(495) 517-51-35
(495) 741-98-71

Кругосветное путешествие

По степени бесполезности кругосветное путешествие сравнимо с самой жизнью. Отправляться в путь только для того, чтобы после долгой и трудной дороги вернуться назад в точку старта? Именно из-за бесполезности любой кругосветки (в отличие от перемещений с практической целью: по долгу службы, по делам бизнеса, на лечение или отдых...) для неё нужна яркая идея. Только она и может вдохновить на такое предприятие Первая кругосветка

У моей первой кругосветки была яркая идея – мир для всех! Я взялся доказать, что кругосветные путешествия доступны всем без исключения, независимо от толщины кошелька. Взяв с собой паспорт с монгольской визой и $300, я отправился в путь без всякой уверенности, что этих денег мне хватит. Препятствий оказалось даже больше, чем я ожидал. Но и сломаться, отступить,

вернуться назад домой, не завершив начатое, было никак нельзя. Иначе пришлось бы не писать книгу «Как путешествовать вокруг света», а читать лекции на тему «Почему я не смог завершить кругосветное путешествие?». В конце концов, никто ведь меня не посылал.



Я, можно сказать, сам себя послал, вдохновлённый опытом предыдущих малобюджетных поездок по Европе и Азии. Вояж затянулся на три года – с 19 декабря 1999 г. до 12 декабря 2002 г. (вместо одного, как было запланировано), но главный принцип был соблюдён. Отправившись в дорогу с $300, я вернулся назад домой с оставшимися 20-ю (это путешествие описано в моей книге «Вокруг света за $280»). Конечно, в пути приходилось периодически останавливаться на заработки. Но никаких денег «извне» я не получал.

Проехав через Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию, Сингапур, Индонезию, Восточный Тимор, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Чили, Перу и Эквадор, я на попутном банановозе вернулся в Россию. Потом я в разных местах подробно объяснял, как можно проехать вокруг света практически без денег. Убедил, и тут же возник вопрос: а если времени мало? Три года – очень много. Нельзя ли быстрее? Пусть это и дороже обойдётся (экономическая ситуация в стране изменилась, и $300 для многих стали чуть ли не карманными деньгами).

Вторая кругосветка

Цель – проехать вокруг света за минимальное время. При этом маршрут во многом повторял предыдущий. Было интересно двигаться примерно по тем же местам, но в ином темпе. Стартовав 19 ноября 2007 г., я вернулся назад в Москву 5 марта 2008 г. На дорогу через Казахстан, Китай, Лаос, Камбоджу, Таиланд, Малайзию, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Чили, Перу, Эквадор, Коста-Рику, Кубу, Испанию, Францию и Италию потребовалось 108 дней. Все помнят знаменитую книгу «Вокруг света за 80 дней». Но по современным меркам описанное там – пусть и выдуманное – путешествие нельзя назвать действительно кругосветным.

Герои романа Жюль Верна путешествовали только по Северному полушарию и ни разу не пересекли экватор. В Союзе кругосветчиков России такой вояж не признали бы кругосветным. Ведь из двух непременных условий – пересечь все меридианы и дважды экватор – было соблюдено только первое. Очевидно, что сейчас можно облететь вокруг света всего-то за пару дней. Но перемещение по поверхности Земли ныне не намного быстрее, чем во времена Жюль Верна. Как ни спеши, меньше, чем за 100 дней не управишься.

Ведь даже для того, чтобы преодолеть самый короткий маршрут в 40 тыс. км (окружность Земли по экватору), нужно каждый день проезжать по 400 км. Кажется, немного, но попробуйте преодолевать по 400 км ЕЖЕДНЕВНО в течение 100 дней! Чтобы установить рекорд скорости, приходилось двигаться в ритме нон-стоп – каждую ночь проводить на новом месте (только 8 раз следующую ночь я проводил там же, а примерно третья часть ночей прошла в движении). Союз кругосветчиков России включил мой вояж в тройку лучших путешествий россиян 2008 г. Третья кругосветка Главная идея её – вокруг света без виз!

