(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Русы, росы, россы, славяне и варяги

Правильное название Византии — Восточно-Римская империя. Только в 19 веке русские историки стали отдельно писать о Византии, поскольку основной язык в ней был греческий, а не латынь. И церковь все-таки не римско-католическая, а ортодоксальная (православная). Однако надо помнить, что в первые века Киевской Руси западно-христианская церковь была едина по всей Римской империи.

Отдельно развивались восточные церкви — армянская, несторианская и другие в Азии. Очень важно помнить, что первый период развития русов связан с арианской церковью, то есть монофизитской, фактически протестантской. Уже в первой четверти 4 века, причем до официального принятия христианства в Армении и Римской империи, в Приднепровской Готии (страна Ойум, Великий Луг), епископ Вульфила перевел на язык готов самые важные книги Святого Писания. Специально для этого он создал на основе греческого алфавита (византийского, то есть не древнегреческого, алфавита греков на рубеже старой и новой эры) «готский» алфавит. Его не следует путать с готическим шрифтом. Не следует путать язык приднепровских готов с древнегерманским. Черняховская археологическая культура это «плавильный котел» из германцев, балтов, славян, угрофинов и сармато-аланских племен. Очень вероятно, что некоторая часть готов дошла даже до Северного Кавказа. Во всяком случае, среди тейпов Чечни и Ингушетии (вайнах) есть очень высокие люди, что не характерно для Кавказа. Книги Вульфилы (Серебряный кодекс) были уничтожены как в регионе действия римско-католической, так и среди ортодоксального православия, поскольку учение Ария уже со времени принятия догмата Троицы было объявлено ересью и жестоко преследовалось.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 



Собственно готы из военной аристократии многие века не смешивались со славянами. Явно можно проследить, что каста воинов «плавилась в отдельном котле» только с морской аристократией микс-эллинов Северного Причерноморья, от которой приднепровские готы переняли морское дело и международную торговлю и аланской аристократией, от которой готы усвоили навыки кавалерии — тяжелой (рыцарство, катафрактарии), средней (сбор налогов, пограничная и таможенная служба) и легкой (уланы, райдеры по тылам, налетчики, разведка, тактика выжженной земли).
В 4-6 веках росы дромиты (бегуны, так их прозвали за быстрые налеты на византийские порты и стремительное исчезновение в дельте реки Кубань, в плавнях, где их невозможно было обнаружить) не создавали собственную государственность. Они были профессиональными охранниками городов, портов, торговых караванов на Великом шелковом пути, важнейшей кастой в первых государствах тюрков. В составе очень аморфного, однако процветающего Хазарского каганата, развивалась конфедеративная сеть Гардарика — страна городов.

Южные готы переняли религию своих матерей. Археологи находят у дружинников древней Руси молоточки Тора, как оберег. Однако нет никаких свидетельств того, что среди варягов-наемников Руси был культ Одина. Ядро приднепровских готов составило несколько сот мужчин, которые по легенде высадились на южный берег Балтийского моря во 2 веке. Их движение в страну Старый (Великий) Свитьоф продолжалось несколько поколений. Это означает, что матерями и воспитателями второго поколения готов были балтские женщины, которые привили им почитание Перкуна. Главный бог, которым клялись русы до принятия христианства был Перун, бог грозы и молнии. Следующие поколения были уже от славянских и финоугорских женщин, в культе появился бог Велес, воплощение пещерного медведя, скотий бог.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

У сарматов родство велось по женской линии, традиция амазонок, матриархат. Поэтому в родословиях и геральдике готских аристократических родов все очень запутано. Несколько веков южные потомки приднепровских готов русы (росы, россы) сохраняли готские имена. Эти имена мы видим в первых договорах Руси с Византией.

Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.

Затем появилась двойная система славянская и готская (Святослав это ХЛГ, Хольгерд, Хайльгерд, Олег — хранитель священного огня; Владимир — Германарих — владеющий миром, император). Некоторые имена просто подверглись славянизации, например ИнгВар, защитник земли, стал Игорь. Затем, с принятием христианства появилась тройная система имен просто по созвучию. Например, Ингигерда (хранительница земель) превратилась в Ирину. Искандер, Скидер (аланские имена) стал Александр. При крещении даже и сейчас у крымских татар, например, подбор имен происходит по созвучию: Делявер становится Дмитрий, Сервер — Сергей, Эльдар — Эдуард…

Далее мы приводим цитаты из учебного пособия РУДН (Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы). Мои комментарии и уточнения, а также мои «домыслы» будут выделены цветом, как я обычно делаю. 

«Из летописей и других исторических источников известно о семи походах Руси на Византию или как написано в летописях — «на греков». В 860 году первый такой поход предпринял правитель Руси Аскольд.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Князь Аскольд не был правителем Руси. Он был одним из князей в Киеве. Причем, только начальником городской стражи, то есть наемником. Старостой купеческой общины и главой киевского самоуправления был князь Дир. Имя Дир явно сарматское (северо-иранское, арийское). Аскольд явно готское. Перевести можно как «холодный как лёд), то есть прозвище типично в стиле скандинавских саг. Система двойного правления была во всей конфедерации Гардарики. Очень долго, до 1381 года такая система сохранялась в Горном Крыму: купеческий староста это хаджи-бей, или берди-бек, или дерби-берди; начальник городской стражи черкез-бей. Сложилась такая система в Малой Скифии примерно в 3 веке до новой эры, когда скифы решили перейти к оседлому образу жизни, взяли международную торговлю (а точнее контрабандные поставки зерна в Средиземное море, в обход Афинского торгового союза) в собственные руки. Самые древние изображения двух царей Малой Скифии — Скилур и Палак показывают нам людей разного возраста и разного антропологического типа. Скилур это пожилой ариец с вислыми мочками ушей, миндалевидными глазами, волнистые волосы, овальное лицо. Палак — молодой, круглое лицо, небольшие уши, нос среднеевропейского типа. 

Причем, следует особо отметить, что это была военная экспедиция, носившая карательный характер. Русь хотела отомстить грекам за убийство русских купцов в Византии. Олег не раз осаждал Царьград, его щит, по преданию, был прибит над воротами столицы, и здесь же был подписан мирный договор. Дважды ходил на Царьград князь Игорь. Князь Святослав воевал в Болгарии и против императора Византии и как его союзник. Летопись свидетельствует также, что князь Владимир Красное Солнышко перед крещением Руси по греческому обряду захватил и разграбил византийский город Херсонес. Последний поход Руси на Византию в 1043 году организовал сын Владимира Ярослав.

