В древности люди не испытывали потребности держать свое тело в чистоте, правда, это отнюдь не мешало им стремиться к красоте (разумеется, в их понимании) и по мере возможности достигать ее. А с дурными запахами, неизбежно возникавшими при таком, прямо скажем, наплевательском отношении к гигиене, научились справляться, заглушая их духами и всяческими притираниями.
Историки считают, что первыми мыло изобрели шумеры. Они делали его из щелочной соли, растений, золы и животных жиров, однако использовали как угодно - в качестве лекарства, помады для волос, но только не для мытья.
Геродот рассказывает, что в V веке до н.э. скифские дамы изобрели нечто вроде мыльного скраба: они растирали в порошок древесину кипариса и кедра, добавляли воду и ладан, натирали тело полученной смесью, а потом смывали ее водой. После такой процедуры кожа становилась гладкой и чистой. Зато скифские мужчины, говорит греческий историк, вообще не мылись.
В античном мире было принято проводить много времени в термах (римских банях), которые служили своеобразным клубом - здесь встречались с нужными людьми, узнавали последние новости, заключали сделки, отдыхали и развлекались. «В здоровом теле здоровый дух», - провозгласили римляне. Приходя в баню, они отдавали себя в руки рабов. Те смазывали тела патрициев всевозможными мазями, которые потом снимали специальным скребком, вместе с мазью удаляя и грязь. Но мазь - еще не мыло.
Плиний Старший свидетельствует, что в Древнем Риме на рынках продавали привозное германское мыло трех сортов - твердое, мягкое и жидкое. Делали его из козьего и бычьего жира с примесью золы бука. Этот товар был довольно дорогим и доступным лишь аристократам. Менее зажиточная публика использовала в качестве моющих средств глину, золу, мед, мыльные травы, пемзу, бобовую муку, ячменную закваску.
Галлы, жившие на территории современной Франции, накладывали на волосы особую смесь из растительных масел и красной земляной краски. При добавлении воды эта смесь образовывала пену, после смывания которой волосы становились чистыми и пушистыми. Возможно, поэтому у галлов были такие роскошные шевелюры. Галльское средство тоже продавалось в Риме. И, возможно, однажды какой-то древнеримский щеголь или щеголиха додумался для пущего эффекта добавить к этой смеси золу морских растений или древесной уголь - наверное, так и был открыт один из способов получения мыла.
В период мрачного Средневековья людям стало не до чистоты и гигиены - тут бы просто выжить. О мыле на время забыли. Зато арабы, для которых многократные ежедневные омовения были религиозным ритуалом, о нем знали и помнили, правда, изобретать мыло им пришлось заново. В конце VIII века знаменитый арабский алхимик Габир ибн Хайен придумал, как получить твердое мыло: он смешал известь, поташ, козий жир, оливковое масло и золу морских водорослей. Но мыло не стало предметом ежедневного обихода. К примеру, в XI веке знаменитый Ибн Сина (Авиценна) рекомендовал использовать его для ухода за больными, в частности, прокаженными, а здоровым людям советовал пользоваться глиной.
От арабов о мыле узнали испанцы. В Кастилии сей продукт считался роскошью и применялся лишь в домах высокородных грандов.
В 1123 г. Венецианская республика завоевала земли на Ближнем Востоке, и в Венецию потекли восточные товары, среди которых оказалось и мыло. А после 1200 г. венецианцы и сами научились его производить - они использовали золу особых кустарников с высоким содержание соды, произраставших в Сирии. Однако в XIII веке у Венеции появился серьезный конкурент в мыловарении - французский город Марсель. Но здесь, наверное, венецианцам помог их покровитель - святой Марк. Венеция выиграла эту «мыльную войну», задавив марсельцев масштабами производства и экспорта продукции. Вскоре венецианское мыло, приобретя привычную нам форму брикета, завоевало всю Европу и стало главным товаром венецианских купцов. Только в 1511 г. Венеция вывезла на экспорт 480 центнеров мыла!
Мыловарение становится государственным делом и подпадает под контроль верховных правителей, секреты производства различных сортов мыла хранятся как коммерческая тайна. К примеру, в Англии члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать в одном доме с представителями других цехов - а вдруг тайны мыловарения узнают коварные соперники! В Германии мыловарам покровительствовал сам император Карл Великий, а во Франции во второй половине XVII века король издал указ, в соответствии с которым варить мыло разрешалось только летом и только из золы, поташа и оливкового масла.
Мыло по-прежнему было доступно лишь избранным. Так, в Англии с 1399 г. существовал орден, основанный королем Генрихом IV, члены которого получили особую привилегию - им позволялось в бане мыться с мылом. Большая честь!
Но жизнь не стояла на месте: во второй половине XV века придумали пену для бритья, после чего этот неприятный для мужчин процесс перестал быть болезненным. Для женщин в тот же период стали делать самые разнообразные сорта мыла - розовое, гвоздичное, мускусное, лавандовое и т.д. В среде аристократов постепенно рождается мода на чистоту, становится хорошим тоном мыть руки с мылом перед едой и после посещения уборной. Более того, начинают и одежду стирать с мылом. Конечно, знать этим себя не утруждает - на то есть прачки. Правда, все эти гигиенические новшества пока касаются только лица и рук - тело по-прежнему моют редко, да и белье стирают нечасто -его же никто не видит, зачем же зря переводить такой дорогой продукт, как мыло. А с дурными запахами борются с помощью духов. Ну а если на теле и в пышной одежде, не дай Бог, заводятся насекомые, это считается признаком нравственного несовершенства.
