Ещё в советские времена мы совершали зачётный поход туристской школы — «четвёрку» в Фанах. Они, наверное, самые «комфортабельные» горы (из всех «высоких»), летом тут почти нет плохой погоды. Спускаемся на днёвку к высокогорному озеру. Впереди «горизонтальный» день, плюс, возможно, ещё один или два, если опоздает на «стрелку» с нами «троечное» отделение школы.
Потом день пути через перевал, и выходим к заброске. А в ней — много сала, коньячок, три вида сырокопчёных колбас, четыре вида орехов, а главное — сигареты! Много московской «Явы», две пачечки «Кэмела» (по несколько сигареток на утро «для разгона») и пяток пачек «Примы», но не какой-нибудь, а из Риги — для любителей и «стрелков» («стреляющих» — то есть попрошайничающих — у всех курево).
Последние и были виноваты в том, что сигарет у нас перед днёвкой не стало. Никак в туризме не удаётся наладить селекционную работу по «выбраковке» до похода «стрелков»! Эти паразиты неистребимы, как тараканы! И бывают двух видов. Первые — самые опасные, их надо убивать, пока они маленькие. Такие всегда решают бросить курить, и не где-нибудь, а в походе!
У НИХ НИКОГДА ЭТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ! Но сигареты в поход они не берут... Вторые — их в младенчестве можно сохранить в расчёте на последующее исправление — решают в походе «курить поменьше заради спортивизьму». Это у них, естественно, не выходит. Но они тоже взять в поход достаточное количество сигарет «не успевают».
В нашем отделении «стрелки» оказались во всём видовом многообразии... Наконец-то никуда не надо идти, ноги наконец-то босы, кровавые мозоли избавлены от пластыря и врачуются солнцем, на плечах исчезают следы рюкзачных лямок, вдоволь воды и тени... И божественный запах арчи... Рядом подыхают от «горняшки» только что прибывшие снизу чехи и «остгансы» (немцы из Восточной Германии).
Казалось бы, живи и радуйся! Но ничто нам было не в радость! Хотелось курить. Стали «пытать» доктора, не выручат ли какие таблетки в такой ситуации. Бородатый анестезиолог долго излагал теорию вопроса и даже сообщил главный принцип: «Если взялся «колесить», то помни, что «колёс» должно быть минимум два, иначе неминуемо упадёшь». И продолжил: «Но таблеток таких у меня нет!»
В общем, как у Визбора: «Конечно, помню волейбол, но мяса нет!» И тут мы узнаём, что ниже по долине есть кишлак, а в нём — магазин. Правда, до него почти 20 км в один конец и никакого попутного транспорта. Но вопросов уже не было, кроме одного: кто побежит?! Сначала хотели направить «стрелков». Но вдруг их «закрыл спиной» своей субтильной фигуры Коля: «Я побегу!» Насмерть некурящий и даже непьющий физик, и вдруг такое!
«Коля, ну тебе-то это зачем?!» — «Да это лучше, чем на ваши траурные рожи глядеть!» И Коля побежал... Вернулся до темна. Все встали перед ним на колени. Коля протёр очки и сказал: «Магазин был закрыт». Все попадали... Через три дня мы спускались с перевала. До заброски оставались считанные километры. Под перевалом сидели «гансы».
Ветер донёс до нашего обострившегося обоняния сладкий запашок элитной «Амфоры»: колоритный бородач в пластиковых ботинках (это в Фанах-то!) смолил трубку. «Кто знает немецкий?» Вы думаете, нас остановило, что «никто»?! Всё равно договорились! Тут же стали ладить самокрутки. Не поверите: и газета у одного из нас оказалась. Вокруг стояли, подрагивая в жарком мареве, сияющие горы.
В красивой долине зеленели, одним видом утоляя жажду, изумрудные озёра, вблизи которых бросали заманчивую тень реликтовые арчи. Рядом, совсем низко, неспешно, словно позируя, парил гигантский орёл. Но всё это не интересовало немцев. Схватив фотоаппараты, они снимали шестерых загорелых, с облезлыми красными носами русских, которые жадно сосали раздутыми от солнца губами газетные «козьи ножки»...
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/