Примечания: Аскольд был правителем Киева уже в конце 50-х годов IX века, то есть по крайней мере за несколько лет до появления на Руси легендарного Рюрика. 18 июня 860 года Аскольд привел свое русское войско («россов», как писали византийские летописцы) к Царьграду. Из устья Днепра к Босфору приплыли около 200 судов. Князь Олег Вещий — был не только первым подлинным строителем Русской Державы. Именно во время его правления Русь обрела свое священное сокровище — славянскую письменность и русскую азбуку. Его заслуги в становлении Русской государственности неоспоримы. Хорошо об этом написал Карамзин: «Мудростью Правителя цветут государства образованные, но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной Новости. Древняя Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравнятьСя с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное».

Почему Олег — Вещий? ХЛГ — ХайльГерд это общее родовое жреческое имя для потомков священной сарматской династии. Рюрик очень непонятная фигура. О нем ничего не известно, только что некий Вадим убил его в Новгороде. В каком из? Первый новгород известен уже с 3 века до новой эры в Крыму. Это новый город (Неаполь) скифов. Причем, даже в Крыму таких неаполей, вероятно, было несколько. Столицы переносили из-за проблем с водой. Из-за нехватки. На Руси Новгороды переносили по причине речных разливов, избытка воды. Известно, что относительно недавно атаман войска Донского основал Новочеркасск именно по причине наводнений в первоначальной столице донских казаков. Но вернемся к первой киевской хунте. Вещий Олег прибыл в Киев, убил двух тамошних князей, причем подло, обманом — Дир и Аскольд поверили ему, что он прибыл с добрыми намерениями. Чтобы получить прибежище. С малолетним сыном некоего рюрика. Я пишу с маленькой буквы — рюрик, вероятно, это просто капитан корабля или начальник стражи на купеческом корабле. Где-то в некотором новгороде (думаю, что в дельте Дона или Кубани, но точно что не на северо-западе нынешней России, там до 11 века не было никаких новгородов, а потом уже сразу 4) рюрик женился на дочери купеческого старосты. Но Вадим (из местных) поднял бунт и убил его. Через некоторое время, откуда не возмись, Вещий Олег привозит подросшему Игорю княжичу невесту. Зовут ее Ольга. Известно, что она родственница Олега, то есть княжеского рода. Ольга из города Плесков. Иван Грозный, который канонизировал святую Ольгу, выдумал что она из города Псков. Потому что захватил этот город с огромной кровью. Псков был выдран из торгового союза Ганза, лишен Магдебургского права. В общем, все просходило очень некрасиво, однако полезно для развития Московского государства. Плесков, скорее всего находился на юго-востоке Русской равнины. Скорее всего дельта Кубани. Само по себе слово Плес это слово речное. Есть утверждения, что Ольга болгарыня. Похоже на правду. Скорее всего она из династии Дуло, которая происходит от Атиллы. Но по женской линии из священной сарматской династии, которая восходит еще к амазонкам. 

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Ключевский В.О. точно подметил, что походы Руси на Царьград всегда были связаны с торговыми конфликтами, приводившими к войне, а заключавшиеся после её окончания мирные договоры, были по сути «торговыми трактатами», закреплявшие её итоги. «Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с греками X веке. Из них дошли до нас два договора Олега, один Игорев и один короткий договор или только начало договора Святослава. Договоры составлялись на греческом языке и с надлежащими изменениями формы переводились на язык, понятный Руси. Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал в X веке Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией, а также порядок частных отношений русских в Константинополе к грекам; с этой стороны договоры отличаются замечательной выработкой юридических норм, особенно международного права» Ключевский В.О. Сочинения. T.l. М.: Мысль, 1987. С. 168. 36 Покровский М. Русская история с древнейших времен. T.l. М.: Мир, б. г С.109.

Примечания: М. Покровский также отмечал, что «сочетание войны, торговли и разбоя» было типичным для Руси IX — X веков. Первый поход Руси был неожиданным для Византии. Появление русского войска под Константинополем 18 июня 860 года византийский автор описывает следующим образом: «Было нашествие варваров, россов — народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный и на деле, и по имени народ, …посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их [нечестивые] алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу, убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять…»

Осада Константинополя длилась несколько дней, и 25 июня, разграбив окрестности византийской столицы и Принцевы острова в Мраморном море, россы ушли на Русь. Византийские источники и русские летописи приводят несколько разных причин снятия осады: 1) византийцы и россы заключили мир на выгодных для Руси условиях, 2] на выручку Константинополю подошли войска с императором Михаилом, 3) на море разразилась страшная буря и сильно потрепала суда россов. Версия с подписанием мирного договора выглядит довольно достоверно, так как в те времена и гораздо позднее уплата откупных и принесение даров часто гарантировало прекращение набега и окончание войны. Именно договоренность о заключении мирного договора 25 июня 860 года впервые связала великую империю Византию и доселе малоизвестное новое мощное государство Русь межгосударственным соглашением, что дало начало череде других мирных договоров уже в X — IX веках. Таким образом, Русь была вписана в систему тогдашних международных отношений. Об этом походе руссов на Константинополь было известно давно.
Примечание: Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. С. 90-91. Некоторые исследователи считают, что это описание относится к более раннему и неизвестному современным историка походу россов на Царьград.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Писали о нем (походе руссов на Константинополь), ссылаясь на данные русских летописей, дореволюционные историки В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, советские ученые М.Н. Тихомиров, Б.А.Рыбаков. В 1894 году бельгийский ученый Франц Кюмон обнаружил в Париже византийский манускрипт, который включал в себя Хронику Манасии, описывающей историю нашествия Руси на Константинополь. В Хронике четко указана дата этого нападения и осады столицы Византии — 18 июня 860 года и дата снятия осады — 25 июня, когда противники пришли к мирному соглашению. Проф. А.Н. Сахаров подчеркивает, что события 860 года буквально потрясли тогдашний мир и воображение современников. В течение нескольких десятилетий о нем сообщали византийские и европейские хронисты, о нем возвещали знаменитые проповеди константинопольского патриарха Фотия («Окружное послание» и два других сочинения), посвященные факту нападения и осады византийской столицы русскими войсками. Римский папа Николай 1 в своем письме в Константинополь возмущался тем, что Византия допустила такой беспрецедентный факт, как осаду столицы малоизвестным доселе народом. Легендарный летописец Нестор в Повести временных лет проводит мысль о том, что именно с этого события и начинается реальная, в том числе хронологическая, история Руси («… наченшю Михаилу царствовать, началася прозывати Руска земля. О семь уведахомъ. Яко при семь цари приходиша Русь на Царьгородъ… Тем же отселе почнемъ и числа положимъ…».

А.Н. Сахаров определяет заключенный между Русью и Византией в 860 году договор «мира и любви» как полномасштабное соглашение, ведущее к мирному устроению и установлению между двумя государствами равноправных политических и экономических и военно-союзных отношений. Это было дипломатическое признание Византией древнерусского государства (Русской земли). Договор прекращал состояние войны и устанавливал между государствами мирные и добрососедские отношения.

Византия уплачивала Руси дань и обязывалась впредь выплачивать определенную ежегодную сумму за соблюдение мира со стороны Руси. Русским купцам открывался доступ на греческие рынки. Этот договор во многом являлся стереотипным для того времени. В разные периоды своей истории Византия заключала подобные договоры с Арабским халифатом, Франкской империей, Хазарским каганатом, Болгарским царством и другими сопредельными государствами. Как правило, подобные договоры заключались на 30 или 50 лет и назывались «глубокими». На практике действительно следующее военное противостояние Руси и Византии произошло через 47 лет, в 907 году, когда Византия стала нарушать условия «ветхого мира» 860 года, как его называет Повесть временных лет.
Примечение: Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 12. 24

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Город Визант (Константинополь) столицу Восточно-Римской империи невозможно было оборонять. Поэтому небольшой военный шантаж всегда имел итогом «договор о вечном мире», который Византийские деловые круги стремились очень быстро нарушить с помощью других договоров о «вечном мире» с другими варварскими племенами.

И еще одно важное условие устанавливал договор 860 года. Русь согласилась принять крещение. Теперь в составе византийских христианских епархий под номером 61 появилась и русская. В совокупности с другими условиями мирного договора Русь представала в истории как признанное империей, полноправное, получившее европейскую известность государство. Это было действительное международное государственное рождение, начало международной жизни Руси, приобщение её к тогдашнему цивилизованному христианскому миру. Это действительно было достоверно засвидетельствованное источниками полнокровное начало русского государства, в котором присутствовали такие важные исторические составляющие, как, во-первых, наличие достаточно сильной и хорошо организованной государственной власти, способной провести тщательно подготовленный, масштабный по своим целям военный поход большой рати, а также вполне компетентного в части заключения стереотипного для того времени дипломатического соглашения, которое повело итог военной кампании. Во-вторых, события 860 года показали, что новое государство имеет определенную территориальную пространственность, а также хронологическую протяженность. Русь заключила с империей мирный договор, условия которого должны были действовать на годы вперед. В-третьих, налицо оказался достаточный для того времени цивилизационный уровень Руси, согласившейся, как и другие известные страны, такие как Сербия, Болгария, Алания, принять крещение по византийскому образцу с образованием самостоятельной епархии. В-четвертых, 860 год продемонстрировал наличие на Руси определенного уровня развития хозяйственно-экономических отношений, что выразилось и в способности государства экономически обеспечить грандиозный поход, и в стремлении русских вождей добиться от Византии выгодных условий в торговой сфере.
Примечание: Сахаров А.Н. Поход на Константинополь в 860 г. и «дипломатическое признание» древней Руси /7 Дипломатия древней Руси. IX — первая половина X в. М: 1980. С. 47-82.

И все эти черты жизни и деятельности молодого государства, подчеркивает А.Н. Сахаров, аккумулируются в событиях 860 года и в первую очередь в договоре, говорящем о государственном признании Византии древней Руси39. «Исходя из вышеизложенного, вторит ему СВ. Цветков, мы можем считать дату 18 июня 860 года началом Русского мира».

Договором о мире закончился и поход Олега в 907 году, когда он по легенде «прибил щит к вратам Царьграда». Договоры 911 и 944 годов также были итогом военного противостояния Руси и Византии. Эти исторические договоры дошли до наших дней. «Все три текстуально известных договора дошли до нас в древнерусской версии, отмеченной некоторыми русизмами, однако все они имеют византийские дипломатические прототипы. Сохранившиеся тексты являются переводами, сделанными с аутентичных (т.е. обладавших силой оригинала) копий актов из специальных копийных книг. Договоры с Византией следует считать древнейшими письменными источниками русской государственности».
Особенностью договоров Руси с греками было то, что заключались они от имени не только «великого князя Рускаго» (ст. 1 Договора 911 года), но и «всех светлых и великих князей», которые находились «под рукой его», то есть вассалов великого князя, правивших в различных городах и землях Руси. Что особенно интересно, в договоре 944 года (ст. 1) рядом с послами великого князя Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, от сына Святослава и «ото всего княжья», в общей сложности от 20 подручных князей (в том числе двух женщин, наряду с Ольгой указана Сфандра, жена Улеба), что говорит о немаловажной роли женщин на Руси в то время.

Сфандра, жена Улеба (есть варианты перевода что Глеб). Это очень интересно. Скорее всего речь идет о женщине из северо-кавказского сарматского рода, которая была замужем за аристократом из тюркского рода.
Целью договоров было прекращение военных действий, восстановление старого мирного договора и подтверждение и укрепление дружбы, существовавшей между греками и русскими, т. е. установление союзных отношений между Русью и Византией, «пока сияет солнце и весь мир стоит» (ст. 1 Договора 944 г.).
Примечание: Цветков СВ. Поход руссов на Константинополь в 860 году и начало Руси. СПб.: Из-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2010. С. 215.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Цветков СВ. подчеркивает, что поход руссов в 860 г. произошел за два года до пресловутого призвания варягов, с которым традиционно связывается начало русской государственности. Поэтому событие 860 г. заслуживает того, чтобы стать общенациональным праздником начала Русского мира, общим не только для народов России, но и Украины и Беларуси.
Примечание: Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 112.

После подписания мирного договора, стороны оговаривали важные моменты взаимоотношений в военной области. Так, по договору 911 года Византия получила право принимать на службу русских воинов, когда «потребуется идти на войну, а эти (русские) захотят почтить Вашего царя) (ст.10). Еще более подробно взаимные военные обязательства сторон определялись Договором 944 г. «Русский князь не имеет права воевать в тех странах (крымские владения Византии — М.Ф.), ни в каких-либо городах той земли, а та страна не будет вам подвластна; когда же попросит у нас воинов русский князь, чтобы воевать, дадим ему, сколько ему ни потребуется» (ст. 8 Договора 944 г. Подобное обязательство для великого князя русского содержала статья 2 Договора 971 г.). «Если же пожелает наше царское величество от Вас воинов для борьбы с нашими противниками, и если напишут к Вашему великому князю, то пусть пошлет к нам, сколько пожелаем; и пусть из этого узнают иные страны, какая дружба связывает греков с русскими» (ст. 15). Византия была крайне заинтересована в привлечении к себе на службу русских дружин, известных своей воинской выучкой и отвагой.