Широко распространено мнение, что сейчас свободно путешествовать по миру могут только обладатели «хороших» паспортов. А россияне якобы к таким не относятся. Сейчас даже можно встретить рекламу, предлагающую за большие деньги получить иностранное гражданство для того, чтобы иметь паспорт, с которым можно ездить по миру без виз. Пора разрушить и это заблуждение. Надо, наконец, показать, что уже сейчас с российским паспортом можно объехать вокруг света, ни разу не побывав ни в одном иностранном посольстве или консульстве – только по безвизовым для россиян странам (и по странам, где визу оформляют в месте пересечения границы и с минимальными формальностями).

Первое кругосветное путешествие

Интересное наступило время. Свобода! Скажем, хочешь поехать за границу — поезжай. Никто за руки не держит. Если есть деньги, можно путешествовать, как богатый западный турист, если нет... тоже неплохо. А, может, даже интеренее. Поедешь автостопом, с людьми познакомишься. Начиная с 1991 г., я этим и занимался: колесил на попутках по США, Европе, Азии. Туда — сюда. На месяц, два вырвусь из России и назад. Вначале ездил один или со своими детьми, потом, после организации «Школы автостопа», с коллегами-втостопщиками.

Мы собирались по 15—20 человек, делились на пары и отправлялись в путь. В заранее выбранных местах встречались, обменивались информацией, и опять разъезжались. Оказалось, что компанией ездить значительно интереснее. Поэтому, когда у меня появилась идея проехать автостопом вокруг света, я стал набирать команду. После публикации в газете «Иностранец» ко мне обратились десятки желающих. Но потом большинство отсеялось — у кого-то нашлись более важные дела, ктото испугался за своё здоровье, кого-то не пустила жена...

Наконец сформировались три пары: Эдуард Сухов, автослесарь из Певека (Чукотка) и Стася Миронова, аспирантка московского Института языкознания; Дмитрий Становов, строитель из Калуги и Татьяна Александровна Гузова, пенсионерка из Новокуйбышевска; и я с Георгием Канделаки, барменом из Гагры. В самый последний момент к нам присоединился Владимир Иванов, только что вернувшийся из поездки по Америке. Все люди взрослые, в возрасте от 23 до 55 лет, с туристским и автостопным опытом за плечами.

Предполагалось, что, выехав 19 сентября 1999 г. из Москвы на восток, через Азию, Австралию, Океанию, Южную и Северную Америку, Европу мы вернёмся назад с запада примерно через год. Проехать автостопом по этому маршруту за год можно только в том случае, если заранее оформить все визы. На это нужны деньги, время и огромное количество бумаг. Чтобы не заниматься этим самому, я нашёл спонсора — турфирму, которая взялась всё оформить. Турфирма, потратив два месяца и наплодив кучу бумаг, выяснила, что... оформить все визы в Москве невозможно.

Они имеют срок действия, как правило, от трёх до шести месяцев, доехать же за это время автостопом до Австралии или Южной Америки нереально. Придётся оформлять визы по пути. Старт пришлось отложить до 7 декабря 1999 г. Но и в этот день смогли отправиться в путь только Дима с Георгием. В Самаре они объединились с Татьяной Александровной. Через неделю Владимир Иванов выехал со Стасей, Эдик в одиночку их догонял. Для меня кругосветка началась ранним утром 19 декабря 1999 г., ровно на три месяца позже, чем предполагалось.

Было ещё темно. Под хлопьями свежего снега, хлюпая по раскисшей грязи и обходя лужи, я пошёл пешком ко МКАД. Вначале двигался быстро. На следующее утро был в Самаре, через день — в Уфе, ещё через день — в Челябинске. Но за Уралом машин на трассе стало заметно меньше, а дороги — хуже. Мне нужно было догонять своих попутчиков, которые были уже в Монголии. Поэтому пришлось днём ехать автостопом, а по ночам — в общем вагоне попутного поезда. Так я смог за неделю добраться до автомобильного пограничного перехода возле городя Кяхта.

МОНГОЛИЯ 
Первая попытка автостопа оказалась неудачной — попал на «таксиста-астника» (вернее, на таксистку), но выяснил это лишь после того, как она довезла меня до вокзала в Сухе-аторе и стала настойчиво требовать деньги за проезд. Вообще, монгольские водители привыкли с попутчиков брать деньги. Конечно, могут подвезти и бесплатно, если сумеете объяснить им, что такое автостоп, и не замёрзнете в ожидании такого альтруиста на пустынной трассе. Я, к счастью, наткнулся на одинокий домик — полицейский пост. Там, прислонившись к печке и смотря французский фильм на монгольском языке, я с комфортом «голосовал», опрашивая водителей, заходивших отмечаться.

