(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Экологическая безопасность

Раскрыты сущность и содержание понятия «экологическая безопасность». Исследована и определена взаимосвязь таких явлений, как национальная, экономическая и экологическая безопасность. Изучены и исследованы основные теоретические и практические пути укрепления экологической безопасности Российской Федерации. Определены экономический и социальный механизмы укрепления экологической безопасности страны.

Экономическая и политическая стабильность страны, ее экономическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, и в первую очередь - экологической безопасности. В своей деятельности человек, как правило, не осознает, что нарушает объективные законы и закономерности протекания природных процессов, вызывает нежелательные для себя изменения и не предвидит их последствия. Но если до некоторых пор механизмы саморегуляции биосферы компенсировали воздействия человека на окружающую среду, то особенностью современного этапа развития планеты является то, что система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сопоставимых с масштабами природных явлений. Так, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками. Аварии на АЭС в Гаррисберге (США, 1979), Чернобыле (1986), в Японии (2011); утечки ядовитых веществ на химических заводах в Севезо (Италия, 1976), Бхопале (Индия, 1984), Череповце (Россия, 1987); потери при транспортировках и хранении вредных веществ и многое другое - все эти техногенные катастрофы, не говоря уже об угрозе ядерной войны, вполне сопоставимы с крупными природными катаклизмами. Как следствие подобных явлений нарастают объемы и количество непредвиденных катастроф. Так, за последние 50 лет общий ущерб только от приведенных катастроф вырос более чем в 16 раз. Для сравнения: за указанный период объем мирового валового продукта вырос только в 4,5 раза.

Фото активные туры на природе



Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов. Возможное потепление, истощение озонового слоя, кислотные дожди, «цветение» водоемов, накопление токсичных и радиоактивных отходов представляет угрозу для выживания всего живого на земле. Конечно, есть страны, для которых эти проблемы не столь остры. Но в целом все человечество озабочено состоянием окружающей среды, и поэтому эти проблемы являются глобальными.

Потребности любого общества должны удовлетворяться постоянным неистощимым природопользованием без ухудшения качества окружающей среды. В каждой стране должны быть разработаны применительно к конкретным природным и экономическим условиям критерии и индикаторы устойчивого природопользования, а также сертификаты на продукцию, отражающие ее качество и технологии получения (добывания), которые не должны наносить вред окружающей среде, возможностям восстановления ресурсов и продуктивной способности экосистем.


Проблема экологической безопасности требует исследования и раскрытия сущности и содержания самого понятия «экологическая безопасность». В настоящее время ни в экономической, ни в другой научной литературе нет четкого определения данного понятия. Без выяснения содержания понятия «экологическая безопасность» трудно говорить о механизме решения поставленной проблемы. В юридической и другой литературе представлены попытки определения данного понятия, но они носят настолько общий характер, что не представляют собой ни научного, ни практического интереса. Ещё в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» под экологической безопасностью понимается состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, то есть от совокупности факторов реально и потенциально угрожающих экологической системе страны. Вполне естественно, подобная и другие формулировки не могут быть научной основой для каких-либо практических рекомендаций. Как нам представляется, экологическая безопасность всегда выступала и выступает составной частью прежде всего экономической безопасности.

Экономическая же безопасность, на наш взгляд, существует в полной мере в той стране, где объективно складывается ряд социально-экономических и природоохранных условий: расширенное воспроизводство национальной экономики,: рациональное и эффективное использование основных факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). Объективно экономическое воспроизводство материальных благ осуществляется в рамках естественного воспроизводства природной среды. Если учесть тот факт, что естественное воспроизводство природной среды во всех её функциях -это и есть характеристика экологической безопасности, то становится очевидным, что в основе экономической безопасности лежит, прежде всего, экологическая безопасность. Чтобы понять данную зависимость, необходимо раскрыть сущность и содержание основных функций природной среды и прежде всего с позиции общественного воспроизводства, то есть с позиции воспроизводства производственных факторов или ещё более конкретно - с позиции воспроизводства экономических ресурсов, каковыми являются, в первую очередь труд, физический капитал, природные ресурсы в широком смысле слова.


Как известно, природная среда в социально-экономическом плане выполняет следующие три функции:
1) функцию вещественного фактора производства;
2) функцию общего условия производства;
3) функцию обеспечения здоровых естественных условий для жизнедеятельности человека как субъективного фактора производства.

