РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ, ПРОИЗОШЕДШАЯ ЛЕТОМ НА КАВКАЗЕ В ГРУППЕ ТУРИСТОВ ТУРБАЗЫ «ТЕРСКОЛ»
Все в группе считали, что с инструктором им повезло: симпатичная девушка, весёлая, играет на гитаре, поёт, не первый год ходит с «плановиками» (хотя на этой турбазе в Приэльбрусье впервые) и главное – работает, что называется, с душой, стараясь выполнить все пожелания своих подопечных. И когда они захотели сходить на Турьи озёра (название прельстило), Алла согласилась пошла навстречу.
Правда, другие инструкторы отговаривали: всю ночь и полдня шёл дождь, а тропа к озёрам крутая, глинистая. Но группа так просила! И вот полтора десятка человек, в том числе трое школьников, отправились в путь. Обедать на базе не стали, взяли продукты сухим пайком: «поедим на озёрах». Пятеро мужчин вели себя по рыцарски и весь груз положили в свои рюкзаки. К ужину собирались вернуться. ...Инструктор ошиблась. Да, эти два маленьких, неприглядных озерка, у которых стояли чьи-то палатки, и были Турьими озёрами.
Но на вопрос своих туристов Алла ответила: «Что вы, ребята, какие озёра, разве вы не видите – это просто лужи!» И повела группу дальше, вверх. А что стоило спросить у тех, кто загорал у воды! Ошибка стала очевидна ей через пару часов, когда они поднялись почти на гребень отрога над ущельем Адылсу. Да и время неумолимо двигалось к вечеру. Нужно было поворачивать назад. Но как признаться в своей ошибке?! Ещё засмеют: «Какой же ты инструктор, дороги не знаешь!..» И Алла повела группу вперёд, надеясь отыскать удобный спуск в долину.
Он, однако, не находился. Стали спускаться по крутому кулуару с ручьём. Некоторые женщины зароптали: страшно. Тогда Алла отправилась вперёд на разведку. Однако, сделав несколько шагов, поскользнулась на мокрой траве и кувырком покатилась вниз. Туристы оцепенели. Пролетев по склону несколько десятков метров, Алла остановилась. Встала. Все облегченно вздохнули. Правда, девушка прижимала руку к телу: видимо, повредила её. Постояв, Алла начала подниматься к группе. – Спускайся вниз, – кричали ей сверху, – мы сами вернёмся на базу по своим следам. – Что вы, ребята, как же я вас брошу!
Не дожидаясь девушки (догонит, мол), туристы начали выбираться из кулуара наверх. Двое мужчин остались на площадке ждать Аллу. Ей ещё надо было немного, метров пять, подняться по простым скалам. Скоро голова девушки показалась над краем площадки, на которой, крепко упершись ногой в выступ скалы, стоял Николай. – Помоги, – попросила Алла, – мне самой трудно. Он протянул руку, но девушка не смогла дотянуться до нее. Их пальцы разделяло буквально несколько сантиметров. – Подтянись ещё! – сказал Николай, он не хотел (или боялся?) менять удобную позицию.
Алла упёрлась ледорубом в край площадки и потянулась к руке Николая. Ещё, ну ещё чуть-чуть!.. Но тут она потеряла равновесие и упала назад. Ледоруб, не закреплённый темляком на руке, перелетел через её голову и упал следом. Второй срыв инструктора видели только двое. Они не заметили её на снежном склоне, который белел в 10–15 м ниже площадки. Элементарная логика подсказывала, что Алла осталась под скалами, почти рядом. Трудно представить, о чём говорили, что думали тогда эти «рыцари». Но факт: подойти к краю площадки и посмотреть вниз (для этого не требовалось никаких специальных навыков) они побоялись.
Не говоря уж о том, чтобы спуститься. Повернулись и пошли догонять остальных. ДАЖЕ НЕ ПОКРИЧАВ, НЕ ПОЗВАВ СВОЕГО ИНСТРУКТОРА. Позже они объяснили свой поступок тем, что боялись испугать женщин и детей, которые, мол, со страху не смогли бы идти. И поэтому на их вопросы об Алле отвечали: «Она пошла прямо вниз, а нам велела возвращаться прежним путем». Только через пару часов, когда группа спустилась на хорошо набитую тропу и всего час оставался до наступления темноты, один парень побежал вперёд за помощью. Дальше – никаких аномалий.
Все, попадавшие в орбиту ЧП, действовали так, как велели им долг и совесть. По первой же просьбе незнакомый шофёр, чья машина стояла около спортбазы МГТУ «Джантуган», оставив ужин, повёз туристов в спасотряд «Шхельда». И уже через час 12 альпинистов вышли на поиски. Положение усугублялось и наступившей темнотой, и тем, что туристы не смогли чётко указать место, где случилось ЧП. Всю ночь, разбившись на три отряда, лазили альпинисты при свете фонариков по склону: по скалам, камням, снегу, под водопадами. И всю ночь с тропы на противоположном склоне ущелья чётко и уверенно руководил ими по рации Анатолий Махинов, начальник спасотряда.