Так я «застопил» «Жигули» до Дархана. В советские времена говорили: курица — не птица, Монголия — не заграница. Здесь не чувствуешь себя иностранцем. Дома построены советскими строителями, в магазинах в основном товары российского производства, машины на дорогах — все наши. По телевизору передачи из Останкино, по радио — «Маяк». И все мало-альски образованные люди говорят по-усски. Приехал в Дархан уже поздно вечером. Зашёл на ж.-. вокзал погреться. Всё как у нас. Касса закрыта, перед ней длинная очередь. Примерно в середине стоял высокий парень в очках. Я обратился к нему по-усски и не ошибся. Хорцог оказался русскоговорящим.

От него я узнал, что через пару часов в Улан-Батор пойдёт поезд. Проезд стоит $2. Хорцог купил мне билет за 2000 тугриков (примерно $2) — у меня монгольских денег не было, — занял место в вагоне, протолкавшись сквозь плотную толпу, штурмовавшую входную дверь, и вообще взял надо мной шефство — вплоть до дверей консульского отдела китайского посольства. Если в Москве для оформления китайской визы обязательно нужно иметь приглашение, да ещё и отстоять длинную очередь, то в Улан-Баторе достаточно заполнить короткую анкету и заплатить консульский сбор $30 (в Москве — 50!).

Выезжая из Москвы вразброд, мы договаривались встречаться перед дверями китайского посольства в Улан-Баторе. Но 27 декабря никто из кругосветчиков туда не пришёл (потом выяснилось, что они ранее несколько раз приходили, но именно в этот день не пошли, решив, что я передумал ехать и остался в Москве). В поисках ночлега я бродил в темноте по городу. А мороз под 30°С. Пройдя по гостиницам, выяснил, что для иностранцев цены выше, чем для местных — от $10. Зато у частников на квартире можно договориться за $3—5. Или даже бесплатно. Именно так я и попал на квартиру к Шагдару Дашнаму.

На следующее утро позвонил корреспонденту ТАСС Александру Денисовичу. От него я узнал, что кругосветчики с помощью российского консула вписались в общежитие филиала Плехановского института. Я тоже перебрался туда. Пока ожидали визы, обошли весь город. Зашли в буддийский монастырь. Вход бесплатный. Но, как только я попытался снять на видео скульптуру Будды, ко мне рванулся монах-охранник с криками: «Пять долларов! Пять долларов!» ...Конец декабря. 30градусный мороз с ветром. От УланБатора до китайской границы 600 км, вначале по степи, а потом по заснеженной пустыне Гоби.

Что такое монгольский автостоп, мы уже представляли. Это пустынные дороги, долгие объяснения с водителями и главное — реальная возможность обморозиться и во время голосования, и в пути (Георгий, Стася и Володя добирались до УланБатора на попутной «Газели»; для Стаси нашлось место в кабине, а ребятам пришлось мёрзнуть в кузове). Обстановка как раз для любителей экстремальных путешествий. В нашей компании таких нашлось только двое — Стася с Эдиком. Остальные предпочли не рисковать здоровьем и поехали поездом (билет в общий вагон стоит $4).

КИТАЙ 
тайской таможни в Эрен-Хото нас на «уазике» подбросил монгольский пограничник. И в 9 часов утра мы оказались первыми иностранцами, входящими в Китай в 2000 г. (по крайней мере, на этом участке границы). Китайцы весьма поверхностно проверили наши рюкзаки и поставили штампы в паспорта. Заминка вышла с Георгием, у которого был грузинский паспорт — таможенники вначале не могли понять, из какой он страны. Первый день в Китае можно охарактеризовать одним словом «шок»: никто не говорит поанглийски, все надписи на китайской языке.

