В туризме дестинация это пункт назначения, точка на карте, цель поездки. Не вполне рациональная. Ведь речь не о выгоде. Влечение. 'влечет меня мистраль в дальнюю даль. Вояж вояж.' Вояж для русских аристократов, в том числе для цесаревичей, был обязательным завершением образования. Тут уже без влечений к пунктам, а некий обязательный к исполнению маршрут.
Destino это очень короткий мультфильм по графике Сальвадора Дали. Студия Уолт Дисней работала над ним 58 лет. Охота пуще неволи - влечение важнее комфорта. Мода важнее оценки туристических ресурсов. Не берусь судить о бальнеоресурсах, лечении туберкулеза и бесплодия. Просто имею ощущения смутные, что и тут мода работает.
Итак. Дестинация в туризме явление непознаваемое и не прогнозируемое. Нечто вроде гребня волны. Кто заметил, оседлал, тот и заработал. Даже и в медицинском туризме. Кластер это гроздь. Дестинация как цель приезда вовлекает в индустрию туризма и другие услуги. Даже самые примитивные первичные. Поесть, поспать, поджениться временно.
Рядом с главным титульным туристическим центром развиваются всевозможные кафе и гостиницы, дельфинарии и пингвинарии. Ресурсы и логика развития при этом значения не имеют. Не все инвестиции будут иметь успех. Туристическое потребление иррационально, неадекватно. Надо понимать, что клиенты на отдых приезжают с грузом проблем. Человек едет 'за туманом и за запахом тайги', а по приезду деньги тратит на мохито и караоке.
Итак пункт назначения. Топоним, название. 'на недельку до второго'. 2. Кластер. Гроздь сопутсвующих соседствующих радостей, удовольствий, излишеств. 3. Кластеры на некой логистической оси образуют коридор развития. Есть самый вдумчивый сегмент туристов, которые возвращаются. Им понравилось сразу. Однако они вошли во вкус, поняли, что не все поняли. И тут уже работает принцип Парето: 20% постоянных клиентов создают 80% прибыли.
Туристический коридор позволяет тиражировать однотипные бизнес-решения, и они не мешают друг другу. Например, веревочные парки, полеты на паратрайке, радиальные выезды на горном велосипеде. Клиент воспитывается, получает единый стандарт сервиса в разных точках единого культурного русла, коридора. Значит, появляется эффект движения, познания, развития, повышения самооценки.
Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг