(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Крестовый ход вокруг России

Георгий Карпенко из Подмосковья задумал грандиозное и необычное путешествие: пронести икону Божьей Матери Державной вдоль всех границ России. Первую часть морского этапа, до Диксона, Георгий со товарищи преодолел на парусно-вёсельной лодке «Русь святая». Георгий планировал, что эта часть крестного хода будет гораздо длиннее: от Архангельска до Тикси или даже до Певека.

Но с заходами в селения, службами, крещением и ожиданием благоприятной ледовой обстановки «Русь святая», не имеющая мотора, продвигалась вперед медленно, медленнее, чем бежало время навигации. Пришлось оставить судно на гидробазе в Диксоне. А Георгия и отца Дмитрия на рейде поджидал атомный ледокол «Таймыр». На сборы оставалось буквально несколько минут. За это время успели упаковать всё необходимое, самое главное – икону.



Однако северо-восточный ветер усиливался с самого утра, и никто из местных не отваживался доставить крестный ход на «моторке» к «Таймыру». Даже капитан единственного местного корабля, курсирующего в здешних водах, сказал, что он не сумасшедший и в такую погоду в море не пойдёт. Спас положение сам начальник гидробазы: он распахнул двери сарая, и все втроём вытолкали по брёвнам к воде моторную лодку «Прогресс».

Утлая скорлупка скакала по пенным валам в проливе Превен, с Божьей помощью прорываясь к многоэтажной громадине ледокола вдалеке. Мотор заглох возле самого борта, и лодочку потянуло вдоль корабля в пенный водоворот за огромной кормой. На «моторке» схватили вёсла и принялись лопатить воду в четыре руки. Лодка нехотя стала приближаться к трапу. Парни, одетые в красные спасжилеты, подхватили с «моторки » рюкзаки, и как только пассажиры поднялись на борт, а лодка отвалила в сторону, махина ледокола ожила и двинулась вперед.

Георгий смотрел в тёмно-зелёную глубину воды далеко внизу, ощущая непривычную для себя скорость, и ему казалось, что он летит над морем. В этом рейсе «Таймыр» сопровождал сухогруз «Юрий Аршиневский», который вёз грузы для Хатанги. Пока не было льда и «Аршиневский» мог идти самостоятельно, ледокол отвернул к Диксону – специально, чтобы забрать команду Карпенко. Об этом удалось договориться со штабом морских операций «Севморпути» накануне по телефону. Невероятная история или промысел Божий?

Люди, в том числе занимающие высокие посты, реагируют на крестный ход моментально, можно сказать, по зову сердца, и, возможно, впервые, ощутив голос своей православной души, отметая все уставные отношения и беря на себя ответственность, подставляют плечо и дают путь крестному ходу. Пассажирам на ледоколе выделили шикарные одноместные каюты: душ, постельное бельё, персональные гальюны, открывающийся из иллюминатора вид на море, библиотека…

И никакой качки! Карпенко и о. Дмитрий имели возможность подниматься на мостик, где за лобовым стеклом постоянно распахнута Арктика, беседовать с капитаном,совершить экскурсию по кораблю. Грандиозно, но почему-то всё чаще вспоминалась им родная «Русь святая»... Вскоре пассажиры пересели на «Юрия Аршиневского», на котором тоже пробыли недолго: в устье Хатанги судно остановилось на разгрузку. Крестный ход перебрался на первый же попутный речной корабль «Лена».

На нём почти сутки поднимались по реке в пос. Хатангу. В Богоявленском храме посёлка – деревянной ладной церкви, расположенной на обрывистом берегу – крестный ход оказался рано утром. Староста храма Богдан очень обрадовался гостям, не знал, куда их посадить и что предложить; обзвонил всю хатангскую паству и собрал её на литургию. В этот день, 19 августа, был праздник – реображение Господне.

Отец Дмитрий провёл литургию, освятил воду и, как только все было сделано, ему позвонил начальник местного порта и сообщил, что через час из Хатангив Тикси выходит корабль «Дионисий Хитров», который возьмёт экспедицию Карпенко до Тикси. (Преосвященный епископ Дионисий Хитров, первый епископ Якутской Епархии, долгие 44 года трудился наниве духовного просвещения якутов и других коренных северных народов. Он способствовал переводу Священного Писания и иных церковных книг на якутский язык).

В устье Хатанги к «Дионисию Хитрову» присоединился такого же класса корабль «Капитан Слобожанин», сопровождал их речной ледокол «Капитан Бабичев». Таким составом суда прошли траверз устья р. Анабар и попали в разреженный лёд, а через 50 миль застряли во льдах в 5 милях от берега. Ледокол (машина 6 тыс. л. с.) пробовал пробиться на восток, зависал на отдельных льдинах не в состоянии их разрушить, однако медленно продвигался. «Дионисий Хитров », дрожа корпусом, лез в проход за ледоколом.

Из-под днища выскакивали льдиныс ровными, отфрезерованными винтами канавками. Но потом «Хитров» упёрся и, продолжая реветь и вибрировать, останавился окончательно. В нескольких метрах впереди него корма ледокола, который тоже упёрся, наполовину влез на льдину. Караван остановился в ожидании ветра с берега, который мог разредить поля. На «корабельном» этапе участники крестного хода больше читали молитвы, проводя молебны по три раза в день.

Икона Божьей Матери Державной медленно, но неудержимо продвигалась вдоль северной границы России. Затем за 2,5 суток суда преодолели во льдах около 60 миль и 26 августа на траверзе мыса Тэрпяй-Тумса освободились из ледового плена. «Дионисий Хитров» при скорости 9 узлов весело резал зеркальную гладь Оленёкского залива. На следующий день к вечеру он подошёл к дельте Лены…

26 сентября во Владивостоке закончился морской этап крестного хода. К причалу торгового порта пришвартовался сухогруз «Тумнин», на борту которого находились Г. Карпенко и о. Дмитрий. На корабль они поднялись 12 дней назад в порту Певек.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Назад в раздел

Задайте вопрос...