Первоначально в нитке маршрута была заявлена и сама великая Сахара. Но удалось познакомиться лишь с её окраинами, поскольку проехать сквозь самую матёрую пустыню ни в одной стране не разрешили: ни в Чаде, ни в Нигере, ни в Конго, ни в Мавритании, не говоря уже о Сенегале. Столько сил и времени тратить на переговоры – так и вся жизнь пройдёт!
В итоге поехали восточной окраиной Сахары – Ливийской пустыней. Теперь Сахара «засела» в головы наших путешественников (как и туркменские Каракумы, в которые мотоциклистов также не пустили), и, может быть, в следующем проекте братья пройдут эти пустыни уже пешком.
Об этом больше всего мечтает Сергей – ему, как художнику, хочется не спеша пообщаться с этой бескрайностью. По ходу движения вдруг оказалось, что команде удалось пересечь не семь пустынь, а восемь или девять! Это как считать: например, плато Устюрт учёные тоже относят к пустыням, но его на старте не объявляли, вот и проскочили «просто так». То же самое было с пустынями Северной Кении: объявляли Чалби, а «заодно» переехали и пустыню Калгали.
И вот их уже девять... И ещё. Парадоксально, но факт: когда ребята на финише проекта сравнили все пройденные пустыни, то оказалось, что самой сложной для пересечения была, как ни странно, такая близкая нам и вроде бы знакомая... пустыня Кызылкум. Кызылкум не лучше, чем Калахари в дождливый сезон Вроде всё заранее было известно, предупреждал и научный руководитель экспедиции академик РАН Дмитрий Тимофеев: самое страшное в пустыне – это не жара, не пыль, не бездорожье, а вода от неё действительно уже не убежишь.
Так, в пустыне Кызылкум команда встретила бесконечные воды на поверхности земли от разливающейся весенней Амударьи, а в Калахари – воду с неба от страшного тропического ливня. Тут выражение «стена воды» подходило в прямом смысле: действительно была стена, которую можно было потрогать, но невозможно пробить. Однако если в Калахари ребята или пережидали непогоду, или даже потихоньку двигались (хотя мотоциклы погружались по оси в мутные глиняные потоки), то в Кызылкуме ждать было не просто бесполезно, но и опасно: потоки в тысячах русел Амударьи не собирались спадать, а наоборот – активизировались с каждым часом.
Ситуация в Кызылкуме обострялась ещё и тем, что туда взяли так называемые вездеходы «Иж-Самсон», которые таковыми никак не являются. Рекламная 3-колёсная игрушка, оказывается, никогда заводом в бездорожье не испытывалась, и Синельники были первыми, кто реально завёл эти аппараты в такое месиво грязи. Скорость передвижения достигала максимум 10 км в СУТКИ, и это рекорд! Тяжеленные 300-килограммовые «самсоны» перетаскивали верёвками через сотни разбегающихся до горизонта русел Амударьи.
До финиша, до железной дороги у Новоказалинска, добрался только один аппарат, и эти 1850 км стали самыми тяжёлыми из стальных 15 тыс. км маршрутов по пустыням. И африканское бездорожье в жару +30°С, и приставание толп жителей Эфиопии, и горные серпантины, куда «Ижи» сами в принципе не могут подняться, и арест команды сирийскими органами госбезопасности, и усеянная огромными следами крупных хищников Калахари, где негде поставить палатку, кроме как на эти следы, и высоченные, под облака, песчаные горы-дюны Намиба – ничто не сравнится с весенней распутицей Кызылкума.
Африка – далёкая и близкая, огромная и такая крошечная Когда проедешь столько километров, пересечёшь континент, а потом на карте видишь нитку своего маршрута, то первая мысль: «Ого, какой я молодец!» Но потом, когда всё уляжется и придёт что-то вроде философского понимания, то вдруг приходит мысль, что Земля наша, оказывается, такая крохотная, а континенты такие маленькие… По поводу же Африки убеждаешься, насколько она невелика, перенаселена, как неравномерно живут там люди, как и в нашей России...
Путешественники искали уединения, просто мечтали, где бы так поставить палатку, чтобы к ним местные жители не пришли, чтобы можно было насладиться общением с природой; но в подавляющем числе случаев это не получалось. Вроде бы пустыня Калахари огромная, бесконечная. Однако центр её оказался огорожен двумя рядами колючей проволоки – тысячи километров «колючки». Частная территория, куда мотоциклистов не пустили.
