О чём должен помнить начинающий велосипедист перед тем, как отправиться в дорогу? Прежде всего, о том, что надёжный велосипед — залог здоровья. Хорошо известно, что уход за байком позволяет уменьшить травматизм. Такая профилактика включает в себя и подготовку велосипеда, и его ежедневный профилактический ремонт. В каждой команде есть опытные механики, поэтому часть обязанностей можно возложить на них. Но если вам дорога жизнь, возьмите себе за правило делать самому осмотр машины дважды в день: перед поездкой и после неё.
В клубе велотуристов существовал музей поломок. Прогуливаясь вдоль экспонатов, можно было представить, какой вид травмы получил тот или иной наездник. Наиболее впечатляющее зрелище бывает при разрушении несущих конструкций переднего колеса: отрывах перьев вилки, обрыве тормозных рычагов, переломах руля и др. Всякое бывает. Вспоминается случай, когда при спуске с горы «мой верный конь» взбрыкнул изза маленького камня, оказавшегося зажатым между вилкой и передним колесом. Поломки конструкций, фиксирующих заднее колесо, менее опасны. Наиболее популярны «загоны» суппорта в спицы заднего колеса.
Обычно ничего страшного не происходит, и всё восстанавливается путём балансировки колеса и перетягивания спиц. Но бывают и более серьёзные поломки. В моей памяти запечатлён победный финиш Петровича в подмосковных Чёрных Грязях с «многооскольчатым переломом» заднего
обода. После этого в музее появился новый экспонат, состоящий из четырёх обломков колеса. Можно ещё вспомнить победителя ервенства по велоориентированию. Николая Сороко, откатавшего целый сезон на велосипеде, скреплённом в области центральной стойки алюминиевой проволокой. Впрочем, подобный риск неоправдан, ведь жизнь, как известно, даётся человеку один раз, и прожить её надо.
По-видимому, у русских людей в крови постоянное «изобретательство велосипеда» и обсуждение вопросов, которые у других народов давно считаются очевидными и общепринятыми. Вспомните только, как мы относимся к ремням безопасности в автомашине. Вот и среди велосипедистов нашей страны широко развернулась дискуссия о пользе велосипедных шлемов. Даже неудобно на эту тему спорить, достаточно сказать, что за рубежом страховая компания не выплатит велосипедисту компенсацию за травму, если он ехал без шлема. То же касается и экипировки.
Опытные люди знают, как здорово при неожиданных падениях верхняя одежда и перчатки спасают от «асфальтовой болезни» (тем более выручат специальные приспособления — наколенники, налокотники и пр). Прекрасный вид: голый торс «гарцующего» на байке атлета на фоне заснеженных вершин. Однако солнечные ванны, кроме своей привлекательной стороны, имеют и обратную: в условиях высокогорья подобные эксперименты частенько оборачиваются болезненными ожогами. Поэтому туловище и конечности даже в жаркий день должны быть защищены светлой одеждой. Обнажённые части тела можно смазывать солнцезащитными кремами.
В высокогорье можно получить и повреждение сетчатки. Солнцезащитные очки спасут глаза не только от ультрафиолета, но и от пыли и мелких насекомых. Лучше воспользоваться специальными велосипедными пластмассовыми очками c защитой от ультрафиолетовых лучей не менее UV400. Великим искусством в походе является правильное планирование дня, режима «вкатывания», подбор мест отдыха, купания и стоянок. Порою очень жалко участников неудачно спланированного похода, когда для выполнения графика движения группа «пролетает» мимо красивых мест или (что ещё хуже) когда туристы из последних сил «ползут» к намеченному месту стоянки.
Последствия таких физических перегрузок бывают плачевными и могут приводить к травмам и заболеваниям, ко сходу с маршрута. По нагрузкам велотуризм можно приравнять к тренировкам марафонцев: при 10-часовом «рабочем дне» спортсмен расходует до 4—5 тысяч килокалорий в день и можепотерять за поход до 5 кг веса. Одним из ранних признаков гипогликемического состояния (снижения содержания глюкозы в крови) является острое чувство голода. Затем развиваются слабость, головокружение, нарушение координации, человек покрывается холодным потом.
