(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Покорение Северного полюса

Северного полюса люди достигали самыми разными способами: на лыжах, собаках, самолётах, даже на подводной лодке… 26 апреля 2009 г. впервые в истории они добрались туда на колёсных автомобилях-амфибиях. Это сделали семеро участников российской Морской ледовой автомобильной экспедиции (МЛАЭ). Нынешняя победа – итог двухлетней подготовки, во время

которой шла работа над машинами, проходили тренировки и др. Учитывался опыт и предыдущих российских экспедиций, в частности, Центра «Арктика» во главе с Владимиром Чуковым. МЛАЭ стартовала на Северной Земле и удачно завершила маршрут: оба автомобиля и все участники добрались до точки назначения – Северного полюса. На нём машины пришлось оставить, поскольку вывезти их оттуда с помощью авиации не было никакой возможности.

Машины, получившие название «Емеля», были специально сконструированы для передвижения по Крайнему Северу, по бездорожью, снежной целине и льдам, через разводья. Как рассказал руководитель экспедиции, он же главный конструктор «Емель», известный путешественник Василий Елагин, существуют только два экземпляра этих автомобилей. Их главные достоинства: высокая проходимость, герметичный корпус и лебёдка, которая работает от основного двигателя.



Сегодня «Емели» обладают лучшими техническими характеристиками среди северного транспорта. Они – настоящее спасение в условиях снежной заполярной тундры. В отличие от гусеничных вездеходов «Емели» на своих широких колёсах совсем не оставляют следов (то есть

не калечат ранимую полярную тундру), очень экономичны, комфортны, обладают большим запасом автономности. Последнее доказано, например, тем, что полюс достигнут всего лишь с одним авиационным подбросом топлива. «Емели» пригодятся и для военных, и для почтарей, и для заполярной «Скорой помощи». Мечтают о таком транспорте и учёные. Все участники МЛАЭ имеют опыт полярных автоэкспедиций, большинство из них – туристыспортсмены или альпинисты, совершившие немало серьёзных восхождений, как и руководитель МЛАЭ.

Справка. ЕЛАГИН Василий Игоревич родился 20 февраля 1953 г. в Москве, где живёт и ныне. По образованию геолог. «Снежный барс» (1988), заслуженный мастер спорта (1989). Работает в многопрофильном полиграфическом холдинге «Дубль-В», созданном им совместно с Василием Сенаторовым. Совершил около 50 сложных стенных и высотных восхождений. В частности, в 1989 г. во 2-й Советской гималайской экспедиции руководил первопрохождением на Главную вершину Канченджанги (8586 м) и траверсом всего массива, за что был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1991 г. Елагин был од-ним из активных организаторов Московской экспедиции на Аннапурну, ушёл вниз с высоты 7300 м, сопровождая заболевшего товарища. В 1992 г. за 40 дней вместе с двумя спутниками прошёл на «Буранах» около 1000 км по

берегу Чукотского моря. В 1993 г. Спустился на лыжах с двух вулканов Камчатки – Ключевского и Камень, а в 1994 г. – с Мак-Кинли. В 1995 г. прошёл на внедорожнике знаменитое ралли-марафон Гранада – Дакар (10 тыс. км). Участвовал и в других серьёзных экспедициях, в том числе в Арктике. Ниже приводим хронику экспедиции на Северный полюс. … С 10 по 12 марта 2009 г. грузились в аэропорту «Шереметьево». Грузовые отсеки Ан-72 оказались

лишь немного больше размеров «Емели» (его длина 5,2 м, ширина 2,45 м, высота 2,05 м). И 12 офицеров двух экипажей, 7 участников «МЛАЭ», все провожающие и сочувствующие с помощью домкратов, полиспастов, блоков, тросов и нескольких «ласковых» слов два полных дня затаскивали автомобили внутрь самолётов. 16 марта два «борта» ФСБ России с МЛАЭ прибыли на о. Средний архипелага Северная Земля. Островок крохотный, плоский, как блин, очень удобен для аэродрома.