Первые две функции составляют материально-вещественную основу экономики как таковой, а, следовательно, они лежат и в основе экономической безопасности страны. Это очевидно. Нехватка природных ресурсов в отдельных странах или дороговизна их добычи и переработки (с чем столкнулась и Россия) напрямую подрывают экономическую безопасность государства и здесь никакие рыночные отношения не помогут. Главные усилия в данном случае должны быть направлены на эффективное воспроизводство природных ресурсов и условий природной среды. В этом случае немаловажное значение имеют активная инвестиционная политика государства (чего не хватает нашей стране), а также широкое использование достижений научно-технического прогресса, - прежде всего, малоотходных, а где это возможно, и безотходных, технологий, составляющих техническую основу так называемого экологического производства.

Что же касается третьей функции природной среды, то она напрямую связана с таким явлением, как качество жизни людей, с человеком, а, следовательно, с воспроизводством человеческого капитала. На успешное воспроизводство человеческого капитала оказывают существенное влияние, не только экономические (уровень реальных доходов населения), социальные (в первую очередь степень социальной справедливости), но и экологические факторы, прежде всего качество окружающей природной среды, а более конкретно - сложившаяся в стране та или иная экологическая ситуация.


Однако современная экологическая ситуация, например, в России характеризуется наличием множества сложных и весьма острых проблем.

1) 15% территории России образуют неблагоприятные экологические зоны (Южный Урал, Кузбасс, Средняя и Нижняя Волга и др.), где проживает 25-30 млн человек. Поэтому с позиции экономического анализа дальнейшее индустриальное развитие в таких регионах без радикальных структурных изменений, направленных на природоохранные цели либо затрудне-

2) Несмотря на предпринимаемые усилия расширяется зона радиоактивного загрязнения окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС, переработка и захоронение радиоактивных отходов, контроль за состоянием полигонов подземных ядерных взрывов). Кроме того, Россия (часть ее северных регионов) находится в зоне проявления естественных источников радиации, к которым, в частности, относится радон.

3) Сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, усиление которого в настоящее время связано также с выбросами вредных веществ от автотранспорта, а численность его за последние годы удвоилась. Так, в Москве 85% общего объема атмосферного загрязнения приходится на долю автотранспорта, а в Санкт-Петербурге - 87%. Транспортные выбросы очень опасны, поскольку они непосредственно воздействуют на здоровье человека через органы дыхания.


В целом же в России в 86 городах концентрация вредных веществ в атмосфере более чем в 10 раз превышает ПДК.

4) К числу важнейших экологических проблем (особенно в крупных городах) относится большой объем сточных вод (до 1 м3 на человека в сутки) и загрязненность водоносных подземных горизонтов. Около 1/3 населения пользуются недоброкачественной питьевой водой. Основными причинами такой ситуации является недостаточная мощность и низкая эффективность работы очистных сооружений, запущенное состояние водопроводного хозяйства, а отсюда - значительные потери воды и снижение ее качества.

5) Загрязнение воды, воздуха напрямую связаны с опасным характером захламления и загрязнения земли свалками бытовых, промышленных, медицинских и других отходов (под ними занято около 250 тыс. га). В условиях отсутствия продуманного законодательства и экономических рычагов рост свалок, значительная часть которых не перерабатывается, приобретает весьма опасный и неуправляемый характер, и является по существу своеобразной миной замедленного действия, закладываемой под благополучие будущих поколений.

6) Сегодняшняя рыночная экономика не выявила действенных стимулов и в сфере ресурсосбережения. Падает плодородие почвенных ресурсов из-за недостаточного поступления питательных веществ и


удобрений в почву, а также сокращаются пахотные площади. В лесном хозяйстве установленная расчетная норма пользования (расчетная лесосека) используется на 1/3 наряду с перерубкой сверх установленной нормы в хвойных лесах. Расчетная лесосека соответствует биопродуктивности леса (возобновляемые природные ресурсы) и если данная норма не выдерживается, то экономика несет соответствующие потери, которые могут проявиться лишь в будущих поколениях Россиян.

Ниже уровня естественной продуктивности находится и добыча рыбных ресурсов, а отсюда и сокращение сегодня потребления рыбопродуктов на душу населения в 2,5 раз по сравнению с 1985 годом. В настоящее время лишь наполовину используется допустимая квота вылова рыбных ресурсов, а оставшаяся часть квот достается нашим конкурентам (Норвегии, Японии, Канаде и др.), что приводит и к снижению валютной выручки России.