С помощью случайно встреченного русскоговорящего монгола сориентировались, нашли возле рынка грязную, но дешёвую гостиницу; узнали, что в связи с праздниками поезда не будут ходить ещё два дня, но завтра утром в Пекин пойдёт автобус. Утром хозяин гостиницы проводил нас до автовокзала. Там уже шла посадка на автобус до Пекина. Проезд стоит 80 юаней ($10). Вместо сидений в салоне установлены кровати с подушками и одеялами. Прямо отель на колёсах. Только на кочках подбрасывает так, что того и гляди пробьёшь головой крышу. Стася с Эдиком, обморозив носы, щёки, руки и ноги, пройдя по пустынной трассе около 30 км, встретили Новый год в одинокой юрте и дальше ехали поездом. В Пекине мы на время, необходимое для оформления лаосских виз, остановились у сотрудников ИТАР-ТАСС.

Вечером 5 января Стася с Эдиком неожиданно собрались ехать, и Георгий с ними. Оставшись без пары, я присоединился к Диме с Татьяной Александровной. Мы хотели выезжать на следующий день и догонять ребят. Так бы и произошло, если бы Володя случайно не обмолвился, что Стася ходила в австралийское посольство и узнала, что там визу можно оформить за неделю, без собеседования и даже без приглашения. На следующее утро мы отправились туда. Заполнили анкеты, заплатили консульский сбор, и только после этого выяснилось, что в связи с праздниками срок оформления визы увеличен до двух недель.

Этого было достаточно, чтобы съездить в Сиань — древнюю столицу Китая — и вернуться назад.Первого же встреченного англоговорящего китайца мы попросили написать нам фразу «Подвезите нас, пожалуйста, по пути, бесплатно». Что конкретно он нам написал, неизвестно. Но действовало наверняка. Все водители улыбались и однозначно понимали нашу сущность. В Китае голосовать больше 10 минут на одном месте нельзя. За это время или уедешь на застопленной машине, либо

Какой-нибудь добросердечный китаец остановит для тебя... рейсовый автобус. Объяснить же такому помощнику, что мы едем автостопом, невозможно.

Остаётся менять позицию каждые 10 минут. Средняя скорость движения автотранспорта была не выше 20 км/ч — дороги запружены машинами, тракторами, повозками, велосипедистами, скотом, да к тому же ещё и гололёд... Поэтому наилучший вид транспорта в Китае — поезд. Проезд в 3-м классе стоит недорого. Правда, обстановка спартанская — народу уйма, все постоянно что-нибудь едят, а мусор и объедки, не задумываясь, бросают под ноги. Когда образуется слой около полуметра, приходит проводник и подметает. Но чистота долго не сохраняется. Мы не знали китайского языка, а большинство китайцев — английского.

Общались «на пальцах» — пролистав русско-китайский разговорник, пальцем показывали строчку иероглифов, соответствующую наиболее подходящей фразе из списка «Я хочу забронировать номер в отеле», «Вызовите такси», «Наше предприятие стремится к взаимовыгодному сотрудничеству в областитяжёлого машиностроения» и т.п. Затем для ответа передавали разговорник китайцу.Китайцы ни разу не отказывались помочь, когда мы к ним обращались с каким-нибудь вопросом. Но среди них встречались и «хелперы», которые назойливо предлагали свою, чаще всего совершенно ненужную помощь, а потом настойчиво требовали, чтобы им за это заплатили. Именно на таких «помощников» мы нарвались в Шеньджоу, когда пытались выяснить, как оттуда доехать до монастыря Шаолинь.

Они «помогли» нам купить билеты на автобус, выбили с нас 10 юаней и ретировались до того, как мы разобрались, что автобус пойдёт только на следующий день. Китайские водители, подвозившие нас по пути, неоднократно приглашали нас в ресторан (соответствующий их финансовым возможностям) или покупали нам дешёвую еду на улицах, но ночевать к себе домой никто не звал — не принято. У Димы с Татьяной Александровной была двухместная палатка, где можно было поместиться и втроём. Но ночевать в ней на снегу не хотелось. Тем более, что деньги на дешёвые гостиницы ещё были.

Сколько реально стоит проживание в них, неизвестно. Китайцы с готовностью делают скидку с первоначальной цены, снижая её порой в 10 раз. В результате каждый может платить столько, сколько ему по карману. Мы установили себе критерий — по $1 с человека за ночь. И практически везде нам удавалось сбивать цену до этого уровня. Самая дешёвая комната — $1 за троих, в ней верхнюю одежду снимать нельзя — холодно, изо рта идёт пар, а спать можно только в спальных мешках на грязных матрацах, накрываясь грязными одеялами; самая дорогая — по $1,5 с человека, в тепле, с постельным бельём и цветным телевизором. Чаще всего гостиница была среднего уровня. Что это такое, поясню на примере.