Прямо на взлётнопосадочной полосе собрали амфибии и вечером переехали на о. Голомянный, где находится полярная гидрометеостанция. Там экспедиция пробыла несколько дней – готовили машины к дальней дороге, паковали груз в прицепы (их было 4, по 2 на каждый автомобиль). Накануне отъезда начальник станции Игорь Лутченко натопил баню. К полюсу стартовали 20 марта в 18.00 по местному времени. Через час приехали на погранзаставу, расположенную на о. Средний. Пограничники подарили экспедиции собаку по кличке Лиса. Дальше двинулись по проливу Красной Армии на восток.

Снег под колёсами при температуре -30°С был твёрдым и прочным. На третий день после старта выехали в море Лаптевых. Перед этим на одном из островов забрали оставленное в прошлом году топливо. Собака почти всё время бежала рядом с машинами, только иногда просилась внутрь. Наверное, она поставила себе цель честно добежать до полюса, считая езду в кабине неспортивной. Нигде не отставала, смело гоняла медведей. Обращались с ней, как с полноправным членом команды. Как-то пришлось её спасать. Ожидая, пока люди вырубят дорогу через торосы, Лиса прилегла в безветренном месте и заснула.

В это время у «Емели-1» сломался рычаг подвески и машина зависла на границе ледовых полей. Пока «Емелю» вытягивали на твёрдую поверхность, поля разошлись, собака осталась на другой стороне. Трещина быстро увеличивалась. Механики приступили к ремонту, а Афанасию Маковневу пришлось плыть за собакой на лодке. Доктор Сергей Ларин в воспитательных целях крепко выругал вернувшуюся разгильдяйку. Потерялся верный друг экспедиции 12 апреля. Из-за сильного ветра льды в тот день быстро двигались. Приходилось прорубаться сквозь торосы, что отнимало много времени.

Собака обычно ждала, свернувшись калачиком, неподалёку. Может быть, она в какой-то момент уснула... Скоро люди заметили длительное отсутствие Лисы, добровольцы вызвались идти её искать, но командир не разрешил. Тогда Афанасий стал подавать сигналы клаксоном. Днём раньше в такой же ситуации это помогло – Лиса прибежала, но на этот раз – увы... Некоторое время люди надеялись, что собака их найдёт по запаху… Экспедиция называется Морская, однако по морю едет «аки по-суху», поэтому пройденный машинами путь измерялся в километрах, а расстояние до полюса – в морских милях.

При доле воображения «Емелю» можно сравнить с кораблём. В нём жили: спали, ели, сушились, чинились… Снег растапливали в особом устройстве прямо на ходу, используя тепло мотора. Кипятили воду на бензиновых примусах. Вот меню одного ужина: строганина из муксуна (между прочим, в Москве эта рыба семейства лососевых считается деликатесом, а здесь она – просто еда), сублимированный борщ с салом, горячий чай с шоколадом и лимоном. Машины в течение дня вели рулевые, сменяя друг друга. Тем, кто не на вахте, можно было даже поспать на ходу. Ближе к финишу, чтобы нагнать график, так и делали, практически перестали останавливаться на ночлег, двигались непрерывно.

Все участники были одеты в тёплые вещи, сшитые питерской фирмой «Ред Фокс». Куртки плотно облегают фигуру, что поначалу казалось неудобным, но это гораздо лучше помогает сохранять тепло, чем свободная одежда. Обувь тоже тёплая; на ногах меховые носки, фетровые вкладыши и ботинки «Baffin». Вечером переобувались в валенки с меховыми вкладышами. На руках – толстые рукавицы или двойные флисовые перчатки.

Особая тема – переправы через воду. Из-за того, что она тут покрыта льдом, океан представлялся путешественникам твердью, материком под названием Северный Ледовитый океан, с «тектоническими » процессами, ускоренными во многомного раз (когда, например, только что прорубленная через торосы дорога исчезала за 5 минут под надвинувшимися плитами льда). Многочисленные же трещины, разводья и полыньи были похожи на реки, проливы и озёра. Так и называли край трещины – «берегом».