Неблагоприятная экологическая обстановка, наряду с другими факторами является причиной того, что весьма большие массы населения оказываются в зонах повышенного риска, связанного с разносторонним загрязнением окружающей среды.


Механизмы действия экологически опасных факторов различны и множественны и обусловлены как интенсивностью воздействия, так и адаптационными возможностями экосистем. Именно эти обстоятельства привели к социализации и экономизации экологии, к возникновению экологии городов (урбоэкология) и других аспектов экологии человека. В этой связи правомерно сегодня говорить о процессе воспроизводства качества окружающей природной среды как специфического общественного блага, необходимого для жизнеобеспечения социума, а, следовательно, и о концепции критических нагрузок как пороговых значений, до которых должно быть сокращено загрязнение окружающей среды, с тем, чтобы ущерб от загрязнения не превышал приемлемого уровня.

Анализ экологической безопасности со стороны социального фактора предполагает, прежде всего, оценку

а) человеческого капитала, трудового и кадрового потенциала с позиции достаточности для обеспечения обороноспособности страны и способности экономики к самостоятельному развитию и функционированию в режиме расширенного воспроизводства;

б) уровня и качества жизни под углом зрения устойчивости и воспроизводства населения и восстановления демографического потенциала.

В условиях продолжающегося планетарного и региональных экономических и экологических кризисов большое значение имеет научное определение основных направлений и форм разрешения указанных кризисов. В этом смысле можно выделить следующие социально-экономические составляющие экологической безопасности любого государства:

1. Экологическая безопасность как составная часть экономической безопасности страны.
2. Место и роль социальной составляющей в системе экологической безопасности государства.
3. Продовольственная и экологическая безопасность страны.

Потребность в безопасности, прежде всего, в национальной безопасности, проявляет себя, в первую очередь, как потребность в обеспечении защиты жизненно важных интересов социума в целом и отдельных его субъектов от внутренних и внешних угроз жизнедеятельности.


Следовательно, обеспечение национальной безопасности - это деятельность субъекта (человека, коллектива, общества), направленная на прогнозирование, выявление, предупреждение и отражение опасностей, способных уничтожить его полностью или частично, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, закрыть ему путь для выживания и прогрессивного развития.

Одной из основных базисных биологических, жизненно важных потребностей индивида является продолжение рода и сохранение жизни, здоровья, что предполагает состояние защищенности субъекта от угроз физической смерти в результате неудовлетворения потребностей его в здоровой пище, воздухе, воде и т.д. Это значит, что экологические параметры окружающей среды должны соответствовать потребностям и условиям нормальной жизнедеятельности человека (рациональный фон, допустимые ПДК, шумовые и иные загрязнения). Данный уровень является базисным, поскольку он определяет возможность продолжения жизнедеятельности индивида, и как социального существа, и как биологического.

Национальная безопасность любого государства в современном мире определяется уровнем развития людских ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экологического, социальнокультурного и духовного потенциала.

В этой связи можно утверждать, что экологическая безопасность является одной из составляющих не только экономической, но и национальной безопасности, научное формирование и становление которой активно идет в последние годы во многих странах мира.

Российская Федерация является крупнейшей по территории державой, и в силу этого она играет особую роль в поддержании экологического равновесия, а, следовательно, и экологической безопасности на Земле. На ее территории по некоторым оценкам расположено 30% мировой площади так называемой дикой, нетронутой человеком природы (в абсолютном выражении - 30 млн га). Ей принадлежит второе место в мире по среднегодовому речному стоку, а в озере Байкал - крупнейшем пресноводном водоеме - сосредоточено 20% мировых запасов пресных вод. Все это говорит о том, что поддержание в России на должном уровне экологической безопасности имеет не только региональное, но и международное значение. В этом плане большое значение для любой страны имеет проблема эффективного управления сферой природопользования.


Как известно, любое социальное управление - это осознанное, целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления в обществе выступают те или иные отношения между людьми, возникающие в рамках той или иной кооперации труда. Применительно к сфере природопользования объектом управления являются те экономические отношения, которые складываются между людьми, а также между хозяйствующими субъектами в связи с присвоением ими определенных элементов природной среды, или в связи с использованием людьми природной среды как среды обитания.