Тогда и подумалось: «забуришься» вот так в глубь нашей сибирской тайги – и вдруг окажется, что самая её глушь огорожена и уже стала «частной территорией». Неужели к тому всё идёт?! Поиски уединения завели россиян в места, где хозяйничают НЛО – только так можно объяснить то, что увидели ночью в пустыне Чалби. Команду преследовали километров 10 непонятные огоньки; они то приближались, раскачиваясь вверх-вниз, то удалялись, и неведомое беспокойство в душе у всех россиян вызвало желание бежать отсюда скорее.
Убежали в ночь, в темень, только бы подальше. Песок и соль Намиба Гигантские песчаные дюны мотоциклисты начали искать ещё в Калахари, но когда прибыли в западную её часть, где дюны, согласно карте и Интернету, и должны быть, то их там не оказалось. Слегка всхолмлённая поверхность была сплошь усеяна скоротечной растительностью, которая во влажный сезон успевает выскочить к солнцу, зацвести, произвети потомство и вскорости иссохнуть под безжалостным жаром.
Оставалось только сделать вывод, что, поскольку дюны – это движущиеся природные образования, то со времени рисования имевшейся карты они передвинулись достаточно далеко и стали не видны даже на горизонте. Помотавшись в поисках «бродячих гигантов» безрезультатно по западным окраинам Калахари, понадеялись увидеть дюны уже в пустыне Намиб. С ней Синельники были знакомы ещё со времён своей кругосветки на «Уралах», но тогда лишь пересекли пустыню по гравийке поперёк, получили удовольствие и замыслили обязательно сюда вернуться.
Тем более, что сама Намиб огромная, она тянется вдоль побережья Атлантики на 2 тыс. км от ЮАР до Анголы, по ней можно колесить и колесить бесконечно, но главное – надо было обязательно побывать в северной её части, где, говорят, вовсе не земля, а сплошь соль. Механик-золотые руки Сергей Муравицкий из Белоруссии очень сомневался: как это усталые донельзя «ишачки - ИЖики», едущие давно на честном слове да на его, механика, ежедневном ремонте, смогут ещё и с соляной пустыней побороться? Точно рассыпятся от коррозии.
Но оказалось – ничего! После заветного мыса Кросс, где члены команды с удовольствием набирались мощи Атлантического океана, двинули на север, на встречу с новым обличьем пустыни Намиб. Соль там действительно покрывала всю поверхность, да так, что грунта не было видно, и эта белизна уходила за горизонт. Кристаллы разного размера, от кулака до лошадиной головы, крошились под колёсами непривычных к такому диву городских «Ижей».
За ними оставалась тёмная колея, которую, наверно, было хорошо видно из космоса. Но механик всё молился: только бы выдержало «железо», ведь до спасительного Виндхука, столицы Намибии, ещё 450—500 км! Но выдержали и эту соль! Выдержали мотоциклы и сплошной песок, когда наконец-то вышли на край гигантских намибийских дюн – движущихся гор высотой под 300 м, удивительно красивого природного образования. Кое-где на склонах виднелись следы от квадроциклов – заезжают сюда приверженцы нового технического средства, но вот на российских «Ижах» никто тут не бывал, это точно.
Это подтвердил байк-доктор и намибийский ковбой Шон из Виндхука, который все мотодвижения тут знает, и мимо него никто не проедет. Когда в прошлый раз он и его друзья в мотоклубе встречали россиян на «Уралах», то удивлялись: как можно на таких неподходящих аппаратах тут ездить?! Но теперь, глядя на простенькие «Ижи», и вовсе задались вопросом: «И почему эти русские не могут на обычном «БМВ» или «Хонде» приехать?» И точно: не могли на «иностранце» приехать, поскольку привели Синельники свои старенькие «Ижики» из своего детства, когда мальчишками мечтали покорить всю Землю на этих двух колёсах, как тогда казалось, таких мощных аппаратов.
И вот выросли, обросли мускулами и исполнили ту давнюю мечту. Нельзя же так, чтобы человек всё только мечтал и мечтал, он должен обязательно исполнять свои мечты! Когда же на финише братья отчитались за «Семь пустынь», когда поняли, что отдали родной мототехнике пять лет своей жизни, не случайно руководитель проекта Сергей Синельник заявил: «Больше российских аппаратов в наших путешествиях не будет!» Хотя и говорят в народе «не зарекайся!», но в ближайшее, по крайней мере, время так оно и будет: отчаянные близнецы отправились в Индийский океан, чтобы на вёслах пройти невероятный маршрут от Австралии до Африки. Три года подготовки, тесты и тренировки позади, и сейчас команда взяла себе билет в один конец! Жаль только, что у нас на Земле не семь океанов, а только пять, но, согласитесь, название «Пять океанов Земли» также звучит заманчиво!
Статья опубликована в газете «Вольный ветер», на нашем сайте публикуется с разрешения редакции. Сайт газеты http://veter.turizm.ru/
Фотографии природы и путешествий