Одну огромную полынью до самого горизонта, покрытую тонким льдом, назвали «река Волга». Ещё на Голомянном Маковнев связал 5-метровые лестницы из дюралевых труб, чтобы переезжать через «речки». Имелись также резиновая лодка, кевларовые тросы разного диаметра и лебёдки на каждой машине. На маршруте узнавали ледовую обстановку по спутниковому телефону, связываясь с ледовым центром Института Арктики и Антарктики в С.-Петербурге или со своим штабом в Москве, где дежурные получали аэрокосмические снимки. Единого способа переправы через водное препятствие придумать сложно – Северный Ледовитый океан живой и такой разнообразный!

Свежий, молодой лёд полыньи зачастую мог выдержать «Емелю» с прицепами, нужно было только разогнаться до 20–35 км/ч. Коегде позади прицепов лёд подламывался, но машина успевала на скорости миновать это место. Когда было понятно, что тонкий лёд в подмёрзшей полынье выдержит лишь пустую машину, оставляли прицепы и с разгону проскакивали опасное место. Потом водители пешком возвращались к грузу и тянули каждый по отдельности прицеп всемером. На одну такую 2-километровую переправу ушло 3 часа. Тросы и лебёдка очень часто были в ходу.

Прицеп или автомобиль могли провалиться колёсами в воду, и, чтобы освободить транспорт из ледового плена, требовались полиспаст, блоки и дружная матросская работа на «раз-два-взяли» и «держим-держим». Однажды путь преградил широкий канал с открытой водой. Переночевав на берегу, экспедиция с утра начала переправу. (За ночь канал схватился молодым мокрым льдом – ниласом. Он может выдержать пешего человека, но машине придётся пробиваться, подминая и ломая его колёсами.) Сначала закрепили 200-метровый кевларовый трос на «Емеле-1». Афанасий Маковнев и Николай Никульшин сели в лодку и перебрались на северную сторону, перетянув за собой трос.

Забили в лёд кованый крюк (он похож на «фифу» для ледолазания) и повесили блок, пропустив через него трос. Конец его вернулся на южный берег с Николаем и был привязан к «Емеле-2», а Афанасий остался следить за блоком. Елагин на «Емеле-2» поехал на юг и потянул Никульшина на «Емеле-1» через канал на север. «Емеля-1» съехал с берега в воду и поплыл через канал, как ледокол. Надо заметить, что воды в салон ни капли не просочилось. Затем Никульшин перетянул «Емелю-2» со всеми четырьмя прицепами.

Эта кавалькада, похожая на плавучий паровоз с вагонами, благополучно съехала в воду и также выехала на северный берег. 19 апреля экспедиция почти сутки простояла на ремонте. Последние несколько дней дул сильный боковой ветер. У машины большой корпус, большая парусность, и от этого вышло из строя рулевое управление обоих «Емель». МЛАЭ перед этим ехала непрерывно, не останавливаясь на ночлег. 17-го у «Емели-2» серьёзно сломался задний мост, его невозможно было починить в походных условиях. Но можно было двигаться на переднем и среднем мостах, максимально разгрузившись.

Все вещи проинспектировали, и от лишнего избавились; один прицеп бросили. Выносная антенна телефона тоже сломалась, стало сложно звонить. Несмотря на все трудности, члены экспедиции втянулись, каждый знал, что делать. Команда отлично сработалась. Каждый был уверен, что до полюса дойдёт, хотя все предельно устали. С 22 апреля с командой не было связи. Следующее сообщение пришло 26-го уже с полюса. В 17.30 по московскому времени МЛАЭ достигла Северного полюса, установив абсолютный мировой рекорд.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Покорение Северного полюса

Покорение Северного полюса

Назад в раздел

Задайте вопрос...