Зайдя в комнату, где мы сидели в верхней одежде и отогревались горячим чаем, хозяйка гостиницы по-английски спросила: «Не хотите ли принять ванну?» Мы, естественно, обрадовались. Она повела показывать свою «ванную». Вывела нас во двор, подвела к железной бочке, ломиком разбила корку льда и вручила ковшик: «Вот вам и ванная». На еду мы тоже тратили максимум по $1 на человека в день. В дешёвых китайских ресторанах (вернее, забегаловках) за эти деньги можно поесть. Для того, чтобы сделать заказ, достаточно сказать «мифань» (рис) и наудачу ткнуть в какое-нибудь блюдо из списка стоимостью примерно $1. Китайская кухня — одна из лучших в мире.

Всё, что они готовят, по крайней мере съедобно. Однако, если не хотите потерять аппетит, лучше садиться спиной к кухне, чтобы не видеть, в каких условиях это делается и, особенно, как «моют» посуду (обычно это делается в тазу, где до этго мыли овощи, а воду меняют в лучшем случае раз в день). Журналисты в Пекине посоветовали нам каждый раз перед едой в китайской забегаловке для «дезинфекции» на голодный желудок выпивать по 50 граммов водки. Действительно ли это помогает, неизвестно. Но мы строго следовали полученной инструкции и ни разу не страдали желудочными расстройствами. Народу в Китае много. Но затеряться в толпе нельзя.

Стоило немного отъехать от Пекина, как наше появление на улице вызывало самый живой интерес. Все бросали работу, толпились в дверях, высовывались из окон. Китай попрежнему остается бюрократическим государством. С одной стороны, это неприятно — практически в каждой гостинице у нас спрашивали документы. Несколько раз их проверяли и сотрудники местного «КГБ». Но, с другой стороны, мы и сами пользовались пиететом китайцев к любой «бумажке». Ещё в Москве перед поездкой мы заготовили «дадзыбао» — справки на китайском и русском языке о том, что мы путешественники, члены международной экспедиции журналистов. И с помощью этих бумаг бесплатно посещали все музеи и достопримечательности.

Вернувшись через две недели в Пекин, мы узнали, что в австралийской визе нам отказали. Мы второй раз подали документы на визу, нам пообещали рассмотреть наши заявления в течение нескольких дней. Они прошли в беготне. Посольство требовало то одни бумаги, то другие. Дотянули до того, что у нас уже не оставалось времени, и пришлось забирать документы. Из-за задержки в австралийском посольстве мы оказались в стрессовой ситуации: китайская виза заканчивалась через 5 дней, продлить её было практически невозможно. Доехать за это время до лаосской границы автостопом было нереально, нужно было ехать поездом. А тут как назло в Китае началось празднование Нового года (в начале февраля). Половина страны устремилась в дорогу, чтобы встретить праздник в кругу семьи.

Билетов нет, на вокзале не протолкаешься. За порядком наблюдают служащие в форме. Они, если кто лезет без очереди, подходят и говорят ему по-китайски примерно так: «Извините, мне кажется, вы несколько некорректно себя ведёте по отношению к окружающим». Потом с размаху бьют кулаком по уху, хватают за шиворот и, подгоняя пинками, выталкивают на улицу. Казалось, никаких шансов уехать нет. Но неожиданно какие-то проходимцы предложили нам три билета на поезд до Куньминя. Что подозрительно — по госцене.

Пришлось рискнуть. До сих пор удивляюсь, почему нас не обманули. Через двое суток мы были в Куньмине. Отсюда до лаосской границы ещё около 2000 км. У нас оставалось три дня, поэтому ехали днём и ночью. Как выяснилось, ночной автостоп в Китае лучше дневного — меньше добровольных «помощников» и автобусов. До границы доехали в последний день действия китайской визы — 30 января, за три часа до закрытия перехода.

Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/ 

Назад в раздел

Задайте вопрос...