В деле распространения мыла большую роль (причем отрицательную!) сыграла медицина. Еще в начале XIX века врачи убеждали публику, что мыло раздражает кожу, мытье волос вызывает головную боль, а прием ванны - нервное расстройство.
В России мыло появилось в XV веке, правда, оно, как и в Европе, тоже долго оставалось предметом роскоши. Его дарили на дни рождения или на свадьбу. Однако русский крестьянин, в отличие от своих современников, живших в Европе, почитал чистоту и ухитрялся мыться и стирать с помощью полусырого картофеля, кусков глины и щелока (древесной золы, распаренной в печке и залитой кипятком). Промышленным способом мыло стали производить еще во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века этим достижением цивилизации пользовались только дворяне, а в деревнях крестьяне обходились по-старому, щелоком.
Главным поставщиком мыла в России считалась Шуя, недаром оно изображено даже на гербе этого города. Славились и московские фабрики - Ладыгина, Альфонса Ралле (будущая «Свобода») и Генриха Брокара. Знаменательно, что и тогда дешевые сорта назывались русскими словами, а дорогие - французскими. Среди российских мыловаров выделялся Генрих Брокар, сумевший стать настоящим мыльным королем. Поначалу на его фабрике из оборудования было лишь три котла, печь и каменная ступка, и работали там сам Брокар да двое рабочих. Огромную роль в успехе предприятия сыграло то, что Брокар первым в России начал выпускать дешевое мыло - оно называлось «Народное», стоило одну копейку за брусок и было доступно бедному люду. Этот товар пользовался огромной популярностью. Высокие доходы позволили Брокару расширить свое предприятие и перейти к производству дорогих сортов, а уж потом духов и одеколонов. Кстати, на Западе тоже выпускали мыло для разных социальных групп. Так, в Англии для рабочих делали «Ливерпульское мыло для бедных», для среднего класса «Виндзорское мыло», а королева Виктория, забывая в этом вопросе о патриотизме, умывалась импортным, французским - лавандовым или розовым.
Вскоре идеи гигиены распространились в широких слоях общества. Дамы, занимавшиеся благотворительностью, старались привить бедному люду привычку к чистоте. Одна француженка, поборница здорового образа жизни, объявила, что каждый умытый с мылом мальчик может получить от нее 5 сантимов, а девочка - 10. В результате такого неосмотрительного заявления ежедневно у дверей дома этой дамы собиралась толпа причесанных и умытых ребятишек.
Но вернемся к Брокару. Предприимчивый немец, осевший в России, он сумел придать своей продукции, кроме всего прочего, привлекательный для покупателя вид. Например, придумал делать мыло в виде огурца, которое приобретали из любопытства; для детей выпускал мыло-азбуку - с буквами. Брокаровское мыло, сравнившееся по качеству с европейским, стало таким популярным, что фирма вынуждена была ввести даже специальные наклейки на свою продукцию, поскольку появилось очень много подделок.
В 1912 г. российский ученый Г.С. Петров впервые получил моющее вещество из нефти. Для производства мыла из этого вещества не требовались жиры. Однако так называемый «контакт Петрова» не вызвал интереса у промышленников и был напрочь забыт.
А в 1930-е гг. его заново открыли американцы и запустили производство синтетических моющих средств -стиральных порошков, шампуней, мыла - всего того, что теперь облегчает нашу жизнь. Так мы потеряли приоритет в этой весьма важной области. К сожалению, в отечественной истории подобные потери - дело нередкое.
После революции в России был провозглашен культ чистоты и здоровья, а в продаже появились марки мыла с названиями, выполнявшими политическую задачу: мыльный порошок «Сберкасса», мыло «Беломорканал», «Герои Севера», «ГТО», «Привет челюскинцам», «Ударница полей», «На посту». На Западе названия были совсем другие - эротичные, сулящие победы на любовном фронте, сентиментальные, философские. Над оформлением мыла работали профессиональные художники - придумывали завлекательные формы упаковки, чтобы потребитель просто не мог пройти мимо такого товара и обязательно его приобрел. Нужно было завоевывать покупателей - мужчин и женщин, детей и старушек, и на этом пути все средства хороши! В общем, «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок!».
И сейчас производство и продажа мыла разных сортов, видов и назначения (мыло для зубов - зубная паста, мыло для волос - шампунь, гели для душа и многое другое) - одно из самых динамично развивающихся направлений в мировой экономике. Этот необыкновенно прибыльный бизнес никогда не умрет, ведь каждый человек каждый день заходит в ванную и по несколько раз моет руки с мылом, чистит зубы, принимает душ. И при этом обязательно открывает изящные баночки, бутылочки и тюбики с ароматными моющими средствами.