Это был мой первый водный поход. Начав с этой расхожей фразы, можно и ещё одну добавить – «Ничто не предвещало…». Друзья, бывалые «водники», позвали сплавиться по высокой весенней воде. Поход недальний и недолгий – на два дня по речке Нерской (Подмосковье, Казанское направление). И маршрут, естественно, простой. Когда мы вышли из электрички на платформе Подосинки, мне вспомнился старый анекдот: « “Ну что, по коням?” – спросили рюкзаки и мерзко захихикали…»
Вещей непривычно много, в пешие походы берётся меньше. Это по реке байдарка несёт туриста, а до реки и обратно турист байдарку несёт. Ага, тот здоровенный рюкзак – это чехол, в котором «Варзуга» едет. А «Тайменя» вообще на тележке катают, но в этот раз его не взяли – «шкура» драная, пора менять. Вместо него раздобыли двухместную «Щуку». Лодка незнакомая, вот заодно и освоим. Одно достоинство точно есть: нести её легче. Подготовить «Щуку» к плаванию тоже вроде бы проще.
Это сборка «Варзуги» – процесс трудоёмкий, хотя и по-своему красивый: вот ты какой, кильсон, вот вы какие, стрингера… Ой, а топор зачем? А, ясно, тут постучать надо, не молоток же для этого тащить. Как «шкура» потом натягивается – вообще уму непостижимо. А «Щуку» развернули, накачали – и готово. Только баллоны как-то криво стоят. Приспустили, поправили, снова накачали – вроде лучше стало. Наконец байдарки на воде, пора грузиться. Тут выясняется, что двухместная «Щука» – на то и двухместная, что помещаются в неё два человека, и всё.
Ах, вы ещё и вещи хотели в трюм положить? Тогда надо было трёхместную брать. Или срочно худеть. Или сверху груз привязывать, как в итоге и сделали. И гребцы высоко сидят, так что центр тяжести у этой конструкции где-то на уровне палубы, если не выше. А сидит она в воде довольно низко, поскольку ещё и перегружена. Тем не менее стартуем, не возвращаться же. «Щука» вроде бодренько так идёт, откуда же мне понять, каких усилий стоит экипажу не дать этой вредной лодке стать поперёк течения…
Удобнее, что ли, ей боком идти? К тому же, подобно настоящей щуке, она прямо-таки стремится ко всем встречным корягам. А на повороте реки, на участке с быстрым течением, поперёк курса случилось бревно. Отворачивая от него, капитан делает резкий и сильный гребок, да ещё и наклоняется в нужную сторону – с каркасной байдаркой манёвр удался бы, но «Щука» ведёт себя иначе. Нет, в бревно она не врезается. Зато перегибается посередине, взбрыкивает и сбрасывает неумелого седока в холодную апрельскую речку.
Матрос пытается выправить крен, но добивается лишь того, что вываливается с другого борта. Говорят, что конструкция «Щуки» опасна, при оверкиле в ней можно застрять. Но то ли это неправда, то ли нашей группе так повезло: не застряли люди, выпали без проблем. И быстро-быстро доплыли до берега. Лодку и большинство вещей удалось поймать. Минус мобильник – не был запакован, так и булькнул на дно.
А также минус паспорт и фотоаппарат – не утонули, но безнадёжно промокли. Остаток дня сушились и отдыхали, благо рядом с местом аварии обнаружилась замечательная стоянка. Там же и заночевали. А наутро стало ясно, что дальше не идём: экипаж «Щуки» не захотел иметь ничего общего с этой лодкой, а желающих поменяться не нашлось. Так и вернулись пешком на ту же станцию Подосинки. Прошли мы тогда по Нерской меньше километра. Но поход был интересным и, несомненно, поучительным.
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/