По этому поводу существует весьма серьезный источник «Записки готского топарха». Это результат судебного разбирательства в Константинополе. Суть проблемы в том, что микс-эллины (потомки древнегреческих колонистов) в Крыму пытались найти покровительство у великого князя Киевской Руси Святослава Игоревича. Однако византийский император смог обычными своими подлыми дипломатическими методами «разделяй и властвуй», натравливанием кочевников, решить эту проблему. Князь Святослав, а потом великий князь Владимир Красно Солнышко подписали договоры об отказе от Херсонеса Таврического. Правда, в том что первая победа русской дипломатии была в том, что Владимир ничего не обещал в отношении Тмутаракани — наследия Боспорского царства по обоим берегам Керченского пролива. И успешно овладел этими стратегическими землями. На несколько веков. Занятно, что управителем туда он отправил своего малолетнего сына (6 лет или около того) с одной из своих жен, чехиней. Князь Тмутаракани Мстислав получил прозвище Удалой (Храбрый). У него был в молодости поединок по борьбе с горским (адыгским) князем по имени Редедя. Мстислав поборол его. Как полагается по законам готов, Мстислав заколол его кинжалом (ножом, который у него был в сапоге). После этого все племя касогов стало служить Мстиславу. Князь Мстислав Удалой взял на себя заботу о вдове и детях Редеди. Он, как христианин не женился. Своих детей у него не было. От его приемного сына пошел род адмирала Ушакова (ушак это просто мальчик, сын на языке адыгов). Касоги, которых князь Мстислав Удалой привел с собой в Северскую землю (Чернигов, Новгород-Северский) стали ядром черкасов (городской стражи) и украинского козачества — пограничной охраны.

Летописи и другие источники свидетельствуют об участии отдельных русских дружин в военных предприятиях Византии первой половины X века. Так, в Критском походе 902 г. участвовала русская эскадра с 700 человек экипажа; в походе 936 года против лангобардов принимали участие 7 русских кораблей с 415 воинами; в походе на Крит 949 года участвовало 9 русских судов с 629 воинами. Византийские писатели знают о русских дружинах-наемниках в 902, 935, 949, 962, 963 годах. В 988 году на службе у греческого императора состояло 6 тысяч русских воинов. Поэтому в договорах Олега и Игоря упоминается о «работающих въ Грецехъ руси у христьяньского царя». Греки пытались статьей 10 Договора 911 года добиться закрепления условий беспрепятственного поступления русских воинов на византийскую военную службу.
Примечание: Памятники русского права. Выпуск первый. Под ред. Проф. СВ. Юшкова. Издво юридической литературы. М.: 1952. С. 21. 27

Част 2
Тема возникла в результате споров про корабли с алыми парусами. Как не удивительно.

«Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.»

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова).
Поход князя Олега на Царьград. Парусные ладьи поставлены на колеса. Вероятно, речь только о волоке кораблей на катках из бревен. Самая обычная практика. Однако вряд ли о ней знал Нестор Летописец, монах существо кабинетное...
Поход князя Олега на Царьград. Парусные ладьи поставлены на колеса. Вероятно, речь только о волоке кораблей на катках из бревен. Самая обычная практика. Однако вряд ли о ней знал Нестор Летописец, монах существо кабинетное…

Паволоки это самый дорогой сорт шелка, который красили в алый или багряный цвет пурпуром средиземноморского моллюска. Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э.; о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и другие. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Bolinus brandaris L., обрубленного мурекса (Hexaplex trunculus) и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший алые или багряные цвета. Даже самые богатые римляне могли себе позволить только пурпурную кайму на парадной тоге. Самый важный дворец Царьграда назывался Багряный (Пурпурный), а титул Багрянородный закреплялся за всеми детьми императоров, которые родились в этом дворце, в том числе и незаконными. Выход красящего вещества из 1 килограмма красителя-сырца после выпаривания всего 60 граммов. Именно поэтому возникла легенда об алых парусах. Возвращение с богатой добычей и славой означала для девушек невест в родных землях русских дружинников скорую богатую свадьбу. Только еще раз скажем, что в первые века развития Киевской Руси русы, варяги, хазары и славяне это разные касты. Самое высокое общественное положение было у русов.

В 944 году, осажденный войсками великого князя Киевского Игоря Цapьгpaд спасся от разгрома, предложив в качестве отступного золото, серебро и паволоки. Паволоки были одной из мер богатства, накапливались в государственной казне и храмах и были одним из лучших и почетных даров. Общее название «паволоки» объединяло парчи, фофудьи, оловиры, аксамиты и другие ткани разнообразных цветов, среди которых славились алые, пурпурные и червленые (багряные). Из этих тканей изготовляли одежду, постельное и столовое белье, в том числе и предметы религиозного культа (перед росписью икон доску вначале обклеивали на лаке лоскутом паволоки).

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Именно, о разном общественном положении русов (южных готов) и славян можно судить по упоминаниям в старых договорах Киевской Руси с Византией вполне типичных для германцев имен князей, послов и дружинников, а также обычаям клятвы на оружии. Упомянуты и особые обручи, причем историки приводят их со знаком вопроса. Это могут быть нашейные гривны, известные еще со скифских времен, или обручи налобные. Во всяком случае это некий нескандинавский, неваряжский атрибут. Еще очень важно, что во всех договорах руси с греками дружина клянется только богами Перуном и Велесом. Никогда и нигде в документах не упоминается боги викингов, скандинавов, варягов Один или Тор, хотя молоточки Тора как обереги много раз находили археологи. Это означает, что выходцы из Скандинавии были только военными наемниками. То есть норманистская теория, за которую всё ещё цепляются некоторые «патриоты» с антикиевскими настроениями, не имеет никаких артефактов. Глупо утверждать, что до Великого Новгорода (самые древние постройки там 11 века, то есть за пару сотен лет до «призвания варягов и Рюрика») центром консолидации русских земель стала Старая Ладога. Там был просто многонациональный торгово-ремесленный пограничный центр. Ну это другая история. В принципе Старая Ладога действительно находилась на пересечении двух важнейших торговых путей — из Варяг в Греки и Балто-Азовского торгового пути. Важно, что всеми превозносимые викинги варяги были в культурном отношении значительно ниже, чем южные готы и славяне. Тем более ниже, чем потомки микс-эллинов из городов Северного Причерноморья и Боспорского царства. Вероятно, основным языком грамотных людей в эпоху Великого Переселения народов, Западно-тюркского каганата, Хазарского каганата и первых веков Киевской Руси был греческий язык. В Повести временных лет (ПВЛ) монах Нестор летописец ясно указывает на то, что уличи (потомки ольвиополитов) и тиверцы (потомки тиритов, тирагетов) не имели над собой княжеской власти, уж тем более из династии Рюриковичей. Для руси эти союзные или конфедеративные народы выступали в походах на Царьград толмачами, то есть они были двуязычными, что в целом характерно для юга Русской равнины, побережья Азовского моря и Северного Кавказа.