Через час поисков стало ясно, что спасатели на верном пути: в кулуаре на скалах обнаружены следы крови, чуть позже в трещине между ними и снегом нашли ледоруб. Где же Алла?! 18 раз (!) спускались спасатели в подгорную трещину: кроме как в ней, казалось, девушке быть негде. Её нашли только в 6 часов утра, когда началось массовое прочёсывание лесистого склона ниже кулуара. Алла сидела, прислонившись к большому камню. Сразу после падения ей удалось пройти метров 400, потом ноги подкосились... Сил не осталось даже на то, чтобы окликнуть двух спасателей, которые ночью проходили недалеко от неё.
Более 30 человек – туристы, альпинисты, работники ближайших баз – по очереди бегом несли носилки с Аллой, на разбитое лицо которой старались не смотреть. Сначала по каменным осыпям, по тропе, потом по дороге до поджидавшей санитарной машины... Повезло, что Алла при падении ничего себе не сломала, «отделалась» сотрясением мозга, ушибом позвоночника и другими «мелочами». Будь у неё кровотечение, спасателей живой бы она не дождалась... Безусловно, в несчастном случае виновата сама Алла.
Как можно было вести доверенных тебе людей по маршруту, которого совсем не знаешь? И на турбазе ей строго-настрого приказывали работать в паре с опытным инструктором. Но она ослушалась приказа. Однако речь веду о другом. Не окажись сам на месте происшествия во время спасработ, не услышь своими ушами объяснения туристов, не поверил бы, наверное: здоровые, полные сил мужчины, в том числе военнослужащие, бросили разбившуюся девушку. Бросили и даже не пытались выяснить, жива ли она.
Мужчины предпочли позаботиться о своих жёнах и детях. Конечно, при опасности их спасают первыми – это моральная норма. Однако в данномто случае риск для них полностью отсутствовал. Место, где находилась группа, было вполне безопасным. И обратный путь тоже. Вывести слабых – не так уж их много – сумели бы и 2–3 мужчин. Нет, я не призываю новичков, первый раз попавших в горы, лезть на отвесные скалы (да их там и не было). Но даже не глянуть вниз – что сталось с Аллой?! Если бы из 15-ти человек кто-то побежал за спасателями сразу, если хотя бы точно заметили место, девушку нашли бы не через 12 часов, а много раньше.
Не пришлось бы ей провести холодную ночь на камнях без тёплой одежды. А какой урок получили школьники? Да будут ли теперь эти мальчики и девочки уважать своих «мужественных» отцов, которые, как трусы, сбежали, бросив беспомощного человека в беде?! Вот ещё одна невероятная история, на сей раз с путешественниками самодеятельными. При прохождении перевала Хокель на Кавказе упал в трещину между скалами и ледником руководитель группы киевлян. Остальные – молодые, здоровые ребята – решили, что он разбился насмерть, и не делали никаких попыток оказать помощь товарищу.
И отправились дальше по маршруту! Словно лишились какой-то несущественной мелочи, вроде расчёски, а не человека. Судьбу его решили выяснить через два дня, вернувшись на это же место после прохождения кольцевого участка пути. Руководитель же при падении остался жив и сумелтаки выбраться из трещины (иначе замёрз бы там насмерть). Его подобрала другая группа, оказавшаяся, к счастью, поблизости. Туризм учит взаимопомощи, умению сопереживать. Люди, которые не способны на подобные проявления, не могут быть в туристской группе: она просто становится недееспособной.
Можно приводить десятки примеров мужества, взаимовыручки, самопожертвования людей в горах, да и не только там. Что далеко ходить? Вот, скажем, альпинисты, искавшие Аллу. Это ведь не штатные спасатели, для которых риск – их работа, за которую они получают зарплату. Это обыкновенные парни, приехавшие в свой отпуск по путёвкам в альплагерь. Однако у них не было сомнений, идти в ночь или остаться досматривать кинофильм. Замечу, что при поисках один из альпинистов получил серьёзную травму ноги.
Мне могут возразить: допустимо ли равнять «профессионалов» с новичками? Но разве на площадке в кулуаре требовалось что-то ещё, кроме небольшой смелости и человечности? Нужно-то было сдвинуться на несколько сантиметров, чтобы дотянуться до протянутой руки или посмотреть за перегиб, что сталось с их любимой Аллой, Аллочкой, за которой все так дружно ухаживали, дарили цветы, приносили найденные земляниченки... А те двое повернулись и ушли, даже не крикнув ей...
Сергей МИНДЕЛЕВИЧ.
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/