В стихийной рыночной экономике управление воспроизводством природной среды может осуществлять только государство, поскольку сам по себе рынок не имеет своего экономического механизма по регулированию отношений природопользования. Подобной точки зрения придерживаются многие ученые экономисты мира. Вот как об этом пишет лауреат Нобелевской премии американский экономист Джозеф Стиглиц: «Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окру-

В условиях обострения общепланетарного экономического и экологического кризиса проблема экологической безопасности выходит на первое место, как в общемировом, так и в национальном плане. Требуется не просто реальное представление о деградации природной среды, но и выработка соответствующего экологоэкономического механизма по предотвращению подобного явления. Именно так можно обеспечить экологическую безопасность как в рамках отдельной страны, так и в рамках мирового сообщества. Примером тому служит Международная конференция в Копенгагене по проблеме борьбы с потеплением климата на планете.

Говоря о том, что в рыночной экономике основным субъектом управления воспроизводством природной среды, а, следовательно, экономической безопасностью является государство, необходимо отметить, что именно государство устанавливает необходимые нормативы и стандарты в сфере природопользования. Именно государство определяет не только экономическую, административную, но в исключительных случаях - и уголовную ответственность субъектов природопользования. В этом плане для России даже в условиях кризиса большое значение имеет дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства, включая законодательство по экологической безопасности страны. Необходимо повышать в первую очередь роль экологических стандартов и нормативов как определенной системы ограничений и требований к хозяйствующим субъектам в сфере природопользования. Даже в кризисных условиях в России более чем в ста городах резко нарушаются природоохранные нормативы, прежде всего по выбросам вредных веществ в атмосферу, а также загрязнения водных акваторий, что снижает качество природной среды как среды обитания.


Безусловно, своего дальнейшего совершенствования ждут и экономические рычаги, и инструменты управления экологической безопасностью. Имеются в виду, прежде всего, такие рычаги, как плата за загрязнение окружающей природной среды. И в том, и другом случае требуется совершенствование и налоговой системы, и рентных платежей.

В заключение необходимо подчеркнуть, что само управление экологической безопасностью в рыночной экономике напрямую связано и с разрешением как на уровне национальной экономики, так и в общепланетарном плане постоянно возникающих в той или иной форме экологических кризисов.

В.Н. Волович

ПРИОРИТЕТЫ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье исследуются подходы к правовому определению термина «приоритет» в рамках концепции экологической безопасности, а так же виды приоритетов концепции экологической безопасности. Приведенные положения дают возможность сформулировать понятие «приоритет концепции экологической безопасности» как первоочередного направления деятельности (положения) субъектов административно-правового режима экологической безопасности по обеспечению нормального функционирования экологической системы страны, т. е. всех объектов живой и неживой природы, сложившегося экологического состояния и происходящих изменений экологического состояния. Выделяются проблемы нормативно-правовой регламентации концепции экологической безопасности. Обширная изученная система политико-правовых программных актов позволяет учитывать все многообразие подходов к проблеме приоритетов российской концепции обеспечения экологической безопасности. Приведенная в статье система приоритетов концепции обеспечения экологической безопасности наиболее полно отражает первоочередные направления деятельности субъектов административно-правового режима обеспечения экологической безопасности.

В юридической науке термин «приоритет» исследуется сравнительно недавно. Одним из первых системных исследований данного явления стала коллективная работа саратовских ученых, где данному вопросу посвящен отдельный раздел, автор которого А.П. Коробова отмечает, что словосочетание «приоритет правовой политики» достаточно часто подменяется другими сходными понятиями - основные задачи, первоочередные меры (задачи), принципы политики и т. п.. И хотя автор акцентирует внимание на исследовании приоритетов правовой политики, изложенные ею положения представляют интерес и в контексте нашего исследования.

Приоритет происходит от лат. “prior” - первый, старший. В толковом словаре «приоритет» определяется как первенство по времени в открытии, изобретении чего-нибудь, вообще первенствующее положение. «Приоритетный» - самый важный, первенствующий. В теории государства и права «под приоритетом подразумеваются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо незамедлительно решить сейчас и в ближайшей перспективе». Сама А.П. Коробова определяет приоритет правовой политики как «наиболее важные общечеловеческие ценности, защищаемые правом, на которые должна быть сориентирована деятельность государства в сфере правового регулирования».