Трехмачтовая яхта АССОЛЬ в Коктебеле проводит в теплую половину года морские прогулки к Карадагу и Судаку
Трехмачтовая яхта АССОЛЬ в Коктебеле проводит в теплую половину года морские прогулки к Карадагу и Судаку

Приложение № 1 Договоры Руси с Византией (полный текст)
Перевод на современный русский язык.

907 год
Олег же, немного отойдя от [Царь]града, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром, послав к ним в город Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И указал Олег, дать (своим) воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, и потом давать содержание прибывающим из русских городов: прежде всего из Киева, а также из Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и прочих городов, ибо по тем городам сидят подвластные Олегу князья.

Когда приходят русские, пусть взимают содержание, сколько хотят, а если придут купцы, то пусть взимают месячное в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбы и плоды. И пусть устраивают им баню, как только (они) захотят. Когда же русские отправятся к себе домой, то пусть взимают у Вашего царя на дорогу еду, якоря, снасти, паруса и что им нужно.

И обязались греки. И сказали цари и все бояре.
Если явятся русские не для торговли, то пусть не взимают месячное. Пусть (русский) князь запретит своим послам и (вообще) прибывающим сюда русским творить бесчинство в наших селах и в нашей стране. Прибывающие (сюда) русские пусть обитают вблизи (монастыря) святого Мамонта; и когда наше царское величество пришлет (к ним кого-либо), кто перепишет их имена, то тогда (только) они возьмут полагающееся им месячное — сперва (пришедшие) из Киева, затем из Чернигова и Переяславля и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского чиновника, безоружными, человек по 50, и пусть торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких торговых пошлин.

Итак, царь Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплатить дань и присягали обе стороны; сами (греки) целовали крест, а Олега и его дружинников привели к присяге по русскому обычаю; и клялись те своим оружием и своими богами Перуном и Велесом, богом скота. И так был утвержден мир.

911 год
В год 6420. Послал Олег своих дружинников установить мирные отношения и заключить договор между Византией и Русью; и, послав (их), сказал так:

Список с другого (экземпляра) договора, находящегося у тех же царей Льва и Александра.

1. Мы, от (имени) русского народа, Карлы, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, великим князем русским, и всеми подвластными ему светлыми боярами к вам, Льву, Александру и Константину, божьей милостью великим самодержцам, царям греческим, для подтверждения и укрепления дружбы, существовавшей между греками и русскими на протяжении многих лет, согласно желанию и повелению наших князей [и] всех подвластных им русских. Наша светлость, более всех желая милостью бога подтвердить и укрепить дружбу, существовавшую между христианами и русскими, многократно действительно стремились не только на словах, но и в письменной форме и нерушимой присягою, клянясь своим оружием, подтвердить и укрепить эту дружбу, согласно нашей вере и обычаю.

2. Таковы разделы милостью бога мирного соглашения, как мы о нем условились. Прежде всего пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем, и не допустим, согласно нашему взаимному стремлению, никакого беспорядка или обиды со стороны подручных нам светлых князей; но постараемся, сколь возможно, сохранить с вами, греками, (впредь) безупречную дружбу, письменным договором выраженную и присягою подтвержденную. Также и вы, греки, впредь всегда соблюдайте такую же нерушимую и безупречную дружбу по отношению к нашим светлым князьям русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

3. Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных (вещественных) доказательствах, будет признано доказанным; если же какому-либо (доказательству) не станут верить, то пусть присягнет та сторона, которая домогается, чтобы ему (доказательству) не доверяли; и когда присягнет, согласно своей вере, пусть наказание будет соответствовать характеру преступления.

4. О следующем. Если кто-либо убьет (кого-либо) — русский христианина или христианин русского, — пусть умрет на месте совершения убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается ему по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по обычаю. Если убийца окажется неимущим и (при этом) он бежал, то пусть окажется под судом до тех пор, пока не будет найден (если же будет найден, то), пусть умрет.

5. Если (кто) ударит мечом или побьет (кого) каким-либо орудием, то за тот удар или избиение пусть даст 5 литров серебра по обычаю русскому. Если же совершивший это окажется неимущим, то пусть даст сколько может, вплоть до того, что даже снимет с себя те самые одежды, в которых ходит, а (что касается) недостающего, то пусть присягнет, согласно своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть судебное преследование с целью взыскания (с него) штрафа на этом кончается.

6. О следующем. Если русский украдет что-либо у христианина или же христианин у русского и схвачен будет вор потерпевшим в то самое время, когда совершает кражу, при этом он окажет сопротивление и будет убит, то не взыщется его смерть ни христианами, ни Русью, но пусть даже потерпевший возьмет то свое (имущество), которое у него пропадало. Если же вор отдастся без сопротивления в руки того, у кого совершил кражу, и будет им связан, то пусть возвратит то, на что осмелился посягнуть, в тройном размере.

7. О следующем. Если кто-либо — русский у христианина или христианин у русского, — причиняя страдания и явно творя насилие, возьмет что-нибудь принадлежащее другому, пусть возместит убытки в тройном размере.