Для профилактики переутомления, теплового удара и «глюкозного голода» рекомендуется полноценное питание на привалах и пополнение запасов организма водой, углеводами (печеньем, конфетами, шоколадом, сухофруктами и т.д.) и минералами (соли калия, магния и др.). Необходимые микроэлементы и глюкоза могут входить в специальные растворы и питательные смеси. При разработке маршрута хорошо бы планировать стоянки у водоёмов и рек, где есть возможность мыться и пополнять запас питьевой воды. Особенно это важно для стран с жарким климатом.
При автономных путешествиях по без водным районам необходимо иметь как минимум 2—3 литра питьевой воды в сутки на каждого участника. Остерегайтесь использовать неизвестные источники (колодцы, ручьи, колонки). Если другого выхода нет, необходимо провести грубую обработку (фильтрование через 4 слоя марли) и обеззараживание (помогут таблетки пантогама или кристаллики марганцовки) с последующим кипячением воды. При использовании хлорсодержащих обеззараживающих препаратов обратите внимание на срок годности: с каждым годом активность хлора уменьшается на 25%, это следует учитывать при расчёте количества таблеток на объём воды.
Существуют различные мнения по поводу питьевого режима на маршруте. Некоторые предпочитают пить равномерно в течение дня, другие же, напротив, любят выпивать наибольшее количество воды ближе к вечеру, на отдыхе. Всё зависит от индивидуальных особенностей человека. Но следует помнить, что не стоит пить много жидкости непосредственно до и сразу после поездки. Велосипедисты предпочитают иметь как минимум две фляги: питьевую (для воды и питательных смесей) и «техническую» (для обливания). Некоторые туристы практикуют постоянное ополаскивание полости рта.
Для этого даже придумали специальный резервуар, который крепится на спине. Чтобы вода во фляге была охлаждённой, шьют специальные чехольчики под ёмкость, которая крепится на раме велосипеда. Перед поездкой чехол смачивается водой и за счёт теплообмена питьё некоторое время сохраняет освежающие свойства. Что касается личной гигиены, то приведу лишь некоторые принципы, важные для велотуризма. Так, например, одежда должна хорошо вентилироваться и одновременно обладать хорошими термоизоляционными свойствами, иметь высокую износоустойчивость, быть легкой и, желательно, внешне привлекательной.
Скажем, для дождливой погоды подойдёт куртка или костюм из мембранных тканей, называемых обычно Gore-Tex. В жаркую погоду лучше использовать хлопчатобумажную одежду. У неё имеется один недостаток: долго сохнет. Но если взять достаточно сменного белья и применять метод ускоренной его сушки на рюкзаке (прямо на ходу), то преимущество натуральных тканей по сравнению с синтетическими будет очевидно. В холодную погоду предпочтительнее использовать шерстяную одежду. Не нужно спать в одежде, предназначенной для езды. Не следует садиться в седло в синтетических плавках.
Велотрусы должны иметь прокладку из потопоглощающего материала. При использовании синтетических велотрусов (Lycra, Tactel) особого ухода требует замшевая прокладка, которая может потерять форму (например, после дождя) и вызвать массу проблем для владельца. («Пятая точка» для велосипедиста — рабочий инструмент. Вековой опыт постоянно находящихся в седле кочевников прост и незатейлив: после отправления нужды они не подтираются, а подмываются. Возможно, поэтому и не знают, что такое геморрой. Цивилизация же изобрела мыло и кремы.
Подмывание с последующим смазыванием кремом известных мест должно стать обязательным в ежевечернем обиходе каждого велосипедиста. Лучше, если рацион сидящего в седле не будет содержать чрезмерно острых блюд — перец, например, проходит через пищеварительную систему, не изменяя своих раздражающих свойств, и плохо смывается даже мыльной водой). Велообувь должна быть износостойкой с жёсткой подошвой. Для этой цели подходят кроссовки или кроссовые велотуфли. В спортивных походах не следует пользоваться контактными педалями с шипами. Кроме того, обувь должна быть хорошо разношена.
В заключение несколько советов по медицинскому обеспечению. При форс-мажорных обстоятельствах вы можете воспользоваться жизненным опытом своих товарищей. Но последнее слово должно оставаться за руководителем, и никто не снимет с него ответственность за принятие окончательного решения. Не пытайтесь воспользоваться готовыми медицинскими аптечками. Так же, как и при подборе ремнабора, необходим индивидуальный подход к составлению аптечки с учётом числа участников в группе, длительности и сложности похода, отдалённости от цивилизации, даже от квалификации путешественников и умения пользоваться медикаментами.
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/