимся к трудам зарубежных лингвистов. Термин "концепт" широко используется в когнитивной лингвистике и, собственно, к этой области и относится. Уже в начале своей книги "Когнитивная лингвистика" Вильям Крофт и Алан Круз говорят о том, что все компоненты когнитивной лингвистики (например, фрейм, схема, сценарий, общая модель, псевдотекст, когнитивная модель, эмпирический гештальт, базис) являются объектами для интерпретации. Концепт - ее базовое понятие, а потому, нуждается в особенно осторожной и глубокой интерпретации. Четкого определения концепта авторы не дают, однако, вот что пишут по этому поводу: "Концепты не блуждают в сознании беспорядочно. Прежде всего, существуют определенные отношения между словами и соответствующими им концептами". Также для изучения концептов авторы предлагают сравнительный метод и разделения концепта на семантические компоненты, то есть семы.
Фото активные, приключенческие, оздоровительные туры
В толковых словарях дефиниции "концепта" не находим. В Лингвистическом Энциклопедическом Словаре под ред. Н.В. Ярцевой её также нет, однако его значение раскрывается в категории "понятие". К одному из значений в скобках указан "концепт": "Понятие (концепт) - явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе связей; значение - в системе языка, понятие - в системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике". Таким образом, термины "концепт" и "понятия" приравниваются. Однако эти два обозначения не являются синонимами, это подтверждают многие ученые-лингвисты. Так, Ю.С. Степанов считает, что термин "понятие" употребляется в основном в логике и философии, тогда как "концепт" - это математический термин, в последнее время укрепившийся в культурологии. Еще одно объяснение даёт В.В. Колесов: "понятие - калька с латинского conseptus, поэтому в отечественной философской традиции понятие иногда именуется концептом".
Таким образом, мы видим, что большинство лингвистов говорят о концепте как о ментальной единице, выраженной вербально. Ментально-когнитивная единица шире и многозначнее по объёму содержания информации, а значит, знания не исчерпываются концептом.