8. Если выброшена будет ладья сильным ветром на чужую землю и окажется там кто-нибудь из нас, русских (поблизости), то если захочет (хозяин) сохранить ее вместе со своим товаром и отправить обратно в Греческую землю, пусть проведем ее (мы) чрез любое опасное место, пока не придет она в место безопасное; если же эта ладья, спасенная после бури или после того, как она была выброшена на мель, не сможет сама возвратиться в свои места, то мы, русские, поможем гребцам той ладьи и проводим ее с их товаром невредимой. В том случае, если случится такое несчастье около Греческой земли с русской ладьею, то (мы, греки) проведем ее в Русскую землю, и пусть (свободно) продаются товары той ладьи; (так что) если можно что-либо продать из (той) ладьи, то пусть мы, русские, разгрузим их ладью. И когда приходим (мы, русские) в Грецию для торговли или с посольством к вашему царю, то пропустим (мы, греки) с честью привезенный для продажи товар (с) их ладьи. Если же случится (так, что) кто-либо из прибывших на той ладье будет убит или избит нами, русскими, или окажется что-либо взятым из ладьи, то пусть русские, сотворившие это, будут присуждены к вышеуказанному наказанию.

9. О следующем. Если пленник (из числа подданных) той или иной страны насильно удерживается русскими или греками, будучи запродан в другую страну, а объявится (соотечественник пленного), русский или грек, то (тогда разрешается его) выкупить и возвратить выкупленного на родину, а (купцы, его) купившие, возьмут цену его, или пусть будет засчитана в выкупную цену поденно (отработанная рыночная) цена челядина. Также, если и на войне (он) будет взят теми греками, все равно пусть возвратится он в свою страну, и отдана будет (за него), как сказано выше, его цена, существующая в обычных торговых расчетах.

10. Когда же требуется идти на войну. Когда же вам потребуется идти на войну, а эти (русские) захотят почтить Вашего царя, то сколько бы из пришедших (к Вам) в какое-либо время ни захотело остаться у Вашего царя по своей воле, пусть будет исполнено их желание.

11. О плененных русскими (христианах), привезенных из какой-либо страны на Русь и сразу же продаваемых в Грецию. Если же когда-нибудь пленные христиане будут привезены из какой-либо страны на Русь, то они должны продаваться по 20 золотников и возвращаться в Грецию.

12. О следующем. Если русский челядин будет украден, или убежит, или будет насильно продан и русские начнут жаловаться, то пусть подтвердится это показаниями челядина, и (тогда) русские его возьмут; также если и купцы потеряют челядина и заявят об этом, то пусть производят розыск и, найдя его, заберут… Если кто не даст произвести этого розыскания местному чиновнику, то будет считаться виновным.

13. О русских, находящихся на службе в Греции у Греческого царя. Если кто (из них) умрет, не завещав своего имущества, а своих (родственников) у него (в Греции) не будет, то пусть возвратят его имущество ближайшим родственникам на Руси. Если же он составит завещание, то пусть тот, кому (он) написал (распоряжение) наследовать имущество, возьмет завещанное и наследует им.

13а. О русских, совершающих торговые операции…

О различных (людях), ходящих в Грецию и остающихся в долгу… Если злодей (? не) возвратится на Русь, то пусть русские жалуются греческому царскому величеству, и он да будет схвачен и возвращен насильно на Русь.

15. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же (с ними).

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Для подтверждения и нерушимости настоящий мирный договор между вами, христианами, и (нами) русскими, мы составили киноварью (? Ивановым написанием) на двух хартиях: вашего царя и собственноручной, и, скрепив (клятвою), предлежащим честным крестом и святою единосущною троицею единого истинного бога вашего, отдали нашим послам. Мы же клянемся вашему царю, поставленному (на царство) милостью бога, по обычаю и по установлению нашего народа, что ни мы, ни кто-либо из нашей страны не (будет) нарушать (этих) утвержденных пунктов мирного договора. И этот письменный экземпляр договора дали вашим царям на утверждение, чтобы этим договором был подтвержден и укреплен существующий между нами мир.

Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420.

Царь же Леон почтил русских послов дарами, золотом и шелками, и драгоценными тканями, и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, драгоценные ткани, драгоценные камни, а также чудеса своего бога и страсти господни: венец, гвозди, багряницу, мощи святых, уча их своей вере и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью.

Послы же, посланные Олегом, пришли к нему и поведали все речи обоих царей, как установили мирные отношения и заключили договор между Греческою землею и Русскою, и (решили, чтобы впредь) не преступать клятвы — ни грекам, ни русским.

944 год
В год 6453. Прислали Роман, Константин и Стефан к Игорю послов для восстановления прежних мирных отношений. Игорь же, поговорив с ними о мире, послал своих дружинников к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели (им) говорить, а также записывать речи обеих сторон на хартию.

Список с другого (экземпляра) договора, находящегося у царей Романа, Константина и Стефана, христолюбивых владык.

1. Мы, от (имени) русского народа, послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст — Святослава, сына Игоря; Искусев — княгини Ольги; Слуды — Игоря, племянника Игоря; Улеб — Владислава; Каницар — Предславы; Шихберн — Сфандры, жены Улеба; Прастен — Турдов; Либиар — Фостов; Грим — Сфирков; Прастен — Акуна, племянника Игоря; Кары — Студеков; Егри — Ерлисков; Воист — Войков; Истр — Аминдов; Прастен — Бернов; Ятвяг — Гунарев; Шибрид — Алдан; Кол — Клеков; Стегги — Етонов; Сфирка…; Алвад — Гудов; Фруди — Тулбов; Мутур — Утин. Купец (? купцы): Адунь, Адулб, Иггизлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турбрид, Фурстен, Бруны, Руалд, Гунастр, Фрастен, Игтелд, Турберн, другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руалд, Свен, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свен, Вузлев и Синько Борич, посланные Игорем, великим князем русским и всяким княжьем и всеми людьми Русской земли. И теми поручено возобновить на зло ненавидящем к добру враждолюбцу дьяволу старый мирный договор, уже много лет как нарушенный, и утвердить дружбу между греками и русскими.

В этом договоре уже можно понять, что происходит славянизация русской дружины и князей. Великий князь Святослав Игоревич по хазарским источникам известен как ХЛГ, в русских былинах как Вольга, это варианты готского имени Хайльгерд (в Литве соответствие Ольгерд, Альгирдас), буквально означает хранитель святыни, священного огня, то есть принадлежность к древней жреческой касте.
Некоторые имена (Шихберн, Шибрид) явно иудейские — еврейские или хазарские. Небольшая часть имен тюркские (Улеб). Имена Прастен и Истр выглядят как фракийские, балканские.

И наш великий князь Игорь, и его бояре, и все люди русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, великим греческим царям, укрепить дружбу с самими царями, и со всеми боярами, и со всеми греческими людьми на все годы (до тех пор), пока сияет солнце и существует самый мир. А если (кто-либо) из Русской страны замыслит нарушить эту дружбу, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат от вседержителя бога возмездие и осуждение на погибель и в этом мире, и в загробном; а те из них, которые не крещены, пусть не получат помощи ни от бога, ни от Перуна, да не защитятся они своими щитами, и да погибнут они от своих мечей, от стрел и другого своего оружия, и да пребудут рабами в этом мире и загробном.

2. А великий князь русский и его бояре пусть посылают в Грецию к великим царям греческим (столько) кораблей со своими послами и купцами, сколько захотят. Если (раньше) было постановлено, чтобы послы приносили золотые печати, а купцы — серебряные, то теперь повелел ваш князь посылать грамоты к нашему царскому величеству; посылаемые ими (т.е. русскими) послы и гости пусть приносят грамоту, где будет написано так: «послал столько-то кораблей»; чтобы из таких (грамот) узнали и мы, что приходят они с мирными намерениями. Если же придут без грамоты и окажутся в наших руках, то нам следует задержать (их до тех пор), пока не возвестим Вашему князю; если же (они) не дадут себя задержать и будут сопротивляться, то (если будут убиты) пусть не взыщется Вашим князем смерть их; если же, убежав, придут на Русь, то напишем мы Вашему князю — и пусть делают (с ними), что хотят.

2а. Если явятся русские не для торговли, то пусть не взимают месячное. И пусть запретит (русский) князь своим послам и (вообще) прибывающим сюда русским творить бесчинство в наших селах и в нашей стране. Пусть прибывающие (сюда) обитают вблизи монастыря Святого Мамонта; и когда наше царское величество пришлет (к ним кого-либо), кто перепишет их имена, то пусть тогда (только) они возьмут полагающееся им месячное — сперва (пришедшие) из Киева, затем из Чернигова и Переяславля.

И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского чиновника, безоружными, человек по 50, и пусть торгуют, сколько им нужно, и выходят назад, а царский чиновник пусть их охраняет. Если же кто-либо из русских или из греков совершит беззаконие, пусть тот (чиновник) рассудит их. Когда же русские входят в город, то пусть не совершают бесчинств — пусть они не имеют права купить драгоценных тканей больше, чем на 50 золотников (каждый). И если кто купит что-нибудь из тех тканей, то пусть покажет (их) царскому чиновнику, а тот, наложив печать, отдаст их ему. И отправляющиеся отсюда русские пусть взимают от нас, по мере надобности, пищу на дорогу и что нужно для обеспечения людей, как было установлено раньше, и пусть возвратятся невредимыми в свою страну, а у святого Мамонта зимовать (они) не имеют права.

3. Если убежит челядин от русских, пришедших в страну нашего царского величества и (живущих) около святого Мамонта, и если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется, то пусть присягнут наши русские — христиане в соответствии с их верой, а нехристиане по их обычаю, — и тогда возьмут от нас, согласно установленной прежде расценке, 2 драгоценные ткани за челядина.

челядин это раб, домашний слуга, обычно из военнопленных, или купленный за деньги.
4. Если убежит к Вам наш челядин от людей нашего царского величества, или из нашей столицы, или из других городов и принесет что-нибудь (с собою), то Вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него (т.е. хозяина) два золотника за поимку (челядина).

5. Если же кто из русских попытается (самовольно) взять что-либо у людей нашего царского величества и свою попытку осуществит, то будет сурово наказан; если же (он) уже возьмет (что-либо), то пусть заплатит вдвойне; и если то же причинит грек русскому, то (он) подвергнется такому же наказанию, какому подвергся и тот (русский при совершении кражи).

6. Если же случится украсть что-либо русскому у греков, то следует возвратить не только украденное, но и (приплатив сверх того) его цену; если же окажется, что украденное уже продано, то пусть отдаст вдвойне его цену и будет наказан по греческому обычаю и по уставу и обычаю русскому.

7. И сколько бы сюда пленных христиан нашей страны русские ни приводили, то, если будет юноша или хорошая девица, пусть (при их выкупе) дают (наши по) 10 золотников и забирают их; если же (будет) обыкновенный (пленник), то дают 8 золотников и забирают его; если же будет стар или мал, то дадут 5 золотников. Если же окажутся русские из числа пленников в рабстве у греков, то пусть русские выкупают их по 10 золотников; если же грек купил (русского), то следует ему присягнуть и взять свою цену, сколько он дал за него.

8. И о Корсунской стране. Русский князь не имеет права воевать в тех странах, ни в каких-либо городах той земли, а та страна не будет вам подвластна; когда же попросит у нас воинов русский князь, чтобы воевать, дадим ему (столько), сколько ему ни потребуется.

9. И о следующем. Если найдут русские греческий корабль, выкинутый где-нибудь на берег, пусть не причиняют ему ущерба; если же кто возьмет с него что-либо, или обратит какого-либо человека (с этого корабля) в рабство, или убьет, то будет наказан согласно русскому и греческому обычаю.

10. Если же русские застанут в устье Днепра корсунян за рыбной ловлей, пусть не причинят им никакого зла. И пусть русские не имеют права зимовать в устье Днепра, в Белобережии и у святого Елферья, но с наступлением осени пусть отправляются в Русь по своим домам.

Белобережье это побережье Черного моря от Днепро-Бугского лимана до Крыма. Очень богатое осетровыми породами рыбы. А также птицей, которую можно было коптить в запас. Собственно, из-за обилия птиц эти места и называются Белобережьем. Лебяжьи острова, песчаные косы…
11. И о следующем. Если же придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то просим русского князя, чтобы он не пускал их причинять ущерб его стране.

Черные болгары это часть протоболгар, которая не ушла на север на Волгу, и не ушла на Дунай, а осталась в междуречьи Кубани и Дона, а также на Керченском полуострове. Называли их черными из-за иссиня черных волос. Впоследствии они образовали основу керченских ногаев.
12. Если же будет совершено какое-либо злодеяние греками, подданными нашего царского величества, то (Вы) не имеете права их (самовольно) наказывать, но, согласно повелению нашего царского величества, пусть получат (они наказание) в меру своих проступков.

13. Если же убьет христианин русского или русский христианина и будет схвачен убийца родичами (убитого), то да будет он убит.

Если же убийца убежит, а окажется имущим, то пусть его имущество возьмут родичи убитого. Если же он окажется неимущим и (при этом) он убежал, то пусть его разыскивают, пока не будет найден; если же будет найден, то да будет он убит.

14. Если же ударит мечом или копьем или каким-либо орудием русин грека или грек русина, то пусть за такое беззаконие заплатит по обычаю русскому 5 литров серебра. Если же он окажется неимущим, то пусть настолько будет распродано у него все, что даже и одежды, в которых он ходит, и те с него пусть снимут, а (что касается) недостающего, то пусть присягнет, согласно своей вере, что ничего не имеет, и да будет отпущен.

15. Если же пожелает наше царское величество (получить) от Вас воинов для борьбы с нашими противниками, и если напишут (об этом) к Вашему великому князю, то пусть пошлет к нам (столько их), сколько пожелаем; и пусть из этого узнают иные страны, какая дружба связывает греков с русскими.

16. Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества — на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена.

Активные, приключенческие, оздоровительные туры, маршруты горы - море 

Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.

А некрещеные русские, слагая свои щиты, обнаженные мечи, обручи (?) и остальное оружие, клянутся, что все написанное на этой хартии будет исполняться Игорем, всеми боярами и всеми людьми Русской страны всегда, во все будущие годы.

Если же кто-нибудь из князей или из русских людей, христианин или нехристианин, нарушит то, что написано на этой хартии, то следует ему умереть от своего оружия, и да будет он, как нарушивший клятву, проклят богом и Перуном. И если будет великий князь Игорь достойно сохранять этот правый договор о дружбе, да не разрушится он (т.е. этот договор, до тех пор), пока сияет солнце и стоит весь мир, в нынешние времена и в загробные.

Послы же, посланные Игорем, вернулись к нему с греческими послами и поведали (ему) все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и сказал им: «Расскажите, что наказал Вам царь?» И сказали послы царя: «Вот послал нас царь, обрадованный миру, (ибо) хочет иметь мир и дружбу с русским князем. И твои послы водили наших царей к присяге, а нас послали привести к присяге тебя и твоих дружинников». И обещал Игорь так сделать. И заутра призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили свое оружие, щиты и золото, и присягнул Игорь и его дружинники и сколько ни есть русских язычников, а русских христиан приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы. Это была соборная церковь, ибо многие варяги и хазары были христианами. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, челядью и воском. Послы же пришли к царям и поведали все речи Игоря и о дружбе его к грекам.

971 год
И послал [Святослав] послов к цесарю в Доростол, ибо там находился цесарь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и дружбу». (Цесарь) же, услышав это, обрадовался и послал ему дары, больше прежних. Святослав же принял дары и начал думать со своею дружиною, говоря так: «Если не заключим с цесарем мира, а он узнает, что нас мало, то, подойдя, осадит нас в городе. Русская же земля далеко, а печенеги с нами воюют, кто нам (тогда) поможет? Если же заключим с цесарем мир, — ведь он нам обязался платить дань, — то нам того будет (вполне) достаточно. Если же не станет посылать (нам) дани, тогда снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И была по нраву дружине эта речь. И послали лучших мужей к цесарю. И прийдя в Доростол, поведали они об этом цесарю. Цесарь же на следующее утро призвал их и сказал: «Пусть говорят русские послы». Они же сказали: «Так говорит наш князь: хочу быть в прочной дружбе с цесарем греческим во все будущие времена». Цесарь же, обрадовавшись, повелел писцу записывать на хартии все речи Святослава. И начали послы говорить все речи и начал писец писать. Так говорили они:

Список с другого (экземпляра) договора, находящегося у Святослава, великого князя русского, и у цесаря греческого Иоанна, называемого Цимисхием, писан Свенельдом и синкелом Феофилом в Доростоле месяца июля, индикта 14, в год 6479.

Свенельд, скорее всего или наследственное кастовое имя, или вообще должность. Уж очень часто это имя упоминается в разные времена. Обычно Свенельд это воевода при княжиче подростке. По традициям готов, русов, а задолго до этого по традициям Спарты, с 14 лет юноша обязан был воевать и охотиться, дома его не кормили. Почетным делом считался также захват рабов, грабежи. В общем, этика немножко непонятная, однако идеально соответствует возрастной психологии. Подростки в 14 лет не чувствуют жалости. Воспитание важных наследников доверяли обычно бездетному брату княгини. Отец князь редко виделся со своими сыновьями. А кроме того, даже после принятия христианства у князей было множество жен и сыновей. Кастовая система требовала также усыновлять всех сирот от убитых врагов и родственников. Поэтому обычно набиралось очень много подростков примерно одного возраста. Основа воспитания это была загонная охота. Учили также стихосложению, игре на музыкальных инструментах, обычаям своего народа и соседних. Среди детей также всегда находилось несколько аманатов — почетных заложников из соседних племен. Поэтому вся аристократия свободно говорила на нескольких языках. А вот с грамотностью было не особо. Грамотными были в основном люди зависимые. По этике готов князьям не следовало тратить время на буквы. Аманаты в случае, если их родители погибали, становились полноправными членами семьи. Были еще обычаи побратимства. Однако, и девочки, и мальчики не могли вступать в брак, если не отомстят за смерть своих родителей. Еще отдельная традиция это молочные братья. Если младенца княжича прикладывали к груди разных женщин (например, среди горских князей Кавказа), то каждый такой его ровесник обязан был идти на войну за своего молочного брата с полным вооружением и двумя боевыми конями. Прекращение кровавой мести также имело свои традиции. Это отдать своего сына на воспитание в семью кровного врага.
1. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю настоящим договором свою клятву: хочу вместе с подвластными мне русскими боярами и прочими иметь мир и прочную дружбу с Иоанном, великим цесарем греческим, с Василием и Константином, богом данными цесарями, и со всеми вашими людьми до конца мира.

2. И никогда не буду посягать на вашу страну, ни собирать войска (для войны с ней) и не наведу другого народа на вашу страну и земли, подвластные грекам, на Корсунскую область со всеми ее городами и на Болгарскую землю.

3. А если кто-либо другой посягнет на вашу страну, то я буду ему противником и буду биться с ним.

4. Как уже клялся я греческим цесарям, а со мною бояре и вся Русь, да соблюдем (впредь) эти нерушимые договоры. Если же вышесказанное я и те, кто вместе со мною и кто подвластен мне, не соблюдем, пусть будем прокляты богом, в которого веруем, Перуном и Велесом, богом скота, и да пожелтеем, как золото, и да будем иссечены своим собственным оружием. И не сомневайтесь в правде того, что ныне изобразили на золотой дощечке, написали на этой хартии и скрепили своими печатями.

Святослав заключил мир с греками и в ладьях отправился к порогам.

Игорь Русанов, кандидат географических наук, автор 35 книг
kraevedenie.net

Назад в раздел

Задайте вопрос...