Понятие «приоритет» следует соотнести с понятиями «цель» и «функция». Приоритет - первенствующее положение чего-либо, а цель -предвосхищение желаемого результата. Приоритет предопределяется целью деятельности субъекта. Для осуществления первенствующего положения следует осуществить определенные функции (направления) и решить определенные задачи. Следовательно, логически соотношение рассматриваемых категорий следует определить следующим образом: цель - приоритеты - функции - задачи. Приведенные положения дают возможность сформулировать понятие «приоритет концепции экологической безопасности» как первоочередного направления деятельности (положения) субъектов административно-правового режима экологической безопасности по обеспечению нормального функционирования экологической системы страны, т. е. всех объектов живой и неживой природы, сложившегося экологического состояния и происходящих изменений экологического состояния.

Виды приоритетов концепции экологической безопасности мало изучены в современной отечественной юридической науке. Так, Ф.Г. Мышко выделяет прямые и косвенные приоритеты концепции экологической безопасности. К числу прямых приоритетов, по его мнению, относятся: «подготовка и принятие решений в области социальноэкономического развития осуществляется на основе полного, всестороннего и объективного учета факторов, определяющих экологическую ситуацию; выявление и изучение негативных сторон взаимоотношений природы, общества и человека и разработка на этой основе экономических, правовых, технических и иных мер превентивного характера; ориентация деятельности органов представительной и исполнительной власти на реализацию положений концепции обеспечения экологической безопасности в России на федеральном и региональном уровнях; критерием оценки эффективности общественного производства, труда, быта и отдыха граждан должно стать наличие определенной степени их экологической безопасности; разработка правовых, особенно административно-правовых, норм, действующих в сфере обеспечения экологической безопасности в России, может быть осуществлена лишь при наличии реальных возможностей практического их применения; ориентация деятельности СМИ на пропаганду соблюдения экологических правил, нормативно-технической документации, стандартов и иных требований, предъявляемых к обеспечению экологической безопасности, воспитание и обучение населения основам экологической безопасности; организация и проведение научных исследований проблем обеспечения экологической безопасности в качестве теоретико-прикладной основы разработки и практической реализации основных положений концепции обеспечения экологической безопасности в России» [6, с. 53-54]. Косвенными приоритетами он признает: «сохранение ее государственной целостности и независимости; обеспечение стабильности развития социальноэкономической сферы в направлении создания благоприятных экологических условий жизнедеятельности общества, государства и граждан; обеспечение общественной и личной безопасности граждан; недопущение перерастания межнациональных и иных социальных противоречий во внутренние вооруженные конфликты и т. д.».

Существуют и другие, менее разработанные с точки зрения правовой регламентации, подходы ученых-экологов к определению приоритетов концепции экологической безопасности.

В.Н. Бурков и А.В. Щепкин отмечают, что концепция экологической безопасности должна строиться от концепции «абсолютной» безопасности к концепции «приемлемого» риска, которая включает следующие приоритеты: снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций. Недостатками приведенного подхода является узкая интерпретация экологической безопасности, охватывающая лишь обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, что нельзя, по нашему мнению, признать достаточно обоснованным.

Украинские ученые выделяют следующие приоритеты экологической безопасности государства: гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды; сведение к минимуму вредного воздействия последствий катастрофы Чернобыльской АЭС; улучшение экологического состояния бассейна Днепра и качества питьевой воды; улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Днепровского региона; восстановление экологического состояния рек и болот Полесского региона; предотвращение загрязнения Черного и Азовского морей; экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве; формирование рациональной системы природопользования и адекватная структурная перестройка производственного потенциала экономики. Данные приоритеты носят частный характер и касаются проблем иностранного государства, отражая специфику частных проблем экологической безопасности.

В.Н. Лопатин достаточно узко отражает виды приоритетов экологической безопасности, отмечая при этом следующие их виды: обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях; экологические приоритеты вздравоохранении; предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды; контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Э.Н. Жевлаков, понимая под экологической безопасностью отсутствие опасности биологическим основам жизни и здоровья, развитию человека, предлагал рассматривать ее как составную часть общественной безопасности.

Аналогичную позицию занимают Д. А. Звягинцев [4, с. 76-86], Ю. И. Мигачев, А. П. Сафонов, А. А. Тер-Акопов [20, с. 167], А. А. Толкаченко, К. В. Харабет и ряд других ученых, которые в своих исследованиях развивают эти положения, предлагая механизмы их решения в законодательной и правоприменительной практике.

Г.В. Панкина, исследуя пути совершенствования юридического обеспечения экологической безопасности, определяет следующие приоритеты: а) систематизация законодательства в области обеспечения экологической безопасности; б) научно-методологическая разработка концепции экологической безопасности; в) оптимизация системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды; г) развитие системы экологического образования и повышения уровня экологического правосознания; д) государственная поддержка общественных экологических движений за экологическую безопасность; е) укрепление международного сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности. Данные приоритеты имеют достаточно узкий характер и отражают лишь одно из направлений по обеспечению экологической безопасности - приоритеты правового обеспечения данного вида деятельности. Хотя данные приоритеты и отражают ключевой аспект концепции экологической безопасности, выражающий первостепенные потребности правового регулирования данных общественных отношений, однако, они не отражают всех первостепенных направлений деятельности общества и государства в сфере обеспечения экологической безопасности.

В экономической науке высказывается мнение, что стратегическим приоритетом в сфере обеспечения экологической безопасности является обеспечение устойчивости механизма природопользования в связи с процессами экологизации и социализации регионального развития, которые осуществляются через направленное снижение техногенного воздействия на природную среду, повышение качества реализации экологических потребностей населения, что подразумевает активизацию работы органов государственной власти и управления, как на региональном, так и на муниципальном уровнях [8, с. 8]. Указанный стратегический приоритет носит региональный характер и не отражает в полной мере приоритеты обеспечения экологической безопасности, присущие в целом Российской Федерации.

Серьезной проблемой нормативно-правовой регламентации концепции экологической безопасности является отсутствие в ней упоминания о приоритетах. Так, Экологическая доктрина РФ выделяет стратегические цели, основные направления, приоритетные направления. Прослеживается очевидная тавтология - основные направления и приоритетные направления. Направление по своему характеру есть функция, следовательно, основная и приоритетная функции - это одно и то же (что не следует из смысла указанного правового акта). Выделенные в Экологической доктрине основные направления являются основными функциями. В свою очередь, приоритетные направления являются приоритетами обеспечения экологической безопасности.

Основы экологического развития выделяют лишь стратегическую цель, не упоминая о приоритетах вообще.

Госпрограмма «Охрана окружающей среды» включает раздел, посвященный приоритетам государственной политики в сфере охраны окружающей среды, но не содержит самого перечня данных приоритетов, однако, устанавливает, что формирование приоритетов осуществляется на основе следующих политико-правовых документов: Основы экологического развития; План действий по реализации Основ экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Климатическая доктрина Российской Федерации; Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года ; Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу; Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года; Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года; Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Обширная система политико-правовых программных актов позволяет учитывать все многообразие подходов к проблеме приоритетов российской концепции обеспечения экологической безопасности. Эти акты должны стать дополнительным политико-правовым основанием формирования системы приоритетов рассматриваемой нами концепции.

Сформулированная нами цель административно-правового режима экологической безопасности, которая одновременно является целью концепции экологической безопасности, должна лежать в основе формирования системы приоритетов данного вида политико-правовой деятельности. Так, цель концепции экологической безопасности сводится к следующим положениям: формирование эффективного государственного механизма обеспечения экологической безопасности, создание условий для экологически ориентированного роста экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, создание условий биологического разнообразия, гарантированное сохранение природных ресурсов для нынешних и будущих поколений, реализация права человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды.

Обозначенная цель позволяет выделить следующие приоритеты концепции экологической безопасности Российской Федерации:
- обеспечение возможности осуществлять права, свободы, законные интересы и обязанности человека в области благоприятного функционирования экологической системы страны;

- формирование наделенных необходимой компетенцией федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности общества и государства с обязательным определением федерального органа межотраслевого управления в сфере обеспечения экологической безопасности;

- ориентация деятельности органов представительной и исполнительной власти на реализацию положений концепции экологической безопасности на федеральном и региональном уровнях;
- обеспечение эффективного функционирования и роста экономической системы страны с учетом безопасного функционирования экологической системы и поддержания биологического разнообразия;
- рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающих их сохранение для нынешних и будущих поколений;
- обеспечение экологического правопорядка функционирования общества и государства;
- создание политико-правовой основы концепции экологической безопасности, позволяющей моделировать экологический правопорядок и систему административно-правового режима обеспечения экологической безопасности;
- формирование экологического правосознания и системы экологического воспитания россиян.

Приведенная система приоритетов концепции обеспечения экологической безопасности наиболее полно отражает первоочередные направления деятельности субъектов административно-правового режима обеспечения экологической безопасности.

Глушко Ольга Александровна

Назад в раздел

Задайте вопрос...